УРА БУМ БУМ N 5, 1990 г. СТОЯ НА РАСПУТЬЕ Интервью с ЭРИКОМ КЛЭПТОНОМ По общему признанию беспокойный и чувствующий себя неуют- но в постоянном и неизменном окружении, Эрик Клэптон все время переходил из группы в группу в течение своей 25-летней карь- еры. Замечательное исследование, каким является новый рет- роспектив РАСПУТЬЕ, представляет: Один из самых влиятельных гитаристов-новаторов своего времени Эрик Клэптон неизменно представляет свою собственную версию блюза. Намек на проповедь, синтез джаза, регги, крика диких гусей и сигнала автомобильного гудка - при этом Клэптон сохранил чувство блюза. В то же время он вкладывает в музыку все необходимое для рок-н-ролла, чтобы достичь широкой публики. Богатая антология, рассказывающая о всех фазах карьеры Клэптона - от чистейших блюзов до попса - недавно была выпуще- на ПОЛИ ГРЭМ РЕКОРДС. 18 месяцев исследований и поисков - Crossroads - РАСПУТЬЕ или ПЕРЕКРЕСТОК - великолепное представ- ление каждого из многочисленных периодов. Коллекция из 78 песен охватывает период, начиная с его первых сейшенов с The Yardlirds в 1963, временной работы с The John Mayall Blues Baud, Cream, Blind Faith, Delaney 2 Bonnie, Derek & The Dominos вплоть до его последних сольных материалов. Music Elpress встретился с Клэптоном в Лондоне, чтобы побеседовать о его 25-летней карьере. ? ПЕРЕКРЕСТОК имеет успех в Штатах, он отлично покупается. Да, я недавно навещал своих друзей в Миннесоте и даже не мог поверить что ПЕРЕКРЕСТОК раскупается. В результате я решил побыть там еще немного, так как понял, что именно сейчас на рынке бум. ? У тебя была возможность послушать РАСПУТЬЕ самому как следует? Я проверил антологию когда она впервые попала в офис, они действительно хотели, как мне кажется, услышать мое одобрение или узнать что мне не нравится. Должен сказать я был сильно впечатлен проделанной огромной работой. Думая Бил Левинсон, который собрал и выпустил антологию, сделал отличное дело. Не знаю справился бы я сам с таким. Возвращаться назад в прошлое и выбирать - да, это работа - столько материала, который почти завершен и мог бы выйти, но и не совсем то, что нужно. Это действительно трудная задача. ? Есть что-нибудь в ПЕРЕКРЕСТКЕ, что бы тебе особенно хо- телось выделить? Есть одна песня, которая почти не соответствует всему остальному. Долго мы не могли ее опознать, она называется - ну что это такое! - Я НАШЕЛ ЛЮБОВЬ. Некоторое время мы не могли вычислить откуда она взялась и кто ее написал или еще что-ни- будь, и вдруг недавно я вспомнил. Не думаю, что она действи- тельно заслуживает похвалы, хотя и была написана Мэри Рассэл, леди, которая вышла замуж за Леона Рассэла. Помню был в Тилзе в церковной студии Леона и у нас была просто вечеринка, а он включил аппарат и мы сделали ее почти как демонстрацию. И по той причине что это было что-то типа рекламной штучки или просто прикол, я никогда не вспоминал откуда она взялась. Но думаю, что классная мелодия. Она могла быть лучше... Я имею ввиду, что она по-настоящему не закончена. Ну просто ради шут- ки, понимаешь? ? Судя по всем интервью и материалам ты очень много обра- щаешся к своему прошлому. Сложился ли у тебя какой-нибудь взгляд на вещи? Единственное к чему я пришел, так это то что я скиталец. Каждый раз, когда я оказываюсь в неизменной ситуации, я начинаю чувствовать себя весьма и весьма неуютно. Знаю только, что не могу очень долго находиться в одной группе. Самое дол- гое 3 года, этого достаточно чтобы добиться чего-либо. Да, 3 года с одной командой - это больше похоже на чудо. Да, это единственная вещь, которая, кажется, повторяется. ? Как считаешь, Crossroads - хорошее название для коллек- ции? О, да. Думаю, великолепное. Оно было такое очевидное и очень простое. Думаю, что мне бы оно никогда и в голову не пришло. ? Кто путешествует с тобой? Группа в данном составе уже почти год. Марк Нопфлер из Dire Straifs, естественно; две девушки - певицы Кейт Кэссун и Тесса Найлс; Натан Ист на басе; Стив Фэррон на ударных, Рэй Купер на перкуссии и я. Грэг Филлингеймз ушел к Майклу Джексо- ну и я его заменил Аланом Кларком, которого мы взяли из Dire Straifs. Мы маленькая счастливая семья. ? Можешь сравнить твой стиль и стиль Марка? Хотя вы игра- ете по-разному, все-таки есть сходная нить? Да, мы в чем-то соприкасаемся, но внешнего подобия нет совсем. Наши корни очень схожи, но то как он пальцами правой руки перебирает струны придает игре совершенно ровный перебор. У меня значительно тяжелее, у меня выходит такой медленный ровный перебор. Но, думаю, что если вернуться назад, когда мы объединились вокруг J.J.Cale было некоторое влияние. Кроме то- го, у нас глубокое блюзовое воспитание. Думаю это здорово, что мы работаем вместе, потому что мы очень разные, такие же раз- ные как Альберт Ли и я, разве что Альберт был в очень большой степени кантри-гитаристом, а Марк сильный рок-н-ролльный гита- рист. ? Я читал, что одно время у тебя была проблема с твоим вторым гитаристом, потому что... Потому что он жаждал соревноваться. Но с Марком ничего подобного нет. Дело в том, что ему не нужно никому и ничего доказывать. Если я нанимаю кого-нибудь, порой они хотят дока- зать, что они стоят этого и я понимаю их по-человечески. Но это, конечно же, нарушает равновесие. ? Ты недавно отыграл два концерта с Dire Straifs в Хам- мерсмит Одеон. Как тебе понравилась роль музыканта, играющего в оппозиционной группе? Мне очень понравилось. Это было настолько захватывающе, так как я полностью должен был выучить их направление - и не как-нибудь. Мне казалось, что я все знал из их музыки, но мне и в голову не пришло, что они собираются спросить с меня так строго. Я был уверен, что они позволят мне выйти сухим из во- ды. Не тут-то было. Две недели репетиций с ребятами, три раза на день мы прогоняли всю программу и даже я понимал, что все-таки оставались места, которыми Марк не был полностью удовлетворен, хотя он и оставлял меня в покое в конце концов. Да, была масса тяжелой работы. В результате всего этого, когда мы играли на Фридом Фесте, на концерте Нельсона Мандела, мозги мои были основа- тельно промыты. Классно было тасоваться по сцене и ни капельки не беспокоиться об аппаратуре. Не было никаких партитур. Игра- ешь и знаешь, если что-то и собирается обломаться, это не бу- дет твоей виной, ну разве что у тебя случится что-то типа ду- шевного припадка. ? Это могло быть опасным. Это могло быть очень опасным. Но единственное что случи- лось, так это то, что я порвал струну перед тысячами людей, но мы быстро справились с этой проблемой. ? Ты смотрелся эти дни на сцене очень уверенно и раскре- пощенно, как во время твоего последнего турне по Штатам на шоу в Мэдисон Сквеа Гарден. Наверное, все еще говорят об этом шоу? Я всегда доверял своим музыкантам и уважал их, потому что всегда чувствовал и получал поддержку, каждый момент в течение двух последних лет, причем поддержку лучшую, из тех что я ког- да-либо имел. Если знаешь, что группа может играть с тобой или без тебя и при этом еще переживает замечательные времена, то и напряжение исчезает. Я могу просто выйти и добавить приукрас. Я каким-то образом счастлив внутри себя и это, возможно, про- является. Но в музыкальном отношении я всегда должен полностью доверять группе. ? В прошлом году ты также принимал участие в записи двух пластинок своих старых друзей. Какие песни ты играл в альбоме Cloud Nine Джорджа Харрисона? Это Thal's What It Takes, Denl's Radio, Wreek of The Hesperus. Да, думаю эти. Помню был еще третий альбом, где я играл. ? Здорово было опять оказаться с Джорджем? Еще как здорово. А особенно играть песни Джорджа, потому что это просто наслаждение учить их. В каждой песне есть эда- кая хитрая гаммочка, забавная мелодия, или сходящая или нисхо- дящая, одно из двух - я никогда не знал разницы. Но он всегда их туда сует. Не знаю почему, но он их ужасно любит и они всегда разнообразят гитарный ряд. Если ты можешь поместить ли- нию наверх грифа, то это дает приятный, легкий приступ боли. ? Не мог бы ты рассказать, каким образом ты вдохновил Джонда Харрисона написать песню (Трюфель Савойи)? О, неужели мне придется это вспоминать - это ужасно. Ну, ладно, видишь ли, у меня всегда были плохие зубы. Когда мне было 20, мне нужно было лечить кучу зубов и у меня повсюду бы- ли трещины, смотрелись они, конечно, не очень. Но я просто обожал шоколад. Я был страшный сладкоежка, как ребенок, да я и сейчас такой же. Была одна коробка шоколада, который я особен- но любил, кажется это был Good News, и эта песня, очень лири- ческая, была составлена из названий всех шоколадок в коробке. Да, это был мой любимый шоколад. ? А что это за история, давно было, еще в дни "Делани и Бонни". Кажется вы с горы спускались в автобусе, что ли, и тормознули прямо перед домом Джорджа и сказали: "Выходи, да- вай, поехали с нами!"? Ну да, так оно и было. Да, у нас был здоровенный автобус, что-то типа быстроходного океанского судна, мы там помещались всей бандой, а аппаратура была наверху. Вот мы и подумали, что если поехать и вытащить Джорджа. Мы его частенько звали поез- дить с нами, а он всегда отвечал: "Ладно, может быть. Я дам вам знать...", но больше мы ничего не слышали. Поэтому мы просто подогнали автобус к черному входу и начали барабанить в дверь, так что у него не было выбора. Ему пришлось поехать с нами, причем ему понравилось. Это был класс! ? Все твои друзья записывают новые пластинки. А ты? Если ли у тебя планы записать что-нибудь новое? Я горю желанием попасть в студию и сделать следующий R&B альбом. Не знаю, правда, в какой форме он будет сделан, но он не будет коммерческим. Меня настолько поразило как сделали свои пластинки Роберт Крэй и Лос Лобос, что я не вижу причин для беспокойства, ибо коммерция меня больше не интересует. Я уверен, что пластинка будет хорошо продаваться, даже если я сделаю чистый блюз или ритм-энд-блюзовый (R&B) альбом. Такие у меня намерения. Но опять же, это не так-то просто, как ка- жется, потому что если я сажусь, стараюсь и сочиняю песню, то она всегда выходит сентиментальной. Поэтому в последнее время я как-то начал сторониться баллад, если это для меня возможно. ? Как насчет "модели гитары" Эрика Клэптона? Ага! Думаю это отличная гитара. До меня дошла хорошая слава о ней. Кажется, ее довольно хорошо приняли люди, которые знают толк. Для меня это идеал гитары, потому что она обладает всеми техническими и регулятивными возможностями обычного Стратокастера, но у нее еще есть такая небольшая электронная штучка, которая делает другой звук если надо, или можно доба- вить плотности на одном из тоновых колков, можно сделать более широкий звук четь-чуть похожий на Лес Пол (Les Paul). У нее есть еще дополнительный лад. ? Отлично. Возьми там "ми". Да, можно взять прямо на грифе. Сейчас входят в моду се- ро-металлические, красные и 7-струнные зеленые. ? А почему не черная? Не знаю. Отчасти мне просто не хотелось усыновлять Блэк- ки. Думаю Блэкки должна быть Блэкии и оставим это... Можно иметь и черный стратик, но этот серо-металлический действи- тельно чуть симпатичней. Он кажется каким-то угольно-серым. Красавец. ? У тебя были какие-нибудь истории с Блэкки, как напри- мер, у Б.Б.Кинга с Люсиль? Да нет, с Блэкки ничего особенного не случалось. Думаю она очень устала. ? Да, ей уже немало. У тебя были когда-нибудь разлады с ней? Было однажды. Помню в старые времена, когда я сильно пил, то частенько заканчивал песню падая плашмя на пол. Это был своего рода способ ознаменования конца. Однажды я сильно раск- васил лицо о гриф гитары и ей это совсем не понравилось. Пона- добилось немало времени чтобы наладить с ней хорошие отношения. ? Интересную вещь я обнаружил в коллекции РАСПУТЬЯ - вто- рой сессионный материал The Derek & The Dominos, я подумал: "Здорово, это же кусок оттуда. Какой отличный альбом мог полу- читься". Ты знаешь, мне он никогда не казался законченным, и зву- чание было не то. Не отшлифован, как другие. После первого альбома у нас была такая хандра, что мы даже по-настоящему не хотели его выхода. Похоже нужно было хорошо отдохнуть. И еслиб мы не напивались, не торчали и всякое такое, то мы могли бы выйти со вторым альбомом, равным ЛЭЙЛЕ (Layla), но мы пошли в студию слишком рано. Мы чересчур выкладывались на гастролях, мы слишком себя сжигали, да и настроения в студии были очень уж издерганными. Трудно было даже находиться в одной комнате. По-моему стыдно, что мы так напряженно работали в те дни, не думаю, что б сейчас так еще кто-нибудь работал. ? Я слышал ты попросил включить The Sky is Crying (НЕБО ПЛАЧЕТ) в РАСПУТЬЕ? Да, мне всегда нравилась эта песня. Кроме того мне хоте- лось чтоб там была скользящая игра или что-нибудь в этом роде. Я просто вспомнил один хороший приемчик, который бы куда угод- но подошел, а это такая же подходящая песня, как и все другие. ? Многие из комментариев, которые я от тебя слышал по по- воду Blind Faith (СЛЕПАЯ ВЕРА) были сравнительно негативного содержания. Была ли положительная сторона у Blind Faith? Ну да. Прошло столько времени, что я могу взглянуть назад не пресытившимся взглядом. Некоторые не так давно подходили ко мне за автографом и говорили, что Blind Faith их любимый аль- бом. Они считали его прямо великим. И я размышлял над тем, что они говорили. Я тоже вспоминаю куски из него, которые, по мое- му мнению, отличные. Это был кислый опыт, потому что он закон- чился слишком быстро. Остался какой-то привкус сожаления. Он и не мог быть сильнее, а может быть все произошло слишком рано. Но альбом сам по себе, я думаю, отличный. Просто это какая-то несвоевременная пластинка. ? Я помню вырос с этой пластинкой и ужасно много ее слу- шал. Ты помнишь электрическую версию (Can't Find My Way Home (Я НЕ МОГУ НАЙТИ ДОРОГУ ДОМОЙ)), которую ты сделал в студии? Билл Левинсон говорит она классная. Хотя он это говорит обо всех вещах, которые не включил в РАСПУТЬЕ, эта единственная о которой он сожалеет. О, я рад это слышать. Иногда мне нужно услышать чье-либо мнение перед тем, как я смогу расставить все по своим местам, так и с Blind Faith. Когда ты говоришь, например, что ты вырос с ней, то ты смотришь на нее с другой точки зрения нежели я. Я всегда вынужден оценивать пластинку, учитывая все сейшены и все последствия, а это всегда оставляет отпечаток и определен- ный след для меня. ? Мне кажется тогда были трудности. Ты не хотел в то вре- мя барабанщика Джингера Бэйкера и Стив Винвуд был слишком соб- лазнен его игрой, это так? Да, видишь ли, я откололся от Cream и на самом деле не собирался возвращаться, а Джингер был частью этого. Я не имею ничего лично против Джингера, просто дело в том, что мне нужно было что-то абсолютно новое. ? А со Стивом ты вообще не общаешся? Так, время от времени. Мы болтаем по телефону раз в пол- года, потому что он живет сейчас в Нашвиле. Когда он живет здесь я стараюсь увидеться с ним. Но у нас разные миры. Мы то собираемся вместе, то разбегаемся, что-то типа этого. ? Ты привык, что многие люди говорят тебе о том, какой ты замечательный, какой ты великий - "Клэптон - Бог" и прочие та- кие вещи. Есть такой человек, от которого тебе хотелось бы услышать нечто подобное? Роберт Крэй. Когда Роберт Крэй говорит мне комплимент, значит так оно и есть. Или Стиви Рэй Вохэн, точно так же. Это музыканты для меня, причем, усердно работающие музыканты, ко- торые никогда не останавливаются. Если я получаю обратную связь от них, то это очень много для меня значит. ? Твоя песня РАСПУТЬЕ продолжается? В том смысле чувству- ешь ли ты себя действительно стоящим на распутье? В данный момент не совсем, но так будет когда прийдет время делать другой альбом. Веришь ли, когда делаешь альбом, эти дни кажутся очень важными. Это только кажется легким реше- нием сделать альбом такого рода или иного рода. Но в последую- щие года ты понимаешь, какой драматической переменой это могло быть - ты живешь с новым образом, который ты для себя выдумал. Поэтому, я думаю, что когда прийдет время делать новую пластинку, я намерен дать себе полную свободу в том, что я за- думаю сделать. ? Ты помнишь какое-нибудь распутье в своей жизни? Да, когда я выходил из длительного периода спячки и без- действия - склонность к героину - в действительности это было даже не распутье, я вылезал из окопа на дорогу. Так что выб- рать правильные путь было очень важно для меня. Не знаю долго ли я стоял на тропе прежде чем снова двинуться, но... Интервью Дэна Ниара. Music Express Октябрь 1988 Перевод Людмилы Пилипенко.