Статья 120

.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Комментарий к статье 120

1. Независимость судей - основной элемент их особого правового статуса, а также главное условие существования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. Принцип судейской независимости гарантируется рядом других конституционных положений (см. комментарии к ст. 121, 122, 124). Значительные гарантии независимости судебной власти предусмотрены федеральными законами, в частности Законом "О статусе судей в Российской Федерации".

Сформулированный в ч. 1 ст. 120 принцип состоит из двух неотделимых друг от друга элементов: 1) судьи независимы и 2) судьи подчиняются только Конституции и федеральному закону. Независимость судей обусловливается их подчинением только Конституции и закону, а такое подчинение реально лишь при условии, что они действительно независимы. Указанием на подчинение судей только Конституции и закону Конституция дает понять, что посягать на судебную власть не вправе ни законодательная власть, ни Президент, ни Правительство. Им не позволено осуществлять контроль за выносимыми судами решениями; ни та, ни другая власть не вправе давать судам указания или иным образом вмешиваться в судебную деятельность, равно как и подменять суды при рассмотрении входящих в их компетенцию дел.

Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции Президент Российской Федерации, будучи гарантом Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а поскольку в силу принципа разделения властей судебная власть действует независимо от других властей, Президент обязан уважать ее независимый статус. Однажды выдвинув кандидатов на должность судей или их назначив, Президент не вправе затем требовать их отставки или досрочного отзыва, поскольку Президент не вправе оказывать на судей какое-либо влияние или давление, поскольку судья не несет ответственности за высказанное мнение и за принятое судом решение (см., например, ч. 4 ст. 15 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" - СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447).

Воздействие правительственного аппарата на судебную деятельность ограничивается организационным обеспечением деятельности судов, традиционно осуществляемым через Министерство юстиции и его территориальные органы. По Закону "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. (ВВС, 1992, N 30, ст. 1792) независимость судей обеспечивается системой органов судейского сообщества, которые специально созданы для выражения интересов судей. Эти органы рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей. Органы судейского сообщества взяли на себя решение ряда вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции, и тем самым судьи стали более независимыми от органа управления, каким является Минюст.

Закон "О статусе судей в Российской Федерации", а также Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы РСФСР предусматривают и другие юридические гарантии независимости судей. Так, суд выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие иных лиц не допускается. Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Из п. 4 ст. 1 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" можно сделать и другие выводы: во-первых, запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; такое вмешательство преследуется по закону вплоть до предъявления иска о возмещении морального ущерба, а в ряде случаев - привлечения к уголовной ответственности; во-вторых, судьи освобождаются от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было, включая и органы, осуществлявшие их отбор на должность и назначение. Судьи не обязаны давать какие-либо объяснения по поводу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. До вступления решения в законную силу дело никем не может быть истребовано из суда. После вступления решения в законную силу дело вправе истребовать лишь лица, уполномоченные процессуальным законом принести протест в порядке надзора.

 

Примечание

Конституционный Суд Российской Федерации специально не рассматривал конкретных дел, связанных с оказанием на судей и вообще судебную власть какого-либо влияния или давления. Однако в некоторых из его решений содержится императив о недопустимости отклонения от принципа разделения властей и о необходимости неукоснительного соблюдения конституционно закрепленных положений в отношении единства и незыблемости независимого правового статуса судей на территории всех субъектов Российской Федерации. Так, 30 сентября 1993 г. Конституционный Суд, проверяя конституционность Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 г. о статусе судей в этой республике и постановления ее Верховного Совета от 22 июля 1993 г. о порядке и сроках проведения выборов судей, постановил признать недействующими те из положений этих актов, которые вторгаются в сферу исключительной компетенции Российской Федерации, и в частности изымают судей республики из сфер ведения органов судейского сообщества, предусмотренных федеральным законом.

 

Независимость судьи обеспечивается также его правом на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности. За пребывающим в отставке сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается пособие не менее шестикратного размера месячной зарплаты по оставляемой должности. Проработавший не менее 20 лет судья имеет право получать по своему выбору пенсию на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере до 85 процентов заработной платы работающего судьи.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 9 Закона о статусе судей "судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление".

С независимостью судьи тесно связан вопрос о мере его ответственности за допущенные судебные ошибки и недостойное поведение на службе и в быту. Исправление допущенных судьей ошибок гарантируется возможностью обжалования состоявшихся решений в кассационном или надзорном порядке (для арбитражных решений также и в апелляционном порядке).

В том, что касается ответственности за совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, возникающий при этом вопрос о прекращении полномочий судьи решается соответствующей квалификационной коллегией судей с правом обжалования состоявшегося решения в Высшую квалификационную коллегию судей (см. комментарий к ст. 121).

 

2. Часть 2 комментируемой статьи регулирует действия суда, когда он, рассматривая конкретное дело, приходит к выводу, что подлежащий применению правовой акт не соответствует закону. Именно принцип подчинения судей только Конституции и закону, сформулированный в части первой данной статьи, диктует поведение суда: установив, что правовой акт не соответствует закону, суд игнорирует, не применяет его, а принимает решение, руководствуясь законом.

Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица: указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений и предприятий, акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, исполнительных органов общественных объединений и т.д. Отказываясь от применения не соответствующего закону акта, суд может одновременно своим определением (постановлением) обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом, изменить или отменить. В таких действиях суда, в частности, проявляется его юрисдикционно-контрольная функция за правотворческой и правоприменительной деятельностью в Российской Федерации.