Подраздел 2. ЛИЦА

.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

 

1. В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

3. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса.

5. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.

 

Комментарий к статье 115

 

1. Согласно п. 1 настоящей статьи законодатель ограничивает создание унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, случаями, прямо предусмотренными Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Такие предприятия должны функционировать исключительно на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и учреждаться по решению Правительства Российской Федерации (федеральные казенные предприятия). Создание унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, на базе имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, Гражданским кодексом и другими федеральными законами ныне не предусмотрено, хотя и не запрещено.

В связи с отсутствием названного Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях вопросы создания и функционирования рассматриваемых федеральных унитарных предприятий в настоящее время решаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий" (СЗ РФ. 1994. N 5. Ст. 393). Основанием для принятия решения о ликвидации федерального государственного предприятия и создании на его базе казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) является одно из следующих перечисленных в п. 2 Указа оснований: нецелевое использование выделенных федеральных средств; отсутствие прибыли по итогам последних двух лет; использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве полного хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 908 был утвержден Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия (СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1982).

2. Ограничительный подход к созданию унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, с юридической точки зрения объясняется двумя причинами: узостью правомочий по управлению и распоряжению имуществом, закрепляемым за предприятием, основанным на праве оперативного управления (см. ст. 297 ГК), и в связи с этим стремлением собственника на установление более строгого контроля за действиями руководителя предприятия по управлению и распоряжению переданным предприятию имуществом. Подобного рода "опека" со стороны собственника над казенным предприятием ведет к установлению субсидиарной ответственности Российской Федерации (другого собственника) по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Казенные предприятия исходя из опыта других стран и существующей практики в Российской Федерации обычно создаются в наиболее важных для государства отраслях хозяйства, в которых может создаваться повышенная норма прибыли (например, почта, связь) или, наоборот, в которых требуются дотации из бюджета (например, оборонные отрасли промышленности).