Статья 134
.Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Комментарий к статье 134
Вопрос о конституционных поправках и пересмотре Конституции занимает существенное место практически во всех Конституциях. Это объясняется ускоряющимся темпом политического, правового, социально-экономического развития государства, борьбой общественных сил вокруг актуальных проблем жизни и деятельности своего народа, необходимостью восполнять пробелы, исправлять недостатки, устранять погрешности в тексте Конституции и т.п.
В России ряд политических движений заявляют о своем намерении конституционным (или даже неконституционным) образом добиваться изменения системы государственных органов, ограничения полномочий Президента Российской Федерации или даже ликвидации этого звена в аппарате государственной власти, изменения социально-экономических предписаний Конституции, ограничения или даже отмены положений о частной собственности и т.д. Обсуждаются предложения о внесении изменений в федеративное устройство России (уменьшение числа субъектов Российской Федерации, в частности путем их укрупнения, например путем слияния города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в один субъект федерации; расширение полномочий федеральных или региональных органов государственной власти и др.). Возникла и потребность включить в Конституцию ряд положений, более полно регулирующих организацию гражданского общества.
Наряду с этим существует и необходимость в обеспечении стабильности Конституции, в том, чтобы, насколько возможно, решать возникающие проблемы этого рода с помощью толкования Конституции, издания конституционных и текущих федеральных законов и т.д. Именно поэтому Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает ряд гарантий конституционной стабильности. Она предусматривает довольно сложный порядок внесения поправок в Конституцию и тем более ее пересмотра.
Прежде всего это выражается в ограничении круга субъектов права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Это Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 полного законного состава одной из палат Федерального Собрания.
Это не значит, что граждане совершенно отстранены от возможности постановки этого вопроса. Они могут ее осуществить через своих представителей в Совете Федерации и Государственной Думе, через Президента и Правительство, осуществляя свое конституционное право (ст. 33) обращаться индивидуально и коллективно в государственные органы. Но даже отдельные депутаты не обладают правом такой специальной законодательной инициативы: его имеют только группы в составе не менее 20 процентов состава одной из палат (т.е. 36 членов Совета Федерации, 90 депутатов Государственной Думы). Этого права не имеет и исполняющий обязанности Президента Российской Федерации; ему это запрещает (наряду с некоторыми другими действиями) ст. 92 Конституции Российской Федерации.