Статья 186. Срок доверенности

.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

 

1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

 

Комментарий к статье 286

 

1. Из пункта 1 данной статьи вытекает, что решение об изъятии земельного участка по основаниям, указанным в ст. ст. 284 и 285, производится в административном порядке, т.е. решение по этому вопросу принимается государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления.

2. Существенное отличие порядка прекращения права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства, который установлен Земельным кодексом 1991 г. и законодательством ряда субъектов РФ, от порядка, предусмотренного настоящей статьей, заключается в том, что прекращение права собственности (изъятие) земельного участка производится не безвозмездно, а путем его принудительной продажи с торгов, в то время как ранее земельный участок изымался безвозмездно на основании решения органа, предоставившего данный участок. Однако здесь возникает ряд вопросов, связанных с организацией и проведением таких торгов, поскольку правила ст. ст. 448 и 449 настоящего Кодекса не могут быть полностью применимы к этому случаю. Основные вопросы, которые при этом возникают, по нашему мнению, следующие.

Первый. Если предположить, что земельный участок будет продан по наиболее высокой цене, сложившейся в результате проведения торгов, то в этом случае лишение собственника его земельного участка может оказаться не санкцией, а поощрением, если, например, лицо и не собиралось использовать земельный участок, а держало его для продажи с учетом возможного роста цен на землю. В равной мере это относится и к лицам, которые совершили порчу земель, привели их в состояние, непригодное для использования, а за эти действия в результате проведения торгов они получают определенную компенсацию. При этом можно также предположить, что даже загрязненные земли в определенных регионах при изменении целевого назначения (например, сельскохозяйственные угодья, продаваемые для коттеджного строительства) могут быть проданы по достаточно высокой цене.

Второй вопрос - это вопрос о последствиях несостоявшихся торгов. Такая ситуация весьма реальна в землеобеспеченных регионах.

Поэтому для реализации норм ст. ст. 284,  285, 286 необходимо законодательное закрепление порядка проведения публичных торгов при лишении права собственности за земельные правонарушения.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением соответствующего органа об изъятии (продаже с торгов) земельного участка, указанный орган обращается в суд. В этом случае до решения суда продажа земельного участка с торгов не допускается. Только решение суда является основанием для проведения публичных торгов.