БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ



              Правдивая автобиография "АКВАРИУМА"


   Группа "Аквариум" была задумана и осуществлена в  июле  1972
года после того,  как Борис Гребенщиков, начинающий, но уже из-
вестный в определённых кругах гитарист (певцом он  стал  потом,
когда  на  юге  попробовал свои вокальные возможности в смутной
группе грузин,  жуликов и авантюристов  -  исполняли  "Христа",
"Блэк  саббат"  и  ещё  чёрт-те что) приехал в Ленинград,  имел
столкновения с советской милицией из-запрописки.  Приехав в го-
род на Неве, Борис решил :
 а) пора создавать свою группу,
 б) надо писать песни на русском языке.
   Он призвал своего друга,  однокашника и великого драмматурга
абсурда  -  Джорджа  и взял его к себе в группу ударником.  Они
вдвоём начали писать песни,  вдохновлёные  творчеством  Джорджа
Харрисона,  прежде всего обращая внимание на тексты песен. Пос-
кольку ни аппаратуры,  ни инструментов ( кроме гитары за 9 руб.
30 коп. и ф-но) не было и не предвидилось, то писание песен бы-
ло их единственным занятием.  Кроме Харрисона, большим источни-
ком  вдохновения являлась существующая в те годы "Пре-панк" ве-
ликолепная  и  очень  бардачная  группа  "Санкт  -  Петербург".
Попутно искались подходящие музыканты.
   Приблизительно в январе 1973 года к  ансамблю  примкнул  до-
вольно смутный знакомый Бориса - Михаил Файнштейн, который имел
уже опыт игры в ленинградской группе "Психоделическая фракция",
где ребята играли Фрэнка Заппу, Хендрикса и "Крим". Кстати, Бо-
рис Гребенщиков с 1969 по 1971 год тоже играл в одной из школь-
ных команд и поражал девчонок, исполняя "Сэтисфэкшн" на чистей-
шем английском языке и ещё что-то из репертуара "Троггэ".
   Потом до  1975 года продолжалась первая фаза "Аквариума", во
время которой Гребенщиков успел выкрасть из другой группы  ста-
рого друга - пианиста Андрея Романова (Дюша). Вместе они сумели
записать два "лонгплэя" (плёнки по 30 - 40 минут) и одну "соро-
копятку".
   Первый "лонгплэй" - "Искушение святого Аквариума"  -  предс-
тавлял из себя извращения двух идиотов (БГ и Джорджа,  занимав-
шихся сюрреалистической "аммагаммой": некие непонятные желудоч-
ные звуки,  стуки плёнки задом наперед, петли, стихи, отдельные
куплеты песен и фразы.  Очень смешно,  но очень плохо записано.
Для  пластинки характерно название последней вещи - "Пение птиц
и птичек на могиле сдохшего уха".
   Затем вышла  "сорокопятка"  с  песнями "Верблюд-архитектор",
"Менуэт земледельцу",  "Мария-Луиза N 7" и "Я знаю места".  Это
был более традиционный "рок абсурда", т.е. абсолютно идиотичес-
кие тексты, но более-менее нормальные гармонии.
   Второй "лонгплэй":  на  нем Дюша учится играть на флейте,  и
мы, не имея возможности записывать "электрические" песни, снова
записываем 40 минут "акустических", худшие из которых приближа-
ются к нормальной советской эстраде,  лучшие -  к  характерному
абсурду.
   Всё это время "Аквариум" почти не выступает, а сидит преиму-
щественно на юге,  пьёт портвейн и поёт песни (свои и "Битлз"),
или же репетирует на факультете прикладной  математики  Ленинг-
радского университета, где в то время Борис Гребенщиков учится.
Аппаратура стоит в подсобке,  и её вполне достаточно, чтобы из-
редка играть на свадьбах.
   Одновременно, а именно летом 1974 года, на базе группы людей
и девочек,  шатающихся вместе с "Аквариумом",  от нечего делать
зарождается самодеятельный театр, сначала играющий чисто импро-
визированно  (все  пьесы  -  джорджевского абсурда в инженерном
замке и на ступенях, нисходящих к летнему саду. Осенью приходит
знакомый  полупрофессиональный режисер Эрик Горошевский (воспи-
танник Г.Товстоногова),  ставит всё  дело  на  профессиональные
рельсы - с декорациями, репетициями, интригами,  любовными при-
ключениями и ... Тем самым лишает "театр" всей жизни и энергии.
После месяца репетиций, там же на факультете ПМ,  ставится пье-
са,  следует её премьера,  и театр, вместе с аппаратурой "Аква-
риума" торжественно вышибается из здания университета.  Но мас-
совое помешательство сценой не проходит,  и даже БГ,  не говоря
уже  о Джордже и Дюше,  идиотически верит,  что театр достигнет
супер-синтеза рок-музыки и театра абсурда. Не верит этому толь-
ко бас-гитарист, которому не на чем играть,  у которого нет де-
нег и который по своему обыкновению бегает за бабами.
   В начале  1975  года  происходит два решающих и определяющих
дальнейшую судьбу события:
   а) "Аквариум" играет акустику на каком-то концерте в студен-
ческом клубе вместе с акустической панк-группой "Акварели", где
на  виолончели "служит" некий исусоподобный,  тихий и очень ин-
теллигентный Сева Гаккель.  Он видит высоту "Аквариума" и пони-
мает, что ему больше нечего делать в "Акварелях".
   б) БГ долго и продолжительно болеет.  Во  время  болезни  он
много  думает о театре и замечает,  что театра много,  а музыки
мало.  После выздоровления следует разрыв ,  бурно радующий ба-
систа  Михаила  Файнштейна,  но оставляющий по ту сторону рампы
Джорджа и Дюшу.  В ответ на призыв,  брошенный Борисом в косми-
ческое пространство,  появляется Гаккель и занимает своё полно-
правное место в "Аквариуме".
   Вскоре следует распродажа аппаратуры,  которую всё равно не-
куда  ставить,  и длительный  период  (до  1979  г.)   домашних
репетиций.  Файнштейн  отслуживает год в армии,  его по болезни
отпускают домой в родной Ленинград, и он занимает своё место за
бас-гитарой, которой по-прежнему нет.
   В 1977 году появляется ещё один идиот в  нашей  компании  по
кличке  Фагот Фаготов - единственный в мире анацефал,  доживший
до 23 лет.  Хотя, впрочем, для игры на фаготе отсутствие голов-
ного мозга - не помеха. Первое время в "Аквариуме" он проводит,
приходя к Гаккелю домой в то время,  когда тот достаёт  виолон-
чель,  чтобы  позаниматься  для музыкальной школы.  затем Фагот
обычно садится на диван,  достаёт из кармана портвейн "Кавказ",
употребляемый им для того,  чтобы полностью лишить себя способ-
ности мыслить.  В это время Гаккель, как хозяин квартиры, свято
соблюдает  законы  гостеприимства:  идет на кухню ставить чай и
тупо взирает на фаготовы попытки стать ещё большим идиотом, чем
он  есть.  В 1977 году Фагот и Дюша уходят в армию,  где за два
года принимают более или менее аквариумовские настроения. К пе-
риоду с 1975 по 1979 годы относятся следующие достижения:
   а) участие в днях рождения "Битлз" (идея справлять  их  кон-
цертами  с  участием всех желающих музыкантов была рождена БГ).
Забавно и мило поначалу, тупой фарс после.
   б) поездка  на таллинский фестиваль популярной музыки в 1976
году,  куда "Аквариум" никто не звал,  а поехали сами,  за свои
деньги,  в  качестве гостей-зрителей.  При попытке прослушаться
для участия в фестивале,  после первой же песни кто-то из авто-
ритетной  комсомольской комиссии воскликнул:  "Да это же симво-
лизм какой-то - ахматовщина," и нам, естественно, отказали. Од-
нако,  когда  у  организаторов  кончились желающие сыграть,  то
попросили нас.  Мы поломались из виду,  а затем охотно  сыграли
песни  четыре,  вызвав  неожиданно  бурную реакцию зала (играли
акустику).  Где-то через полгода из случайно попавшейся  газеты
"Молодёжь Эстонии" мы узнали,  что получили приз,  кажется,  за
самую интересную и разнообразную программу.  Хотелось бы знать,
где он теперь.
   В Таллине познакомились с "Машиной времени".  Знакомство на-
чалось  с  того,  что  Макаревич  пытался соблазнить мою жену и
увести её в свой номер,  но им пришлось забрать и меня вместе с
ней. Там мы сильно напились, и моя жена осталась нетронутой. Мы
очень сильно подружились с Макаревичем и остаёмся по  сей  день
лучшими друзьями.  Кроме того, он выяснил, что я тоже музыкант,
и ему мои песни нравятся.  Они экспортировали  в  Москву  (1976
год),  а мы их в Ленинград.  Мы Москве понравились,  но не при-
вились,  они  Ленинграду  особо не понравились,  но привились и
стали самой модной группой.
   В 1977 году съездили в Тарту,  где акустикой вызвали некото-
рое недоумение публики. Кончилось всё скандалом.
   В 1979 году съездили  в  Архангельск  (уже  полуакустически,
т.е.  с  ударником,  взятым  напрокат),  опять в Тарту (дни мо-
лодёжи) -хорошо живут,  слушай- , потом Куйбышев  (три аншлаго-
вых концерта).  Я заметил, что девочкам нравятся мои песни. Да-
лее,  осенью - на фестиваль в Черноголовку,  под Москвой, потом
Клайпеда и опять Москва. Потом был мой день рождения. Все в ту-
мане, все перепились.
   В 1978 году было относительно тихо, БГ загорелся творчеством
Боба Дилана и всё лето писал песни ("Укравший  дождь",  "Уйдёшь
своим путём", "Дорога N 21", "Сталь", "Почему не падает небо").
Летом того же года записал сольный "лонгплэй" с Майком  (Михаи-
лом  Науменко,  известным по песням "Ты - дрянь",  "Моя сладкая
N".  Он назывался "Все братья-сёстры" и разошелся  по  Союзу  в
умопомрачительном количестве - около 20 штук. Популярность "Ак-
вариума" резко возросла. Незнакомые люди узнают песни, а БГ уз-
нают на улицах.
   Осенью 1979 года сели на базу ленинградского  металлургичес-
кого  завода  и  стали официальной группой (самодеятельной). Мы
довольно долго морочили им головы и играли на рабочих  утренни-
ках до конца года.  В январе 1980 года перешли в ДК им. Цюрупы.
Бедное руководство - оно не представляло себе,  какое стихийное
бедствие  берет  на себя,  укрывая под своей крышей "Аквариум".
Вот и вся история "Аквариума", вернее не история, а хронология,
но это ещё не всё.
   С 1975 года штаб-квартирой членов группы являются апартамен-
ты  Всеволода Гаккеля ( где бы они не находились,  а с того мо-
мента они менялись уже 6 раз).  А поскольку старинная  мудрость
гласит,  что  "Аквариум"  - это не музыкальная группа,  а стиль
жизни,  и сами пятеро музыкантов вместе с их музыкой  -  только
повод для занимательного времяпровождения,  то естественно, что
Гаккель ведет самый беспокойный образ жизни.  Никто  не  помнит
того дня, когда он занимался бы виолончелью ( что ему необходи-
мо ,  ибо меньше пяти гостей у него дома в любой момент времени
не бывает,  будь то день или ночь.  Он пьёт и много курит, хотя
хотел бы не делать ни того,  ни другого,  и,  напившись, всегда
мучается  весь  следующий  день,  но вечером вновь напивается в
дым.  Поэтому он избрал своеобразный метод игры на  виолончели,
который  не требует занятий.  Сева всегда играет спонтанно,  не
стараясь сыграть как надо, и это у него получается лучше, чем у
Роберта Фриппа.
   Другой участник нашего ансамбля - Михаил Файнштейн  (по-рус-
ски - Васильев). Фигура противоречивая.  Самой характерной чер-
той его игры на бас-гитаре является способность  начисто  забы-
вать свою  басовую партию,  даже  разученную  самым  тщательным
образом, через 30 секунд после выхода с репетиции. Забывать при
этом на века.  В сочетании с полной неинформированностью по по-
воду названия песен и их текстов ( он может  играть  песню  2-3
года и не знать ни её названия, ни слов, ни гармонии)  это ста-
новится одним из самых интересных стилей современной  рок-музы-
ки.  Идея его сводится к тому,  что во время концерта он стано-
вится на сцене так,  чтобы видеть гриф гитары БГ и по положению
пальцев определять, какой аккорд играется в данный момент.
   Вторая его характерная черта - это то, что он считается сек-
суальным символом "Аквариума". Многие дамы верят этому и охотно
соглашаются провести с ним ночь.  При всём при этом  он  иногда
играет талантливо,  особенно если не на бас-гитаре,  а на само-
дельных барабанчиках, сделанных им из пустых пивных банок.
   Самой значимой  фигурой "Аквариума" в 80-е годы чуть было не
стал Фагот Фаготов.  В обществе людей,  делающих большую ставку
на неспособность думать и нежелательность этого процесса, круг-
лый идиотизм - самая выгодная черта. Так же, как Сид Вишоз сво-
им стилем выражал идею "Секс пистолз",  что приводило остальных
членов группы в замешательство, так же Фагот смущал всех в "Ак-
вариуме".  При  этом он остаётся верен всем идеалам коллектива:
он всегда делает не то,  не так,  не с теми и не тогда. Он даже
живет  не так как все - в самом дальнем и самом дурацком районе
Ленинграда - в весёлом посёлке ( хотя "живёт" не то  слово:  он
иногда ездит туда ночевать, обычно в самое неподходящее время).
Он больше всех придаёт "Аквариуму" изрядную экзотичность, и хо-
тя неплохой музыкант, не имеет никакого чувства меры. Тоже пре-
тендует на право считаться сексуальным символом "Аквариума", но
не может даже этого, хотя общителен как дворняжка.
   Андрей Романов (Дюша) - флейта,  ф-но, вокал - талантлив, но
безалаберен до предела. На репетициях появляется редко и обычно
пьяным.  На концертах тоже обычно пьян вусмерть. Моя песня "Мой
друг-музыкант" посвящена ему, о музыке и об "Аквариуме" говорит
раз в десять больше,  чем играет. Правда, когда играет трезвым,
то  играет хоршо.  Вместе с Фаготом написал единственную вещь в
репертуаре "Аквариума",  не написанную на мои слова и музыку  -
инструментальную  композицию "Дженевер" ( правда "Артур" мы пи-
сали вместе, т.е. я писал, а он бегал за портвейном .
   И, наконец,  начальник  группы - БГ,  Борис Гребенщиков,  то
бишь я.  В 1964 году впервые услышал "Битлз" и понял, зачем жи-
ву.  В 1968 году научился играть на гитаре. Основные влияния на
мою музыку:  "Битлз",  Джорж Харрисон (больше всего), "Троггэ",
Марк Болан, Дэвид Боуи, Лоу Рид, Донован, Боб Дилан, "Грэйтефул
дэд",  "Стрэнглерз", Элвис Костелло, Брайан Ино, "Джетро талл",
"Фри",  "Фэмили",  Брайан Фэрри,  Меланье, Фрэнк Заппа, а также
балдею от "Мэднесс". Этому списку имен - легион. Играть никогда
и  нигде не учился ( в отличии от Фагота - музшкола и музучили-
ще,  Гаккель 1ФТВ :Дюша - музшкола),  т.к. нигде образования по
музыке не получал,  то в 1980 году играю примерно так же, как и
в 1968. Помимо перечисленного на меня сильно повлияли: Клячкин,
Окуджава, Вертинский и Макаревич.
   Я такой же идиот,  как и все остальные,  но ещё и с  сильным
креном в сторону востока, поэтому везде склонен  вставлять вос-
точные термины: Карма, Дао, Джа и т.д. Помимо песен пишу просто
стихи,  прозу,  картины маслом,  люблю вкусно готовить и делать
замысловатые полки для книг.  В  совершенстве  знаю  английский
язык  и  уже 5  лет читаю преимущественно "Фэнтези" (ненаучная,
сказочная фантастика и "Нью мьюзикл экспресс".


   Постскриптум: с  1977  года  по сию пору хобби "Аквариума" -
играть старые рок-н-роллы, что немало усугубляет их скандальную
репутацию в Ленинграде и других городах Советского Союза. Часто
группа играет в гриме или в ином малопристойном  виде - полуго-
лыми, с зелёными бородами, в тёмных очках.


       Послесловие: перечень некоторых наиболее известных
            песен с указанием источника вдохновления:

   "Укравший   дождь"   -   Дилан,   как    сердитый    молодой
человек + размышления о том, почему не  дают  "зелёного  света"
советской рок-музыке.
   "Почему не падает небо?" - только одно вдохновение.
   "Сталь" - Дилан на 100 %  (см.  ссылки на Пушкина, Вергилия.
Последняя фраза песни из "Новых историй Ци Се" Юань Мэя).  Наб-
людения из окна в коммунальной квартире.
   "Дорога N 21" - половина фраз в песне - цитаты  из  "Дао  дэ
цзин" и Чжуан Цзы, "луна в реке рукой" - намек на смерть Ли Бо,
утонувшего в пьяном виде.
   "Нам всем будет лучше" - "Грэйтефул дэд".
   "Ключи от моих дверей" - Боб Дилан и его "Убежище от бури" +
один роман.
   "25 к 10" - моя личная печальная судьба(?),  примерно Дилан.
Рыбак и начальник заставы в конце - Чжуан Цзы и человек,  кото-
рому приписывается "Дао дэ цзин".
   "Тарелка" - Фрэнк Заппа.
   "Контрданс" - как явствует из названия,  ответ на  "мазурку"
Макаревича - горькое размышление о том, что он - суперзвезда, а
я ещё нет.
   "Кто ты такой,  чтобы мне говорить" - впечатление от приезда
в Ленинград некоего волосатого и бородатого человека, выслушев-
шего нас и сказавшего, что мы - дерьмо.
   "Марина" - Брайан Фэрри + "Стоунз".  Пример того, как песня,
начавшаяся  со  злобного  выпада в сторону неврубающегося ни во
что женского пола,  перерастает постепенно в гневное  обвинение
мужчин в том, что они ещё большие дураки и ничего не понимают в
жизни, т.е. не врубаются.
   "Держаться корней" - первая проба в рэгги. Сравните с  Марли
"Вутс рок регг".
   "Телевизор"  -  чистейшая  переработка  песни   "В   поисках
детектива"  Элвиса Костэлло, по счастью,  чуть забытую + личные
наблюдения за собственной семьёй - тёща, жена и т.д.
   "Зеркальное стекло" - чистое вдохновение.
   "Иванов" - что-то из потустороннего мира  +  поэзия  Брайана
Ино.


               После послесловия и после конца:

   Если же  пускаться в безответственные теоретические спекуля-
ции по поводу моей группы "Аквариум", то:
   а) как явствует из истории,  люди приходят в него "случайно"
и остаются в нем (Джордж,  покинувший "Аквариум" ради театраль-
ного поприща, до сих пор является нашим другом, вертится вокруг
нас и даже чуть было не стал нашим менеджером).  Музыканты свя-
заны  не  музыкальными  узами,  а дружескими,  поэтому никто не
стремится играть лучше другого,  а репетиции обычно перерастают
в питиё чая, пива, портвейна, водки, коньяка и т.д.
   б) "Аквариум" = БГ + Гаккель (минимальный  рабочий  состав),
остальные в любой комбинации.
   в) постоянного ударника не было никогда, ибо Джордж был пло-
хим  ударником,  Флирт  - приятным,  но не более,  а Губерман -
просто дурак. Мы ожидаем, что ударника к нам приведёт бог, Кар-
ма или Дао.
   г) "Аквариум" хоть и детище БГ (да и питаемая  им  знергети-
ческая система), но не его соло. В концертах БГ создаёт опреде-
лённые вибрации, которыми он отчасти кормится сам и кормит слу-
шателя.
   д) БГ любит сравнивать  "Аквариум"  с  американской  группой
"Грэйтефул дэд". Разница лишь в том, что у них есть аппаратура,
деньги и всё остальное, а у "Аквариума" нет ничего.
   е) у  "Аквариума"  нет  стиля,  нет эстетики - это абсолютно
всеядное животное.  Но у всего, что играет "Аквариум" - будь то
регги или ска,  чистый панк, нью вэйв, диланизмы, рок-н-роллы -
есть общая черта - полная неотрепетированность,  бардачность  и
несоответствие одного другому.
   ж) несмотря  на  кажущуюся  интеллектуальность,  мы  намного
большие идиоты, чем "Рамонез". Единственный аналог - мы и они -
это некая семья.

   От автора:  всё,  написанное выше - полный бред, также как и
наша музыка. Что бы не значили эти слова - УРА!!!

                           С уважением, ВАШ БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ.
                                                10.08.80 года