Статья 101

.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

 

О Счетной палате Российской Федерации см. Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ

Комментарий к статье 101

1. Смысл содержания ч. 1 комментируемой статьи заключается, во-первых, в том, что палаты Федерального Собрания самостоятельно формируют свое руководство. Во-вторых, из текста следует, что Председатели палат и их заместители не образуют коллегиального руководящего органа палаты, а руководство ею осуществляется на единоличной основе. Разумеется, палата вправе отменить решение своего Председателя или заменяющего его заместителя Председателя, но решение принимается Председателем или в соответствующем случае его заместителем единолично.

Избрание наряду с Председателем палаты также его заместителей позволяет не только и (не столько) решать проблему, связанную с возможностью продолжать руководство палатой при временном отсутствии Председателя (есть ведь и другие способы решения этой проблемы), но придать руководству палаты представительный характер путем обеспечения интересов меньшинств при выборах: Председатель и его заместители представляют весь спектр политических интересов, отраженных в составе палаты, или его основную часть. Число заместителей определяется палатой.

Порядок выборов Председателей палат Федерального Собрания и их заместителей определяется регламентами палат.

 

Примечание

Порядок выборов Председателя Совета Федерации и его заместителей урегулирован ст. 7-9 Регламента этой палаты, утвержденного ее Постановлением от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655). Они избираются из числа членов Совета тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования. Председатель Совета и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Это значит, что субъект Российской Федерации может иметь в составе руководства палаты не более одного представителя. Разумеется, подавляющее большинство субъектов Российской Федерации в руководстве палаты вообще не представлены.

Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета, каждый из которых может предложить только одну кандидатуру. Предложенный кандидат может заявить о самоотводе, и такое заявление принимается без обсуждения и голосования. Кандидатуры членов Совета, согласившихся баллотироваться, подвергаются обсуждению, в ходе которого они выступают на заседании Совета и отвечают на вопросы его членов. После обсуждения Совет утверждает список кандидатур для голосования.

Для избрания кандидату необходимо получить более половины голосов от общего числа членов Совета, т.е. не менее 90 голосов. Если же ни одна из кандидатур не получила такого большинства, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранным во втором туре считается кандидат, получивший наибольшее число голосов, но не менее половины от общего числа членов Совета, т.е. не менее 89 голосов. Если и во втором туре Председатель Совета не избран, процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур. Результаты голосования оформляются постановлением Совета.

На первом заседании Совета Федерации, сформированного в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 50, ст. 4869), которое состоялось 23-24 января 1996 г., на должность Председателя Совета баллотировалась только одна кандидатура, и Председатель был избран тайным голосованием бюллетенями в первом же туре.

На первом заседании Совета число заместителей Председателя по сравнению с предыдущим составом Совета было увеличено с трех до четырех. Учитывалось, в частности, что никто из руководителей палаты не работает в ней на постоянной основе в отличие от предыдущего состава. Кандидатуры на эти должности предлагаются Председателем Совета, затем обсуждаются и раздельно голосуются в том же порядке, что и кандидатуры на должность Председателя. Если ни один из кандидатов не наберет требуемого для избрания большинства голосов или будет избрано меньше заместителей, чем необходимо в соответствии с решением палаты, процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.

Последняя норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 9 Регламента, не совсем ясна. Из ее буквального текста следует, что если число избранных заместителей Председателя окажется меньше требуемого, их избрание аннулируется. Логику здесь усмотреть трудно.

На практике все четыре заместителя Председателя Совета были избраны тайным голосованием с использованием электронной системы в первом же туре. Их кандидатуры были предложены Председателю Совета объединениями регионов - ассоциациями "Большая Волга", "Черноземье" и "Сибирское Соглашение", а также регионами Северного Кавказа и соседними с ними.

Согласно ст. 12 Регламента, Председатель Совета Федерации или его заместитель может быть освобожден от должности на основании решения Совета, принятого большинством голосов от общего числа его членов и оформленного постановлением палаты. Вопрос об освобождении от должности указанных должностных лиц рассматривается Советом по их личному заявлению или по предложению не менее 1/5 от общего числа членов Совета. Вопрос об освобождении от должности заместителя Председателя рассматривается также по требованию Председателя Совета. Он без голосования и обсуждения включается в повестку дня ближайшего заседания Совета, на котором соответствующему должностному лицу должно быть предоставлено слово. Однако в период подготовки и проведения выборов глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых избраны на должности Председателя Совета или его заместителя, вопрос об освобождении их от должности в повестку дня не включается.

По истечении срока полномочий Председателя Совета либо при освобождении его от этой должности заместители Председателя продолжают исполнять свои обязанности.

Согласно ст. 8-10 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы от 25 марта 1994 г. N 80-I ГД (ВФС РФ, 1994, N 3, ст. 160), с изменениями ст. 9 и 10, внесенными постановлением от 19 апреля 1995 г. N 718-I ГД (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1613) и постановлением от 17 января 1996 г. N 6-II ГД (СЗ РФ, 1996, N 4, ст. 254), Председатель Думы, его Первый заместитель и заместители избираются из числа депутатов тайным голосованием бюллетенями, хотя Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Все эти должностные лица не могут быть представителями одной фракции или депутатской группы.

Однако при формировании руководства Государственной Думы второго созыва это положение части второй ст. 8 Регламента было нарушено: крупнейшая фракция Думы - коммунистическая получила две должности - Председателя Думы и одного из заместителей Председателя. Причем предложение внести в Регламент соответствующее изменение почему-то было отклонено.

Государственная Дума второго созыва увеличила число заместителей Председателя с четырех до 7, включая первого заместителя. Первый заместитель и три других заместителя представляют все четыре думские фракции, еще два заместителя группы независимых депутатов ("Российские регионы" и "Народовластие"), и один заместитель должен ведать национальными вопросами и национальной политикой (его предполагалось избрать позднее).

Кандидатуры на должности Председателя Думы и его заместителей могут выдвигаться фракциями, депутатскими группами и депутатами. Палата может провести обсуждение выдвинутых кандидатур, причем кандидаты обязаны ответить на вопросы депутатов. Они могут заявить самоотводы.

Кандидат в Председатели Думы считается избранным, если получил более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если баллотировались более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого большинства голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов, причем каждый депутат может голосовать только за одну кандидатуру. Для избрания во втором туре также требуется большинство голосов от общего числа депутатов. Такое большинство, согласно п. 1 Постановления Конституционного Суда от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) (ВКС, 1995, N 2-3), составляет большинство от числа членов палаты, установленного Конституцией, т.е. должно включать не менее 226 голосов.

Новая редакция ч. 5 и 6 ст. 9 Регламента предусмотрела, что если ни один из двух кандидатов не получил большинства от общего числа депутатов, Дума проводит повторные выборы Председателя либо большинством голосов от общего числа депутатов решает о переходе к выборам Первого заместителя и заместителей Председателя. На повторных выборах Председателя могут выдвигаться и прежние кандидатуры. Если же решено перейти к выборам заместителей Председателя, то после избрания по крайней мере одного из них следует провести повторные выборы Председателя, начиная с выдвижения кандидатур.

Что касается порядка избрания заместителей Председателя Думы, то ст. 10 Регламента допускает избрание как в индивидуальном порядке, аналогичном порядку избрания Председателя Думы, так и списком. Список выдвинутых кандидатов рассматривается и утверждается Советом Думы и может голосоваться открыто. Включенные в список кандидаты считаются избранными, если за список проголосовало большинство от общего числа депутатов; избрание Первого заместителя и заместителей Председателя Думы должно быть оформлено ее постановлениями. Государственная Дума второго созыва избрала заместителей Председателя списком и открытым голосованием.

Регламент Думы в отличие от Регламента Совета Федерации не регулирует вопроса о досрочном прекращении полномочий Председателя палаты и его заместителей.

 

2. В комментируемой части компетенция председателей палат Федерального Собрания и их заместителей определена самым общим образом. То, что они ведут заседания, понять несложно, а вот в отношении значения формулы "ведают внутренним распорядком", заимствованной из советских конституций, можно строить множество предположений, плодотворных и не очень. Под распорядком, насколько можно судить по документам, понимается график работы палаты. "Ведение" этим распорядком, очевидно, заключается в организации его составления и обеспечении его соблюдения.

Регламенты палат регулируют компетенцию председателей палат и их заместителей более подробно. Из регламентарных полномочий председателей неукоснительно следует, что они ни в коей мере не олицетворяют возглавляемые ими палаты и не вправе без специального уполномочия предпринимать от имени палат политические акции. Их компетенция носит главным образом внутриорганизационный характер.

 

Примечание

Согласно ст. 10 Регламента Совета Федерации Председатель Совета:

- представляет Совету проекты повестки дня заседаний;

- ведет заседания Совета;

- подписывает постановления Совета;

- созывает внеочередные заседания палаты по своей инициативе, по предложению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, комитета Совета или не менее 1/5 общего числа членов Совета;

- приводит к присяге новоназначенных судей Конституционного Суда Российской Федерации;

- ведает внутренним распорядком деятельности палаты;

- направляет в комитеты палаты законопроекты и принятые Государственной Думой федеральные законы;

- направляет Президенту Российской Федерации одобренные Советом федеральные конституционные законы и федеральные законы;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- представляет палату во взаимоотношениях с другими федеральными органами государственной власти, общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, международными парламентскими организациями;

- участвует в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией;

- решает иные вопросы организации деятельности Совета в соответствии с нормативными актами;

- направляет и контролирует деятельность аппарата Совета.

По вопросам своей компетенции Председатель Совета издает распоряжения и дает поручения. Любое его распоряжение, противоречащее законодательству Российской Федерации и Регламенту Совета, может быть отменено Советом.

Председатель представляет Совету доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы. Совет обсуждает эти доклады на заседаниях и может принимать по ним постановления.

Заместители Председателя, в соответствии со ст. 11 Регламента, замещают Председателя в его отсутствие, могут по его поручению подписывать постановления палаты, издавать распоряжения, организуют взаимодействие комитетов и комиссий Совета и осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты согласно Регламенту и распределению обязанностей.

Полномочия Председателя Государственной Думы, установленные ст. 11 Регламента Думы, в основном аналогичны полномочиям Председателя Совета Федерации: он ведет заседания палаты, ведает ее внутренним распорядком в соответствии со своими полномочиями по Регламенту, представляет палату, участвует в согласительных процедурах, издает распоряжения. Однако имеются некоторые отличия.

Одно из них обусловлено тем, что в Государственной Думе имеется вспомогательный орган - совет Думы. Председатель Думы организует работу совета, в котором председательствует. Однако в отличие от Председателя Совета Федерации Председатель Думы не может созывать внеочередные заседания Думы, ибо Регламент (ст. 14) отнес это полномочие к ведению совета Думы, который может созывать такие заседания по предложению Президента или Правительства Российской Федерации, а также по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа депутатов. Направление законопроектов в комитеты палаты также относится в Государственной Думе к ведению не Председателя, а совета. По согласованию с советом и по представлению комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Председатель назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата Думы.

По собственному усмотрению Председатель может включать в повестку дня заседания Думы вопросы о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Думы и о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Думы.

Что касается докладов Председателя Думы о деятельности палаты, то они представляются по истечении сессии (см. комментарий к ч. 1 ст. 99) и включают характеристику проекта программы законопроектной деятельности на следующую сессию.

Полномочия заместителей Председателя Государственной Думы аналогичны полномочиям заместителей Председателя Совета Федерации, хотя формулировка ст. 12 Регламента Думы по этому вопросу более обща по сравнению с формулировкой ст. 11 Регламента Совета Федерации.

 

3. Упомянутые в комментируемой части комитеты и комиссии представляют собой вспомогательные органы палат Федерального Собрания, образуемые палатами из своего состава. Комитеты являются постоянными органами; в Государственной Думе они действуют на протяжении созыва Думы. Комиссии же могут быть как постоянными, так и временными. Постоянные комиссии отличаются от комитетов тем, что выполняют функциональные, обслуживающие палату задачи, тогда как предметы ведения комитетов образуют отрасли и сферы управления с их конкретными проблемами. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи, по выполнении которой прекращают свое существование.

Комитеты разрабатывают и обсуждают законопроекты и проекты иных актов палаты или Федерального Собрания, готовя их к рассмотрению на пленарных заседаниях палат либо реализуя высказанные палатами замечания. Кроме того, комитеты готовят проекты решений по иным вопросам, входящим в компетенцию соответствующей палаты. По основным направлениям своей деятельности комитеты могут образовывать подкомитеты.

Статус комитетов и комиссий палат Федерального Собрания регулируется Регламентами палат.

Регламенты предусматривают, что каждый член палаты, кроме Председателя и его заместителей (в Государственной Думе - также руководителей депутатских объединений <* В ст. 20 Регламента Государственной Думы исключение сделано также для депутатов - членов Правительства Российской Федерации, однако возможность совмещать депутатский мандат с членством в федеральном Правительстве допускалась только в Государственной Думе первого созыва (ч. 1 п. 9 раздела второго).>), должен входить в состав одного из комитетов.

Согласно ст. 14 Регламента Совета Федерации перечень и численный состав комитетов определяется палатой, однако комитет должен насчитывать не менее 10 членов. Персональный состав комитета и его председатель утверждаются постановлением палаты, причем председатель комитета и его заместители избираются на заседании комитета большинством голосов от общего числа его членов. Председатель комитета и его заместитель не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации. Комитет может освободить председателя и его заместителя от исполнения их обязанностей, однако в отношении председателя такое решение комитета подлежит утверждению постановлением Совета Федерации.

 

Примечание

В соответствии со ст. 15 Регламента с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совета Федерации от 10 апреля 1996 г. N 124-СФ (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1774), в Совете Федерации действуют следующие 11 комитетов:

- по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

- по вопросам безопасности и обороны;

- по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

- по вопросам социальной политики;

- по вопросам экономической политики;

- по международным делам;

- по делам Содружества Независимых Государств;

- по аграрной политике;

- по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

- по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

- по делам Севера и малочисленных народов.

Совет Федерации может ликвидировать отдельные комитеты или образовать новые.

Что же касается комиссий Совета Федерации, то в их состав могут входить члены комитетов Совета. Регламентом предусмотрены такие постоянные комиссии Совета, как мандатная комиссия и комиссия по регламенту и парламентским процедурам (ст. 27 - 31 Регламента).

Процедура комитетов и комиссий определена ст. 32-37 Регламента.

Заседания комитетов и комиссий проводятся не реже раза в месяц и правомочны в присутствии большинства членов комитета, комиссии. Комитеты могут заседать и в субъектах Российской Федерации (очевидно, иных, чем Москва) с уведомлением Совета Федерации. Внеочередное заседание созывается председателем комитета, комиссии по своей инициативе либо по поручению Председателя Совета Федерации или его заместителя, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее 1/4 общего числа членов комитета, комиссии. Председатель комитета или комиссии не позднее чем за 72 часа уведомляет о заседании членов комитета, комиссии, Председателя Совета Федерации, соответствующие комитеты, комиссии Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, соответствующие федеральные министерства и ведомства, а также инициатора обсуждаемого законопроекта. Эта информация помещается, кроме того, на доске объявлений палаты. Комитеты, комиссии могут проводить и совместные заседания.

Деятельность комитетов и комиссий осуществляется на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Члены Совета Федерации, не являющиеся членами данного комитета или комиссии, могут присутствовать на заседании с правом совещательного голоса и выступать в течение времени, определенного комитетом, комиссией. В заседании могут участвовать также представитель Президента Российской Федерации, представитель и члены Правительства Российской Федерации, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Совета Федерации первого созыва и, с согласия председателя комитета или комиссии, представители органов государственной власти и общественных объединений. При обсуждении вопросов, входящих в их компетенцию, приглашаются, кроме того, работники правового управления и иных структурных подразделений аппарата Совета Федерации. Могут приглашаться также представители средств массовой информации.

Для подготовки вопросов и организации парламентских слушаний комитет, комиссия могут создавать рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты Российской Федерации. Комитет, комиссия могут создавать также экспертные советы на общественных началах, привлекать экспертов и назначать независимую экспертизу законопроектов. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны представлять комитетам и комиссиям запрашиваемые ими материалы и документы.

Процедурные решения комитета, комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов, решения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации - 2/3 общего числа членов, остальные решения - большинством от общего числа членов.

Совет Федерации заслушивает отчеты своих комитетов и комиссий по вопросам их ведения.

 

Согласно ст. 18 и 19 Регламента Государственной Думы ее комитеты и комиссии формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав комитетов и комиссий определяется Думой и составляет от 12 до 35 депутатов. Председатели комитетов и комиссий и их заместители избираются палатой в том же порядке, что и заместители Председателя Думы, по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур, что и имело место.

 

Примечание

Согласно ст. 17 Регламента в редакции от 23 января 1996 г. (СЗ РФ, 1996, N 5, ст. 449) Государственная Дума образует следующие комитеты:

- по законодательству и судебно-правовой реформе;

- по труду и социальной политике;

- по делам ветеранов;

- по охране здоровья;

- по образованию и науке;

- по делам женщин, семьи и молодежи;

- по бюджету, налогам, банкам и финансам;

- по экономической политике;

- по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;

- по аграрным вопросам;

- по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;

- по природным ресурсам и природопользованию;

- по экологии;

- по обороне;

- по безопасности;

- по международным делам;

- по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

- по делам национальностей;

- по делам Федерации и региональной политике;

- по вопросам местного самоуправления;

- по делам общественных объединений и религиозных организаций;

- по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

- по информационной политике и связи;

- по вопросам геополитики;

- по конверсии и наукоемким технологиям;

- по культуре;

- по туризму и спорту;

- по проблемам Севера.

Таким образом, Государственная Дума по сравнению с первым созывом увеличила число комитетов с 23 до 28, причем среди "отраслевых" комитетов остался и один функциональный - по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Из комиссий ст. 27 Регламента Думы предусмотрела следующие:

- мандатную;

- для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;

- для подсчета результатов тайного голосования;

- для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции (о наличии в деяниях Президента Российской Федерации оснований для его отрешения от должности);

- другие.

По сути, кроме мандатной комиссии, все остальные названные комиссии должны быть временными.

Процедура комитетов и комиссий урегулирована в ст. 21-26 Регламента Думы. В основном она аналогична процедуре комитетов и комиссий Совета Федерации и лишь в отдельных частностях имеет свои особенности. Заседания проводятся не реже двух раз в месяц. Требовать созыва внеочередного заседания может не только 1/4 состава комитета или комиссии, но и депутатское объединение. Депутат обязан присутствовать на заседаниях комитета или комиссии, в состав которых входит. Комитеты и комиссии действуют на принципах политического многообразия и многопартийности, свободы обсуждения, гласности. Регламент обязывает органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их должностных лиц представлять комитетам и комиссиям запрашиваемые ими документы и материалы в 10-дневный срок. Следует отметить, что данная норма вряд ли уместна в регламентах палат, представляющих собой их внутренние нормативные акты. Обязанности на субъектов, внешних по отношению к палатам, следует возлагать федеральным законом.

 

Комментируемая часть упоминает о проведении палатами парламентских слушаний. Это обсуждение важных вопросов политической жизни с участием не только парламентариев, но также экспертов, заинтересованных лиц и представителей общественности. Парламентские слушания дают парламентариям возможность ознакомиться с широким спектром мнений по обсуждаемой проблеме, прежде чем принять по ней решение. По идее, решение, принятое после парламентских слушаний, должно быть более взвешенным, лучше отвечать социальным ожиданиям. Однако, к сожалению, так бывает не всегда.

 

Примечание

Оба Регламента в специальных главах урегулировали процедуру парламентских слушаний. Ст. 56 Регламента Государственной Думы определила перечень вопросов, которые могут быть предметом парламентских слушаний; это законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Регламент Совета Федерации такого перечня не содержит.

С инициативой парламентских слушаний в Совете Федерации могут выступать Председатель палаты, его заместитель, группа членов Совета численностью не менее 10 человек. В Государственной Думе инициаторами слушаний могут быть совет Думы, комитет или комиссия, депутатское объединение. Практическая организация слушания возлагается Председателем Совета Федерации или, соответственно, советом Государственной Думы на комитеты и/или комиссии. Средства массовой информации оповещаются о слушаниях не менее чем за 10 дней. Комитеты, комиссии, организующие слушания, определяют круг приглашаемых лиц и извещают их о времени слушаний.

В принципе парламентские слушания - открытые. Однако Регламентами палат предусмотрена возможность и закрытых слушаний, решение о чем принимается соответствующим комитетом, комиссией. На такие слушания представители средств массовой информации и общественности не допускаются, члены же палаты всегда вправе в них участвовать. В Совете Федерации в открытых и закрытых слушаниях всегда вправе участвовать полномочный представитель Президента Российской Федерации, а вообще список лиц, имеющих право участвовать в закрытых слушаниях, готовится соответствующим комитетом и согласовывается с Председателем Совета или его заместителем. Регламент Думы устанавливает, что Президент Российской Федерации, его полномочный представитель, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских слушаниях.

Регламент Совета Федерации предусматривает закрытые слушания в случаях обсуждения вопросов, связанных с государственной, служебной или иной охраняемой законом тайной, а Регламент Государственной Думы - в случаях обсуждения вопросов конфиденциального характера, а также затрагивающих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Как видим, Регламент Думы открывает более широкие возможности для проведения закрытых слушаний.

Ведет слушания председатель палаты, комитета или комиссии или соответствующий заместитель председателя. После его вступительного слова выступают члены палаты и приглашенные лица, которым могут быть заданы вопросы. По завершении слушаний большинством присутствующих членов палаты могут быть приняты рекомендации (в Совете Федерации - также мотивированное заключение и иные документы), которые в случае открытых слушаний могут публиковаться. Слушания протоколируются и стенографируются.

 

4. Принятие каждой палатой своего регламента и самостоятельное решение ею вопросов внутреннего распорядка своей деятельности суть выражение ее автономии, традиционной для парламентских учреждений.

Регламенты палат Федерального Собрания утверждаются, изменяются и отменяются постановлениями палат. Действующий Совет Федерации, сформированный в январе 1996 г. на иной основе, чем Совет Федерации первого созыва, принял на своем первом заседании новый Регламент. Государственная Дума второго созыва, напротив, сохранила Регламент своей предшественницы, внеся в него ряд небольших изменений. Датировка обоих регламентов и ссылки на их официальное опубликование приведены выше.

Что касается внутреннего распорядка работы палат, то, например, в Государственной Думе он согласуется советом Думы. Первый такой распорядок Государственной Думы второго созыва на период до летних каникул был согласован 22 января 1996 г. В нем установлены периоды, в течение которых имеют место пленарные заседания Думы, работают ее фракции, депутатские группы, комитеты и комиссии, а также перемежающиеся с ними периоды, во время которых ведется работа с избирателями и в избирательных округах. В Совете Федерации с учетом того, что его члены работают не на постоянной основе, распорядок ограничивается графиком заседаний, который утверждается самим Советом. На месяц планируется одно-два заседания продолжительностью три дня каждое.

 

5. Комментируемая часть определяет задачу Счетной палаты парламентского контрольного органа, который призван следить за исполнением федерального бюджета. Принципы ее формирования установлены п." и" ч. 1 ст. 102 и п. "г" ч. 1 ст. 103 Конституции. Регулирование же состава и порядка деятельности Счетной палаты Конституция возложила на федерального законодателя.

Статус этого органа регулируется сегодня Федеральным законом от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 167).

Закон в ст. 1 определяет Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

 

Примечание

Задачи Счетной палаты, согласно ст. 2 Закона, следующие:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (ст. 3 Закона).

Состоит Счетная палата из Председателя, назначаемого Государственной Думой, его заместителя, назначаемого Советом Федерации, аудиторов, назначаемых на паритетной основе (по 6) палатами Федерального Собрания, и аппарата (ст. 4-6 Закона).

Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы назначаются на 6 лет. На эти должности могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов. Нельзя не отметить определенной расплывчатости профессиональных требований к руководителям и аудиторам Счетной палаты: далеко не каждый, кто профессионально работал в системе государственного управления или даже государственного контроля, разбирается в бюджетно-финансовых и экономических проблемах. Неясно также, каким должен быть этот опыт. К тому же Закон допускает, что до 1/4 аудиторов могут иметь опыт профессиональной деятельности иного профиля.

Оба руководителя Счетной палаты не могут состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации и руководителем его Администрации, председателями палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации. Они, а также аудиторы не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Все члены Счетной палаты имеют право принимать участие в заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий. Председатель и его заместитель могут участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации и его президиума, а аудиторы - в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Любой член Счетной палаты, согласно ст. 29 Закона, не может быть задержан, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия назначившей его палаты Федерального Собрания. Уголовное дело в отношении него может возбуждаться только Генеральным прокурором Российской Федерации. После вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N 5-П (см. комментарий к ст. 98), сузившего иммунитет членов Федерального Собрания, иммунитет членов Счетной палаты выглядит чрезмерно широким.

Инспектор Счетной палаты при выполнении служебных обязанностей может быть привлечен к уголовной ответственности только с согласия коллегии палаты.

Досрочное освобождение назначившей палатой Федерального собрания членов Счетной палаты от должности допустимо лишь в случаях:

- нарушения законодательства Российской Федерации или совершения злоупотребления по службе (требуются голоса 2/3 состава соответствующей палаты);

- личного заявления об отставке;

- признания недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

- достижения возраста 65 лет;

- формирования палаты Федерального Собрания нового созыва (решение может быть принято 2/3 состава палаты не ранее, чем через 6 месяцев после начала ее работы).

Последнее основание, относящееся, по существу, только к Государственной Думе, по смыслу носит политический характер и противоречит общей концепции Счетной палаты как деполитизированного органа. Оно нарушает равенство членов Счетной палаты.

Нельзя также не отметить, что содержащееся в Законе требование квалифицированного большинства в палатах Федерального Собрания при решении вопроса о досрочном освобождении от должности членов Счетной палаты не согласуется с ч. 3 ст. 102 и ч. 3 ст. 103 Конституции, из которых следует, что требование специального большинства при голосовании в палатах Федерального Собрания может устанавливаться только самой Конституцией, а она в данном случае такого большинства не предусмотрела.

Закон запрещает приостанавливать деятельность Счетной палаты в связи с роспуском Государственной Думы.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, ст. 7 Закона предусматривает образование коллегии Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Палаты, его заместитель и аудиторы. Непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты осуществляются ее инспекторами.

При составлении планов и программ работы Счетной палаты обязательно включаются поручения палат Федерального Собрания и обращения не менее 1/5 от состава любой из них. Обязательно рассматриваются при этом запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Годовой план утверждается коллегией. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений палат Федерального Собрания, по обращению не менее 1/5 состава любой из них или на основании решения коллегии.

О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. При выявлении нарушения законов, влекущего уголовную ответственность, Палата передает материалы в правоохранительные органы (ст. 15 Закона).