Статья 111

.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Комментарий к статье 111

1. Комментируемая часть предусматривает при назначении главы Правительства Российской Федерации необходимость согласования воль Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Это парламентарный элемент в российской форме правления, характеризуемой как смешанная ("президентско-парламентарная") республика. Такое согласование воль призвано придать Правительству необходимую устойчивость и авторитетность.

Само назначение имеет место в случае смены Президента или его повторного избрания (см. комментарий к ст. 116) или в случае отставки Правительства по любой причине (см. комментарий к ст. 117). Ни одна из этих ситуаций в период действия настоящей Конституции еще не возникала.

Здесь важно отметить, что кандидатура будущего Председателя Правительства определяется Президентом, а Государственная Дума лишь соглашается или не соглашается с ней, но свою кандидатуру выдвинуть не может.

 

2. В комментируемой части устанавливаются сроки для внесения Президентом Российской Федерации в Государственную Думу кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. Необходимость конституционного установления таких сроков диктуется стремлением обеспечить непрерывность функционирования исполнительной власти, не допустить длительного отсутствия полномочного Правительства.

Сроки в комментируемой и следующей статьях установлены не в днях, как в остальных статьях Конституции, а в неделях, что не оставляет возможности различного толкования соответствующих периодов времени (не может быть вопроса о том, рабочая неделя имеется в виду или календарная). Из такого определения сроков следует, что Государственная Дума не может прервать свою работу, если Председатель Правительства не назначен. Впрочем, отсутствие унификации при определении конституционных сроков, скорее всего, объясняется недоработкой редакторов, готовивших текст Конституции к вынесению на референдум.

 

3. Комментируемая часть определяет срок для Государственной Думы, в течение которого она должна рассмотреть представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, утвержденный Постановлением Государственной Думы от 25 марта 1994 г. N 80-I ГД (ВФС РФ, 1994 г., N 3, ст. 160), следующим образом урегулировал процедуру решения вопроса о даче согласия на кандидатуру Председателя Правительства.

По получении представления Президента Председатель Государственной Думы немедленно извещает об этом депутатов, которым вручается текст представления. Президент или его полномочный представитель представляет кандидатуру Председателя Правительства. Кандидат докладывает Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, после чего в течение не более 30 минут отвечает на вопросы депутатов. При обсуждении слово предоставляется представителям фракций и депутатских групп.

Решение о даче согласия принимается тайным голосованием бюллетенями или с применением электронной системы. По результатам голосования принимается постановление (см. комментарий к ст. 103 (3) ).

 

4. Комментируемая часть регулирует ситуацию, которая складывается в случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, представленных Президентом Российской Федерации. Из текста Конституции неясно, вправе ли Президент повторно предлагать уже отклоненную кандидатуру. Поскольку в конституционном тексте говорится о кандидатурах, из этого можно сделать вывод, что таких кандидатур должно быть не менее двух, а следовательно, одну кандидатуру Президент может предложить два раза. Из текста же Регламента Государственной Думы напрашивается вывод о том, что при всех трех представлениях кандидатуры должны быть различными. Регламент палаты не является, однако, обязательным для Президента актом.

Из текста комментируемой части следует со всей определенностью, что после третьего отклонения Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства Президент уже обязан назначить Председателя Правительства и распустить Думу с назначением новых ее выборов. При назначении в этом случае Председателя Правительства Конституция уже ничем Президента не связывает: назначенной может быть любая из представлявшихся Думе кандидатур или даже лицо, кандидатура которого Думе не представлялась.

После выборов, однако, необходимо получить на назначение согласие новой Думы. Это следует из общего принципа, содержащегося в ч. 1 комментируемой статьи. В случае троекратного отказа в даче согласия должен последовать роспуск и этой Думы.

Такая гипотетическая ситуация свидетельствовала бы о полной неспособности Президента к нахождению компромиссов с политическими силами, которые находятся к нему в оппозиции, однако пользуются в стране значительным влиянием, поскольку от созыва к созыву располагают абсолютным большинством голосов в Думе. Ни один бюджет не выдержит многократных парламентских перевыборов, а кроме того, это могло бы привести к острому кризису власти на фоне раздражения и усталости избирателей. Поэтому, хотелось бы надеяться, что реализация положения ч. 4 комментируемой статьи на практике иметь места не будет.