Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

.

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права

 

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

 

Комментарий к статье 124

 

1. В статье развиваются положения, содержащиеся в ч. 2 п. 1 ст. 2 настоящего Кодекса, относительно участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Экономической основой такого участия является деятельность государства, государственных и муниципальных образований, их органов в сфере развития производственного потенциала страны, обеспечения государственной и национальной безопасности, поддержания и повышения благосостояния российского народа.

2. В пункт 1 включена генеральная норма об отказе федерального государства, государственных и муниципальных образований, наделенных Конституцией РФ функциями публичной власти, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Государство, государственные и муниципальные образования ставятся в равное положение с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Под Российской Федерацией понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления; под субъектами Российской Федерации - республики как государства, входящие в состав Российской Федерации, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа как государственные образования; городские, сельские поселения и другие муниципальные образования как население, проживающее на территориях с местным самоуправлением.

3. Согласно положениям п. 2 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако, участвуя в гражданских правоотношениях в качестве субъектов гражданского права, они применяют нормы, предназначенные для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Приведенная оговорка прежде всего означает, что в гражданском законодательстве, в том числе ГК, а также в иных нормативных актах имеются правовые нормы, посвященные исключительно государству, государственным и муниципальным образованиям. В ГК это нормы о праве государственной и муниципальной собственности (ст. ст. 214 и 215), о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217), об основаниях прекращения права собственности (ст. 235 и др.), отдельные нормы о дополнительной ответственности государства по обязательствам и т.д.

С другой стороны, в гражданском законодательстве и иных нормативных актах существуют нормы о юридических лицах, которые не применимы к государству, государственным и муниципальным образованиям. Так, нормы ГК, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица, никакого отношения к указанным субъектам гражданского права не имеют. Равным образом к ним не применимо и положение ст. 49 ГК об общей правоспособности юридического лица. Для государства, государственных и муниципальных образований более подходит понятие специальной правоспособности, определяемой полномочиями и функциями, закрепленными в Конституции РФ, конституциях республик, входящих в Российскую Федерацию, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законах о местном самоуправлении. Основное назначение государства, государственных и муниципальных образований состоит в осуществлении ими функций публичной власти. Занятие хозяйственной (предпринимательской) деятельностью непосредственно государством, государственными и муниципальными образованиями, как правило, должно быть исключено. В случаях, указанных в законе, такая деятельность должна осуществляться государственными и муниципальными органами и организациями, специально создаваемыми для этой цели с предоставлением им статуса юридического лица.

Особые правила установлены в законодательстве в части ответственности государства, государственных и муниципальных образований за нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в связи с осуществлением властных полномочий (ст. ст. 13, 16, п. 5 ст. 115, ст. 306).