Леонард Борисович Терновский - врач-рентгенолог, активный
участник правозащитного движения, член "Московской обществен-
ной  группы  содействия  выполнению Хельсинкских соглашений в
СССР", член "Комиссии по расследованию злоупотреблений психи-
атрией в политических целях". За правозащитную деятельность в
1980 году был осужден по статье 190/1 на три года.
                                                Л. Фрид

                         * * * * * *


                                       Леонард ТЕРНОВСКИЙ.

      К ИСТОРИИ ДИССИДЕНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ.

     Нужно ли  современникам и нынешней молодежи рассказывать
о диссидентах и правозащитном движении?  О том,  что было по-
рождено  недавним,  но минувшим временем,  отшумело и прошло?
Разве мало нам сегодняшних нужд, тревог и забот?
     Но сегодняшние проблемы закономерно проистекают из наше-
го прошлого;  их не разрешить,  не зная того,что было.  И су-
ществует  потребность  понять и осмыслить опыт предшественни-
ков,  извлечь из него уроки.  Тогда  можно  надеяться  набить
меньше шишек на дальнейшем пути.
     По ряду причин наше общество плохо помнит что происходи-
ло с ним даже вчера. А это беспамятство мешает процессу само-
осмысления и самопознания.  Я буду рад,  если такому процессу
поможет  мой рассказ,  - рассказ одного из рядовых участников
правозащитного движения.
     Кто такие диссиденты?  Откуда они пошли?  Когда и почему
возникли?  Против чего выступали? Как действовали? Думаю, что
немногие имеют об этом ясное представление. И это понятно.
     Ведь совсем недавно советские пресса,  радио и телевиде-
ние  избегали  рассказывать о диссидентах.  Либо старались их
всячески оболгать,  представить ненавистниками своей страны и
чуть ли ни иностранными агентами.
     Сейчас о правозащитниках и говорят,  и пишут. Но по раз-
розненным  очеркам  трудно составить связное представление об
общественном движении, длившимся около 2-х десятилетий.
     Многие диссиденты (и я в их числе) не раз отмечали,  что
толчком к формированию их взглядов стало разоблачение  культа
Сталина в 56г. Однако правозащитное движение зародилось почти
десятилетие,спустя, в середине 60-х. И это не случайно. Имен-
но тогда, после 2-го Октябрьского переворота 64г., когда ски-
нули  Хрущева,  явственно  обозначилось   попятное   движение
властей в сторону произвола и беззакония. Но разбуженные 56г.
люди (в первую очередь - интеллигенция) не соглашались больше
быть "винтиками".

                           - 2 -
     Одним из  первых,  всколыхнувших наше общество,  событий
стал суд над писателями А.Синявским и Ю.Даниэлем. Эти писате-
ли опубликовали на Западе (под псевдонимами) свои повести ан-
титоталитарной направленности.  Псевдонимы были  раскрыты,  а
сами  они - арестованы и осуждены к 7 и 5 годам строгих лаге-
рей.
     Тогда, в 66г., сотни людей выступили против этой распра-
вы. Власти ответили репрессиями. И - поехало. Возникла цепная
реакция.  Процесс  А.Гинзбурга  и Ю.Галанского стал эхом суда
над Синявским и  Даниэлем.(А.Гинзбург  -  составитель  "Белой
книги",  сборника  документов  о  суде над этими писателями).
Осуждение Гинзбурга и Галанского породило новые письма -  уже
и  их  защиту.  И новые репрессии против очередных "подписан-
тов".
     Процесс А.Марченко,   автора  книги  "Мои  показания"  о
послесталинских лагерях.  И процесс И.Белгородской, связанный
с письмом в защиту Марченко.  Это уже 68г., год чехословацких
событий и год рождения "Хроники".
     Что такое "Хроника"? Многие ли сегодня знают об этом ле-
гендарном издании?  "Хроника" - это машинописный самиздатский
бюллетень.  Это  явочным  порядком устанавливаемая гласность.
Это -летопись,  энциклопедия отечественного Сопротивления. За
тоненькими  листочками "Хроники" охотился КГБ.  За нее давали
срока.А "Хроника", как Феникс, возрождалась из пепла. С 68 по
82г.  этот бюллетень скрупулезно рассказывал об относящихся к
правам человека событиях в нашей стране.  О письмах протеста,
демонстрациях,  голодовках заключенных. О репрессиях за поли-
тические и религиозные убеждения,  -от увольнения с работы до
заключения в лагерь или психбольницу. О положении в тюрьмах и
лагерях. "Хроника" рассказывала о новинках Самиздата,- стать-
ях,  прозе,  стихах, - и об обысках, на которых этот Самиздат
изымался,  - и о судах,  на которых за этот Самиздат,  случа-
лось,  давали срока."Хроника" рассказывала и о крымских тата-
рах, которых не пускали в Крым, и о евреях,добивающихся выез-
да в Израиль,  и о немцах,  желающих эмигрировать в ФРГ,  и о
преследованиях за такие намерения.  О выступлениях и интервью
Сахарова  и Солженицына,  об исключении Солженицына из СП,  о
его высылке из СССР,  о ссылке Сахарова  в  Горький,  -  и  о
выступлениях в их защиту.

                           - 3 -
     Своей достоверностью и точностью "Хроника" вскоре завое-
вала огромный авторитет в кругах либеральной интеллигенции. И
лютую ненависть со стороны тех, кто поддерживал и творил про-
извол.
     К выпуску этого бюллетеня причастно много людей.  И хотя
"Хроника" не указывала имена своих составителей, КГБ легко их
"вычислял", находил и сажал. Но раз за разом на смену аресто-
ванным приходили новые добровольцы. Только благодаря их само-
отверженности "Хроника" смогла выходить на  протяжении  почти
полутора десятилетий.
     Сегодня можно назвать тех,  кто стоял у истоков  "Хрони-
ки".  Ее основателем была поэт Н.Горбаневская. Сейчас она жи-
вет во Франции. А в числе редакторов "Хроники" в разное время
были мои друзья, - замечательный публицист и поэт Ан.Якобсон,
педагог и поэт И.Габай. Увы! - их обоих уже нет в живых.
     "Хроника" -лишь одна из множества граней демократическо-
го движения.  А Самиздат?  В конце 60-х, казалось, пол-Москвы
отстукивало  на машинке то "Раковый корпус" или "В круге пер-
вом" Солженицына,то стихи Мандельштама,  "Реквием"  Ахматовой
или  "Лебединый  стан" Цветаевой,  то философские или полити-
ческие трактаты,  то записи судов,  чьи-то "последние  слова"
или письма в защиту арестованных. Копии передавались из рук в
руки.
     И звучал песенно-гитарный самиздат, переписывались и гу-
ляли от Москвы до дальней Камчатки пленки с  песнями  Галича,
Кима,  Высоцкого,  Окуджавы. Быть может, я ошибаюсь, но было,
по-моему,  в воздухе самого конца 60-х  что-то  пьянящее.  То
первое  упоение свободой,  когда кажется нипочем даже лагерь.
-Вот,  мол,  я распрямился, почувствовал себя свободным, я не
боюсь высказываться, заявляю свое мнение, я вправе так посту-
пать,  а вот вы, охранители и каратели, не вправе меня за это
преследовать.  А если все-таки преследуете, судите и сажаете,
то это вы нарушаете Закон и поступаете противоправно. Свобода
слова... Свобода печати... Конституция...
     Но менялись и суровели времена. В 70-е все больше право-
защитников  отправлялось  кто  -не  по  своей воле -далеко на
Восток,  кто - не дожидаясь этого - на Запад.  Перед теми же,
кто еще оставался на свободе,  явственно замаячил призрак ла-
геря, психушки, тюрьмы.

                           - 4 -
     Что же  заставляло  диссидентов  -  в  сущности немного-
численную и разнородную кучку - вступать в неравную борьбу  с
властями,  противостоять жестокой и бездушной машине, ставить
на кон свою свободу и благополучие?
     Вряд ли  можно однозначно ответить на этот вопрос.  Дети
56г.,  диссиденты восприняли как нравственный урок нашей  не-
давней истории,  что покорность рождает произвол, что позорно
молчать,  когда творится расправа над невинными.  И что в ко-
нечном счете каждый ответственен за все, что происходит в на-
шей стране.
     Свою позицию правозащитники отстаивали в статьях и обра-
щениях,  в письмах в защиту узников совести, на "проработках"
и допросах, на судах и в лагерях.
     Было бы нечестным умолчать,  что случалось порой и  дру-
гое.  Бывало, что иные правозащитники, попав под жернова этой
мельницы, не выдерживали, - и сдавались, отрекались, предава-
ли,  выступали  с покаянными телеинтервью.  Я мог бы по этому
поводу заметить,  что диссиденты не были  неведающими  страха
каменными  истуканами,  а были обычными людьми,  - из плоти и
крови.  Но еще существеннее сказать,  что подобные  отречения
случались нечасто и были исключениями из общего правила.
     Невозможно в кратком очерке рассказать  о  всех  замеча-
тельных людях, близко знакомых мне по демократическому движе-
нию.  Судьба каждого из них заслуживает отдельного  рассказа.
Кратко упомяну хотя бы троих, - их так нехватает сегодня!
     Заслуги одного ныне широко признаны,  его имя на слуху у
всех.  На  слова  его сегодня ссылаются в споре как на веский
аргумент,  его авторитетом стремятся подкрепить свою позицию,
знакомством  с  ним готовы гордиться иные из тех,  кто травил
его только вчера.  И академик,  и герой, в недавнем прошлом -
лишенный наград и званий ссыльный,  затем - народный депутат,
оболганный  в  годы  застоя  и  вновь   оболганный   в   годы
"гласности",  заступник всех гонимых и гонимый сам, наша гор-
дость, совесть нашей страны - Андрей Дмитриевич Сахаров.
     Другой -  участник  войны,  орденоносец,  генерал-майор,
преподаватель академии им.Фрунзе,  он за свои выступления был
разжалован и даже лишен генеральской пенсии.  Он не смирился,
не перестал защищать гонимых и - человек большой души и креп-
кого  рассудка - был заключен в психиатрическую больницу.  Он

                           - 5 -
вынес 5 лет этого ада,  но, и вырвавшись из него, не перестал
отстаивать   справедливость.  Он  был  одним  из  основателей
Московской группы "Хельсинки".  В 77г. он - советским гражда-
нином - поехал для хирургического лечения в США.  Ему не дали
вернуться,  лишили его гражданства. Он умер на чужбине в 87г.
Его имя - Петр Григорьевич Григоренко.
     И самый близкий мне человек,  поистине ставший мне  род-
ным,  -  Софья  Васильевна  Каллистратова.  Защитник милостью
Божьей.  Не казенный адвокат, - Заступница, для которой чужая
боль  становилась своей.  В годы,  когда это было сопряжено с
серьезным риском,  Софья Васильевна защищала многих диссиден-
тов.  Когда ее отстранили от этих дел, она стала нашим верным
другом и советчиком.  Кто из нас в трудную минуту не спешил к
Софье Васильевне "на огонек",  - услышать ее мнение, получить
мудрый совет,  почувствовать ее заботу и внимание.  И  просто
посидеть за дружеским столом, за чашкой горячего чая...
     После выхода на пенсию Софья Васильевна  стала  деятель-
нейшим участником Московской группы "Хельсинки".  Несмотря на
почти  75-летний  возраст  и  многочисленные  болезни,  Софью
Васильевну вызывали на допросы,  проводили у нее обыски,  а в
82 году завели уголовное дело.  Но  даже  ее  гонителям  было
ясно,   что   арест  Софьи  Васильевны  будет  равносилен  ее
убийству. И дело "приостановили", не довели до суда. Только в
88  году,  за год до смерти Софьи Васильевны это дело оконча-
тельно закрыли,  - "за отсутствием состава  преступления".  В
87-89 годах,  тяжело больная,  Софья Васильевна еще выступала
на конференциях с рассказами о правозащитном движении, публи-
ковала статьи в наших изданиях времен гласности.
     ...И я считаю,  что невзгоды,  выпавшие на мою  долю,  с
лихвой вознаграждены многолетней дружбой и близким общением с
Софьей Васильевной,  знакомством и искренней приязнью ко  мне
Андрея  Дмитриевича,  Петра Григорьевича и многих других моих
друзей - правозащитников.
     Среди всего  спектра  диссидентского  движения лично мне
ближе всего было его правозащитное крыло.  Почему? Потому что
правозащитники не делили людей на "своих" и "чужих", заступа-
лись за всех несправедливо преследуемых - вне зависимости  от
их убеждений,  национальности и социального положения.  В том
числе и за тех узников совести,  которые подозрительно и даже

                           - 6 -
враждебно относились к правозащитному движению.
     В чем состояла деятельность диссидентов?  В первые  годы
движения  -  это,  главным образом,  Самиздат и открытые - за
собственными подписями - индивидуальные и коллективные письма
с протестами, - против возврата к сталинским порядкам, против
несправедливых репрессий.  Адресованы они были обычно в  раз-
личные советские и государственные учреждения. Но очень скоро
диссиденты на собственном опыте убедились,  что  отправленные
только  в официальные инстанции,  посланные только в отечест-
венные средства массовой информации, эти письма в лучшем слу-
чае  оставались  без  ответа.  А чаще - не делаясь достоянием
гласности - становились поводом для "проработок" подписантов,
для их увольнения с работы,  исключения из партии и келейного
удушения.
     Обстоятельства отечественной  действительности  вынудили
правозащитников отдавать свои письма  иностранным  корреспон-
дентам  и  обращаться также в зарубежные инстанции.  Когда не
существовало  независимой  прессы  -  это  было  единственным
способом не только сохранить и размножить наши письма и доку-
менты,  но - через "голоса" и "тамиздат" - сделать их извест-
ными  и нашим соотечественникам.  А к ним то мы в первую оче-
редь всегда и обращались, какими бы вынужденно-кружными путя-
ми  ни  шли  порой  наши послания.  С той же целью - добиться
гласности,  привлечь внимание общественности к фактам наруше-
ния прав человека в нашей стране,  - на квартирах видных пра-
возащитников устраивались пресс-конференции  для  иностранных
корреспондентов.
     Одной из особенностей первоначальных  этапов  демократи-
ческого  движения  было  отсутствие в нем какой бы то ни было
организационной структуры.  Было движение, были участвующие в
нем люди,  но не существовало в нем ни членства, ни дисципли-
ны, ни оговоренных обязанностей. Каждый был сам по себе, и не
было среди нас ни начальников, ни подчиненных. Это не значит,
конечно, что в правозащитном движении не было, выражаясь сов-
ременным языком,  неформальных лидеров.  Были.  А со временем
стали возникать и различные правозащитные ассоциации.
     Первой из  них  была "Инициативная Группа по защите прав
человека", созданная в 69 году, праматерь всех наших правоза-
щитных  ассоциаций.  Несколько  лет продолжалась деятельность

                           - 7 -
"Комитета прав человека",  основанного академиком А.Д.Сахаро-
вым,  В.Н.Чалидзе  и А.Н.Твердохлебовым в 70 году.  В 76 году
физиком Ю.Ф.Орловым  была  основана  "Московская  группа  со-
действия  выполнению Хельсинкских соглашений в СССР".  И хотя
сам Ю.Ф.Орлов был в 77 году арестован и осужден к семи  годам
строгих  лагерей  и  пяти - ссылки,  хотя почти все остальные
члены группы в дальнейшем тоже подверглись репрессиям, группа
действовала  вплоть до сентября 82 года.  В документах группы
предавались гласности факты нарушения  прав  человека  в  Со-
ветском Союзе. Эта группа особенно близка мне. В течение ряда
лет я,  не будучи формально ее членом,  участвовал  в  работе
группы,  присутствовал и выступал на проводимых ею пресс-кон-
ференциях, обсуждал предлагаемые документы и часто подписывал
их в числе "поддерживающих". И, наконец, вступил в эту группу
в марте 80 года, за две недели до своего ареста.
     Почти все члены названных мной правозащитных ассоциаций,
также как и члены "Комитета прав верующих", "Рабочей комиссии
по  расследованию использования психиатрии в политических це-
лях",  "Фонда помощи политзаключенным" в  разное  время  были
репрессированы.
     Оглядываясь сегодня назад,  стоит задаться и таким  воп-
росом:  а нужно ли было вообще то, что делали правозащитники?
Не напрасны ли были их устремления,  их борьба,  их -  подчас
нелегкие - жертвы?  "Туда" или "не туда" они звали?  И что, в
конечном счете,  - пользу или вред - принесли они нашей стра-
не? Такие вопросы вполне резонны, но судить об этом - не мне.
Современнику и участнику событий (тем более - борьбы)  трудно
увидеть их со стороны, трудно трезво оценить собственную дея-
тельность.  Только  история  способна  объективно  установить
смысл и значение того или иного общественного течения.
     Но как свидетель я вправе сказать,  что стремились  сде-
лать и делали правозащитники. И сопоставить это с сегодняшним
днем.
     За 10  и за 15 лет до нынешней "перестройки" правозащит-
ники поднимали в своих статьях и документах ряд важных  соци-
альных, экономических и общегосударственных проблем. О чем бы
в последние годы ни писала пресса:
       - о порочности 6-й статьи конституции и предпочтитель-
    ности многопартийной системы;

                           - 8 -
       - о свободе информации и о пагубности цензуры;
       - о  пересмотре Уголовного кодекса и необходимости от-
    мены статей,  позволяющих преследовать людей  за  полити-
    ческие и религиозные убеждения;
       - о крепостнической паспортной системе и о прописке;
       - о "дедовщине" и об альтернативной службе;
       - о признании права на эмиграцию;
       - о репрессивной психиатрии;
- всякий раз окажется, что правозащитники уже ставили открыто
эти проблемы и 10, и 15, и едва ли не 20 лет назад.
     Диссиденты протестовали  против  оккупации Чехословакии,
выступали против Афганской войны.  И хотя их голос был заглу-
шен,  он  все-таки  звучал  во  все  годы застоя.  Это станет
бесспорным как только основные документы правозащитного  дви-
жения будут напечатаны в нашей стране.
     А рожденный диссидентским движением Самиздат, - разве он
ни готовил подспудно нашу страну к открытости и гласности?!
     Через Самиздат целый слой нашего общества за полтора-два
десятилетия до перестройки смог прочесть целую литературу,  -
от Ахматовой и Мандельштама до Гроссмана и Войновича,  от За-
мятина  и  Орвелла до Платонова и Владимова,от Евг.Гинзбург и
Шаламова до Сахарова и Солженицына,  - все то, что до сих пор
взапуски печатают наши журналы.
     Без этой  прививки  свободного  слова  еще  нескоро  бы,
по-моему, началось пробуждение и духовное раскрепощение нашей
Родины.
     Стоит упомянуть  о  нынешнем  положении правозащитников.
Оно парадоксально и двусмысленно.  С одной стороны происходит
демократическое преображение нашей страны, движение ее в сто-
рону правового государства.  Отменена пресловутая 6-я статья.
Упразднена цензура. Пересматривается Уголовный кодекс, из ко-
торого исключена "диссидентская" ст.  190/1 и существенно пе-
реформулирована ст. 70. Не преследуется религия. Принят закон
о эмиграции. Официально признано существование в прошлом зло-
употреблений психиатрией.  Окончена  (и  осуждена!) Афганская
война. А ведь за постановку этих проблем,  за требование этих
свобод, за  протесты против этих злоупотреблений и преступле-
ний судили и сажали правозащитников. Да, сейчас они на свобо-
де. Но практически никто из них до сих пор не реабилитирован.

                           - 9 -
И по строгому смыслу закона правозащитники - идейные предтечи
сегодняшних преобразований  -  всего  лишь отбывшие наказание
(или амнистированные) преступники.
    Реабилитация диссидентов  нужна сегодня не столько им са-
мим, сколько всему нашему обществу.  Потому что пока не будет
публично осуждено  само ГОНЕНИЕ ЗА СЛОВО,  само ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
ЗА УБЕЖДЕНИЯ,  ни наше общество в целом,  ни каждый отдельный
его гражданин  не могут считать себя защищенными от произвола
и беззакония.

     Что из опыта правозащитников хотелось бы  передать  тому
поколению   наших   сограждан,  которые  сегодня  выходят  на
авансцену?  В диссидентском движении участвовали люди различ-
ных  взглядов и устремлений,  несхожие и порой почти ни в чем
не согласные между собой.  И все-таки были, я думаю, по мень-
шей мере три положения, на которых сходились почти все.
     Первое -это открытость. Мы не прятались,не конспирирова-
ли  и,  ясно сознавая опасность и предвидя вероятную расплату
годами и годами  лагерей,  -  вслух  заявляли  свою  позицию,
выступали под собственными именами.
     Второе. Мы исповедовали уважение к  праву  и  законности
еще  тогда,  когда  понятие "правовое государство" официально
считалось у нас пропагандистской буржуазной выдумкой.  Мы  не
только не нарушали законы,  - мы призывали уважать не на сло-
вах,  а на деле Конституцию страны, соблюдать провозглашенные
в ней права и свободы.
     И третий,  быть может самый главный принцип - НЕНАСИЛИЕ.
Нет,  правозащитники не были "непротивленцами".  Напротив, мы
противились злу изо всех сил, боролись с сильнейшим противни-
ком,рискуя всем, - свободой и головой. Но нашим оружием всег-
да оставалось только СЛОВО.
     Вот этот наш принцип нравственного противостояния,  ПРО-
ТИВЛЕНИЯ ЗЛУ НЕНАСИЛИЕМ особенно хотелось бы передать вам.

     Июнь 91г.