Статья 137

.

Статья 137

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

 

О толковании части второй статьи 137 настоящей Конституции см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П

 

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Комментарий к статье 137

1. Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65 является федеральный конституционный закон о принятии в состав Российской Федерации и (или) образовании в ее составе нового субъекта федерации, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта федерации. Принятие федерального конституционного закона по данному вопросу происходит не в общем порядке законодательного процесса, а в специальном порядке - внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. Круг субъектов законодательной инициативы для данного случая определен ч. 1 ст. 104; не требуется одобрения законодательными органами 2/3 субъектов Российской Федерации.

Вопросы об образовании в составе Российской Федерации ее новых субъектов возникают на практике. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области активно обсуждается вопрос об их объединении в один субъект Российской Федерации. Другим примером может служить выделение Ингушетии из состава Чечено-Ингушской Республики и образование Ингушской Республики в составе Российской Федерации.

Вопрос об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации неоднократно возникал и решался тем или иным образом. Незадолго до принятия Конституции 1993 г. произошло преобразование некоторых автономных областей в республики в составе Российской Федерации (Адыгея, Алтай), подтвержденное Конституцией. Вопрос о своем преобразовании в республики ставился, например, в Чукотском автономном округе, в Свердловской области; вопрос был решен отрицательно. В каждом случае положительного решения вопросов такого рода тоже требуется федеральный конституционный закон.

Вопрос о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта извне границ ее состава на практике не возникал. Иногда политические организации, деятели и даже государственные органы отдельных субъектов федерации (например, Чечни) ставили вопрос в обратном смысле - о выходе из состава Российской Федерации. Но Конституция Российской Федерации, упоминая о возможности вступления в состав Российской Федерации нового субъекта, не предусматривает возможности отделения от нее.

Могут возникнуть и вопросы, связанные с нецелесообразностью сохранения шести разных видов конституционно-правового статуса равноправных субъектов Российской Федерации. Различий в правовом статусе краев и областей, автономных областей и автономных округов практически не существует; оправданно ли сохранение этих двух номинально различных, но практически тождественных статусов? Есть всего одна автономная область; стоит ей изменить свой статус, и автономная область (не как теоретическая разновидность возможного юридического статуса субъекта Российской Федерации, а как реально существующий статус) прекращает свое существование. В некоторых республиках (и автономиях) население в огромном большинстве является русским, а "титульные" народы, составляя небольшое меньшинство, пользуются значительными возможностями своего национально-культурного и социального развития в условиях равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и т.д. Такие республики реально превращаются в региональные русские республики с высокой степенью гарантированности всесторонних интересов "титульного" и других этнических меньшинств.

 

2. Часть 2 ст. 137 устанавливает еще более упрощенный порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 в случае изменения официального наименования субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 71-73 Конституции изменение наименования субъекта Российской Федерации относится к исключительной компетенции законодательной власти данного субъекта Российской Федерации. Включение нового наименования субъекта рассматривалось как чисто техническая операция, в связи с чем ее порядок не регулировался законом, но и не был никем точно определен.

В связи с этим, по мнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность в том, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ч. 1 ст. 65 нового наименования субъекта Российской Федерации. Дума обратилась по этому поводу в Конституционный Суд с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции.

Конституционный Суд 28 ноября 1995 г., рассмотрев это дело, постановил, что изменения наименования субъектов Российской Федерации включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленные ему ч. 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т.п.).

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в указанном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта (ВКС, 1995, N 6, с. 37-41).