Социальная защита работников при банкротстве
предприятий

   Несостоятельность (банкротство) предприятий, как это
следует из Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий", принятого еще 19 ноября 1992 года, - это
неспособность удовлетворять требования кредиторов по
оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность
обеспечить обязательные платежи в бюджет и
внебюджетные фонды, в связи с превышением
обязательств должника над его имуществом или
неудовлетворительной структурой баланса должника.
Внешним признаком несостоятельности предприятия
является приостановление его текущих платежей, если
предприятие не обеспечивает или заведомо не способно
обеспечить выполнение требований кредиторов в течение
трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
   Закон был введен в действие (с 7 марта 1993 г.), но
все это время как бы "лежал под сукном", ожидая своего
часа. Этот час пробил в конце весны - начале лета 1994
года, когда был принят целый пакет решений,
"запускающих" механизм банкротства. Это прежде всего
постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N498
"О некоторых мерах по реализации законодательства о
несостоятельности (банкротстве) предприятий", указы
Президента РФ - от 23 мая 1994 г. N1003 "О реформе
государственных предприятий" и от 2 июня 1994 г. N1114
"О продаже государственных предприятий-должников".
   Закономерно встают вопросы: каковы будут
социальные последствия банкротств? Как их смягчить? Как
это отразится на ситуации на рынке труда, на уровне
жизни работников и членов их семей? Кто и как будет
обеспечивать социальную защиту работающих в случае
банкротства предприятия?


   В приведенном пакете законодательных актов меры по
смягчению социальных последствий банкротства сводятся к
следующему:
   -  при распределении конкурсной массы, составляющей
имущество (актив) должника, расходы, связанные с оплатой
труда работников, стоят лишь на
4 месте в порядке приоритетности - после расходов, связанных
с конкурсным производством, продолжением функционирования
предприятия-должника, удовлетворением требований граждан,
перед которыми должник несет ответственность за причинение
вреда их жизни или здоровью;
   - при осуществлении государственного финансирования
неплатежеспособных предприятий на безвозвратной или
возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых
и межотраслевых внебюджетных фондов это финансирование
направляется и на те реорганизационные и ликвидационные
мероприятия, которые связаны с предотвращением негативных
социальных последствий банкротств;
   - при принятии решений о добровольной ликвидации
предприятий-должников, продаже имущества (активов)
государственных предприятий-должников в плане ликвидации
(при продаже) должен быть указан перечень мероприятий по
предотвращению, в том числе финансированию, негативных
социальных последствий ликвидации в частности, на социальное
страхование работников;
   - при продаже государственных предприятий-должников в
условиях конкурса может быть включено и сохранение
численности рабочих мест на основании ходатайства местной
администрации, и то лишь в случае, если предприятие-должник
является градообразующим;
   - при создании казенного завода на базе ликвидированного
федерального государственного предприятия запрещается
сокращение количества рабочих мест по сравнению с
количеством работавших на момент принятия решения о
ликвидации.
   Некоторые эти положения носят слишком общий характер,
нуждаются в конкретизации и развитии. Ситуация на рынке труда
продолжает оставаться сложной.
   Массовые увольнения и банкротства предприятий в условиях
продолжающегося экономического кризиса могут вызвать
непредсказуемые социально-экономические да и политические
последствия. Поэтому должен быть создан специальный
механизм упреждающего реагирования на такого рода поворот
событий. Правительственные органы, отвечающие за политику в
области занятости, интенсивно работают в этом направлении. И
Министерство труда РФ, и Федеральная служба занятости
России не просто отслеживают ситуацию и пытаются по
возможности ее прогнозировать, но и разрабатывают конкретные
механизмы по социальной защите занятых в случае
несостоятельности предприятий. Этими же вопросами
занимается и недавно созданное при Госкомимуществе РФ
Федеральное управление по делам о несостоятельности
(банкротстве).
   Наш центр в рамках более широкого комплекса мер по
социальной поддержке и обеспечению социальных гарантий
населения ведет научную проработку вопросов по поддержанию
доходов занятых, высвобождаемых и безработных для любого
возможного варианта развития экономических преобразований -
адаптации предприятий к условиям рынка, массовых
высвобождений, санации предприятий, их банкротстве.
   Какие же меры могут быть применены для социальной
защиты занятых в случае несостоятельности предприятия? Каков
здесь опыт промышленно развитых стран?
   В силу сложившихся исторических и экономических
обстоятельств (слабая межрегиональная мобильность
экономически активного населения, наличие института прописки,
практически полное отсутствие рынка жилья), а также
национальных особенностей населения (оседлость,
психологическая неподготовленность к перемене жительства,
характерная для большинства населения страны) рынок труда в
России носит в основном региональный характер.
Следовательно, проблемы занятости и  обеспечения социальной
защиты работников в случае несостоятельности их предприятий
- это проблемы в основном регионального уровня.
   Для проведения мер по реорганизации несостоятельных
(неплатежеспособных) предприятий (внешнее управление
имуществом и санация) и мер по ликвидации несостоятельных
предприятий (принудительная и добровольная ликвидация)
должны быть разработаны свои механизмы сохранения и
создания новых рабочих мест и механизмы поддержания
доходов для всех типов наемных работников - занятых,
высвобождаемых, незанятых. Особое место здесь занимают
меры по социальной поддержке малоконкурентных и социально-
уязвимых как занятых, так и находящихся на рынке труда
категорий населения - инвалидов, работников пенсионного и
предпенсионного возраста, женщин, многодетных матерей и
матерей-одиночек, впервые ищущих работу. Например, по
данным Федеральной службы занятости России, наиболее
сложное положение с трудоустройством у безработных женщин и
молодежи. Так, доля женщин среди безработных составляет
около 70 процентов, молодежи - 37 процентов.
   Для смягчения социальных последствий несостоятельности
предприятий прежде всего необходима исчерпывающая
информация о рынке труда, содержащая сведения о вакантных
местах, квалификационных требованиях, заработной плате,
условиях труда, с ее анализом, периодическим обновлением и
быстрым тиражированием в средствах массовой информации.
   Важной мерой является организация профессионального
обучения, подготовки и переподготовки кадров,
профессионального консультирования как высвобождаемых
работников, так и безработных и впервые ищущих работу. Здесь
надо учитывать складывающуюся в связи со структурной
перестройкой перспективную потребность в кадрах (это прежде
всего строители, бухгалтеры, секретари-референты),
необходимость обеспечения для части населения
самостоятельной занятости (мастера по ремонту квартир и
бытовой техники, массажисты, портные), потребности быстро
растущего частного сектора экономики, сферы
предпринимательства, семейного бизнеса.
   Решение вопроса об открытии собственного дела связано как
с недостатком финансовых и материальных ресурсов, так и с
трудностями организационного характера. Для этого необходимо
выделение льготных кредитов, льготное налогообложение,
упрощение самой процедуры оформления своего предприятия.
Это позволит во многом решить проблему основной и
дополнительной занятости и тем самым повысить доходы и
уровень жизни. Необходимо создание особых условий для
занятости отдельным категориям экономически активного
населения. В частности, для женщин - это режим неполного
рабочего времени, возможность работать на дому.
   Определенное влияние на смягчение напряженности на
рынке труда может оказать политика в отношении работников
предпенсионного и пенсионного возраста. Для предприятий,
подлежащих реорганизации, уже сейчас можно предложить
такую меру, как право досрочного выхода на пенсию для
работников предпенсионного возраста - либо сразу с выплатой
полной пенсии по старости, либо с определенным уменьшением
размера пенсии, а по достижении пенсионного возраста
выплатой ее в полном размере. Как вариант возможна выплата
социального пособия по выходе на досрочную пенсию. В целом
по России в 1993 году органами государственной службы
занятости на досрочную пенсию (с соответствующим
финансированием этих расходов) было направлено свыше 100
тысяч безработных.
   Эти меры помогут не только снизить уровень безработицы,
но создать возможности для трудоустройства молодежи. Однако
здесь необходимо действовать достаточно осторожно, так как
поощрение приема на работу молодежи без создания новых
рабочих мест может сопровождаться ростом уровня
безработицы среди трудящихся с возрастом и ниже
предпенсионного, то есть перераспределением безработицы.
   Важное значение имеет поощрение мобильности
экономически активного населения по территориям, а также
между предприятиями и профессиями. Конкретной помощью
в организации географической мобильности могут быть выплаты
пособий на переезд, субсидируемых государством,
предоставление адресов и телефонов предпринимателей и
служб занятости в других населенных пунктах и даже оплата
стоимости проезда в эти пункты для переговоров о получении
работы. Однако для условий России более эффективной
является политика "приближения" рабочих мест к людям, а не
людей к рабочим местам.
   Во многих странах существует обязательная система выплаты
денежной компенсации при окончании трудовых отношений, в
соответствии с которой трудящийся при уходе на пенсию или
увольнении имеет право на получение компенсации в сумме
месячного заработка за каждый проработанный год. Однако он
теряет право на такую компенсацию, если переходит на другую
фирму.
   Действенными мерами социальной защиты трудящихся в
условиях структурной перестройки являются вторичная
занятость - создание условий для желающих работать в
свободное от основной работы или учебы время, а также
совмещение работы - развитие новых организационно-
производственных структур на базе использования работающих в
уже функционирующих структурах.
   Заслуживает внимания и такая мера, как уменьшение фонда
заработной платы предприятия без принудительного сокращения
работников. Нельзя сбрасывать со счетов и возможности
общественных работ. Главное здесь - их четкая организация
(включая и вопросы оплаты труда), а также правильный выбор
сфер деятельности: работы на стройке, по благоустройству
городов, в качестве сезонных сельскохозяйственных рабочих.
   При проведении структурной перестройки и одновременном
смягчении ее социальных последствий в особом ряду стоят меры
по субсидированию занятости. Различают прямые субсидии,
выплачиваемые фирмам, нанимающим целевые группы
трудящихся, и косвенные субсидии, как правило, в форме
льготного налогообложения (например, освобождение от налогов
платежей по социальному обеспечению).
   Как показывает зарубежный опыт, политика экстренного
финансирования предприятий применяется лишь в случае
"экономической необходимости", если уровень безработицы на
региональном рынке труда начинает превышать 10-15
процентов. Критерии выбора таких предприятий - угроза
закрытия или фактические объявление о массовом сокращении
(высвобождении, увольнении) занятых. И хотя субсидирование
заработной платы является дополнительной нагрузкой на
бюджет, эту меру применяют, как правило, для занятых на
кризисных предприятиях с целью отсрочки необходимой
структурной перестройки. Это явление получило название
"безработные на своем предприятии".
   На наш взгляд, субсидирование как меру поддержки можно
применять и к тем финансово неблагополучным предприятиям,
которые еще имеют "шансы" адаптироваться к новым условиям
хозяйствования. Необходимо применять "ограниченное"
субсидирование, основными принципами которого, как
показывает опыт промышленно развитых стран, являются: 1)
фиксирование сроков предоставления субсидий (на
ограниченный период времени); 2) фиксирование величины
субсидий (отсутствие взаимосвязи с финансовыми показателями
деятельности предприятий, например с фондом заработной
платы); 3) зависимость предоставления субсидий от
обеспеченности занятости (поддержка предприятиями того
уровня занятости, за который они получают субсидии,
соотнесение выплат субсидий с количеством "заявленных"
занятых); 4) предоставление субсидий в форме бюджетных
пособий, а не прямых кредитов.
   Квотирование рабочих мест (установление минимального
количества рабочих мест на предприятии для приема на работу
лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поисках работы) также возможно в пакете мер по
социальной защите занятых. Работодатели, в соответствии с
установленной квотой, обязаны создать или выделить
необходимое количество рабочих мест для трудоустройства
указанных категорий населения. Такая мера применяется в
основном для приема на работу лиц с ограниченной
трудоспособностью (инвалидов). Например, для этой категории
занятых квота установлена в размере 5 процентов от
среднесписочной численности работников (с учетом ранее
принятых на работу инвалидов).
   Квоты могут устанавливаться и для других слабо социально
защищенных слоев экономически активного населения -
одиноких и многодетных родителей, женщин с малолетними
детьми, школьников. Однако квотирование рабочих мест для лиц
с низкой конкурентоспособностью, занимающих последние (в
порядке предпочтений) места на рынке труда, может привести к
снижению уровня выживаемости предприятий.
   Важной проблемой является обоснование критериев и
уровней пособий и компенсационных выплат работающим при
несостоятельности их предприятий. Пособия различным
категориям занятых, высвобождаемых и безработных должны
быть привязаны не к минимальному уровню оплаты труда, как в
настоящее время, а к размеру средней заработной платы
конкретного лица, а в перспективе - к региональному уровню
бедности. Это касается прежде всего компенсационных выплат
из Государственного фонда занятости работникам предприятий,
учреждений и организаций, вынужденно работающим неполный
рабочий день или неполную рабочую неделю, а также
находящимся в вынужденных отпусках без сохранения
заработной платы.
   Аналогичный подход необходимо применять и к
установлению величины пособий по безработице (выплачиваются
по линии Федеральной занятости России) и оплаты периода
отпуска по беременности и родам безработным женщинам,
уволенным в связи с реорганизацией и ликвидацией
предприятий (выплачиваются по линии Министерства социальной
защиты РФ). Бюджет прожиточного минимума (региональный
уровень бедности) должен быть на деле стержнем всей системы
обеспечения социальных гарантий и социальной защиты как
трудоспособного, так и нетрудоспособного населения. Особо
подчеркнем, что величины всех выплат и пособий (за
исключением предоставляемых по линии Министерства
социальной защиты РФ) должны быть такими, чтобы
стимулировать граждан к поиску новой работы.