Сергей БОРОВИКОВ

                            ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ

     Данная работа посвящена разбору дискуссии "о профсоюзах",  поводом  к
которой послужило выступление С.Переслегина на страницах N_2 "Оверсана"  за
1988 год. Сама по себе критика этой статьи не является чем-либо особенным,
но настораживает в ней (в критике) два момента:
     1)  Автору  (далее  -  С.П.)  приписываются  мысли,  которых  он   не
высказывал.
     2) Уважаемые оппоненты яростно начинают спорить о терминологии,  сами
этого не замечая (или не желая замечать).
     Начать хочется с комментариев ко второму пункту. Дело в том, что спор
о  терминологии  как  правило,  бессодержателен,  ибо   полемизировать   с
даваемыми автором о_п_р_е_д_е_л_е_н_и_я_м_и можно долго и  безуспешно.  Не
имеет смысла говорить о том, что о_п_р_е_д_е_л_е_н_и_е  неправильное.  Оно
может  быть  удачным  или  неудачным,  но  правильным  оно   является   по
о_п_р_е_д_е_л_е_н_и_ю.
     В общем, этот вопрос достаточно ясен и проработан многими поколениями
философов, а  вот  в  проблеме  символики  подобной  ясности  еще  нет.  В
частности, В.Казакову не нравится трактовка зеркала, которую дает  С.П.  В
ней   Вадим   находит   непростительное   противопоставление    литературы
реалистической и фантастической, которые  вообще  говоря,  четкой  границы
между  собой  не   имеют.   Что   касается   единства   реалистической   и
нереалистической литературы, то этот факт  более  чем  очевиден.  В  самом
деле,   даже   в   насквозь   реалистическом   произведении   не   описана
действительность т_а_к, к_а_к она объективно существует в  природе.  Автор
опускает (и это его право) множество деталей, принципиальных  для  мира  в
целом, но совершенно не существенных  в  данном  конкретном  произведении.
Поэтому изображенный им мир будет реалистичен лишь в какой-то степени  (то
есть  обладать  ненулевой  степенью  абстрактности  в  терминологии  С.П.)
Поэтому каждое произведение можно "разложить" на две части: реалистическую
(это то, что С.П. помещает "по эту сторону зеркала")  и  нереалистическую,
которой   нет   адекватного   эквивалента   в   объективно    существующей
действительности. Просьба не  путать  адекватный  эквивалент  с  аналогом.
Аналоги есть всегда, но они не являются  полностью  адекватными.  Вот  эта
часть произведения и находится "за зеркалом". Таким образом,  мы  еще  раз
сталкиваемся с  диалектическим  единством  и  борьбой  противоположностей:
реалистическая и  нереалистические  компоненты  неразделимы  ни  в  рамках
одного произведения, ни в рамках литературы в целом, не может существовать
предмет, не  имея  отражения  в  зеркале,  как  и  не  может  существовать
отражение без предмета. Я не говорю, что не может  существовать  объектов,
не имеющих  отражения  в  зеркале.  Они  есть,  но  это  окололитературные
призраки и фантомы. Таким образом, мы получаем  очередной  критерий  того,
что же нам относить к Литературе. Далее следовало бы  доказать  логическую
эквивалентность вышеуказанных  критериев,  но  я  боюсь,  что  не  у  всех
читателей хватит на это времени. Хочется надеяться, что хотя бы  некоторые
наши читатели дойдут до этого самостоятельно.
     Теперь вернемся немного (к первому пункту).  Мне  очень  не  хочется,
чтобы  мне  в  этой   статье   приписали   "острую   антимолодогвардейскую
направленность" и "малообоснованные нападки на "МГ"" или что-нибудь в этом
роде, как это было сделано со статьей С.П. И В.Шелухин, и В.Казаков дружно
увидели в ней поклеп на "МГ", в необоснованности которого они  и  обвиняют
С.П. Должен заметить, что ни  в  статье  С.П.,  ни  в  данной  работе,  не
убивается ни одного дракона,  более  того,  я  даже  не  призываю  убивать
кого-бы то ни было. Однако, никто не мешает мне с_о_с_ч_и_т_а_т_ь  дракона
и сказать: вот один дракон. Счет почему-то не всем драконам  нравится,  но
это их личное горе. Все это правда, не очень существенно.  Проблема  не  в
том, как от  драконов  избавиться,  а  в  том,  чтобы  не  завести  своего
собственного.



                            ЛОМАТЬ НЕ СТРОИТЬ

     Странное  впечатление  производит  статья  В.В.Шелухина   по   поводу
публикации  статьи  С.Переслегина  в  "Оверсане" N_2.   Согласитесь,   что
критическая  статья,  значительно  превосходящая  по  объему   критикуемое
произведение, выглядит по крайней  мере  странно.  Однако,  отвлечемся  от
эмоций и  перейдем  к  фактам.  В.Ш.:  "...религия  является  инструментом
Истолкования эмпирической реальности в  духе...".  Хочется  заметить,  что
целый ряд наук занимается исключительно истолкованием эмпирических данных.
Например,  термодинамика.  Путем  истолкования  экспериментальных   данных
выводятся (постигаются) эмпирические законы.
     Далее  В.Ш.  проявляет  непонимание  следующего  тезиса:  "Надежность
результатов  (познания  при  помощи  искусства)   низкая,   зато   область
применения беспредельна...". Заметим, что у С.П.: "...надежность  здесь...
значительно  ниже..."  (по  сравнению  с  наукой).  Для  меня  этот   факт
достаточно очевиден, если нужно подробнее объяснять, то это тема отдельной
статьи. Почему любая проблема искусству подвластна? Хотя бы потому, что  в
любой науке (если это  наука)  есть  формальные  границы  применимости.  У
искусства (по моим  данным)  таких  границ  нет.  Так  что  мне  непонятна
проблема. Далее любая модель в той или иной  мере  абстрактна.  Иначе  она
была бы неотличима от моделируемого явления. Поскольку у одного и того  же
явления может быть бесконечное число моделей более или менее  абстрактных,
то мера абстрактности - характеристика количественная. Не качественная  же
она, в конце концов! Далее В.Ш.  утверждает,  что  "Человек-невидимка"  не
есть мир воображаемый. Тогда  какой  же  еще?  Объективно  существующий  в
данный момент, что ли?
     Сошлемся на "Обмен разумов" Р.Шекли: "Среди вероятностных миров, ....
один в точности похож на наш мир; другой похож на наш мир во  всем,  кроме
одной-единственной частности, третий похож на наш мир во всем, кроме  двух
частностей, и так далее...". Ладно, бог с ними,  с  мирами,  разберемся  с
классикой. Классике "поступать" трудно, это факт. Гораздо проще  поступать
"авторам   произведений,   которые   в   данное   время   большей   частью
литературоведов признаются классиками." Можно уточнить характер  авторских
прав а так же формально определить, кто такие литературоведы и  не  забыть
конкретизировать понятие "большей частью", это 60% или 75%?  Но  н_у_ж_н_о
ли это делать? По-моему, нет. Что же касается разницы между "сайенс фикшн"
и "фэнтэзи", то у С.П. не говорится, что "это одно и  то  же".  Говорится,
что это деление не очень удачно и что между ними нет разницы  по  задачам,
художественным приемам и степени абстрактности. Почему это  нъе  т_а_к  из
статьи  В.Ш.  по  крайней  мере,  непонятно.  Далее   В.Ш.   переходит   к
политическим обвинениям С.П. в навешивании политических ярлыков  там,  где
более подходят (по мнению В.Ш.) ярлыки эстетические. Должен отметить,  что
статья С.П. написана в 1984 году, когда жаловаться "наверх" было не только
бесполезно,  но  и  опасно.  Поэтому  статья  писалась  исключительно  для
"внутриклубного пользования" и в свете  этого  все  последующие  обвинения
выглядят по крайней мере, странно. Последующие построения В.Ш. опираются в
той или иной мере на  вышераскритикованные  аргументы,  и  их  разбор  без
уточнения используемой автором терминологии не имеет  смысла.  Пробираться
"наверх" было не только бесполезно, но и опасно. Поэтому  статья  писалась
исключительно  для  "внутриклубного  пользования"  и  в  свете  этого  все
последующие обвинения  выглядят  по  крайней  мере,  странно.  Последующие
построения В.Ш. опираются в той  или  иной  мере  на  вышераскритикованные
аргументы, и их разбор без  уточнения  используемой  автором  терминологии
некорректен.
     Это,  на  мой  взгляд,  самая  актуальная  проблема.  Драконы  -  это
закономерный продукт социальной структуры, к счастью, структуры не всякой.
На данный момент  времени  можно  считать  доказанным,  что  пирамидальная
структура неизбежно порождает драконов (хотя  бы  одного).  Следовательно,
единственная  реальная  возможность  избежать  процесса   перерождения   с
последующим драконообразованием - это поиск и  реализация  непирамидальных
социальных структур, хотя бы в рамках фэндома.  Следует  отметить,  что  в
настоящее время все известные мне общественные структуры в  той  или  иной
форме содержат элементы пирамидальности. Какие из  этого  следуют  выводы?
Во-первых, функции всесоюзных выборных органов, типа ВС КЛФ,  должны  быть
исключительно   координационными.   Во-вторых,   не   следует    чрезмерно
централизовать информационный обмен.  Это  неизбежно  приведет  к  неявной
форме  власти  со  всеми  вытекающими  отсюда  последствиями.  Оптимальной
структурой, скорее всего, следует признать сетеобразную. Это будет  аналог
Великого Кольца, организации, исключительно децентрализованной. Ее цель  -
информационный обмен, и с этой функцией оно прекрасно справится.
     Возможно, некоторые из приведенных выше рассуждений покажутся кому-то
неубедительными, но в рамках данной статьи я не  могу  привести  подробные
рассуждения, из которых следуют эти выводы.