Статья 128

.

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Комментарий к статье 128

1. Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов Российской Федерации - Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.

Согласно п. "е" ст. 83, п. "ж" ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 128 Конституции, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей судебной власти в лице судей выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей высших федеральных судебных органов и назначать судей иных федеральных судов в порядке, установленном законом. Это, несомненно, повышает авторитет судебной власти и ответственность самих судей.

Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания - Совета Федерации.

Процедура согласования главой государства кандидатур на высшие судебные должности с верхней палатой парламента существует и в других странах, например с палатой лордов (Великобритания), Сенатом (США).

Порядок образования высших судебных органов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. К кандидатам в судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда помимо требований, установленных ст. 119 Конституции, могут быть предъявлены и дополнительные требования, указанные в федеральном законе (см. комментарии к соответствующим статьям). Судьей федерального военного суда может быть лишь лицо, находящееся на военной службе, имеющее офицерское звание, сдавшее квалификационный экзамен и не допустившее порочащих его поступков.

Порядок представления кандидатур на рассмотрение Совета Федерации, их обсуждения в комитетах и комиссиях, а также процедура назначения их Советом Федерации установлены Регламентом Совета Федерации.

Палата вправе неоднократно отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры, однако без нового представления Президента назначение судьи состояться не может.

Кандидатуры судей Конституционного Суда определяются Президентом самостоятельно. Часть 1 ст. 9 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447) предусматривает возможность предложения Президенту таких кандидатур членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Эти предложения могут учитываться Президентом, но не связывают его.

Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда рассматривается Советом Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Назначенным на должность судьи считается тот, кто получил при голосовании большинство общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место вносится Президентом Российской Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Конституционный Суд вправе начать работу при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

При укомплектовании Конституционного Суда важнейшее значение приобретает эффективное взаимодействие Совета Федерации с Президентом при выдвижении и утверждении новых кандидатур на судейские посты. Между тем в конце 1994 г. на этом пути встретились серьезные помехи. После того как в июле 1994 г. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" был принят, потребовалось провести довыборы судей, с тем чтобы доукомплектовать Суд до нового численного состава. Однако вследствие разногласий между Советом Федерации и Президентом по поводу предлагаемых кандидатур на судейские посты процесс укомплектования Суда затянулся. Даже когда Совет Федерации 24 октября 1994 г. утвердил достаточное количество членов Суда для обеспечения необходимого кворума, судьи так и не смогли приступить к работе, так как согласно переходным положениям нового Закона они были вправе избирать своего Председателя лишь после укомплектования Суда до полного состава. Это произошло лишь в конце января 1995 г. В результате Председатель Суда был избран лишь в начале февраля 1995 г., а рассмотрение первого дела новым составом состоялось лишь 23 марта 1995 г.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом о Конституционном Суде (ст. 17 и 18).

Председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на свои должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, равно как и другие судьи - члены этих Судов, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом может быть запрошено мнение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Наличие такого мнения необходимо также, если возникает вопрос о приостановлении или прекращении полномочий судей высших разрядов судебной иерархии.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по ее решению (ст. 8 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. - СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589).

 

2. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Если возникает вопрос о приостановлении или прекращении полномочий председателей либо заместителей председателей судов субъектов Российской Федерации, соответствующих арбитражных судов, военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил, то этот вопрос рассматривается и решается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. В отношении всех других судей вопрос о приостановлении или прекращении полномочий решает соответствующая квалификационная коллегия (п. 1, 12 и 13 Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г.).

 

3. В части 3 комментируемой статьи сказано, что полномочия, порядок образования и деятельности высших судебных органов и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, что имеет основополагающее значение для авторитета судебной власти и обеспечения ее независимого правового статуса. Такие законы приняты. Это Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. (см. комментарий к ст. 125); Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. (см. комментарий к ст. 127) и Федеральный конституционный закон (проект разработан и прошел первое чтение в июле 1995 г.) "О судебной системе Российской Федерации" (см. комментарий к ч. 3 ст. 118 и к ст. 126).