МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ СЕГОДНЯ По мере расширения числа участников внешнеэкономической деятельности представители российских фирм все чаще обращаются в нашу редакцию с просьбой рекомендаций о том, как наилучшим образом разрешить те или иные споры, возникающие в их деловых связях с иностранными партнерами. Международной практикой уже выработан целый ряд норм для решения такого рода споров в процессе внешнеэкономической деятельности. Они получили основное закрепление в Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йоркская конвенция) и Европейской конвенции 1961 г. (Женевская конвенция). Учитывая вышеупомянутые обращения читателей, мы публикуем в текущем номере текст Нью-Йоркской конвенции (с сокращениями) и комментарий к ней профессора А. С. КОМАРОВА, председателя Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. В последующих номерах газеты "Экономика и жизнь" мы намерены ознакомить читателей с Европейской (Женевской) конвенцией 1961 г. и другими документами. КОНВЕНЦИЯ о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений Статья I 1. Настоящая Конвенция применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица. Она применяется также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение. 2. Термин "арбитражные решения" включает не только арбитражные решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, но также и арбитражные решения, вынесенные постоянными арбитражными органами, к которым стороны обратились. 3. При подписании, ратификации или присоединении к настоящей Конвенции или при уведомлении, предусмотренном в статье Х этой Конвенции, любое государство может на основе взаимности заявить, что оно будет применять настоящую Конвенцию в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных только на территории другого Договаривающегося Государства. Оно может также заявить, что оно будет применять настоящую Конвенцию только в отношении споров, возникающих по договорным или иным правоотношениям, которые считаются торговыми по национальному закону государства, делающего такое заявление. Статья II 1. Каждое Договаривающееся Государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж все или какие-либо споры, возникшие или могущие возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным договорным или иным правоотношением, объект которого может быть предметом арбитражного разбирательства. 2. Термин "письменное соглашение" включает арбитражную оговорку в договоре или арбитражное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами или телеграммами. 3. Суд Договаривающегося Государства, если к нему поступает иск по вопросу, по которому стороны заключили соглашение, предусматриваемое настоящей статьей, должен, по просьбе одной из сторон, направить стороны в арбитраж, если не найдет, что упомянутое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено. Статья III Каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в нижеследующих статьях. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений. Статья IV 1. Для получения упомянутого в предшествующей статье признания и приведения в исполнение сторона, испрашивающая признание и приведение в исполнение, при подаче такой просьбы представляет: а) должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию такового; b) подлинное соглашение, упомянутое в статье II, или должным образом заверенную копию такового. 2. Если арбитражное решение или соглашение изложены не на официальном языке той страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение этого решения, сторона, которая просит о признании и приведении в исполнение этого решения, представляет перевод этих документов на такой язык. Перевод заверяется официальным или присяжным переводчиком или дипломатическим или консульским учреждением. Статья V 1. В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе той стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентной власти по месту, где испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что а) стороны в соглашении, указанном в статье II, были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или это соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено, или b) сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения, или c) указанное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или оговоркой, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением или оговоркой, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой в договоре, может быть признана и приведена в исполнение, или d) состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или при отсутствии такового не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж, или е) решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентной властью страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется. 2. В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентная власть страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, найдет, что: а) объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны или b) признание и приведение в исполнение этого решения противоречат публичному порядку этой страны. Статья VI Если перед компетентной властью, указанной в подпункте "е" пункта 1 статьи V, было возбуждено ходатайство об отмене или приостановлении исполнением арбитражного решения, то та власть, к которой обратились с просьбой о признании и приведении в исполнение этого решения, может, если найдет целесообразным, отложить разрешение вопроса о приведении в исполнение этого решения и может также по ходатайству той стороны, которая просит о приведении в исполнение этого решения, обязать другую сторону представить надлежащее обеспечение. Статья VII 1. Постановления настоящей Конвенции не затрагивают действительности многосторонних или двусторонних соглашений в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, заключенных Договаривающимися Государствами, и не лишают никакую заинтересованную сторону права воспользоваться любым арбитражным решением в том порядке и в тех пределах, которые допускаются законом или международными договорами страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение такого арбитражного решения. 2. Женевский протокол 1923 года об арбитражных оговорках и Женевская конвенция 1927 года о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений утрачивают силу между Договаривающимися Государствами после того, как для них становится обязательной настоящая Конвенция, и в тех пределах, в которых она становится для них обязательной. Статья VIII Настоящая Конвенция подлежит ратификации, и ратификационные грамоты депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Статья IX 1. Настоящая Конвенция открыта для присоединения всем государствам. 2. Присоединение совершается депонированием грамоты о присоединении у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Статья Х 1. Любое государство может при подписании или ратификации настоящей Конвенции или при присоединении к ней заявить, что эта Конвенция распространяется на все или некоторые территории, за международные отношения которых оно несет ответственность. Такое заявление вступает в силу одновременно с вступлением в силу настоящей Конвенции в отношении этого государства. 2. В любое время после указанного выше такое распространение может быть совершено посредством уведомления на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и вступает в силу на девяностый день, считая со дня получения Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций этого уведомления, или в день вступления в силу настоящей Конвенции в отношении соответствующего государства в зависимости от того, какой срок истекает позднее. Статья XI К федеративным и неунитарным государствам применяются нижеследующие постановления: а) по тем статьям настоящей Конвенции, которые относятся к законодательной юрисдикции федеральной власти обязательства федерального правительства в соответствующих пределах те же, что и обязательства Договаривающихся Государств, которые не являются федеративными государствами; b) что касается тех статей настоящей Конвенции, которые относятся к законодательной юрисдикции образующих федерацию государств или провинций, не обязанных согласно конституционной системе федерации принимать законодательные меры, то федеральное правительство доводит такие статьи со своей благоприятной рекомендацией до сведения надлежащих властей государств или провинций в кратчайший по возможности срок; с) федеративное государство, участвующее в настоящей Конвенции, представляет по требованию любого другого Договаривающегося Государства, переданному через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, справку об имеющих отношение к любому конкретному постановлению настоящей Конвенции законах и практике федерации и ее составных частей, указывая, в какой мере это постановление проведено в жизнь законодательными или иными мерами. Статья XII Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день, считая со дня депонирования третьей ратификационной грамоты или грамоты о присоединении. Комментарий профессора А. С. Комарова В создании условий, необходимых для эффективного использования арбитража как средства разрешения споров, которые могут возникнуть в процессе осуществления международных экономических связей, чрезвычайно важную роль играют международные соглашения. Первоначально вопросы международного арбитража преимущественно регламентировались в двусторонних договорах, заключавшихся между отдельными государствами - торговыми партнерами. В дальнейшем глобализация внешней торговли сделала необходимой и многостороннюю международную унификацию правового регулирования в данной области. В настоящее время создание и укрепление правовой базы международного коммерческого арбитража идет по пути расширения географической сферы применения уже существующих международных соглашений, а также создания новых международных актов, хотя и имеющих различную правовую природу, но преследующих единую цель - создание благоприятного правового режима для осуществления международного арбитража. По данным Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), на середину 1993 года участниками Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. были 90 государств, в том числе и Российская Федерация. Сфера применения. Само название Конвенции уже достаточно определенно указывает на то, что ее применение ограничивается "иностранными арбитражными решениями". Статья I указывает, что иностранным решением считается решение, вынесенное на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение решения. Следует подчеркнуть, что Конвенция применяется также к признанию юридических последствий соглашения об арбитраже. В соответствии с Конвенцией она распространяется на любое иностранное арбитражное решение, независимо от того, вынесено оно в стране, которая является участником Конвенции, или нет. Такой широкий подход тем не менее ограничен возможностью для государства - участника Конвенции оговорить применение Конвенции только к решениям, вынесенным на территории другого государства - участника Конвенции. Следует заметить, что около двух третей участников Конвенции воспользовались правом сделать такую оговорку. Эта оговорка действует также в отношении Российской Федерации. Вместе с тем практическое значение этой оговорки все больше утрачивается в связи с тем, что число государств - участников Конвенции постоянно растет. Различная государственная принадлежность спорящих сторон не является предпосылкой применения Конвенции, так же как и сама сделка, из которой возник спор, по которому вынесено арбитражное решение, не обязательно должна быть международной, хотя на практике очень редко встречается случай, когда возникает необходимость исполнять иностранное арбитражное решение, касающееся внутреннего спора. Вместе с тем в условиях современной российской реальности существует возможность столкнуться с такой ситуацией, поскольку известны случаи, когда зарегистрированные на территории Российской Федерации предприятия с участием иностранного капитала ("джойнт венчерс") в своих договорах с российскими предприятиями предусматривают арбитраж в третьей стране. В связи с особенностями рассмотрения экономических споров в России, а именно наличием системы государственных арбитражных судов, важно отметить, что Конвенция применяется только к решениям арбитражных (третейских судов), не являющихся частью какой-либо системы государственной юрисдикции, в частности к решениям арбитражных органов, созданных и действующих в соответствии с Законом о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года. К числу таких судов относятся третейские суды, созданные для решения конкретных споров (ad hoc), так и постоянно действующие арбитражные институты, например Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при ТПП Российской Федерации. Как было указано выше, Конвенция, помимо арбитражных решений, распространяется также и на арбитражные соглашения. Хотя Конвенция не содержит каких-то критериев, касающихся определения подпадающих под ее действие арбитражных соглашений, вполне резонно можно допустить, что в данном случае речь идет об арбитражных соглашениях, предусматривающих рассмотрение споров в государстве ином, нежели то, право которого применяется к этому соглашению. С другой стороны, если арбитражное соглашение регулируются правом государства, где имеет место арбитраж, то Конвенция будет применяться, если хотя бы одна сторона является иностранцем или если сделка, из которой возник спор, имеет международный характер. В том случае, когда арбитражное соглашение является частью другого подписанного сторонами документа, не требуется, чтобы подписи сторон стояли также отдельно и под арбитражным соглашением или были непосредственно с ним связаны. Заключение соглашения путем обмена письмами или телеграммами предполагает, что они должны включать в себя письменное предложение об арбитраже, а также, что это предложение акцептовано в письменной форме и доведено до сведения предложившей стороны. Таким образом, устное или молчаливое согласие не означают заключения соглашения. Письменное согласие, необходимое для заключения арбитражного соглашения, будет иметь место, когда сторона посылает письменное сообщение партнеру, сделавшему предложение об арбитраже, из которого можно сделать вывод, что она считает себя связанной этим сообщением. Юридическим последствием признания арбитражного соглашения в соответствии с Конвенцией является то, что суд, если к нему поступает иск по вопросу, по которому стороны заключили арбитражное соглашение, должен по просьбе одной из сторон направить стороны в арбитраж, если не найдет, что упомянутое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено. Это положение означает, что государственный суд не имеет компетенции рассматривать спор по существу, хотя он сохраняет компетенцию в отношении принятия мер предварительного характера, например обеспечительного ареста имущества должника. Следует подчеркнуть, что начало арбитражного процесса не является необходимой предпосылкой принятия судом решения о передаче дела в арбитраж. Суд может отказаться направить дело в арбитраж, лишь если установленные в Конвенции требования к арбитражному соглашению не соблюдены. Эти требования сводятся к следующему. Во-первых, спор должен быть связан с каким-либо конкретным договорным или иным правоотношением. Это включает как договорные, так и внедоговорные требования, если они покрываются арбитражным соглашением, например требования, связанные с последствиями признания договора недействительным. Во-вторых, объект арбитражного соглашения должен входить в круг вопросов, которые могут быть предметом арбитражного разбирательства. Этот вопрос решается в соответствии с законом местонахождения суда. В-третьих, арбитражное соглашение не должно быть недействительным, утратившим силу и не способным быть исполненным. Как правило, содержание этих понятий устанавливается на основании норм применимого к арбитражному соглашению права. Признание и приведение в исполнение арбитражного решения. Конвенция устанавливает, что признание обязательной исполнительной силы арбитражных решений и приведение их в исполнение осуществляются в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений (статья III). Установлено также, что в странах - участницах Конвенции не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений. В Российской Федерации процессуальные нормы, касающиеся признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, содержатся в Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 г., в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей", а также в Гражданско-процессуальном кодексе РСФСР. Конвенция устанавливает (статья IV) формальные требования, которые должны быть выполнены для получения признания и приведения в исполнение иностранного арбитражного решения, а именно, какие документы и в какой форме должны быть представлены в соответствующий суд. Эти требования, по существу, сводятся к минимуму: сторона должна представить должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную его копию, подлинное или заверенную копию арбитражного соглашения, а также, если эти документы выполнены на иностранном для суда языке, то официально заверенный перевод этих документов на официальный язык страны, где испрашивается исполнение арбитражного решения. Наиболее сложной частью Конвенции, касающейся исполнения иностранных арбитражных решений, считаются положения, предусматривающие основания для отказа в признании и приведении в исполнении арбитражного решения (статья V). Бремя доказывания наличия предусмотренных Конвенцией оснований для отказа в исполнении решения, перечисленных в части 1 упомянутой статьи, возлагается на сторону, против которой направлено решение. Суд, рассматривающий ходатайство о приведении в исполнение решения по собственной инициативе, может отказать в признании и приведении в исполнение решения по соображениям публичного порядка, как это предусмотрено в части 2 статьи V Конвенции.