Статья 102

.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Комментарий к статье 102

1. В части 1 комментируемой статьи определены те полномочия Совета Федерации, которые он осуществляет самостоятельно, независимо, в частности, от согласия другой палаты Федерального Собрания - Государственной Думы. Конечно, в ряде случаев осуществлению Советом Федерации указанных полномочий должно предшествовать какое-то юридическое событие или юридический факт, включая действия других государственных органов, однако решение Совета Федерации ни от воли, ни от действий этих органов не зависит. Оно представляет собой властный акт и обладает юридической силой. Перечисленные в пп. "а"-"в" комментируемой части полномочия Совета Федерации обеспечивают осуществление парламентского контроля. В определенной мере этой цели служат также полномочия, указанные в пп. "г", "е", "з", "и".

а) Возможность изменения границ между субъектами Российской Федерации предусмотрена ч. 3 ст. 67 Конституции, согласно которой такое изменение требует их взаимного согласия. Однако комментируемый пункт означает, что, помимо этого взаимного согласия, требуется еще согласие Совета Федерации, которое проявляется в форме утверждения договора или соглашения, заключенного заинтересованными субъектами Российской Федерации по поводу изменения границы между ними.

Дело в том, что изменение границ между субъектами Российской Федерации может затронуть федеральный интерес или интересы третьих субъектов Российской Федерации. Такая возможность вытекает, в частности, из наличия договоров между Российской Федерацией и ее субъектами относительно разграничения предметов ведения и полномочий, в результате чего может изменяться правовой режим объектов, расположенных на территории, которая переходит от одного субъекта Российской Федерации к другому. Возможны и иные причины заинтересованности Российской Федерации и третьих ее субъектов в определенном решении данного территориального вопроса.

Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или соглашение между субъектами Российской Федерации считается несостоявшимся. Конечно, нельзя исключать, что через какое-то время вопрос вновь встанет и Совету Федерации опять придется решать эту проблему. Однако, в каком порядке все это должно совершаться, надлежит урегулировать законодателю. Пока что в определенной части порядок этот регулируется Регламентом Совета Федерации, утвержденным постановлением Совета от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655), который определил в гл. 15 процедуру осуществления данного полномочия.

Для рассмотрения Советом Федерации вопроса об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации в Совет представляются соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти каждого из этих субъектов, согласованное с субъектами Российской Федерации обоснование соглашения и карта местности. Председатель Совета направляет эти материалы на заключение в Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике.

На заседание комитета приглашаются полномочные представители соответствующих субъектов Российской Федерации, представители Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти. Заключение должно быть подготовлено комитетом в течение 30 дней с момента получения материалов. Оно принимается большинством голосов от общего числа членов комитета.

Совет Федерации рассматривает вопрос в месячный срок с момента поступления вышеуказанных материалов (нельзя не видеть, что этот срок плохо согласуется со сроком, установленным для комитета). На заседание Совета приглашаются представители Правительства Российской Федерации. Процедура рассмотрения вопроса на заседании Совета включает доклады полномочных представителей законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и оглашение заключения Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике.

Утверждение изменения границ оформляется постановлением Совета Федерации. Если проект постановления об утверждении изменений границ не получил большинства голосов от общего числа членов Совета, ходатайство об изменении границ отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. (Регламентом не урегулирована ситуация, при которой отклоняющее постановление также не получило большинства голосов, которое требуется согласно ч. 3 комментируемой статьи.) Постановление Совета Федерации в недельный срок направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

б) Возможность введения военного положения Президентом Российской Федерации предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции. Указанное положение Конституции обязывает Президента незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания. Очевидно, что Совет Федерации должен оценить обоснованность этой меры в целом и целесообразность отдельных ее составляющих. Ему принадлежит окончательное решение вопроса.

Порядок утверждения соответствующего указа Президента урегулирован в гл. 16 Регламента Совета Федерации.

Согласно Регламенту, указ незамедлительно должен быть направлен в Совет Федерации (такая конкретизация конституционной нормы должна была бы содержаться не в Регламенте, а в федеральном законе). Незамедлительно же Председатель Совета направляет текст указа на заключение в Комитет по вопросам безопасности и обороны (головной) и в Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике.

Вопрос об утверждении указа должен быть рассмотрен Советом Федерации не позднее чем через 72 часа с момента поступления его в палату. Председатель Совета обязан обеспечить сбор членов Совета в срок не более двух суток после обнародования указа. Члены Совета в случае обнародования указа обязаны прибыть к месту проведения заседания Совета возможно быстрее без специального вызова.

Рассмотрение на заседании Совета Федерации вопроса об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения начинается с доклада Президента или его официального представителя, после чего оглашаются заключения обоих комитетов.

Утверждение указа оформляется постановлением Совета Федерации. Если проект постановления об утверждении указа не получил большинства голосов, требуемых в ч. 3 комментируемой статьи, указ не утверждается, что оформляется постановлением Совета (здесь уместно то же замечание, которое сделано выше для аналогичной ситуации в комментарии к п. "а"). Постановление незамедлительно направляется для исполнения в соответствующие органы исполнительной власти.

В случае неутверждения указа Совет может предложить Президенту создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, включив соответствующий пункт в свое постановление. Во всяком случае, с момента принятия Советом решения о неутверждении указа его действие прекращается. Это положение Регламента также должно было бы содержаться в Федеральном законе, тем более, что реально действие указа может быть прекращено лишь после опубликования постановления Совета Федерации, ибо до этого о нем мало кому может быть известно.

в) Что касается такого полномочия Совета Федерации, как утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, то оно связано с полномочием Президента издавать такие указы, установленным ст. 88 Конституции. Здесь действует полная аналогия с п. "б" ч. 1 комментируемой статьи. И Регламент Совета Федерации регулирует процедуру утверждения таких указов в той же гл. 16 и совершенно аналогично процедуре утверждения указов о введении военного положения.

г) Вопрос об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории может возникать в различных ситуациях. Он может возникнуть в связи с отражением агрессии против Российской Федерации, в связи с выполнением международных договорных обязательств, в частности в связи с выполнением миротворческих задач. Такие задачи, как известно, выполняются российскими Вооруженными Силами в Приднестровье, в Боснии и Герцеговине, в Абхазии. По договору о сотрудничестве в охране границ государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г. (ДВ, 1995, N 7) российские пограничники участвуют в охране таких границ ряда зарубежных государств - участников Содружества.

Для принятия решений об использовании Вооруженных Сил за пределами России в случаях, когда это прямо предписано действующими международными договорами, согласия Совета Федерации не требуется. Это естественно вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а в случае расхождения между международным договором и законом применяется международный договор (см. комментарий). Принцип обязательности соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda) - основополагающий общепризнанный принцип международного права. Для отношений с контрагентами по международным договорам не имеет значения, ратифицирован данный договор или нет. Достаточно того, что он заключен законно.

Если же международный договор, устанавливая общее обязательство государства использовать свои вооруженные силы за пределами своей территории при определенных ситуациях, оставляет решение этого вопроса для конкретных случаев на усмотрение самого государства, то в этих случаях постановление Совета Федерации необходимо (в неотложных случаях оно может быть последующим).

Факт одобрения Советом Федерации закона о ратификации соответствующего международного договора свидетельствует о его отношении к вопросу использования российских Вооруженных Сил за пределами страны, однако возможны ситуации, когда либо нет времени ожидать решения вопроса о ратификации договора (обсуждение различных его положений может оказаться весьма длительным), либо договор содержит лишь вышеупомянутое общее обязательство. В этих случаях разовое решение Совета Федерации о конкретном использовании Вооруженных Сил за границей также необходимо.

Вносить в Совет Федерации вопрос об использовании Вооруженных Сил России за ее пределами могут только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, ибо Президент в силу ч. 1 ст. 87 Конституции является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, а Правительство, согласно п. "д" ч. 1 ст. 114 Конституции, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Законодательное регулирование данной проблемы содержится в Федеральном законе "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2401). Этот Закон предусматривает в ст. 7, что решение о направлении за пределы российской территории воинских формирований Вооруженных Сил для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом на основании постановления Совета Федерации о возможности такого использования войск.

По ст. 10 Закона Президент принимает решение о направлении воинских формирований российских Вооруженных Сил для участия согласно Уставу ООН в международных принудительных действиях с использованием Вооруженных Сил на основании постановления Совета Федерации о возможности такого использования Вооруженных Сил и в соответствии с ратифицированным и вступившим в силу для Российской Федерации международным договором либо федеральным законом.

Вносимые в Совет Федерации Президентом предложения должны включать сведения о районе действий указанных воинских формирований, об их задачах, общей численности, о типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замены и об условиях вывода, а также об устанавливаемых в соответствии с федеральными законами дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим данных воинских формирований и членам их семей.

Если в указанных случаях Президент принимает решение о выводе воинских формирований, то информирует об этом палаты Федерального Собрания.

Предложение о ратификации международного договора или проект федерального закона, когда речь идет о случаях, предусмотренных в ст. 10 Закона, могут быть внесены в Государственную Думу после принятия Советом Федерации соответствующего постановления.

Остается открытым вопрос о необходимости решения Совета Федерации, если речь идет о передвижении военно-морских сил в открытом море, их визитах в порты иностранных государств, а также о пролетах над открытым морем военной авиации. Если исходить из буквального толкования комментируемого пункта, такое решение необходимо. Оно, впрочем, может носить принципиальный характер, т.е. выдаваться не для конкретных случаев, а для категорий случаев, например предусматривать возможность постоянного или временного присутствия ограниченных военно-морских контингентов в определенных районах открытого моря.

Процедура рассмотрения Советом Федерации вопроса о возможности использования российских Вооруженных Сил за пределами российской территории урегулирована в гл. 17 Регламента Совета.

Согласно Регламенту, данный вопрос рассматривается Советом по предложению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также по собственной инициативе. Он может быть внесен на рассмотрение Совета только при наличии заключения Президента. Рассмотрение начинается лишь после поступления обращения Президента с обоснованием. Такое обращение Председатель Совета незамедлительно направляет на заключение в комитеты по вопросам безопасности и обороны (головной), по международным делам, по делам Содружества Независимых Государств.

На заседания комитетов приглашается представитель Президента и могут быть приглашены представители Министерства обороны, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности, Совета безопасности и Службы внешней разведки. Заключения комитетов должны быть подготовлены в трехдневный срок с момента направления им обращения Президента. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета.

Заседание Совета Федерации проводится не позднее чем на пятый день с момента поступления обращения Президента. На это заседание приглашаются Президент, Председатель Правительства, министр обороны, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, министр внутренних дел, министр иностранных дел, руководители Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки. Рассмотрение начинается с доклада инициатора или его официального представителя. Обсуждение ведется на закрытом заседании, если Совет не примет иного решения.

Решение Совета по данному вопросу оформляется постановлением. Если за положительное решение подано меньше голосов, чем требуется согласно ч. 3 комментируемой статьи, Вооруженные Силы не могут использоваться за пределами российской территории, что оформляется постановлением (см. выше замечание в комментарии к п. "а"). Постановление в течение двух дней после принятия направляется Президенту.

В своих постановлениях о даче согласия на использование Вооруженных Сил России за пределами ее территории Совет Федерации обычно поручает одному или нескольким комитетам контролировать исполнение постановления, а в постановлении от 5 января 1996 г. N 772-I СФ "Об использовании контингента Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческой операции многонациональных сил по выполнению Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине" (СЗ РФ, 1996, N 2, ст. 57) поручил Комитету по вопросам безопасности и обороны анализировать и обобщать практику использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

д) Совет Федерации должен принять постановление о назначении выборов Президента Российской Федерации в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Президента или когда должность Президента освободилась досрочно (см. комментарий к ст. 92 (1, 2) ).

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1924) предусмотрел в ст. 4, что в первом случае Совет Федерации должен назначить выборы на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент и который исчисляется со дня избрания. Период между днем назначения выборов и днем выборов (точнее, днем голосования) должен быть не менее четырех месяцев. Если же Совет Федерации не выполнит указанной обязанности, Центральная избирательная комиссия проведет выборы в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.

Во втором случае Совет Федерации должен назначить досрочные выборы Президента на последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий. Если же Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит президентских выборов, Центральная избирательная комиссия проведет их в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности. Почему-то Закон оставил без регулирования ситуации, которые могут возникнуть в случаях досрочного прекращения президентского мандата по иным, чем отрешение от должности, основаниям, если выборы не будут назначены Советом Федерации.

Постановление Совета Федерации о назначении дня выборов Президента Российской Федерации подлежит обязательному опубликованию.

Регламент Совета Федерации урегулировал порядок назначения выборов Президента в гл. 18. Он в основном воспроизвел конституционное и законодательное регулирование, но в дополнение к нему установил, что в случае отставки Президента или его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия Совет Федерации назначает досрочные выборы в недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом. В случае отрешения Президента от должности Совет Федерации должен назначить досрочные президентские выборы в этот же день.

Проект постановления Совета о назначении выборов Президента вносится на заседание палаты Комитетом по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.

Ни Конституция, ни упомянутый Закон, ни Регламент не урегулировали вопроса о назначении президентских выборов в случае смерти Президента. Очевидно, что Совет Федерации должен будет по аналогии принять решение либо в тот же день, когда кончина Президента будет в установленном порядке констатирована, либо, если это по этическим соображениям признается нецелесообразным или окажется невозможным незамедлительный созыв заседания Совета, в недельный срок с тем, чтобы по возможности соблюсти трехмесячный срок для выборов нового Президента, установленный ч. 2 ст. 92 Конституции.

В связи с приближением окончания срока полномочий действующего Президента Российской Федерации, избранного 12 июня 1991 г., Совет Федерации 15 ноября 1995 г. принял постановление N 697-I СФ (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4474), которым назначил выборы Президента на 16 июня 1996 г.

е) Условия и порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности в принципе урегулированы в ст. 93 Конституции. Никакого законодательного регулирования по этому вопросу нет. В гл. 19 Регламента Совета Федерации содержатся детальные правила процедуры, применяемой для решения Советом этого вопроса.

Для рассмотрения Советом Федерации данного вопроса необходимы следующие документы:

- постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

- заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления;

- заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента;

- стенограмма заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента.

По получении из Государственной Думы этих документов Председатель Совета направляет их в Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и созывает Совет для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, чтобы получить заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Вопрос об отрешении Президента от должности включается без обсуждения первым в повестку дня заседания Совета, созываемого Председателем в срок не позднее 72 часов по получении заключения Конституционного Суда. О дате этого заседания уведомляются Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации. Приглашаются на это заседание Президент, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства, члены специальной комиссии Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда и Председатель Верховного Суда.

Рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, после чего Председатель Конституционного Суда оглашает заключение Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения, а Председатель Верховного Суда - заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления и, наконец, заслушивается заключение Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Президенту или его представителю может быть предоставлено слово по его желанию.

Постановление об отрешении Президента от должности принимается тайным голосованием бюллетенями и установленным в Конституции большинством в 2/3 от общего числа членов Совета, т.е. не менее чем 119 голосами.

При отсутствии такого большинства рассмотрение обвинения прекращается, что оформляется постановлением Совета (см. замечание по аналогичному вопросу в комментарии к п. "а"). Постановление незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

ж) Предусмотренное комментируемым пунктом полномочие Совет Федерации осуществляет по представлению Президента Российской Федерации (п. "е" ст. 83 Конституции). Таким образом, формирование высшего эшелона судебной власти производится путем согласования воль главы государства и верхней палаты парламента. Сам Совет и его члены выдвигать кандидатуры судей не могут. Они вправе лишь внести Президенту предложения о таких кандидатурах (ст. 9 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". - СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447).

Порядок назначения Советом Федерации судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации урегулирован в гл. 20 Регламента Совета. Постановлением Совета от 10 апреля 1996 г. N 124-СФ "О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1774) урегулирован также порядок назначения судей Экономического Суда СНГ, предусмотренного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. (Содружество, вып. 6, Минск, 1992). Эти судьи назначаются в том же порядке, что и судьи Высшего Арбитражного Суда.

Совет должен рассмотреть представленные Президентом кандидатуры судей в течение 14 дней. Эти кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Кандидаты могут быть приглашены на заседание комитета. На заседании Совета председатель комитета знакомит членов Совета с заключениями комитета по представленным кандидатурам. После обсуждения каждая кандидатура включается в бюллетень для тайного голосования. Совет может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы.

Назначенным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета, что оформляется постановлением.

Если какие-либо кандидатуры не получат требуемого большинства голосов, Президент в двухнедельный срок представляет Совету новые кандидатуры. При отклонении кандидатур Совет принимает постановление с предложением Президенту провести консультации с целью устранения имеющихся разногласий, которое в течение трех суток направляется Председателем Совета Президенту. Проведение консультаций возлагается на Председателя Совета либо Совет образует для этого группу из числа своих членов.

В недавней практике возник вопрос, можно ли представлять вновь уже отвергнутую Советом кандидатуру. Такие попытки делались, в частности, при представлении кандидатур на должности судей Конституционного Суда, однако успеха не имели. Следует признать, что законодательное запрещение таких попыток выглядит целесообразным.

После оглашения результатов голосования Председатель Совета объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных судьями Конституционного Суда Российской Федерации. Присягу они приносят на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в зале Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации. Председатель Совета приглашает назначенного судью на трибуну, где тот произносит текст присяги, положив руку на текст Конституции Российской Федерации. Затем он подписывает текст присяги с указанием даты принесения, и этот текст остается на хранении в Совете Федерации. Председатель Совета поздравляет судью со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти. После принесения судьями присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. (ВВС РФ, 1992, N 30, ст. 1792) в ч. 1 ст. 6 (в ред. Федерального закона от 21 июня 1995 г. - СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2399) предусмотрел, что кандидатуры судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Президент представляет с учетом мнения соответственно Председателей этих судов. Трудно сказать, что означает "учет мнения", однако из Конституции однозначно следует, что Президент, внося свои представления, не может быть ничем и никем связан.

В Конституции не говорится о возможности освобождения Советом судей указанных судов от должности. Однако в ч. 4 ст. 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" сказано, что в случае нарушения порядка назначения судьи этого Суда на должность его полномочия прекращаются Советом Федерации по представлению Суда. То же имеет место в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, однако представление Суда в этом случае должно быть принято большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

Закон Российской Федерации о статусе судей не предусматривает никакого участия Совета Федерации в прекращении полномочий судей, включая тех, которых он назначил.

з) Применительно к Генеральному прокурору Российской Федерации полномочие Совета Федерации по его назначению сходно с вышеизложенным. Сходна и процедура, установленная в гл. 21 Регламента. Однако есть и отличие, заключающееся в том, что, согласно самой Конституции, Совет не только назначает, но и освобождает Генерального прокурора от должности по представлению Президента Российской Федерации. По своей инициативе он этого сделать не может, равно как и Президент не может сместить Генерального прокурора без решения Совета Федерации.

Вопрос о назначении Генерального прокурора должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента. На заседании Совета кандидат должен быть представлен либо самим Президентом, либо его представителем. Голосование по назначению тайное, и результат его оформляется постановлением Совета. Причем в отличие от предыдущих глав Регламента в данной главе указано, что отклонение кандидатуры оформляется постановлением, для принятия которого специального голосования не требуется. Это положение Регламента вызывает сомнение с точки зрения его соответствия ч. 3 комментируемой статьи Конституции.

Вопрос об освобождении Генерального прокурора от должности рассматривается Советом на основании предложения Президента в присутствии Генерального прокурора, которому по его просьбе должно быть предоставлено слово. Если предложение об освобождении Генерального прокурора от должности не собрало требуемого для принятия постановления большинства голосов, оно отклоняется постановлением же, для принятия которого специального голосования не требуется (конституционность и этого положения также сомнительна).

и) Совет Федерации на паритетной основе участвует вместе с Государственной Думой в формировании Счетной палаты (см. комментарий к ст. 101 (5) ), назначая заместителя Председателя палаты и 6 из 12 ее аудиторов. Порядок назначения урегулирован гл. 22 Регламента Совета.

Кандидатуры в состав Счетной палаты представляет Совету Федерации его Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию. Каждая кандидатура обсуждается, и затем по ней проводится тайное голосование. Если какая-либо кандидатура не соберет большинства голосов, требуемого для принятия постановления Совета, то на вакантные места вышеуказанный комитет представляет новые кандидатуры. Назначения оформляются постановлениями Совета.

Хотя в Конституции об этом ничего не сказано, Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 167) предусмотрел неприкосновенность членов палаты. Регламент Совета урегулировал процедуру лишения неприкосновенности членов палаты, назначенных Советом.

Вопрос этот решается Советом по представлению Генерального прокурора. В недельный срок со дня внесения представления Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию совместно с Комитетом по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам готовят заключение на представление и проект постановления Совета. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы.

В проекте постановления формулируется одно из следующих предложений:

- согласиться на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности заместителя Председателя или аудитора Счетной палаты;

- отказать в согласии на это.

Освобождение от должности назначенных Советом членов Счетной палаты, возможность которого предусмотрена Конституцией, может иметь место при наличии оснований, указанных в упомянутом законе, если соответствующее представление сделает Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию. Члены палаты, об освобождении которых от должности идет речь, приглашаются на заседание Совета и по своей просьбе получают слово. Вакантные должности подлежат замещению в течение двух месяцев.

 

2. Из комментируемой части следует, что актами Совета Федерации являются постановления, которые он может принимать только по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией. Речь в данном случае идет не только о полномочиях, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, но и содержащихся в других статьях, в том числе и прежде всего относящихся к законодательному процессу (см. комментарий к ст. 104 - 108).

На практике же Совет Федерации принимает постановления по более широкому кругу вопросов, включая вопросы своей внутренней организации, о которых в Конституции ничего не говорится (например, о досрочном прекращении полномочий своих членов, об их удостоверениях и т.п.). Возможно, что такие акты следовало бы именовать как-то иначе, да и принимать в облегченном порядке.

 

3. В комментируемой части определен порядок принятия постановлений Совета Федерации. Как общее правило, постановления принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 117 и ч. 2 ст. 135 Конституции Российской Федерации (ВКС, 1995, N 2 - 3) истолковал содержащееся в Конституции понятие "общее число депутатов" как число членов палаты, определенное Конституцией. Хотя о комментируемой статье речь в данном постановлении не шла, поскольку она не была упомянута в запросе Государственной Думы, по смыслу данное толкование относится и к этой статье.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 65 и ч. 2 ст. 95 Конституции общее число членов Совета Федерации составляет 178, для принятия постановления необходимо не менее 90 голосов.

Вместе с тем в комментируемой части содержится оговорка, допускающая иной порядок принятия постановлений Совета, если он предусмотрен Конституцией. И действительно, Конституция в отношении некоторых постановлений такой порядок допускает, устанавливая требование квалифицированного большинства для их принятия. Так, для принятия постановления об одобрении федерального конституционного закона необходимо большинство не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета, т.е. 133 голоса, а для принятия постановления о повторном одобрении федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, - не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета, т.е. 119 голосов (ч. 2 ст. 108 и ч. 3 ст. 107 Конституции).