Статья 129

.

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

 

В настоящее время действует Закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1

"О прокуратуре Российской Федерации", изложенный в новой редакции Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ

Комментарий к статье 129

1. Прокуратура Российской Федерации представляет собой систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что комментируемая статья находится в гл. 7 "Судебная власть", является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Будучи обязанной обеспечивать верховенство закона, единство законности на всей территории Российской Федерации, прокуратура организуется как единая централизованная система. Единство и централизованность этой системы поддерживается: общностью целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры; единством правовых основ деятельности; установленным порядком назначения прокуроров; финансированием всех органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации". СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472); подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ч. 1 ст. 4; ч. 2 ст. 11 Закона); запретом создания на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу иных специализированных прокуратур в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, подчиняющиеся Второму управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, транспортные и природоохранные прокуратуры. Под эгидой Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционируют НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, а также институты повышения квалификации руководящих кадров и прокурорско-следственных кадров.

Подчинение всех нижестоящих прокуроров Генеральному прокурору Российской Федерации проявляется в том, что именно этому должностному лицу предоставлено право образования, реорганизации и упразднения всех органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса, компетенции, штатной численности и структуры; назначения и освобождения от должности нижестоящих прокуроров и директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений; принятия в рамках исключительной компетенции обязательных для исполнения решений по вопросам, связанным с осуществлением функций прокуратуры (см., в частности, ч. 2 ст. 97 УПК). Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

 

2. С учетом особых полномочий и роли Генерального прокурора Российской Федерации Конституция предусматривает необходимость решения вопроса о его назначении по согласованию между высшими органами законодательной и исполнительной власти. При этом Президент Российской Федерации наделен полномочием представлять кандидатуру на должность Генерального прокурора, Совет Федерации - полномочием принимать окончательное решение о ее назначении на должность или об отклонении.

Ни Конституция, ни федеральные законы не регламентируют порядок подбора и обсуждения кандидатур, подлежащих представлению Президентом Российской Федерации для назначения на должность Генерального прокурора. Определение такого порядка, как и установление конкретных критериев оценки кандидатов, относится к компетенции самого Президента России. Конечно же, эти кандидаты должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей: быть гражданами Российской Федерации, иметь высшее юридическое образование, обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности (ч. 1 ст. 40 Закона). Представляется также, что с учетом требований, предъявляемых к кандидатам на более низкие должности прокуроров субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 40 Закона), кандидат на должность Генерального прокурора Российской Федерации должен быть не моложе 30 лет и иметь стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Впрочем, с учетом того, что должность Генерального прокурора имеет в известном смысле политический характер, требование о пятилетнем стаже работы кандидата на эту должность именно в органах прокуратуры не столь уж обязательно. Наличие у кандидата опыта работы по юридической специальности в иных правоохранительных или правоприменительных органах может быть достаточной гарантией его профессиональной компетентности.

Совет Федерации принимает решение о назначении Генерального прокурора на должность простым большинством голосов в соответствии с порядком, установленным его Регламентом.

Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру (ч. 2 ст. 12 Закона).

Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации установлен Законом в пять лет, по истечении которых на данную должность должно быть назначено либо то же самое, либо другое лицо.

 

3. С учетом того, что согласно п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции кадры правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, ч. 3 ст. 129 предусматривает назначение прокуроров субъектов Российской Федерации по согласованию с этими субъектами.

Ни Конституция, ни Федеральный закон "О прокуратуре в Российской Федерации" не определяют, с каким именно органом государственной власти должно согласовываться назначение прокурора субъекта федерации. Часть же 1 ст. 13 Закона передает решение этого вопроса на усмотрение самих субъектов Российской Федерации, в силу чего в одном случае согласование может проводиться с законодательным (представительным) органом власти субъекта федерации, в другом - с исполнительным органом, а в третьем - с тем и другим органом.

Закон не устанавливает также, кому именно - Генеральному прокурору Российской Федерации или органам власти субъекта Российской Федерации - принадлежит право инициировать назначение на должность конкретного кандидата, что дает возможность проявлять инициативу как с одной, так и с другой стороны.

Освобождение прокурора субъекта Российской Федерации от должности независимо от его основания производится Генеральным прокурором Российской Федерации. При этом у него нет необходимости согласовывать решение об освобождении от должности с соответствующими органами государственной власти субъекта (ч. 1 ст. 13 Закона).

 

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации без проведения каких-либо обязательных предварительных согласований.

В таком порядке назначаются, как указано в ч. 2 ст. 13 Закона, прокуроры городов и районов, а также прокуроры военных и иных специализированных прокуратур (транспортных, природоохранных, прокуратур воинских частей и др.). В таком же порядке осуществляется и их освобождение от должности.

Конечно, сказанное не означает, что при назначении упомянутых прокуроров вообще не следует учитывать мнение органов государственной власти и прокуроров соответствующих субъектов Российской Федерации (если речь идет о назначении прокуроров районов и городов) или вышестоящих прокуроров (если речь идет о прокурорах специализированных прокуратур), а также органов местного самоуправления. Однако в этих случаях высказанное мнение не будет иметь обязательного характера для Генерального прокурора.

С учетом того, что в отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель либо один из заместителей, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" установил порядок, при котором первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора (ч. 2 ст. 14).

 

5. В соответствии с ч. 5 ст. 129 Федеральным Законом "О прокуратуре Российской Федерации" определяются следующие полномочия прокуратуры Российской Федерации:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (в частности, органами ФСБ, МВД, федеральными органами налоговой полиции, таможенной службы);

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567 было утверждено Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в котором определяются уровни, основы, направления и формы координации деятельности правоохранительных органов, а также обозначаются полномочия различных участников координационной деятельности, и прежде всего прокурора - председателя координационного совещания (СЗ, 1996, N 17, ст. 1958);

- участие в правотворческой деятельности;

- внесение представлений в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о даче разъяснений по вопросам судебной практики;

- обращение в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Законом также определяются конкретные полномочия органов прокуратуры и их должностных лиц, обеспечивающие решение задач по каждому из направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации и по руководству подчиненными органами прокуратуры.

При осуществлении своей деятельности прокуроры не должны подменять иные органы.

В целях решения стоящих перед прокуратурой задач прокурор вправе иметь доступ к необходимым документам и материалам; требовать проведения проверок, ревизий, представления необходимых материалов; приносить протесты на противоречащие закону правовые акты; вносить представления об устранении нарушений закона; выносить постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. В случаях выявления противоречия Конституции и федеральным законам постановлений Правительства Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.