Статья 136

.

Статья 136

О толковании статьи 136 Конституции РФ см. постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П

 

Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

 

Комментарий к статье 136

Вторая группа конституционных поправок относится к гл. 3-8 Конституции. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав опираются на статьи гл. 1 или согласуются с содержанием статей гл. 2, изменение таких предписаний гл. 3-8 невозможно без соответствующих поправок в гл. 1 и 2. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции России. Поэтому установленный ст. 136 порядок внесения поправок в гл. 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст гл. 1, 2 и 9 и поэтому не требуют пересмотра всей Конституции.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обнаружила неопределенность в понимании ст. 136, в связи с чем обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о ее толковании.

Конституционный Суд постановил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к гл. 3-8 принимаются путем издания особого правового акта - закона Российской Федерации о поправках к ее Конституции. Он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов, предусмотренному ст. 134. Порядок принятия этого закона в Федеральном Собрании - тот же, что и порядок принятия федерального конституционного закона, установленный ч. 2 ст. 108 Конституции, в частности требуется большинство не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Особым условием для вступления в силу этого закона и предусмотренных им поправок является их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Только после этого вступивший в силу федеральный закон о поправках к Конституции подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Кроме того, Конституционный Суд постановил, что законодатель вправе урегулировать: порядок направления принятых Федеральным Собранием поправок к гл. 3-8 Конституции для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации; порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения этих поправок; вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

Закон по этим вопросам пока не издан.

Статья 136 учитывает мировой опыт демократического конституционного права. Так, важным требованием процедуры внесения поправок в Конституцию США является необходимость одобрения поправки, принятой Конгрессом 2/3 голосов в каждой его палате, тем же квалифицированным большинством в каждой палате законодательных собраний 3/4 штатов. Это подчеркивает действие принципа федерализма.

Исходя из текста Конституции Российской Федерации и упомянутого постановления Конституционного Суда, следует, по-видимому, признать, что установленное в ст. 76 деление законов Российской Федерации на две группы - федеральные конституционные законы и федеральные законы - должно быть дополнено третьей группой - законами о поправках к гл. 3-8 Конституции. Впрочем, она могла бы быть включена в качестве особой подгруппы в группу конституционных законов. В этом случае, не меняя указанное деление законов России на две группы, рассматриваемые особые законы назывались бы конституционными законами о поправках к гл. 3-8 Конституции.

Остался нерешенным вопрос о том, могут ли такие законы о поправках к гл. 3-8 Конституции быть предметом конституционного контроля, если возникает вопрос об их противоречии основам конституционного строя Российской Федерации (т.е. гл. 1 Конституции), которое, согласно ч. 2 ст. 16, недопустимо.