Статья 114
.Статья 114
1. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Комментарий к статье 114
а) Бюджетные права Российской Федерации основываются на конституционных нормах, провозглашающих суверенитет Российской Федерации на всей ее территории и предусматривающих, что в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики, федеральные программы развития всех сфер общественной жизни, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (ч. 1 ст. 4, пп. "е", "ж" ст. 71 Конституции).
Субъекты Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных настоящей Конституцией и федеральными законами. Их участие в осуществлении бюджетных прав, принадлежащих непосредственно Российской Федерации, обеспечивается представительством в федеральных органах законодательной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции).
Закрепленный Конституцией правовой статус субъектов федерации (ст. 5, 72-73) и органов местного самоуправления (ст. 12 гл. 8) предопределяет их бюджетную самостоятельность. Они имеют свой бюджет, самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, принимают свои нормативные акты о порядке формирования и исполнения своих бюджетов (ст. 2 Закона Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" - ВВС РФ, 1993, N 18, ст. 635).
Закон Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса", далее, - Закон об основах бюджетного устройства (ВВС РФ, 1991, N 46, ст. 1543), подразделяет бюджеты по уровням их формирования на федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты и определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и установленных юридических нормах совокупность указанных бюджетов. Взаимная связь бюджетов различных уровней обеспечивается через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных фондов и возможность их частичного перераспределения.
Регламентируемая законом деятельность органов законодательной и исполнительной властей по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета представляет собой бюджетный процесс (ст. 4 Закона об основах бюджетного устройства).
Распределение полномочий в сфере бюджетного процесса осуществляется на основании конституционного принципа разделения властей и разграничения их компетенции. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением федерального бюджета Конституцией относится к компетенции Государственной Думы. На Правительство возлагается обязанность разработать и представить Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечить его исполнение. Представить Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (ст. 10, ч. 1, ст. 105, п. "а", ч. 1, ст. 114 Конституции).
Порядок разработки, рассмотрения и утверждения федерального бюджета подробно регламентирован Законом об основах бюджетного устройства (ст. 20-24). Согласно этому порядку за 18 месяцев до начала соответствующего финансового г. Президент Российской Федерации принимает решение о начале работы над проектом федерального бюджета. Правительство своим постановлением определяет порядок и сроки разработки бюджетной системы Российской Федерации в целом на соответствующий финансовый год, определяет механизм согласования представленных расчетов и заявок.
Разработка федерального бюджета начинается с прогнозирования социально-экономического развития страны, составления сводного баланса финансовых ресурсов, определения основных направлений бюджетной политики, расчета контрольных цифр проекта бюджета. Прогнозы общеэкономических показателей доводятся до сведения министерств и ведомств Российской Федерации, государственных организаций, субъектов федерации. В установленные сроки министерства и ведомства представляют свои расчеты и обоснования планируемых на соответствующий период расходов на содержание учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета, а субъекты федерации представляют свои запросы и обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, размеров субвенций и дотаций, выделяемых из федерального бюджета. Министерство финансов анализирует представленные показатели и на их основе разрабатывает контрольные цифры федерального бюджета, которые передаются субъектам федерации для их проработки и согласования. Исходя из интересов развития своих территорий, субъекты федерации могут вносить предложения по корректировке показателей проекта бюджета.
Полнота и реальность федерального бюджета достигаются путем включения в него всех видов источников бюджетных доходов и всех направлений расходов, связанных с финансированием из федерального бюджета.
Принятый федеральный бюджет оформляется законом и становится обязательным для исполнения на всей территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции).
В исполнении федерального бюджета в той или иной мере принимают участие все органы представительной и исполнительной властей, министерства, ведомства, предприятия, учреждения и иные организации, но практическую работу по исполнению федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. В соответствии с законодательством Российской Федерации оно проводит корректировку бюджетных показателей, контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых предприятиям и организациям, составляет отчет об исполнении бюджета и представляет его Правительству (см. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1994 г. - СЗ РФ, 1994, N 19, ст. 2211).
Значительная роль в исполнении федерального бюджета принадлежит Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, которое организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета, организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и выполняет иные функции, связанные с исполнением федерального бюджета (см. Положение о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. - САПП РФ, 1993, N 35, ст. 3320).
Исполнение федерального бюджета осуществляется и налоговой службой, которая следит за полнотой и своевременностью перечисления налогов и сборов в федеральный бюджет (см. Законы Российской Федерации "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. - ВВС РСФСР, 1991, N 15, ст. 492; "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. - ВВС РФ, 1992, N 34, ст. 1972).
В ходе исполнения федерального бюджета Правительство может вносить изменения по доходам и расходам бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. Принимает меры к сокращению дефицита федерального бюджета, к укреплению его доходной части, предотвращению неконтролируемых расходов бюджета.
Составление отчета об исполнении федерального бюджета начинается с принятия Правительством постановления, которым все органы и организации, связанные с исполнением федерального бюджета, обязываются представить в Министерство финансов сведения по исполнению бюджета. Министерство финансов составляет проект отчета по всем основным показателям доходов и расходов и направляет его Правительству. В Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета Правительство представляет в мае г., следующего за отчетным.
б) Финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71 Конституции).
Необходимость проведения в этой сфере деятельности единой политики обусловливается конституционными нормами, закрепляющими федеративное устройство Российской Федерации, основанное на ее государственной целостности, и конституционным статусом денежной системы России (ст. 5, 75 Конституции).
Единая финансовая, кредитная и денежная политика является мощным регулятором экономики страны и рыночных отношений и необходимым условием обеспечения гарантированного Конституцией (ст. 8) единства экономического пространства свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.
Проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики Правительство осуществляет через специально созданные для управления финансами органы. В числе этих органов ведущее место занимает Министерство финансов Российской Федерации, на которое возложено общее руководство организацией финансов в стране, обеспечение единых принципов финансирования производственной и социальной сфер, создание финансовой базы для комплексного развития территорий (см. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1994 г. - СЗ РФ, 1994, N 19, ст. 2211).
Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства осуществляют управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета и контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств (см. Указ Президента Российской Федерации "О федеральном казначействе". - ВВС РФ, 1992, N 650, ст. 2978; Положение о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. - САПП РФ, 1993, N 35, ст. 3320).
Властными полномочиями в области организации денежно-кредитного обращения наделен Центральный банк Российской Федерации. На него возложено осуществление денежной эмиссии и защиты, обеспечения устойчивости и повышения покупательной способности рубля, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов (см. ст. 75 Конституции; Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " в редакции Закона от 25 апреля 1995 г. - СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1593).
Российская финансовая корпорация осуществляет от имени Правительства Российской Федерации финансирование инвестиционных проектов на возвратной и платной основе за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов (см. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 г. - САПП РФ, 1993, N 12, ст. 991; Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1993 г. "О Российской финансовой корпорации". - САПП РФ, 1993, N 17, ст. 1548).
Правительство, направляя деятельность министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов в области финансов, принимает меры к тому, чтобы эти органы в полном объеме использовали предоставленные им полномочия для выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций. Принимает правовые акты, регулирующие порядок их деятельности, к числу которых относятся утверждаемые им положения об этих органах. Правительство имеет право отменять акты подведомственных ему органов (ст. 23 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации". - (ВВС РФ, N 1, ст. 14).
Основные направления деятельности в сфере финансовой, кредитной и денежной политики определены в принятой Правительством программе "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" (СЗ РФ, 1995, N 28, ст. 2675), действие которой рассчитано на длительный срок. На базе этой программы разрабатываются и принимаются реальные меры по финансовой стабилизации, включая нормализацию денежного обращения, урегулирование взаимных расчетов предприятий и организаций, улучшение работы банков, а также по борьбе с долларизацией экономики и укреплению российского рубля, усилению контроля за эффективностью осуществляемых государственных расходов, обеспечению целевого направления средств на реализацию федеральных программ.
в) Потребность в единой государственной политике в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии вытекает из единства закрепленных Конституцией прав и свобод для всех граждан Российской Федерации, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации человек проживает.
Этим же обусловливается и нахождение вопросов по указанным сферам деятельности в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пп. "д", "е", "ж" ст. 72 Конституции).
Обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии возлагается на Правительство Российской Федерации, социальная направленность деятельности которого определяется Конституцией, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством (ч. 1 ст. 7). Правительство призвано реализовать требования Конституции о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Полномочия Правительства по конкретным направлениям деятельности в социально-культурной сфере устанавливаются отдельными законодательными актами, в числе которых Основы законодательства Российской Федерации о культуре (ВВС РФ, 1992, N 46, ст. 2615), Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Закона от 13 января 1996 г. (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 150), Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ВВС РФ, 1993, N 33, ст. 1318), Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (ВВС РФ, 1992, N 10, ст. 457), Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в РСФСР" (ВВС РФ, 1990, N 27, ст. 351) и другие.
В соответствии с указанными актами Правительство разрабатывает и организует реализацию государственных программ развития культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны окружающей среды. Посредством налоговых льгот и кредитов стимулируется развитие государственных научных центров, специальных образовательных учреждений, школ, студий, укрепление материально-технической базы научных учреждений и объектов, образовательных учреждений и учреждений культуры.
В целях охраны здоровья граждан Правительством принимаются меры по созданию благоприятных условий труда и отдыха, развитию государственной системы здравоохранения и предоставлению населению доступной медико-социальной помощи, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, осуществляется контроль за производством и реализацией доброкачественных продуктов питания. Им устанавливается порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, принимаются решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включения их в природно-заповедный фонд России, осуществляется координация работы исполнительных органов всех уровней при реализации экологических программ федерального и международного значения, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Правительство определяет порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, а также условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, разрабатывает и реализует программы социальной защиты пенсионеров и инвалидов, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, и выполняет другие полномочия, связанные с реализацией требований ст. 7 Конституции по обеспечению социальных прав граждан.
г) Федеральная государственная собственность является одним из основных источников обеспечения функционирования государства и развития сфер экономики страны и находится в управлении и ведении Российской Федерации (п. "д" ст. 71 Конституции).
Исключительно к федеральной собственности относятся: объекты, составляющие основу национального богатства страны, в число которых входят ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, историко-культурные и художественные ценности; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, - государственная казна, имущество вооруженных сил и других войск, выполняющих задачи в области обороны, высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и предприятия геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей среды и природных ресурсов, стандартизации и метрологии, санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы и другие; предприятия добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота и другие объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
В составе федеральной собственности находятся и такие объекты, которые могут быть переданы в государственную собственность субъектов федерации (ВВС РФ, 1992, N 3, ст. 89).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. 214, 294, 296 ГК).
Управление федеральной собственностью возложено на Правительство Российской Федерации, которое принимает меры по рациональному использованию объектов федеральной собственности, рассматривает проекты программ о приватизации федеральной собственности и рассматривает предложения об основных направлениях использования средств, полученных от приватизации.
Общее управление объектами федеральной собственности на территории России и за рубежом, а также проведение политики приватизации государственных предприятий и объектов недвижимости Правительство осуществляет через Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (см. Положение об указанном Комитете, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1190. - СЗ РФ, 1995, N 50, ст. 4930), а оперативное решение вопросов управления государственными предприятиями и организациями - через отраслевые министерства и ведомства, которые во всех вопросах своей деятельности подведомственны и подконтрольны ему.
д) Деятельность Правительства в области обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики основывается на конституционных положениях об обязанности Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции).
Система официально принятых в государстве взглядов на военное строительство, подготовку страны к обороне и использование Вооруженных Сил и других войск для защиты жизненно важных интересов России определена "Основными направлениями военной доктрины Российской Федерации", утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. (САПП РФ, 1993, N 45, ст. 4329).
Конкретные полномочия Правительства в области обороны и безопасности страны определены Законами Российской Федерации "Об обороне", "О безопасности", "О Государственной границе", "О воинской обязанности и военной службе", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" и др. (ВВС РФ, 1992, N 42, ст. 2331; ВВС РФ, 1992, N 15, ст. 769; ВВС РФ, 1993, N 17, ст. 594; ВВС РФ, 1993, N 9, ст. 325; ВВС РФ, 1993, N 9, ст. 328).
В соответствии с этими законами Правительство организует оснащение Вооруженных Сил, пограничных и других войск вооружением и военной техникой и обеспечение их материальными средствами и энергетическими ресурсами, определяет порядок предоставления Вооруженным Силам земель, лесов, вод и других природных ресурсов.
С привлечением Министерства обороны, Федеральной пограничной службы, Службы внешней разведки, Федеральной службы контрразведки Правительство разрабатывает и реализует программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, оперативного оборудования территорий России в целях обороны, по социальному обеспечению военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей.
Правительством решаются вопросы о создании и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утверждаются положения о воинском учете, призыве на военную службу, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизы.
В пределах своей компетенции Правительство ведет международные переговоры и заключает межправительственные соглашения по вопросам военного сотрудничества, хозяйственной деятельности, а также по вопросам социально-культурной сферы и принимает меры к исполнению международных договоров Российской Федерации, обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и в международных организациях, осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности (ст. 20 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (ВВС РФ, 1993, N 1, ст. 14).
е) Конституция возлагает на Правительство Российской Федерации осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
В этих целях на основании предложений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Департамента налоговой полиции, Прокуратуры Российской Федерации Правительство разрабатывает программы по усилению борьбы с преступностью, укреплению в стране законности и правопорядка, координирует усилия правоохранительных органов по реализации указанных программ.
На Министерство внутренних дел возлагается обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст. 2 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 г. - ВВС РФ, 1991, N 16, ст. 503).
Налоговая полиция выявляет, предупреждает и пресекает налоговые преступления и правонарушения, осуществляет сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением (ст. 2 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции". - ВВС РФ, 1993, N 29, ст. 114).
Правительство определяет порядок и нормы материально-технического обеспечения деятельности судов, прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции, решает вопросы о их своевременном финансировании, а также социальном обеспечении их сотрудников. Им устанавливается полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции и налоговой полиции, и правила их применения, утверждаются образцы единой форменной одежды сотрудников милиции, налоговой полиции, прокуратуры (ст. 14, 15, 17 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". - ВВС РФ, 1991, N 16, ст. 503; ВВС РФ, 1993, N 29, ст. 114; СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472).
ж) Содержащийся в ст. 114 Конституции перечень полномочий Правительства не является исчерпывающим. Конституция (п. "ж" ст. 114) обязывает Правительство осуществлять и иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
В частности, Конституция обязывает Правительство обеспечивать в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78), давать заключения по всем законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (ч. 3 ст. 104).
Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1993 г. "Вопросы Совета Министров - Правительства" (САПП РФ, 1993, N 6, ст. 480) Правительству поручено утвердить положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных ему органах государственного управления, за исключением тех, для которых установлен иной порядок утверждения.
Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 32, ст. 3198) на Правительство возложено определение федерального перечня гарантированных государством для указанной категории граждан социальных услуг, а также порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями (ст. 13).
В обязанность Правительства входит установление перечня товаров (работ) длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, а также перечень товаров, не подлежащих обмену (ч. 2, 4 ст. 5, ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О защите прав потребителей" в редакции Закона от 9 января 1996 г. (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 140).
Дать исчерпывающий перечень полномочий Правительства в данном случае невозможно, поскольку оно осуществляет руководство практически всеми отраслями в области экономики, социально-культурной и административно-политической сфер, находящимися в ведении Российской Федерации и в совместном ведении Федерации и ее субъектов.
2. Порядок деятельности Правительства определен Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" от 22 декабря 1992 г. (ВВС РФ, 1993, N 1, ст. 14).
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., установившей принцип разделения властей, правовой статус Правительства значительно повысился и возросла его роль в обеспечении проведения государством внутренней и внешней политики, обеспечении и защиты гарантированных Конституцией прав и свобод граждан. В силу этого Конституция (ч. 2 ст. 114) устанавливает, что порядок деятельности Правительства должен определяться федеральным конституционным законом.
Однако согласно Заключительному и переходному положению Конституции (ст. 2) Закон Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" до принятия указанного федерального конституционного закона подлежит применению в части, не противоречащей Конституции. В соответствии с установленным Законом о Правительстве порядком на заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы государственного управления, экономического и социально-культурного развития Российской Федерации и ее территорий. Заседания проводятся не реже одного раза в квартал и считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов Правительства. Проходят заседания под руководством Председателя Правительства, а в его отсутствие - первого заместителя Председателя. Президент Российской Федерации вправе председательствовать на заседаниях Правительства.
В качестве постоянного органа действует Президиум Правительства в составе Председателя Правительства и его заместителей, министра финансов, министра экономики, министра иностранных дел, министра обороны, министра внутренних дел, председателя Государственного комитета по управлению государственным имуществом и руководителя аппарата Правительства. По представлению Председателя Правительства Президент может включить в состав Президиума других членов Правительства.
Порядок внесения в Правительство на рассмотрение, согласование или заключение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и его Президиума, оформления принятых на заседаниях решений определяется Временным регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1995 г. N 778.