Статья 124

.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к статье 124

В статье зафиксирована основополагающая конституционная гарантия независимости судебной власти как от исполнительной, так и от законодательной властей. Опасность утраты правосудием его главного качества - независимости чаще всего исходит от должностных лиц государственного аппарата в центре и на местах. Финансирование судов из местных бюджетов в условиях бывшего союзного государства отрицательно сказывалось на претворении в жизнь принципа независимости судей, так как материальное и социальное обеспечение судей оказывалось зависимым от усмотрения чиновников местных исполнительных властей.

Отныне финансирование всех судов Российской Федерации осуществляется централизованно из федерального бюджета и в твердых, индексируемых (применительно к инфляции) суммах. Это гарантирует нормальное функционирование судов в соответствии с законом, тем более что размер средств, выделяемых на содержание судебной системы, не может быть уменьшен в очередном году без согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.

Законом Российской Федерации о республиканском бюджете на каждый текущий год предусматриваются ассигнования на содержание как органов государственной власти и управления, так и судов, органов прокуратуры, а также ассигнования, указанные отдельной строкой в федеральном бюджете, на деятельность Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации.

Разработку нормативов ассигнований на судебную деятельность Правительство осуществляет во взаимодействии с председателями этих высших судебных инстанций и по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

Верховным Советом 21 сентября 1992 г. было принято постановление об оплате труда работников судов в Российской Федерации (ВВС, 1992, N 42, ст. 2349), где были установлены размеры окладов судей. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. (САПП, 1993, N 48, ст. 4650) координация деятельности по материальному обеспечению судов возложена на это министерство, в частности: обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов; осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению; выделение финансовых средств в распоряжение соответствующих судов, контроль за их расходованием, организация материально-технического обеспечения судов.

В ст. 124 речь идет о финансировании федеральных судов. Если же наряду с ними будут созданы местные суды, то материально-техническое обеспечение таких судов также будет производиться из средств федерального бюджета, чтобы оградить и эти суды от местных влияний. Однако мировые судьи, избираемые сроком на пять лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция (см. ст. 11 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"), будут финансироваться из местного бюджета.