Статья 127

.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Об арбитражных судах в Российской Федерации см. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ

Комментарий к статье 127

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589) все арбитражные суды являются федеральными и входят в единую систему, которую составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (таких судов насчитывается десять), арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Высший Арбитражный Суд находится на вершине этой судебной пирамиды; он является окончательной инстанцией по разрешению споров, рассмотренных на нижестоящих уровнях.

Свыше шестидесяти лет в бывших СССР и РСФСР не было самостоятельных, независимых органов по разрешению хозяйственных споров - действовали государственные и ведомственные арбитражи, входившие в систему союзных и республиканских органов государственного управления. Отказ от командно-административных методов, свойственных планово-регулируемой экономике, и переход к рынку предопределили прекращение деятельности государственного и ведомственного арбитража. Однако суды общей юрисдикции, не рассматривавшие в течение десятилетий экономические (хозяйственные) споры между юридическими лицами, не имели специальной подготовки для разбирательства экономических споров. Поэтому для защиты прав и интересов участников предпринимательской и иной хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики была создана отдельная система самостоятельных арбитражных судов как органов правосудия в экономической и административно-правовой сфере.

Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время не только ст. 118-125, 127 Конституции Российской Федерации, но и Арбитражным процессуальным кодексом (принят 5 апреля 1995 г.), а также вышеупомянутым Федеральным конституционным законом.

Согласно ст. 46 Закона финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Расходы на содержание арбитражных судов предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете. Размер расходов на содержание федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации устанавливается Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации с учетом мнения Совета председателей арбитражных судов.

 

Примечание

Комментируемая статья возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону, высшим экономическим судебным органом Российской Федерации, выполнение нескольких функций, более детально перечисленных в Законе. В частности, он: 1) рассматривает в первой инстанции: дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации; 2) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов Российской Федерации; 3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; 4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов, иных нормативных актов и договоров; обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; 5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; 6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; 8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; 9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации; 10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

 

Высшему Арбитражному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд принимает регламент, обязательный для арбитражных судов (ст. 10 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Председатель Высшего Арбитражного Суда является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК.

 

Примечание

Председатель Высшего Арбитражного Суда: 1) организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и всей системы арбитражных судов; 2) созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные Законом к их ведению; 3) осуществляет общее руководство аппаратом Суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата; 4) распределяет обязанности между заместителями Председателя; 5) формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда судебные составы Суда; 6) выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные Законом к его ведению; 7) представляет Высший Арбитражный Суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами; 8) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Законом (ст. 20).

 

В состав Пленума входят Председатель, его заместители, секретарь Пленума, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного Суда, председатели высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации. По приглашению Председателя Суда в заседаниях могут участвовать Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, министр юстиции Российской Федерации, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Итак, к ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК, иными законодательными актами Российской Федерации, межгосударственными соглашениями и международными договорами. Под экономическими спорами понимаются споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают, как правило, юридические лица и граждане-предприниматели, находящиеся на территории Российской Федерации. К числу таких споров относятся споры, возникающие: в связи с признанием права собственности на имущество, находящееся в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности); в связи с истребованием имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, из чужого незаконного владения; в связи с требованиями об устранении нарушений прав субъектов федеральной собственности и вытекающих из нее прав полного хозяйственного ведения или оперативного управления, не связанных с лишением владения (ст. 22 АПК).

В статье 127 Конституции говорится и об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. АПК относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов Российской Федерации. В их числе дела о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов Российской Федерации; о возмещении убытков, причиненных этими актами; дела, возникающие в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам-предпринимателям; дела о банкротстве и др. К иным рассматриваемым Высшим Арбитражным Судом делам относятся споры, вытекающие из экономических отношений между государственными органами Российской Федерации и государственными органами других государств, когда это предусмотрено межгосударственными соглашениями; споры, возникающие из экономических соглашений между органами управления субъектов федерации, и некоторые другие, предусмотренные АПК. Кроме того, Высший Арбитражный Суд вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дела, подсудные другим арбитражным судам, если об этом договорились стороны, а также любое дело при невозможности его рассмотрения соответствующим арбитражным судом.

В составе Высшего Арбитражного Суда действуют: коллегия по спорам, вытекающим из гражданских и иных правоотношений; коллегия по спорам, вытекающим из административных правоотношений; Президиум, который вправе осуществлять проверку в кассационном и надзорном порядке законность и обоснованность решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу, и Пленум.

 

Примечание

Особо важные функции доверены Пленуму Высшего Арбитражного Суда, который: 1) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; 2) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; 3) решает вопрос об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; 4) избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда из числа его судей; 5) утверждает по представлению Председателя членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда; 6) утверждает в порядке, предусмотренном Законом, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов; 7) утверждает по представлению федерального арбитражного суда округа судей этого суда, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа; 8) утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей этого суда, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации; 9) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда регламент арбитражных судов.

 

Комментируемая статья возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов. Решения проверяются Президиумом Высшего Арбитражного Суда в порядке надзора по протестам на решения арбитражных судов, вступившие в законную силу. Право возбуждать надзорное производство имеют только предусмотренные Законом об арбитражных судах и АПК должностные лица: Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, которые вносят в Президиум протест на решения арбитражных судов. Пересмотр постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда, решений и определений всех арбитражных судов Пленумом осуществляется по протестам Председателя Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора. Постановление, принимаемое Пленумом, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации, в том числе судей и работников аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, устанавливается федеральным законом. Численность судей и работников аппаратов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации устанавливается Высшим Арбитражным Судом. Структура и штатное расписание Высшего Арбитражного Суда утверждаются его председателем (ст. 47 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации").