Статья 120. Учреждения

.

Статья 214. Право государственной собственности

 

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

 

Комментарий к статье 214

 

1. В пункте 1 говорится о двух видах государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. Соответственно субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта Федерации), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

2. Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2. Федерального закона "О недрах" от 21 февраля 1992 г.) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2.

3. В пункте 3 содержится отсылочная норма к ст. 125 (см. комментарий к данной статье).

4. В пункте 4 говорится о двух видах имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имуществе, закрепленном за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имуществе, составляющем государственную казну Российской Федерации и казну субъектов Российской Федерации.

Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Министерства финансов Российской Федерации (см. Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. "О федеральном казначействе" - Ведомости РФ. 1992. N 50. Ст. 2978 и Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. "О федеральном казначействе" - СА РФ. 1993. N 35. Ст. 3320), казначейств субъектов РФ; материальные ресурсы находятся в ведении Министерства имущественных отношений Российской Федерации и его территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

5. Согласно п. 5 разграничение государственной собственности производится на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Впредь до издания указанных законов на федеральном уровне разграничение государственной собственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации осуществляется на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. (Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст. 3), распоряжения Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" от 18 марта 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. N 13. Ст. 697).