Статья 118. Фонды
.Статья 212. Субъекты права собственности
1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
4. Права всех собственников защищаются равным образом.
Комментарий к статье 212
1. В пункте 1 воспроизводится положение, закрепленное в п. 2 ст. 8 Конституции РФ, о формах собственности. Понятие формы собственности в данном контексте употребляется в экономическом смысле слова. Оно объединяет в себе два компонента: тип собственника и виды (объекты) имущества, которые могут находиться в собственности. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В этом же направлении идет процесс экономического развития и российского общества.
2. В пункте 2 определяется перечень субъектов права собственности, полностью совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. комментарий к ст. 2).
При этом граждане, юридические лица, Российская Федерация,
субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве
единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять
принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе
создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого
Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции
рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя
за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия
определяется законами по отдельным видам природных ресурсов (см., например,
Федеральный закон от 27 января
В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ, осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания сложноструктурных образований по использованию права собственности.
3. Пункт 3 включает в себя две нормы различной направленности.
В первом абзаце говорится об особенностях приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности.
Такие особенности могут устанавливаться лишь законом. Что касается особенностей приобретения и прекращения права собственности на имущество, допустим, государством, с одной стороны, гражданами и юридическими лицами - с другой, то это вполне допустимо. При национализации, например, имущество переходит из собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность, при приватизации - все происходит наоборот (ст. 235). Именно эти особенности отражены в гл. 14 "Приобретение права собственности" и гл. 15 "Прекращение права собственности" настоящего Кодекса. В отношении необходимости иметь особое законодательство об особенностях права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим различным категориям субъектов права собственности, положения рассматриваемого п. 3 должны толковаться ограничительно. Скорее, речь должна идти не о правах собственников как таковых, а об осуществлении данных прав отдельными категориями собственников с учетом специфических особенностей объектов права собственности, например, оружия. Иначе можно вступить в противоречие с основополагающей конституционной нормой, воспроизведенной в п. 4 настоящей статьи. "Права всех собственников, - говорится в ней, - защищаются равным образом". В данном случае под защитой понимается не только равный доступ к правосудию, но в целом равенство всех субъектов права собственности перед законом.
Отсылочная норма, содержащаяся в ч. 2 п. 3, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. В Конституции и гражданском законодательстве Советского Союза такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.
Было бы более правильным указанное имущество вообще не
относить к государственной или муниципальной собственности и считать его
всенародным достоянием, как об этом сказано во Французском гражданском кодексе,
или национальным достоянием народов Российской Федерации (по формулировке
преамбулы Федерального закона о природных лечебных ресурсах от 23 февраля
В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни в Гражданском кодексе, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента Российской Федерации) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается.
Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов, морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное, региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций.