ОСНОВЫ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

     (Мы    продолжаем    публикацию    материалов    по  основам
     финансово-кредитного анализа. Начало в N 33 "ЭЖ", с. 2).

     Практикум для начинающих

     ОБЫЧНЫЕ УСЛОВИЯ КРЕДИТОВАНИЯ
     В  целом  выражение "обычные условия кредитования" означает,
что ваша компания:
     1. Находится в удовлетворительном финансовом положении.
     2.  Имеет  запасы, находящиеся в должном соотношении с общим
объемом капиталовложений.
     3.  Продает продукцию по конкурентоспособной цене, в которую
заложена разумная норма прибыли.
     4.  Предполагает  в  будущем  достичь тех или иных успехов в
своей деятельности.
     Политика    вашего  кредитного  отдела  может  строиться  на
основании данной схемы и ее вариаций, равно как и на любой другой
модели, которая представляет обычные условия.
     Каким  же  образом  и почему вариации модели обычных условий
влияют  на кредитную политику? Когда при этом изменение кредитной
политики является оправданным?
     ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИКИ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРАВДАННЫМ и может повести за
собой  увеличение риска кредитования (при условии, что увеличение
риска  непосредственно связано с планируемой целью) в том случае,
когда  прогнозируемые  результаты  изменения  кредитной  политики
перевешивают возросшую возможность потери по займу.
     УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИКУ ЛЬГОТНОГО
     КРЕДИТОВАНИЯ
     Установив критерии обычных условий кредитования, мы, однако,
должны  помнить  о  том,  что  управляющий по кредиту очень часто
сталкивается    с    такими  условиями,  которые  нельзя  назвать
нормальными.  Ниже  приводятся  некоторые  из  основных  условий,
которые    приведут    к  принятию  более  либеральной  кредитной
политики:
     1.    Затруднительное   положение  с  кассовой  наличностью.
Компания имеет значительные финансовые задолженности со сроком их
погашения от 60 до 90 дней.
     2. Чрезмерно большие товарные запасы.
     3. Падение спроса на рынке на продукт компании.
     4. Компания пытается создать рынок для новой продукции.
     5.  Валовая  прибыль  по  каждому  типу  продаваемого товара
является значительной.
     6.    В  той  отрасли,  где  работает  компания,  необходимы
существенные затраты на рекламу и торговые издержки.
     7.  Компания  обладает  достаточно  крупным заводом, который
имеет    большие    накладные   расходы,  и  компании  необходима
значительная  сумма  денег  для  предотвращения  потерь (создания
безубыточного производства).
     8.  Компания  может понести существенные потери, связанные с
инвентаризацией  переходящих  товарных  запасов в конце сезона, в
связи с изменениями моды, стиля и т. п.
     9.  Если  технические  достижения  или новые товары угрожают
превратить продукцию компании в устаревшую.
     10.  Когда компания, подходя к концу основного сезона продаж
своей  продукции,  является  недостаточно  сильной  в  финансовом
отношении  для того, чтобы перенести товарные запасы на следующий
год.
     11.  Если  в  целом  условия для деловой активности являются
благоприятными  и  вы  уверены  в  том,  что потребители смогут с
максимальной  эффективностью воспользоваться этими благоприятными
условиями.
     12.    Ваша  компания  торгует  в относительно новой отрасли
экономики и желает привлечь в эту область потребителей.
     13.  Ваша  компания  действует  в  отрасли с высоким уровнем
конкуренции,  так что для привлечения большего числа потребителей
вам необходим льготный кредит.
     УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИКУ ОГРАНИЧЕННОГО
     КРЕДИТОВАНИЯ
     Еще    один  вариант  обычных  условий  - это такие условия,
которые  могут  налагать  определенные  ограничения  на кредитную
политику вашей компании. Вот эти условия:
     1.  Финансовое положение вашей компании может быть настолько
нестабильным,  что  это  не позволит пойти на риски кредитования,
чей уровень    оценивается    выше    среднего;   отсюда  следует
необходимость   вести  торговлю  только  с  наиболее  крупными  и
надежными в финансовом отношении клиентами.
     2.    Нехватка  сырья  может  сделать  невозможным  создание
товарно-материальных запасов.
     3. Спрос на вашу продукцию может быть значителен, но вы не в
состоянии  при  нынешних мощностях выполнить все заказы в течение
короткого  периода  времени.  Дальнейшее  расширение  завода  или
фабрики  может  оказаться  невозможным  на  данный  момент или же
вообще нежелательным.
     4.  При торговле с низкой нормой валовой прибыли, когда ваши
доходы  зависят  от скорости товарооборота, вы, вероятно, примете
тактику  продажи  товара  с наименьшим заложенным риском, то есть
быстроокупаемого  товара.  При  торговле  с низкой нормой валовой
прибыли  крупная потеря по займу может полностью аннулировать ваш
чистый годовой доход.
     5. Общие экономические условия являются неблагоприятными.
     6.  Если  общая  ситуация  в  торговле  (затрагивающая ваших
потребителей)    характеризуется  состоянием  сокращения  деловой
активности,  а вероятность значительных потерь по займам является
высокой.
     7.   Вы  производите  продукцию  "на  заказ",  то  есть  для
конкретного  потребителя;  такая  продукция не может быть продана
другим клиентам.
     8.  Если  для  выполнения  заказа  вашего клиента необходимы
дорогостоящее  проектирование, подготовительные работы, оснащение
станками  и  инструментами, инженерные работы и т. п., причем все
это необходимо именно на подготовительном этапе, то есть до того,
как вы начнете собственно производство продукции.
     9.  Если  производимая  вами  продукция  требует длительного
производственного цикла.
     10.  Если  ваша  компания производит дорогостоящее заводское
оборудование, машины и механизмы.
     При выборе политики льготного или ограниченного кредитования
на основании  вышеперечисленных  критериев  следует  учесть  одно
обстоятельство.    На    практике    вам  придется  рассматривать
долговременные  последствия  любого изменения кредитной политики.
Вы, к  примеру,  не  станете  -  при  обычных  обстоятельствах  -
торговать   с  компанией,  находящейся  в  незавидном  финансовом
положении, только потому, что в период экономического подъема она
делает  некоторые  скромные  успехи  в  бизнесе. Аналогично, если
спрос  на  вашу  продукцию  высок  и  стабилен,  вы не прекратите
отношений  со старым клиентом, чье финансовое положение улучшится
еще не скоро.
     Кредитная    политика   вашей  компании  представляет  собой
результат  оценки  множества  факторов (некоторые из которых были
приведены  выше);  кредитная  политика не должна резко изменяться
просто   потому,  что  временно  изменились  какие-либо  условия.
Сущность умной кредитной политики определяется достижением такого
результата,  который  был  бы  оптимален  для  вашей  компании  в
"стратегическом"  отношении,  а  не являлся бы лишь сиюминутной и
временной выгодой.
     Материал подготовлен корпорацией
     "Дан энд Брэдстрит"