Статья 132
.Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Комментарий к статье 132
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает виды важнейших предметов ведения органов местного самоуправления, родовой признак этих предметов ведения, а также в общих чертах - полномочия в решении вопросов местного значения. При этом необходимо обратить внимание на то, что включение названных вопросов в сферу деятельности муниципальных органов, безусловно, свидетельствует об их роли в данном отношении. Однако подобное не означает, что указанные органы "перекрывают" правомочия населения, сформулированные в ч. 1 ст. 130 Конституции. Будет правильно исходить из того, что они сохраняются у территориального сообщества, а муниципальные органы - его уполномоченные по управлению местными делами. Такой подход предопределяет ответственность и подконтрольность органов местного самоуправления населению, их тесное взаимодействие, возможность граждан востребовать те или иные вопросы для непосредственного решения.
Муниципальные органы самостоятельно решают вопросы местного значения. Эта самостоятельность по-разному реализуется ими в соответствующих сферах, но в главном она предполагает, что органы местного самоуправления в рамках, установленных законом, действуют свободно, исключается санкционирование, подтверждение или отмена актов, принятых ими в пределах ведения (см. комментарии к ч. 1 ст. 12, ст. 130). В интересах дела данные органы координируют свою деятельность с органами государственной власти и иными муниципальными органами.
В Конституции фиксируется ряд направлений деятельности органов местного самоуправления (ст. 40, 41, 43, 130, 131). В комментируемой части дополнительно названы еще четыре. Одно из них - управление муниципальной собственностью. Указанная собственность принадлежит муниципальному образованию. От его имени правомочия собственника осуществляют прежде всего представительный орган местного самоуправления, который устанавливает порядок управления и распоряжения этой собственностью (ч. 3 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. - СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506), другие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также на основе нормативных правовых актов и по их специальному поручению юридические лица и граждане (ч. 2, 3 ст. 125 ГК).
Органы местного самоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ч. 1, 2 ст. 125 ГК). Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в установленном порядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, любые сделки (ч. 3 ст. 29); создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст. 30); определять цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулировать цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты об их деятельности (ст. 31); использовать собственные материальные и финансовые средства при размещении муниципальных заказов на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту социальной инфраструктуры и т.д. (ст. 33).
Муниципальные образования имеют собственные бюджеты. Формирование, утверждение и исполнение этих бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. При этом между ними существует определенное разделение труда: к ведению представительного органа относятся рассмотрение проекта бюджета, утверждение данного бюджета, контроль за его исполнением и утверждение отчета об исполнении бюджета, а к ведению главы муниципального образования (исполнительных органов) - составление проекта соответствующего бюджета, исполнение принятого бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований (см. ст. 5 Закона Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15 апреля 1993 г. - ВВС РФ, 1993, N 18, ст. 635).
Отношения, возникающие по поводу местного бюджета, регулируются названным Законом, Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. (ВВС РСФСР, 1991, N 46, ст. 1543) и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В числе наиболее важных элементов данных отношений необходимо упомянуть следующие:
- в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления;
- органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного г. не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации, а также могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями;
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законом гарантируют муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, определяемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
- в ходе исполнения бюджета исполнительный орган вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств;
- представительный орган, его комиссии и комитеты в установленном порядке вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от соответствующего исполнительного органа, его финансовых органов, других органов и должностных лиц предоставления любой информации, связанной с исполнением бюджета, принять решение о привлечении аудитора для проведения соответствующей проверки;
- исполнительный орган в установленный срок по утвержденной форме и в принятом порядке представляет представительному органу отчет об исполнении бюджета, по результатам рассмотрения которого принимается решение о его утверждении либо неутверждении.
В сфере ведения, причем исключительно представительных, органов местного самоуправления находится установление местных налогов, сборов, а также льгот по их уплате (ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно указанному Закону население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения (ч. 2 ст. 39); органы местного самоуправления в соответствии с законами субъектов Российской Федерации получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования (ст. 40).
Примечание
Право муниципальных органов устанавливать местные налоги и сборы реализуется в контексте положений Конституции (ст. 57, п. "и" ч. 1 ст. 72, ч. 3 ст. 75, п. "б" ч. 1 ст. 114). Из них следует, что эти налоги и сборы вводятся только законом; органы местного самоуправления в соответствии с законом определяют их конкретные виды и ставки. Кроме того, муниципальные органы должны учитывать и другие моменты, на которые обращалось внимание в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы (Российская газета, 17 апреля 1996 г.), а именно: налоги, установленные не на основе закона, не могут считаться "законно установленными"; Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ВВС РФ, 1992, N 11, ст. 527) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Российской Федерации от 16 июля и 22 декабря 1992 г. (ВВС РФ, 1992, N 34, ст. 1976; 1993, N 4, ст. 118), подлежит применению в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации; принцип равенства прав и свобод граждан требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности, равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов; подушная система налогообложения при чрезвычайно высоком налоге означает взыскание существенно большей доли из имущества неимущих или малоимущих граждан и меньшей доли - из имущества более состоятельных граждан; налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным; основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией без каких-либо условий фискального характера и, соответственно, реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов.
Органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Это предполагает создание ими на подведомственной территории условий, гарантирующих безопасность личности, беспрепятственную реализацию гражданами конституционных прав и свобод. Достижение данной цели требует разнообразных мер. Непосредственное отношение к ним имеет правомочие муниципальных органов в пределах, установленных законом, принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность (ст. 6 КоАП). Такие акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина и в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 19) вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Важную роль в указанной сфере призвана играть милиция общественной безопасности (местная милиция). В районах, городах, районах городов она создается и функционирует в качестве структурного звена в составе отделов (управлений) внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации. Их начальники назначаются вышестоящими руководителями по согласованию с исполнительными органами с последующим утверждением представительными органами муниципальных образований. Численность местной милиции (с учетом действующих нормативов) обеспечивается финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальные образования вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность милиции общественной безопасности, контролировать ее деятельность (см. ст. 7, 9 Закона РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. - ВВС РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" - САПП, 1993, N 7, ст. 562).
Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. "О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка" (Российская газета, 7 июня 1996 г.) признано необходимым ускорить процесс формирования муниципальных органов охраны общественного порядка и разработать в трехмесячный срок соответствующие законопроекты, которые должны определить состав данных органов, порядок, формы и методы их взаимодействия с органами внутренних дел Российской Федерации, права и обязанности служащих этих органов, условия и порядок контроля за их деятельностью со стороны государства, особенности организации охраны общественного порядка в городах Москве и Санкт-Петербурге; рекомендовано учитывать положения настоящего Указа в актах субъектов федерации и уставах муниципальных образований, а в последних также предусматривать выборность населением руководителей муниципальных органов охраны общественного порядка.
Примечание
Перечень вопросов, решаемых органами местного самоуправления, в конституционном изложении носит открытый характер. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 6) существенно дополняет его, относя к ним также принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; организацию, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организацию снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организацию утилизации и переработки бытовых отходов; организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организацию и содержание муниципальных архивов; организацию транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организацию и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организацию муниципальной пожарной службы.
Законы субъектов Российской Федерации могут предоставлять муниципальным образованиям для рассмотрения и иные вопросы местного значения. Так, в соответствии с Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа органы местного самоуправления в местах проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей вправе в пределах своих полномочий определять порядок и условия: посещения районов компактного проживания туристическими группами и отдельными гражданами, постоянно не проживающими в этих районах; проведения научных исследований, археологических раскопок в местах, отнесенных к ритуально-культовым или имеющих иную культурно-историческую ценность; установления финансовых обязательств на основе договоров между органами местного самоуправления в автономном округе и предприятиями всех форм собственности, осуществляющими разведку и добычу природных ресурсов в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и на территориях пастбищ, охотничьих угодий, озер и рек, имеющих для них жизненно важное значение; предоставления налоговых и иных льгот представителям коренного этноса для создания предприятий, связанных с их традиционной деятельностью; формирования местных фондов поддержки коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей (ч. 2 ст. 70).
2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет один из аспектов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, связанный с наделением муниципальных органов отдельными государственными полномочиями. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентирует некоторые стороны этих отношений (п. 5 ст. 4, п. 6 ст. 5, ч. 4 ст. 6, ст. 38, ч. 2 ст. 49). В частности, устанавливается, что: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; делегирование государственных полномочий происходит с одновременной передачей муниципальным органам необходимых материальных и финансовых ресурсов. Финансовые средства ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами; реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Субъекты федерации в пределах компетенции дополняют федеральное законодательство. Например, Уставом Приморского края закреплено, что перечень конкретных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, механизм передачи, порядок разрешения споров определяются в законе края (ст. 74). Конституция Республики Карелия допускает наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями только с их согласия (ст. 81); перечень государственных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления, закрепляется специальным договором между органом государственного управления и органом местного самоуправления и прилагается к уставу местного самоуправления; республиканские государственные органы вправе устанавливать порядок отмены решений органов местного самоуправления по вопросам осуществления ими государственных полномочий (ст. 84).