Copyright (c) 1995 Olga Linde."Sportexpress"
          (c) 1995 Vladimir de Nis.

                Календарь соревнования в классе Формула 1  1995

 26 марта. Гран-При Бразилии           30 июля.  Гран-При Германии
 Интерлагос                            Хоккенхайм
 Длина круга 4 км 325 м, 71 круг       Длина круга 6 км 815 м, 45 кругов
 Прошлогодний победитель:              Прошлогодний победитель:
 Михаэль Шумахер (Benetton-Ford)       Герхард Бергер (Ferrari)

 9 апреля. Гран-При Аргентины          27 августа. Гран-При Бельгии
 Буэнос-Айрес                          Спа-Франкоршамп
 Длина круга 4 км 259 м, 72 круга      Длина круга 6 км 974 м, 44 круга
 Гонка на этой трассе                  Прошлогодний победитель:
 не проводилась с 1981 года            Дэймон Хилл (Williams-Renault)
 Последний победитель
 Нельсон Пике (Brabham-Ford)

 30 апреля. Гран-При Сан-Марино        10 сентября. Гран-При Италии
 Имола(Италия)                         Монца
 Длина круга 4 км 895 м, 63 круга      Длина круга 5 км 802 м, 53 круга
 Прошлогодний победитель:              Прошлогодний победитель:
 Михаэль Шумахер (Benetton-Ford)       Дэймон Хилл (Williams-Renault)

 14 мая.   Гран-При Испании            24 сентября. Гран-При Португалии
 Барселона                             Эшторил
 Длина круга 4 км 727 м, 65 кругов     Длина круга 4 км 360 м, 71 круг
 Прошлогодний победитель:              Прошлогодний победитель:
 Дэймон Хилл (Williams-Renault)        Дэймон Хилл (Williams-Renault)

 28 мая.   Гран-При Монако            1 октября. Гран-При Европы
 Монте-Карло                          юрнбургринг (Германия)
 Длина круга 3 км 328 м, 78 кругов    Длина круга 4 км 542 м, 68 кругов
 Прошлогодний победитель:             Гонки не проводились с 1985
 Михаэль Шумахер (Benetton-Ford)      Последний победитель:
                                      Микеле Альборето (Ferrari)
 11 июня.  Гран-При Канады            22 октября. Гран-При Пасифик
 Монреаль                             Танака(Япония)
 Длина круга 4 км 430 м, 69 кругов    Длина круга 3 км 703 м, 83 круга
 Прошлогодний победитель:             Прошлогодний победитель:
 Михаэль Шумахер (Benetton-Ford)      Михаэль Шумахер (Benetton-Ford)

 2 июля.   Гран-При Франции           29 октября. Гран-При Япония
 Маньи-Кур                            Судзука
 Длина круга 4 км 250 м, 72 круга     Длина круга 5 км 684 м, 53 круга
 Прошлогодний победитель:             Прошлогодний победитель:
 Михаэль Шумахер (Benetton-Ford)      Дэймон Хилл (Williams-Renault)

 16 июля.  Гран-При Великобритании    10 ноября. Гран-При Австралии
 Сильверстоун                         Аделаида
 Длина круга 5 км 057 м, 61 круг      Длина круга 3 км 780 м, 81 круг
 Прошлогодний победитель:             Прошлогодний победитель:
 Дэймон Хилл (Williams-Renault)       Найджел Мэнселл (Williams-Renault)



      Первый этап - "Гран-при Бразилии": ЧЕМПИОНАТ СТАРТУЕТ СО СКАНДАЛОМ

     Если есть  на этом свете биографы Михаэля Шумахера , то минувший бразиль-
ский уик-энд дал богатую пищу их перу и воображению . Итак , краткие  "Хроники
Михаэля".
     24 марта.  Пятница.  Вилли Вебер,  менеджер чемпиона мира, поведал миру о
потоке писем с угрозами в адрес его подопечного, которые приносит почта в офис
Вебера в Штуттгарте : " Они все - из Бразилии . Местная пресса потрудилась  на
славу , изобразив Шумахера виновиком трагедии в Имоле , случившейся с Айртоном
Сенной. Некоторые издания пишут открытым текстом:  "Шумахер загнал  Айртона  в
смерть!" Для того чтобы обеспечить лидеру "Бенеттона" сносные условия для про-
живания в отеле "Трансамерика" в Сан-Паулу,  а также его безопасность, сам Ве-
бер организовал круглосуточный надзор за апартаментами Шумахера, позаботился о
том, чтобы на трассу и с трассы его доставляли только вертолётом, и никак ина-
че, а также вынудил оргкомитет расставить по периметру "Интерлагоса" без мало-
го 1200 военных полицейских.
     24 марта же. Снова пятница. 13.36 по местному времени. "Бенеттон" Михаэля
Шумахера, потеряв управление на выходе из поворота  "Феррадура",  на  скорости
220 км/ч  с апекса уходит в отбойник,  который к счастью обложен отработанными
покрышками. Развернувшись, машина ударяется о заграждение задом. Гонщик невре-
дим . Из официального коммюнике команды становится ясно , что причина аварии -
повреждение колонки  рулевого  управления. Второго пилота "Бенеттона" , Джонни
Херберта, напуганная команда на трассу так и не выпустит.
     25 марта.  Суббота.  10.37 по местному времени. На выходе из поворота "Ду
Сол" в момент торможения машина Шумахера попадает на кочку,  вылетает с трассы
и несколько  сотен  метров несётся по зоне безопасности,  срывая на ходу "усы"
передних спойлеров. Михаэлю удалось удержать "Бенеттон" в повиновении, вернуть
его на трассу и в бритом виде добратся до боксов.
     25 марта. Суббота. 13.00 - 14.00 по  местному  времени , Михаэль  Шумахер
предпринимает усилия для того, чтобы потеснить с занятой по итогам пятницы по-
ул-позишн своего прошлогоднего визави Дэмона Хилла.  Немец  показывает  лучшее
время (второе  у  напарника Хилла по "Уильямс-Рено" Дэвида Култхарда),  но его
недостаточно для завоевани седьмого поула в карьере.  Между прочим вопреки то-
му, к чему он приучил нас в прошлом году,  Шумахер закончил субботнюю квалифи-
кацию не со взмахом клетчатого флага,  а минут за семь до  него.  "Феррари"  в
субботу потеряла  места,  занятые по итогам пятницы (2-е для Бергера и 4-е для
Алези), но ни Герхард ни Жан обескураженными не выглядели. "Пожалуй мы сделали
максимум того, что было возможно в данных условиях,- сказал Бергер. - Мы поте-
ряли много времени зимой и сейчас только-только навёрстываем.  И я уверен, что
машина будет настолько быстра, насколько нам с Жаном этого хочется".
     Короче говоря в субботу в Сан-Паулу не было улыбок , наверное лишь в бок-
сах "Джордана".  16-е  место  на  стартовом поле для "прямого наследника славы
Айртона Сенны , новой надежды Бразилии" Рубенса Баррикелло было прямой насмеш-
кой: горевший  по прошлогодней привычке "Пежо" лишил Рубиньо необходимого при-
сутствия духа,  а ведь первый пилот Эдди Джордана предстал миру в шлеме нового
дизайна, принадлежащего персонально Рубенсу! Те места, которые на старом шлеме
молодого бразильца были красного цвета,  теперь сияли  легендарным  сенновским
трёхцветьем: желтый  фон - и две полосы,  синяя и зелёная.  "Это - дань памяти
Айртона",- сказал Рубенс.  Хилая какая-то дань получилась (особенно если забе-
жать вперёд - и посмотреть,  где закончил Рубенс сам "Гран-при"). Не по Сеньке
шапка! Ой, простите, не по Рубиньо...
     26 марта.  Воскресенье.  14.00 по местному времени.  Со стартовых колодок
Хилл и Шумахер сорвались практически одновременно,  метров через сто, сблизив-
шись, шли  колесо  в  колесо,  а  на  входе  в первый поворот англичанин немца
всё-таки пропустил:  то ли "крутизны" не хватило благовоспитанному Дэмону,  то
ли он справедливо решил, что, коли упрётся, они непременно столкнутся. Короче,
в гонку лидеры ушли в таком порядке:  Шумахер,  Хилл,  Култхард, Хаккинен (!),
Бергер, Алези, Херберт (?..). Почти немедленно, и довольно агрессивно - вице-
чемпион мира попытался атаковать позиции чемпиона,  но атака была  неподготов-
ленной, а потому и закончилась ничем. Следующая - и точно такая же последовала
на на 6-м круге. Снова "Уильямс" резко попытался войти в поворот внутри траек-
тории "Бенеттона":  Шумахер, угрожающе качнув в сторону Хилла вздёрнутым носом
своего  болида , дал понять - сейчас "хлопнет дверью".  Дэмон понял - и  начал
тормозить. И  тут  его захотел пройти - ктобы вы думали?  - конечно коллега по
команде Дэвид Култхард!  Как англичанин сумел,  увернувшись  от  непродуманной
атаки шотландца,  ещё и не пропустить его вперёд себя,  уму непостижимо! Хоро-
шенькая парочка подобралась в конюшне Фрэнка Уильямса...
     После этой гусарской эскапады Култхард начал отставать. Потом сказал, что
что-то не ладилось с электроникой.  А сюжет гонки развивался прямо по  прошло-
годнему сценарию:  Шумахер впереди, следом Хилл. Правда, просвет между ними не
увеличивался: они были привязаны друг к другу,  словно на резиночке,  по  ходу
дела обмениваясь рекордами круга.  А позади лидеров дуэт "Феррари" разыгрывали
первенство двора:  едут-едут тихо-мирно друг за другом,  потом р-раз!  - атака
Жана,точно дозированная (не дай Бог, обгоню!), снова тишь да гладь - и очередь
Бергера атаковать (точно так же - только  намёком).  Понятно,  почему  Уильямс
Тодту завидует...
     А вот кто обращал на себя внимание из свиты,  так  это  Сало  (потрясающе
обидно -  он  развальсировался как раз в тот момент,  когда шёл третьим!) и...
Диниц: отпрыск одного из самых богатых семейств Бразилии, уступая дорогу лиде-
рам, иногда просто останавливался, но его можно понять - после того, как сошёл
неплохо ехавший Морено, перед Педро стояла задача непременно финишировать.
     Короче, пришло время пит-стопов, после которых... Хилл стал лидером, и от
лидерства своего отказываться не намеревался!  Но - увы - в начале 31-го круга
выпал из гонки.
     - Проблемы с коробкой передач у меня начались ещё за полкруга до этого, -
сказал Хилл.  - Сначала я потерял вторую передачу, потом - как раз на спуске -
выпала третья. В тот момент, когда всё случилось, я был на радиосвязи с бокса-
ми... Всё шло так прекрасно,  я чувствовал себя совершенно комфортно! Я очень,
очень расстроен.
     Интересно, что чувствовал Хилл пятью часами позже?
     С этого момента Шумахеру по-настоящему никто не угрожал, он расставался с
лидерством лишь на короткое время после пит-стопов,  которые...  Которые лично
мне внушали ужас.  Порой казалось,  что я перепутала трансляцию и смотрела  не
"Формулу", а ИНДИКАР:  Алези - 12,2,  Херберт - 16,6, Хаккинен - 18,6, Бергера
вообще уронили с ручного домкрата,  он заглох... Только с Шумахером "Бенеттон"
обходился по-чемпионски: 7,6, 7,3!
     В общем он выиграл.
     - Победить - это фантастика. После  всего, что случилось, я был бы  рад и
второму, и  даже третьему  месту. Мне  кажется, наше  сотрудничество с  "Рено"
начинается блестяще!
     Финишировавший же третьим Бергер вёл себя немножко странно:  "Слушайте, я
какой всё-таки - первый или третий?  Кого ни спрошу - все мне по-разному отве-
чают!"
     26  марта.  Воскресенье.  21.00  по  местному  времени. Стала ясна причиа
веселья  Бергера.  Технический  делегат  FIA  Чарли Уиттинг обьявил, что после
технического   осмотра   машин   оба    победителя,   Шумахер   и    Култхард,
дисквалифицированы за использование топлива "Эльф" с запрещёнными  присадками.
Оказалось, что  о нелегальности  горючего обе  команды были  предупреждены ещё
утром  и  оштрафованы   на  30  000   долларов  каждая  за   использование  не
соответсвующего регламенту бензина в тренировках и квалификациях. Обе  команды
почти немедленно  подали протест  и теперь  надеются, что  FIA отменит своё же
решение.  Остальная  часть  пит-лайн  прореагировала  на  конфуз "клана "Рено"
спокойно. Говорят, что инициаторами проверок были Рон Деннис и Жан Тодт, кото-
рых не  раз  видели беседующими где-нибудь в укромном уголке "Интерлагоса".  А
Бергер, объявленный победителем, сказал: "Я доволен. Почему, если какие-то ма-
шины не соответствуют регламенту,  на это нужно закрывать глаза? Все были при-
мерно равны на трассе,  кроме тех,  кто экипирован "Рено".  Они были словно из
другого мира. Может и в самом деле виновато топливо..."
     ...Да, вы не забыли,  как охраняли в Шумахера в Бразилии?  А  вот  другой
гость Сан-Паулу  чувствовал  себя там как дома.  Ален Прост следующие после 21
марта, дня рождения своего вечного соперника Айртона Сенны,  48 часов провёл в
поместье Айртона,  Ангра душ Рейш.  После чего рассказал журналистам, что пока
не отказался от идеи завести собственную команду: "Это будет моя последняя по-
пытка. Если провалится и она,  другой не быдет.  Но... Если у нас начнёт полу-
чатся что-то серьёзное, всё быдет держатся в строжайшем секрете."
     Всё-таки их обоих, Алена и Айртона, очень не хватает "Формуле-1". Без них
она превращается в какой-то странный цирк,  где сюжет развивается  по  прихоти
власть имущих.
                                                           ОЛЬГА ЛИНДЕ

Второй этап - "Гран-при Аргентины": ДЭМОН ХИЛЛ - ПОБЕДИТЕЛЬ, ЗА НИМ - АЛЕЗИ И
ШУМАХЕР
     Прав, безусловно прав был Александр Сергеевич Грибоедов, когда утверждал,
что горе в этой жизни от ума.  К примеру, принц Датский Гамлет - умный был му-
жик,  а чем кончил? Я бессмертного героя Шекспира не раз помянула, наблюдая за
ходом событий в нынешний проливной аргентинский уик-энд. Главная мысль, что не
покидала моей головы,  была - "Есть многое на свете, друг Горацио, что неподв-
ластно нашим мудрецам"...  И в самом деле - куда,  скажите, улетучилось косми-
ческое преимущество "Уильямсов" и "Бенеттона",  выросшее,  если помните, двумя
неделями  раньше на "Гран-при Бразилии" в почти двухкруговое опережение сопер-
ников из "Феррари"? Официальные лица из "Эльф", нахмурив бровки, всерьёз убеж-
дали всех присутствующих,  что топливо в баках лидеров то же, что и две недели
назад,  то есть "проштрафившееся",  но вот ни "Уильямс",  ни "Бенеттон"  нынче
пришельцами  с другой планеты не выглядели.  Напротив,  местами,  например обе
"Феррари"были так хороши, что их сине-бело-голубых соперников и видно не было.
Конечно,  сказать можно всё, что угоднно, собачка лает, ветер носит... Ой, это
куда-то меня не туда повело,  как бы извинятся  не  пришлось,  как  президенту
"Феррари"  Луке  де  Монтеземолло и спортивному директору скудерии Жану Тодту,
через прессу расшаркивавшимися перед Мишелем Бонне из "Эльф":  мол и в  мыслях
не было обвинить почтенных поставщиков топлива в нечестной игре,  что вы,  что
вы! Играйте, мол и дальше: "Феррари" пока в лидерах и чемпионата и Кубка конс-
трукторов. Правда, лидерство это может 13 апреля кончится (на этот срок назна-
чено рассмотрение аппеляции,  поданной "Эльф",  "Бенеттоном" и "Уильямсом"  на
последовавшую после  "Гран-при Бразили" дисквалификацию Михаэля Шумахера и Дэ-
вида Култхарда),  если "Эльф",  как убеждает всех,  процесс выиграет.  Да  вот
что-то не припомнится мне подобных прецедентов в истории - чтобы FIA собствен-
ное решенье отменила.  Впрочем,  всё когда-нибудь на этом свете  происходит  в
первый раз. Мысль не нова , но тоже приходила в голову не однажды . Например ,
когда на 11-м круге нынешнего "Гран-при Аргентины" Дэмон Хилл ювелирно  испол-
ненной атакой  прошёл  Михаэля Шумахера.  Это ведь историческое событие - весь
прошлый год два главных героя минувшего триллера провели, так ни разу - ни ра-
зу! - не обогнав друг друга в гонке ( не считая момента старта). И вот - свер-
шилось! Ей-богу,  пустячок,  а приятно: оказывается, нынешние лидеры не только
по прямой рулить умеют.
     Но это я вперёд забежала.  Надо вернуться - к квалификационным  событиям,
предвосхитившим уик-энд.  В пятницу перва отборочная сессия вместо положенного
по регламенту часа длилась без десяти  минут  два:  лил  ливень,  дорога  была
скользкая, как намыленная, а потому народ летал в гравийные полосы и скопом, и
поодиночке. Опасных аварий не было,  ибо тут нужно очень захотеть, чтобы доле-
теть до отбойников,  но первый красный флаг вывесили,  когда друг за другом по
лужам на травку отправились Хилл и Сузуки.  Это случилось,  едва минули первые
шесть минут заездов.  Долго-долго ( полчаса - я засекала) по трассе ходили му-
жички с веничками и метёлками,  разгребая лужи,  потом не спеша поездила "Рено
Клио" в  роли сэйфети-кар , потом наконец-то по пит-лайн, жалостиво улыбаясь ,
прошёлся туда-сюда Роланд Брюинсеред, директор "Гран-при", и выпустил-таки ма-
шины из-под  ареста.  До  конца оставалась 21 минута - и тут прервались ещё на
полчаса - это когда поперёк дороги беспомощно замер Таки Инуе,  а в него  чуть
не врезался  Морбиделли.  За эту квалификацию я бы аргентинской публике медаль
выписала - так стоически довольно многочисленные зрители воспринимали происхо-
дящее, размахивая  на дожде флагами с надписью "Айртон Сенна - навсегда".  Вот
ведь - живого Сенну Аргентина ни разу воочию не видела (не выступал он на этой
трассе), а любит его, а не Хилла с Шумахером. Но это к слову.
     Когда за 14 минут до конца пятничной сессии дождь утих, на трассе образо-
валась куча-мала (нет-нет, никто ни с кем не сталкивался) - на подсыхающую до-
рогу вылетели все.  И в этой кутерьме предварительный поул занял Култхард:  на
его быстрейший круг соперники просто не успели ответить. Юноша сиял, ибо мете-
ослужба  улучшения погоды назавтра не обещала. Но ... Утром  дождя не было - и
статус-кво восстановил  Шумахер,  по итогам пятницы финишировавший аж 9-м!  Он
был быстрее всех ровно до... обеда , когда снова пошёл дождь. Унылая картина :
полчаса из отведённого  часа - а на трассе хоть бы одна живая душа, кроме стю-
ардов и комиссаров. Потом - одинокий отважный Шиатарелла нырнул поплавать, ещё
минут через 15 о японских своих привычках вспомнил Френтцен, которому нынче по
контракту нырять запрещено.  Но тут выхода другого не было.  И лишь за 8 минут
до клетчатого флага на дорогу таки вырулили ВСЕ.  Как декабристы когда-то раз-
будили Герцена, так элиту от дождевой спячки разбыдил Хилл, в несусветную мок-
редь отобравший поул у Култхарда (1.54,529). И понеслось. В эти минуты никакой
тактики, и никакой стратегии на трассе не было - был хаос. Поул в этих услови-
ях мог выбрать своим хозяином кого угодно, но выбрал Култхарда.
     - В один момент я по радио услышал, что Дэмон идёт быстрее, подумал:"Гос-
поди, дай мне свободный круг!" И я его получил,- признался молодой хладнокров-
ный шотландец.  Поул всего в десятой гонке за карьеру - впечатляет.  Таким вот
образом первый  после  14-летнего перерыва аргентинский "Гран-при" возглавил -
впервые с 5 августа 1973 года - шотландец: в тот день на Нюрбургринге на поул-
позишн -  в последний раз в карьере - стоял легендарный Джекки Стюарт.  Спустя
без малого 22 года его на этом посту сменил его протеже.
     О качестве трассы-новичка гонщики отзывались вполне пристойно, назвав её,
правда, аналогом Монте-Карло, только без стен.
     - Было бы совсем неплохо,  если бы завтра не было дождя, - сказал Хилл. -
Эта трасса и в сухом виде может доставить массу хлопот и сделать гонку в  выс-
шей степени занимательной.Обгонять сдесь почти негде, победу - или поражение -
нам придётся добывать на пит-лайн.
     Кому, как не Хиллу,  в данном случае виднее.  И я приготовилась наблюдать
очередное переиздание навязшей на зубах интриги  под  названием  "кто  обгонит
"Бенеттон" на пит-стопе".  К счастью, Хилл ошибся! И это была его единственная
ошибка за уик-энд.
     ...Старт выиграл Култхард.  Хаккинен, напомнив, насколько он опасный тип,
оставил Шумахера зевать на 4-м месте. Блестяще ущёл в гонку Френтцен, хорошо -
Сало, неудовлетворительно - "Феррари".  Они-то и стали инициаторами коллизии в
первом повороте:  оказавшись притёртыми друг к другу, Бергер (снаружи) и Алези
замешкались, пытаясь не ударить один другого,  и в этот момент совершенно без-
думно обоих их подрезал невесть откуда взявшийся тут Ирвин. Жана завертело - и
он остался на траве,  провожая взглядом уезжавший караван. В сутолоке оторвали
деталь "оперения" у "Лижье" Паниса (он составил компанию Алези),  и  эта  зап-
часть от  души дала по загривку Мике Сало,  а потом караван остановили красным
флагом, когда поперёк дороги замер Баррикелло,  в которого врезал Бадоер. Пов-
торный старт.
     - Я был в отчаянии, - сказал позже Алези. - Но когда увидел красный флаг,
понял - это Бог даёт знать, что он со мной.
     Бог - не Бог,  но Жану и в самом деле повезло: он успел заменить машину к
повторному старту,  который дали спустя 15 минут, и в итоге совершил-таки гон-
ку, которой может гордиться,  потому что он был, наверное, единственным реаль-
ным соперником Хилла в этот день 9 апреля.
     Короче, второй старт - и...  Нет, нужно ввести какой-нибудь предупреждаю-
щий знак типа "не влезай,  убьёт" для тех,  кто забыл, как водит машину Ирвин.
На этот раз его жертвой пал Мика Хаккинен:  передним спойлером, как ножом, ир-
ландец срезал резину с левого заднего колеса финна - и первый "Макларен" успо-
коился. Ирвину отлились-таки Микины слёзки,  когда,  проторчав Бог весть знает
сколько времени  в боксах во время смены спойлера,  он проиграл сразу круг,  а
потом и вовсе с гонки сошёл.
     Впереди же  события развивались так,  что душа радовалась.  Култхард ехал
без проблем,  следом же Хилл проводил пробы на прочность,  выжидая момента для
атаки Шумахера.  Сегодня он никуда, как две недели назад, не спешил, а выбирал
точку решающего рандеву спокойно и уверенно. И выбрал: Шумахер ошибся при вхо-
де в довольно быстрый поворот,  зашёл очень широко,  и Хилл прошёл его, как по
писаному! В этот момент они оба были уже впереди Култхарда: на пятом круге его
мотор неожиданно заглох, но упрямый шотландец сумел его запустить и продержал-
ся в гонке ещё 12 кругов,  на одном из которых отвесил милую пощёчину чемпиону
мира. Это было в тот момент, когда Шумахер и Култхард на прямой пытались прой-
ти надоевшую круговую "Минарди",  и шотландец почти слип-стримом обставил нем-
ца! Как-то неуютно мне стало - очень не хотелось оказаться на месте Михаэля...
     А ещё спустя пару кругов мотор,  намекнувший Дэвиду, что ему плохо, отдал
концы, и  вожможный  триумфатор отправился давать интервью,  оставив на трассе
расклад, сохранившийся почти до финиша.
     Был, правда, ещё момент, когда лидер, Алези, и шедший вторым Хилл пощеко-
тали нервишки зрителям,  но это всё-таки настоящей схваткой не было: Хилл спо-
койно дождался, пока француз не заедет менять резину, а уж после этого уступил
бразды правления лишь разок, когда сам заехал "пополдничать" на пит-лайн.
     - Всё выглядит так, словно нас ждёт любопытный год,- философствовал побе-
дитель после финиша.- "Феррари",  похоже, способна стать весьма неприятной со-
седкой на трассе.  Я же сегодня развенчал, мне кажется, сразу несколько мифов.
Знаю, многие говорили за моей спиной, что, выигрывая гонки, я ни разу не обго-
нял Шумахера. Но сенодня я сделал это! Я задал ему хорошую трёпку, это был для
него удар. Я доволен. Быть может, сегодня была самая приятная для меня победа.
                                                           Ольга ЛИНДЕ

  Третий этап "Гран-при Сан-Марино": DAMON WIN FOR AYRTON!

     "Мы все теперь живём с памятью об Айртоне.  Мы все - и я, и все остальные
люди в "Формуле-1", и, конечно, команды, особенно "Макларен". Айртон занимал в
нашем мире совершенно особенное место,  место,  которое никто больше не сможет
занять. Заменить его невозможно.  И этот уик-энд мы посвяшаем тебе, Айртон..."
Это в пятницу сказал Фрэнк Уильямс. Простыми словами выразил то, о чём думал в
эти дни и часы каждый из присутствовавших на автодроме имени Энцо и Дино  Фер-
рари в  Имоле.  Организаторы  не  планировали никаких официальных мемориальных
процедур во время гонки, но они то и дело возникали - сами собой.
     Воскресенье, 15  минут  до  гонки.  Автомобили уже выстроились на старте.
Сквозь плотную толпу,  забившую прямую,  к какой-то одной,  только им  видимой
точке, с  разных  сторон пробиваются парни в разноцветных комбинезонах:  Дэмон
Хилл, Михаэль Шумахер,  Пьерлуиджи Мартини, Жан Алези, Хайнц-Харальд Френтцен,
Герхард Бергер,  Йос Ферстаппен,  Агури Сузуки и Оливье Панис,  Мика Хаккинен,
Найджел Мэнселл...  Изо всех сил пытаясь не обращать  внимания  на  совершенно
очумевших фотографов, встали в круг, сдвинув плечи, - и стояли так долго. Мол-
ча. Опустив вниз глаза.  А потом так же - молча - разошлись каждый к своей ма-
шине. И  лишь Бергер догнал Алези,  обнял за плечи,  - тот ответил на братский
жест своего партнёра, и ферраристы прошли вот так, обнявшись, под перекрёстным
огнём фотокамер несколько шагов.  А Хилл, обернувшись, долго смотрел в ту сто-
рону, где фаны "Феррари" в окружении флагов с вздыбленным чёрным жеребцом  вы-
весили лозунг: DAMON WIN FOR AYRTON...
     ... Пятничная квалификация носила весьма  напряжённый  характер.  Похоже,
что квинтет  действующих  лиц  сезона-95 уже определился:  это Хилл,  Шумахер,
Култхард, Бергер и Алези.  Так вот, из пяти этих фамилий на поуле в пятницу не
значилась лишь первая:  наилучшее, что удалось Дэмону в этот день, это времен-
ное второе  место  следом  за своим молодым партнёром.  Подобное напряжение не
может сохраняться слишком долго,  а потому было предчувствие,  что  в  субботу
ничто не переменится. Предчувствие не обмануло - так и вышло, хотя ещё накану-
не кое-кто имел на сей счёт иное мнение.  На Култхарда,  к примеру, быстрейший
круг Шумахера  не произвёл никакого впечатления:  "Если это,  как вы говорите,
классический поул в исполнении Шумахера, то завтра, уверен, мы побьём его".
     Бергер в  ответ  на вопрос - реально ли увидеть хотя бы одну "Феррари" на
первой линии?- усмехнулся:  "Одну? А почему не обе?" Его партнёр Алези, обычно
во всём согласный с Герхардом,  посетовал на то,  что так и не сумел совершить
ни одного летучего круга без помех со стороны тихоходных или просто невежливых
коллег, добавил: "Уверен, что в воскресенье буду участвовать в борьбе за побе-
ду, даже если не удастся быть быстрейшим в квалификации". А Герхард, задумчиво
посмотрев ему вслед,  произнёс: "Эта гонка в Имоле была бы классным местом для
первой победы Жана..."
     Суббота же началась с сенсации: угнали "Феррари" ,  да не одну ,  а сразу
обе! У Бергера и Алези с разницей в пару минут угнали их дорожные  автомобили:
"тестароссу" австрийца - от стоянки возле отеля, а "355-ую" Алези - из гаража.
Ферраристы восприняли драгоценную  утрату (а каждая "тачка" оценивается в 150-
200 тысяч долларов) философски. "Лично меня устраивает тот факт, что не я один
- пострадавший",- сказал Герхард.  Жан с ним согласился,  заметив, правда, что
лучше бы всё-таки одну на двоих оставили: "А то пешком от автодрома до гостин-
ницы далековато..."
     Вторая, квалификационная,  половина дня в субботу прошла скучно.  Асфальт
не просох после ливня,  изрядно потеплело,  а потому стало ясно, что вчерашнее
время улучшить  не удастся.  Среди топ-пилотов самого себя сумел обогнать лишь
Хилл - на 0,25,  но это не улучшило ни его положения на старте, ни настроения:
"У меня лучшая машина,  я был сегодня самым быстрым на трассе,  но - увы...4-е
место на старте, но это уж моя проблема".
     А "Феррари"...  Закралось подозрение: а не напутали ли полицейские - и не
призовые ли болиды "сладкой парочки" свиснули злоумышленники со стоянки у оте-
ля? Потому как и через 45 минут ни Алези, ни Бергера на трассе не было. Но вот
они возникли на экранах мониторов: сидят себе оба на солнышке, прислонясь друг
к другу,  и хохочут над чем-то, что рассказывает Герхард. Первым о том, что не
худо бы и порулить чуть-чуть, вспомнил Жан. Бергер же появился на трассе ровно
за три минуты до конца сеанса:  "Я видел, что трек медленный и что моя позиция
в безопасности. Это здорово, что "Феррари" так близка к "Бенеттону" и "Уильям-
сам". Завтра мы будем участвовать в драке!"
     Воскресенье началось с дождя. Ливень хлынул в тот момент, когда первый из
автомобилей - "Макларен" Хаккинена - вырулил с пит-лайн на прогревочную утрен-
нюю тренировку.  Неофициальными чемпионами по количеству улётов с трассы стали
сразу трое:  Хилл, Шумахер и Култхард. Они вылетали четырежды! В розыграше по-
чётного "Титула" не участвовали лишь оба "Макларена" и обе "Феррари".
     К старту  "Гран-при"  небеса  утихомирились.  Хотя дилемма - какую резину
обувать, слик (с небес не капает) или протектор,- осталась. "Босоножки" "кало-
шам" предпочли двое - Морбиделли и Баррикелло,  после прошлого днего дождевого
бельгийского поула,  видимо посчитавший, что человек дождя в нынешнем пелотоне
- он.
     Старт, естественно, выиграл Шумахер. Но Бергера с заднего антикрыла никак
не мог.  Морбиделли на слике выдержал всего круг, Бергер на протекторе - пять:
он первым из топ-пилотов переобулся (вторым был Алези) и тут же отобрал у  Шу-
махера быстрейшее время на круге. Комментаторы "Евроспорта" немедленно подсчи-
тали,  что на данный момент австриец проходит круг примерно на  3.5-4  секунды
быстрее немца. Эту информацию, видимо передали Шумахеру по бортовому радио - и
он, очертя голову, рванул на пит-стоп. Так поспешно, что не успел предупредить
команду.  Велико же было изумление механиков "Бенеттона", готовившихся принять
в боксах Херберта,когда на въезде на пит-лайн они увидели болид своего лидера!
Херберту, уже тормозившему в зоне дозаправки, отчаянно замахали руками - Джон-
ни, видимо понял и убрался с пит-стопа несолоно хлебавши,  освободив въезд для
Шумахера. (Одновременно  с  ним переобувался и дозаправлялся Хилл.) Вернувшись
на трассу,  Шумахер ринулся в погоню за тенью Бергера - и...финишировал ешё до
исхода полного круга в "Питарелле". Он явно поспешил с переобуванием, ведь не-
вооружённым глазом было видно, что и на протекторе на сырой дороге он справля-
ется с "Бенеттоном" не слишком уверенно.
     Рановато, конечно, покинул чемпион мира гонку, но и без него она не утра-
тила свое остроты. Мне показалось, что мой организм израсходовал годовой запас
адреналина ! Аховую схватку за 2-е место затеяли Алези и Култхард , а круговые
просто-напросто сошли с ума, ни в какую не желая уступать дорогу лидерам. Осо-
бенно в этом усердствовали "Минарди":  они не то троились, не то четверились в
глазах - казалось, на каждом метре дистанции - своя "Минарди"! Кроме "Минарди"
неприятности лидеру, Хиллу, доставлял и партнёр по команде: на свободной доро-
ге Дэвид  от  Дэмона отставал,  но,  как только у Хилла возникали разногласия,
скажем с Катаямой или Гашо,  был тут как тут. Похоже, это его фамильная черта:
атаковать, когда внимание старшего отвлечено на кого-либо ешё.
     Да и его схватка с Алези была не из  приятных.  Под  прессингом  опытного
француза молодой шотландец ошибался, явно проигрывая, пару раз Алези чудом ус-
певал уйти от столкновения!  Не знаю, чем бы в итоге всё кончилось, если бы не
штраф шотландцу. После гонки Алези спросили, что он думает по поводу фантасти-
ческой дуэли с Култхардом.
     - Фантастической ? - приподнял  бровь Жан. - я так не чувствую . Это было
трудно и неприятно.  У меня большой опыт в "Ф-1", я сражался со многими людьми
, но более грубого гонщика, чем Култхард, ещё не встречал. В один момент (пос-
ле того, как ему показали табло со штрафом "стоп-энд-гоу", что значит - в бок-
сах он  должен остановиться на 10 секунд.- прим.О.Л.) он сильно толкнул меня в
левое переднее колесо,  удар чуть не вырвал руль из моих рук. Мне повезло, что
я сумел удержать его,  и остаться на трассе. Я понимаю - он защищал свою пози-
цию, но это плохо, когда знаешь: соперник сознательно пытается выкинуть тебя.
     После гонки  Жан  имел долгую беседу тет-а-тет с Дэвидом,  подробности её
оба коментировать отказались. У "стариков" лопнуло терпение - и они взялись за
воспитание? На мысль об этом навёл ещё один разговор, состоявшийся во внутрен-
нем дворике отеля вечером в субботу,  между Бергером и Шумахером. Вы ведь пом-
ните о словесной полемике, развязанной в прессе с подачи немца? Когда Герхарда
спросили, как он встретит оппонента в паддоках,  он  ответил:  "Мы  поговорим.
Обязательно." Слово сдержал. Разговор был долгий, в достаточной степени друже-
любный, после чего Михаэль сказал, что углы сглажены, и тема закрыта.
     Но это я отвлеклась. Хилл лидировал с 22-го круга до финиша спокойно, да-
же с двумя пит-стопами с дозаправкой. "Феррари" тоже чувствовали себя довольно
комфортно, исключая лишь неприятность со сцеплением на втором пит-стопе,  слу-
чившуюся у Бергера. "То, что барахлит сцепленние, я понял ещё утром и изо всех
сил уговаривал себя быть поосторожнее в боксах,- сказал Герхард.- Но мотор всё
же заглох.  Неприятно,  ведь я был на первой позиции и намеревался её защищать
до последнего.  Думаю, правда, что для команды мы сделали всё вожможное и наши
фаны не должны остаться разочароваными мною и Жаном".
     Конечно, они  не  были разочарованы - особенно если вспомнить,  что после
финиша к подиуму рванула,  кажется,  вся Имола и никакой полицейский кордон не
справился бы с этой толпой.
     - Мы возвращались в Имолу со страшной памятью,- сказал Хилл.- Мучали дур-
ные предчувствия, которые сейчас отпустили. Думаю, Айртону понравилась бы гон-
ка, которую мы создали сегодня,  он был бы доволен,  что у каждого из нас  был
сегодня большой день. Мы должны доказать, что гонки "Гран-при" здоровы! Я хочу
сказать громадное спосибо фанам "Феррари" за ту атмосферу, которую они создали
, и за поддержку, которую мы сегодня ощущали.
                                                           Ольга ЛИНДЕ

  Четвёртый этап - "Гран-при Испании":  ПЕРВЫЙ ДУБЛЬ ДЛЯ "БЕНЕТТОНА" -  Джонни
ХЕРБЕРТ ВОШЁЛ В ИСТОРИЮ!

     Если бы прогноз на исход четвёртого этапа 46-го чемпионата мира нужно бы-
ло сделать только по итогам пятничной квалификации, то, ручаюсь, не угадала бы
даже хвалёная болгарка Ванга. Феномен "Бенеттона", похоже, продолжает действо-
вать: менее чем за сутки, а по сути всего за ночь автомобиль чемпиона мира Ми-
хаэля Шумахера достиг прогресса,  по мнению популярного комментатора программы
Eurosport Джона Уотсона,  "необъяснимого и удивительного",- если в пятницу Ми-
хаэль  проигрывал  обладателю  предварительного поула  Жану Алези на "Феррари"
0.431, то  в  субботу легко выиграл ровно 0.6.  Секунда прибавки в скорости за
ночь - уж не старик ли Хоттабыч побывал в боксах "Бенеттона"?
     Как бы то ни было,  воскреснюю победу - 12-ю в карьереи 2-ю в сезоне-95 -
Шумми одержал так,  как умеет и любит:  первым стартовав с поул-позишн, ушёл в
гонку лидером,  лидером же и финишировал, не имея, по сути, никаких, даже тео-
ретических неприятностей  на  трассе.  И снова вернулась на хмурое в последнее
время чело чемпиона привычная гордая улыбка,  снова лидер чемпионата  рассыпал
комплименты в адрес команды и механиков,  снова лукаво и вежливо обвинял в не-
компетентности  журналистов и  соперников , поспешивших оповестить весь свет о
том, что  чемпион-де  не  держит  удара и ломается при малейших предвиденных и
непредвиденных трудностях.  Минувший уик-энд был уик-эндом Шумахера - и с этим
уж ничего не поделаешь.
     А ведь как всё хорошо начиналось!  Я имею в виду "Феррари".  Пятница при-
несла в  боксы  конюшни из Маранелло тихую и светлую радость:  оба алых болида
устроились рядышком на первой линии стартового поля.  Это произвело такое впе-
чатление на  окружающих,  что  даже  Фрэнк Уильямс посетил соседей по паддоку,
чтобы поздравить и выразить восхищение, смешанное с некоторой завистью, по по-
воду проделанной  работы и - главное - её результатов.  Жан Алези рассыпался в
комплиментах в адрес своей "Феррари" (о том,  что это лучшая "Феррари" из тех,
которые он когда-либо пилотировал, мы уже слышали): "Честно говоря, чувствуя ,
что машина хороша,  расчитывал на время порядка 1.24 - 1.25. Но когда мой бор-
товой компьютер показал 1.23, глазам не поверил. Всё было так легко, что я ре-
шил - табло испорчено... Мне кажется, что завтра я смогу ехать даже быстрее" .
Герхард Бергер,  играющий в команде роль трезвого стоика при огнедышащем опти-
мисте Алези, решил слегка отличиться от партнёра, - и...расхваливал не машину,
а Жана: "Жан, мне ажется, в великолепной форме. Я ещё ни разу не видел его та-
ким агрессивным на трассе! Я бы , конечно, предпочитал оставаться перед ним, -
добавил Герхард с мягкой улыбкой,- но мне доставляет искреннее наслаждение ви-
деть его таким живым и весёлым!"
     С небес  на  землю  дуэт "Феррари" был опущен очень быстро.  Уже с утра в
субботу стало ясно - "Бенеттон" поехал. И поехал быстро. Когда же пришло время
официальной квалификации, Шумахер выскочил на трассу вопреки своей же традиции
спустя едва ли пять минут после начала сессии - и на втором же круге  оттеснил
Алези с поул-позишн - 1.22,187! Он так соскучился по езде с ветерком, что про-
должал носиться по трассе:  казалось,  что на автодроме,  кроме Шумахера,  нет
больше никого.  А когда спустя совсем немного времени выдал круг быстрее 1.22,
стало ясно - остальным спорить в лучшем случае за место на первой линии.  Но и
тут спорить  оказалось  не за что - Алези не был расположен уходить в глубокую
тень.
     - Я ожидал более плотной схватки за поул,- кривил губы в улыбке Шумахер.-
Но всё вышло неожиданно легко и просто.  Должен сказать большое спасибо коман-
де. Думаю, нынешняя бессонная ночь стоила моим механикам нескольких седых пря-
дей в голове, но это непременно будет оплачено. Гарантирую.
     То, что у "Феррари" проблемы, а у Шумахера их нет, лишний раз подтвердила
утренняя разогревочная тренировка,  во время которой Бергер, к примеру, вынуж-
ден был совершить марш-бросок к боксам в полной выкладке после того,  как дви-
жок отказал прямо на прямой старт-финиш, а Алези побывал обоими левыми колёса-
ми на траве.  Пробежался утречком и Хилл,  правда, у него виновницей оказалась
раскапризничавшаяся не вовремя коробка передач.
     Короче на старте чемпион мира стоял,  испытывая полный душевный комфорт и
абсолютную уверенность в себе.  Как только зажёгся зелёный глаз, выкрутил руль
вправо и поперёк двигавшегося Алези занял место во главе каравана. Позади него
аналогичный манёвр, совпавший буквально до миллиметра, предпринял Хилл, отваж-
но подрезавший  уже нырнувшего внутрь строя Ирвина и первым занявший место за-
сидевшегося на старте по непонятной причине Култхарда. Караван выстроился (Шу-
махер, Алези,  Хилл,  Бергер, Ирвин, Хаккинен, Култхард) и понёсся. Вернее по-
нёсся Шумахер, остальные поехали: уже к исходу второго круга его проеимущество
над Алези составляло 1.657. Назревала, похоже - а спястя некоторое время стало
ясно, что назрела окончательно - гонка  из  прошлогоднего  репертуара.  С  той
только разницей, что позади Шумми ехал не привычный Хилл, а Алези.
     С двумя (вместо традиционных трёх) пит-стопами Михаэль так  никому  и  не
дал себя опередить.  Позади же него разворачивались иногда почти драмы. К при-
меру, сход по причине отказа  двигателя  Алези:  он  задымил  в  конце  прямой
старт-финиш, так  и не сумев приблизиться на дистанцию атаки к Брандлу.  Позже
Герхард Бергер скажет:  "Ещё во время прогревочного круга я увидел, что из ма-
шины Жана  вытекает жидкость,  и немедленно сообщил об этом по радио в боксы".
Кстати, и сам он, приехавший в результате всех драм и комедий третьим, испыты-
вал трудности  с  двигателем,  а посему остался крайне недоволен гонкой,  хотя
признал , что в данных  обстоятельствах и четыре очка - достойная  награда  за
труды и волнения.
     Что ещё запомнилось?  Превосходный,  просто канонический слип-стрим в ис-
полнении Култхарда, обгонявшего Ирвина: могучий "Рено" слопал своего французс-
кого младшего братца "Пежо",  как щука уклейку!  Потом - вызвавший дрожь в же-
лудке экзерсис Джонни Херберта,  рванувшего со второго пит-стопа, прихватив по
пути домкрат зазевавшегося механика. Ещё - локальный пожар "Пасифика" Гашо, на
обшивке которого  загорелось  пролитое во время дозаправки топливо.  И обидная
неудача Култхарда,  двигатель которого задымил за 10 кругов до  финиша,  когда
Дэвид шёл третьим. И, конечно,драма Хилла: его уверенное второе место растаяло
как дым на последнем круге,  когда, втыкая шестую передачу, англичанин обнару-
жил, что она исчезла.  Следом провалилась пятая, потом отказала гидравлика - и
"Уильямс" финишировал накатом.  Так вот Херберт и вошёл в историю, став вторым
(впервые в жизни!) и принеся дубль "Бенеттону"!
     - Ничто не могло случиться более счастливо,- сказал после финиша Шумахер.
- Я снова первый в общем зачёте чемпионата.  И это - лучшая демонстрация того,
как я умею выдерживать прессинг!
     - Победил  сильнейший,-  подвёл  итог дискуссии президент "Рено" господин
Луис Швейцер.
     Да. Но в игру снова,  как и год назад, вступает ОЧКО. То самое единствен-
ное очко, что разделило в 94-м Шемахера и Хилла. Оно снова между ними. Правда,
впереди ещё почти весь чемпионат.
                                                           Ольга ЛИНДЕ


  Пятый этап - "Гран-при Монако": "РЕНО" - ВПЕРВЫЕ, ШУМАХЕР -ВТОРОЙ РАЗ ПОДРЯД

    Гонка в Монако - форменное сумасшествие. У неё никогда не бывает тривиаль-
ного сюжета . Да и не может быть , ведь не зря острый на язык Нельсон Пике од-
нажды сравнил её с полётом на вертолёте по собственной  гостинной . Попробуй в
таких условиях сохранить холодную голову! Не знаю, кому первому пришла в голо-
ву дикая  и счастливая мысль  запустить в прихотливом кружеве  узеньких улочек
волшебного города ревущих гоночных монстров , но , бесспорно, человек этот был
гением.
     ... "Феррари" выглядит весьма опасно , - сказал в четверг вечером , после
первой  серии квалификационных заездов "отец "Рено" Бернар Дюдо . - "Скудерия"
прогрессирует в последние недели регулярно. И думаю, что в воскресенье Алези и
Бергер будут вознаграждены".
     Господи , знал  ли  Дюдо , чем и как быдут вознаграждены Бергер и Алези в
воскресенье, да и в субботу тоже!
     Традиционный для Монте-Карло пятничный  перерыв пошёл на пользу далеко не
всем . Если  Хилл и Култхард ( соответственно 4-й и 11-й после  квалификации в
четверг) отыскали ключики к лабиринту улиц, то, например , Френтцен и Шумахер,
перепутав "Ф-1" с германской "Ф-3", не поделили жизненного пространства где-то
в "Бюро дю Табак".
     Чемпион мира, торопясь заново наладить разбитую машину , выехал на квали-
фикацию первым из топ-пилотов и быстро подвинул Алези - 1.23,600 . Его "Бенет-
тон" мотало так , словно  асфальт в Монте-Карло в некоторых  местах  был полит
маслом, а потому закралось любопытство: а как быстро он поедет , если не будет
совершать таких ошибок в пилотировании? Насколько быстрее, чем Хилл, через па-
ру минут отобравший у него поул в безупречном стиле - 1.23,294 ? В этот момент
на трассу, готовясь отстаивать завоёванное в четверг , выехал Алези. Круг раз-
гона - и... В "Ла Раскас" "Феррари" застывает беспомощной красной глыбой : от-
казала гидравлика. Руками машину откатывают в боксы , Жан вылезает, и остаётся
ждать. Ждать , когда вместо его безнадёжно испорченного автомобиля Герхард от-
даст свой . Бергер в эти  минуты  носился как ошпаренный , хотя почему-то было
ясно, что ничего путного это не даст.
     А Шумахер  спокойно  отобрал поул назад - 1.22,742 . Тут же Бергер ставит
точку в своей сессии - 1.23,499 . И отдаёт  машину механикам , лихорадочно на-
чавшим переналаживать её под Алези . А Хилл тем временем окончательно устраня-
ет Шумахера - 1.22,115 ! С этого момента за поул англичанин  спорил лишь сам с
собой, потому, что даже отчаянная чеырёхкруговая серия немца начего лучше, чем
1.23,003, ему не принесла. Двадцать минут до конца. Алези - в боксах. Култхард
( напомним , дебютант "Гран-при Монако" ! ) отодвигает  Бергера с 3-й строки :
1.23,109! А Хилл после короткого визита на пт-лайн улучшается ещё - 1.21,952 !
До конца - 4.08. Алези - в шлеме - всё сидит , алый болид без носового обтека-
теля всё ещё в руках механиков . 2.35 до клетчатого флага - Жану дают команду:
выезжай! Он на трассе, начинает разгон - и тут... Жёлтые флаги - поперёк доро-
ги с оторванным колесом беспомощно замер "Джордан" Ирвина . Всё , что остаётся
Алези, - это круг. 0.15 до флага - ему начали отсчёт . Но в таких условиях за-
щитить поул не смог бы, наверное, и Господь Бог. 1.24,023 - и всё...
     - Теперь дело за малым - выиграть гонку, - пошутил ( пошутил ли? ) Хилл .
     - Машина была недостаточно хороша, - философски пожал плечами Шумми. - Но
это меня мало беспокоит. Мы уже бывали в подобной ситуации . Команда не поспит
ночь - и все дела...
     А Култхард, чей лучший квалификационный круг произвёл впечатление, сделал
реверанс в сторону Алези:
     - Это очень трудная для привыкания трасса . Однако у меня всё  получилось
лучше, чем я рассчитывал , главным образом по причине неудачи Жана Алези. Если
бы у него всё было о'кей, я не был бы третьим.
     Может, и в самом делелучше было бы, если бы Дэвид не был третьим на стар-
товом поле... Монте-Карло - трасса , которая сводит с ума и более бывалых гон-
щиков . Что уж говорить о молодом парне , впервые  стартующем на этих  улицах.
Кто-нибудь предупреждал его, что сразу после старта в повороте Сен-Девот здесь
не обгоняют?! В воскресенье он вместе с обоими пилотами "Феррари" стал автором
живописной аварии в Сен-Девоте спустя едва ли десяток метров после старта. Од-
новременно с зелёным глазом светофора очень хорошо стартовали Хилл и Шумахер -
англичанин, пользуясь преимуществом поула , вошёл в Сен-Девот первым , немец -
вторым. Култхард , как это с ним уже было , например в Барселоне, засиделся, а
сдвинувшись-таки с места , оказался зажат между двумя превосходн стартовавшими
"Феррари" . Не потеряй он в этот момент голову , и продолжай  хоть десяток ещё
метров двигаться прямо , опытные Жан и Герхард нашли бы выход из тупика , либо
притормозив, либо обогнав дебютанта. Но Култхард... Сначала он дёрнулся влево,
пугая Бергера, потом вправо, пытаясь подрезать Алези, напоролся на его колесо,
взлетел , в воздухе развернулся , упал задом наперёд, а в этот момент Бергеру,
чтобы не войти в "Уильямс" в лобовую , ничего не оставалось, как взять вправо,
и он тоже отправился в полёт с колеса Алези. В последовавшем  дальше  массовом
завале пострдали в общей сложности десять машин.
     Через полчаса повторный старт ( трое зачинщиков были уже на запасны маши-
нах ) снова выиграл Хилл. Алези и Бергер, памятуя о случившемся, предпочли вы-
пустить Култхарда на трассу впереди себя . Шумахер продержался на заднем спой-
лере Хилла кругов шесть-семь , при этом соискатели  титула чемпиона мира-95 со
скоростью дуэльной стрельбы обменивались  быстрейшими кругами . А потом англи-
чанин начал отрываться . Причём до этого момента немец ни разу ( ни разу! ) не
попытался его атаковать...
     Видимо эмоции выплеснулись на первом старте, потому, что на первых кругах
всё было спокойно , не считая очереди на пит-лайн , образовавшейся после того,
как  директорат гонки  обнародовал результаты  внедрения  системы TAG HAUER на
прямой старт-финиш: за нарушение  процедуры старта штрафом "старт-энд-гоу" бы-
ли наказаны Панис, Брандл, Френтцен, Баррикелло, Монтермини, Морбиделли!
     А в это время из гонки выпал Култхард , которого 17 кругов методично , но
не предпринимая никаких особенных действий , преследовал Алези: на трассе, ко-
торая, по подсчётам специалистов , требует за гонку около двух с половиной ты-
сяч переключений  скоростей , у молодого шотландца у молодого шотландца пооче-
рёдно выпали третья, четвёртая, пятая и шестая передачи. Всё...
     Круг претендентов на подиум окончательно установился в тот момент , когда
стало ясно , что Шумахер  намерен  дозаправляться один раз , как и Алези ( что
правильно ), Хилл и Бергер - дважды ( что ошибочно ), а потом Алези, шедший на
крепком втором месте и, к его чести, пытавшийся догонять Шумахера (чему свиде-
тельство - быстрейший круг, установленный Жаном), напоролся - в который уж раз
в своей жизни!- на неуступчивость Мартина Брандла. Англичанин был 7-м с круго-
вым отставанием от француза и, по мнению Жана, проигнорировал синие флаги стю-
ардов , повелевавших пропустить лидера: "Когда в "Бюро дю Табак" я приблизился
на дистанцию атаки , коли уж он сам не освобождал дорогу, его развернуло, уда-
рило об отбойник, а я... Я был слишком близко, чтобы увернуться..."
     На этом гонка закончилась. Потому что потом это была не гонка, а езда "из
пункта "А" в пункт "Б". Никто никому ничем не угрожал . Наблюдать было неинте-
ресно. Разве что занимала мысль: а доедет ли до финиша ещё один дебютант, Жан-
Кристоф Буллион на "Заубере"? Доехал. Восьмым. И впечатления от его дебюта (на
незнакомой трассе, тем более в Монако, и на совершенно незнакомом автомобиле!)
не испортил даже нелепый разворот метров на шестьсот-семьсот до финиша.
     - Я люблю эту трассу, - сказал Шумахер, - хотя это и полное безумие - го-
няться здесь. Я ждал более плотной схватки с Хиллом и безмерно удивлён, что её
не получилось. На прогреве утром я обнаружил, что моя машина идёт лучше с пол-
ными баками,чем с полупустыми, что и предопределило нашу стратегию пит-стопов.
     - У этой гонки всегда есть только один  победитель , все остальные - про-
игравшие,- сказал Хилл.- И я могу лишь поздравить Майкла с тем, что он сделал.
Хотя вопрос о титуле пока не закрыт.
                                                           Ольга ЛИНДЕ

     Шестой этап - "Гран-при Канады": "Алези, Алези!" - скандировали 85-тысяч-
ные трибуны

     В этот день,  11 июля 1995 года, Жану Алези исполнился 31 год. Пилот про-
водил на автодроме имени Жиля Вильнёва свой 91-й "Гран-при".  "Гран-при", при-
нёсший первую, такую долгожданную победу в карьере!
     - Когда на большом экране, установленном в "шпильке", я увидел "Бенеттон"
Шумахера в боксах и понял,  что у него что-то случилось,  подумал: может быть,
сегодня я выиграю... Из глаз потекли слёзы. Это длилось целый круг, но потом я
сумел взять себя в руки.  Это были ужасные десять кругов! Самые длинные десять
кругов в  моей  жизни,-  когда победитель 6-го этапа чемпионата произносил эти
слова, на его лице не было ожидаемой улыбки,  но  взгляд  потихоньку  светлел,
глаза приобретали привычную ясную синеву.- За последние два года я столько раз
был близок к победе - и столько раз она по нелепой случайности  ускользала  от
меня, что  я почти поверил в то,  что никогда не выиграю гонки.  Может теперь,
когда я это сделал, моя жизнь станет чуточку легче...
     Уик-энд, начавшыйся по заезженому сценарию,  который "Ф-1" отработала ещё
в прошлом году, закончился сюрпризом совершенно в стиле американского кино - с
традиционным хэппи-эндом.
     Но вернёмся к прологу.  С вашего позволения, я не стану подробно останав-
ливаться на квалификационных днях,  потому,  что события в гонке затмили собой
всё. Скажу только,  что напуганные прогнозом местной  метеослужбы,  настойчиво
обещавшей дождь, гонщики выложились в пятницу. Надо сказать, что трасса в Мон-
реале сложна физически, чрезвычайно требовательна к акселератору и коробке пе-
редач, жестока к мотору,  коварна с точки зрения расхода топлива, и безжалосна
к резине. Помня всё это, элита "Формулы" в пятницу покрышек не жалела, чуть не
на каждую репризу меняя комплект. А ведь GOOD YEAR на уик-эндпоставляет каждой
команде строго дозированную порцию покрышек! Происходывшее говорило о том, что
гонщики поверили  прогнозу (что сделать было нетрудно - небо было затянуто об-
лаками, и столбик термометра не поднимался выше 20-градусной отметки) и расчи-
тывали, что в гонке слик не понадобится,  а понадобится протектор. Однако суб-
бота встретила пилотов ясным солнышком, асфальт прогрелся, резина за ночь све-
жее не  стала,  и  поэтому мало кому удалось существенно поправить свои дела в
квалификации. Пятничному времени Шумахера никто всерьёз не угрожал, и он легко
получил для "Рено" сотый поул (и девятый для себя), после чего сказал:
     - Мы оказались быстрее,  чем я предполагал,  и уверен,  в гонке всё будет
о'кей. Единственная забота - не было бы дождя...
     С ним, хлюпая носом и жалуясь на головную боль (кондиционер гонял по ком-
нате теплолюбивого Хилла холодный воздух), согласился и вице-чемпион мира-94 .
Это, пожалуй, было единственное, в чём генеральные оппоненты сошлись во мнени-
ях. Бергер же сделал прогноз, полностью оправдавшийся в гонке:
     - Первые пять машин очень близки,  а это значит,  что в воскресенье может
случиться всё, что угодно.
     Воскресенье началось с...  дождя, естественно. Во время прогревочной тре-
нировки машины гоняли по трассе воду,  и в этих условиях ( что, впрочем, стало
уже привычным) быстрее всех был Алези.  Совсем неплохо "поплавал"  и  дебютант
Жан-Кристоф Буллион на "Заубере",  три четверти времени,  что были отведены на
это упражнение, занимавший пятую строчку протокола. Асы напоминали легендарную
буриданову ослицу, потому что неясно было, утихомирятся небеса к гонке или нет
, менять настройку машин на "мокрую", или нет?..
     Как вы  сами  понимаете,  к  старту "Гран-при" дождём на острове Нотр-Дам
лишь пахло:  неба,  правда,  было серого цвета, но дорога вполне просохла, что
позволило (или вынудило - это как посмотреть) пелотону надеть слик.  Пятничный
перерасход покрышек (но,  конечно,  не только он,  но и тактика) предопределил
единственный для всей элиты заезд на пит-лайн,  что дло некоторую передышку, а
то, признаться,  надоело наблюдать, по меткому выражению одного читателя, чем-
пионат мира  по дозаправке и смене резины.  Но это я забежала вперёд,  потому,
что сначала был старт.
     Несмотря на лёгкую толкотню в первой "шпильке",  всё обошлось,  и гонщики
тронулись в путь "согласно ранее купленым билетам":  Шумахер,  Хилл, Култхард,
Бергер, Алези, Херберт. Подобное положение вещей не устроило лишь одного чело-
века, Мику Хаккинена,  который затеял обгон Херберта во второй  "шпильке":  он
залез внутрь поворота Джонни уступать не захотел и "хлопнул калиткой" точно по
носу "Макларена"!  Две машины замерли,  уткнувшись друг в друга, но Херберт не
заглох, отчаянно  пытаясь стряхнуть застрявший у него в боку "Макларен".  Увы,
но из этого ничего не вышло.
     Вообще надо сказать, что события в гонке развивались какими-то вспышками.
Следующая произошла спустя едва ли не сколько секунд после потасовки  Херберта
и Хаккинена.  На  недлинном участке прямой Алези жестко атаковал Бергера - две
"Феррари" неслись колесо в колесо!  Не думаю, что Герхард так вот запросто ус-
тупил бы Жану, но их дуэль закончилась быстро по одной простой причине: в нес-
кольких метрах впереди,  под носом у  обеих  "Феррари",  развернуло  "Уильямс"
Култхарда, шедшего  3-м.  Тут  уж ферраристам было не до семейной драки - едва
успели увернуться от шотландца, благо свежа ещё память о монакском Сен-Девоте.
     Относительно бесконфликтно  гонка шла до 16-го круга,  когда Алези подоб-
рался дистанцию для атаки к уткнувшемуся в круговых (Катаяму и Мартини) Хиллу,
и во  второй  "шпильке"  по  внутреннему виражудовольно агрессивно англичанина
прошёл ("Этот обгон был несколько легче и приятнее,  чем в случае с Брандлом",
- позже пошутил Жан).  Дэмон - благовоспитанный человек - понял,  что в данном
случае защищаться бессмысленно: "хлопни калиткой" - и в повороте они останутся
все втроём (Бергера-наблюдателя отделяли от места дуэли доли секунды).  Алези,
пройдя Хилла,  начл от него отрываться, Мартини же, с трудом смирившийся с не-
обходимостью пропустить  его и Хилла,  сполна отыгрался на Бергере:  австриец,
пройдя-таки упрямого коротышку-итальянца, показал ему внушительный кулак.
     На 25-м  кругеХилл  вторично  подвергся  нападению со стороны "Феррари" -
Бергер атаковал его точно так же, как Алези, с тем же настроением и тем же ре-
зультатом. Пока  они выясняли отношения,  Шумахер,  мчавшийся в отдалении и не
беспокоимый никем, делал запас на приближающийся пит-стоп, дважды подряд уста-
новил быстрейший круг.  Но раньше лидера в боксы зарулили - почти одновременно
- Алези,  Хилл, и Баррикелло. Это случилось на 34-м круге (Шумахер продержался
ещё четыре). На 35-м чуть не довёл до инфаркта Бергер, начавший останавливать-
ся прямо на трассе. Как он с пустым баком всё-таки дотянул до зоны боксов, уму
непостижимо! Вот  что  значит  двенадцать прожорливых цилиндров по сравнению с
десятью... Этот казус отброси Герхарда с 3-го места на 8-е  и  поставил  перед
необходимостью, пробиваясь  в очковую зону,  обгонять Брандла.  У англичанина,
который вообще-то достаточно мягок и интеллигентен, явная аллергия на"Феррари"
, потому, что пропускать Бергера он, похоже, хотел ещё меньше, чем двумя неде-
лями раньше в Монако Алези.  Дуэль начавшаяся дракой за очко,  после  нелепого
схода Хилла  ("Я воткнул пятую - и понял,  что коробка накрылась!") как раз на
прямой старт-финиш плавно перетекла в  схватку  за  два  очка,  а  закончилась
столкновением. Виноват в котором был вообще-то Бергер: он полез внутрь виража,
не рассчитал,  попал на бордюр и с него,  как с подкидной доски, в полёте вре-
зался в бок "Лижье". Аут...
     Глупо и нелепо, но - на руку Шумахеру.
     - Всё шло как по маслу, - говорил позже чемпион мира, - но неожиданно я ,
воткнув третью передачу, понял, что никаких других найти не могу: коробку заб-
локировало!
     "Бенеттон" почти остановился, но немец каким-то запредельным усилием зас-
тавил его  двигаться  и  дотянул до боксов,  где ему заменили рулевое колесо и
что-то долго проверяли с помощью компьютера. Эта остановка стоила Шумахеру его
первого места  -  на 57-м круге чемпион мира стал не первым,  а восьмым.  И не
сойди Брандл и Бергер, финишировал бы без очков.
     А впереди  в эти тягучие,  мучительные минуты плакал в кокпите Жан Алези.
Он пересёк линию финиша,  чуть погодя вскинул вверх руку - и  в  этот  момент,
когда гонка ещё фактически не закончилась,  когда на трассе было ещё несколько
несущихся во весь дух машин, с трибун, сметая ограждения, ринулись болельщики.
"Феррари" под 27-м номером, проехав ещё несколько сотен метров, парень в крас-
ном комбинезоне встал в кокпите во весь рост...
     - Я остановился совсем не потому, что хотел помахать трибунам, - смущённо
улыбаясь, говорил позже Алези. - Просто топливо кончилось...
     К подиуму  новорожденного победителя подвёз чемпион мира,  чей "Бенеттон"
Алези оседлал как призового скакуна. Это было красиво.
     ...Так получилось, что "Марсельеза", которую "Формула-1" не слышала с ию-
ля 93-го (тогда в Хоккенхайме свою последнюю победу одержал  Ален  Прост),  на
автодроме имени Жиля Вильёва звучала дважды: в четверг вечером, во время репе-
тиции церемонии награждения, на самый высокий флагшток подняли почему-то фран-
цузский флаг.  Как выяснилось позже, его можна было бы и не опускать, но кто ж
знал?! Кстати...Знаете, какими были два других, на флагштоках пониже? Бразиль-
ский - на втором, австрийский - на третьем. Явно в штате автодрома ясновидящий
завёлся - ведь в воскресенье  вторым  приехал  Рубенс  Баррикелло!  Правда,  с
третьим флагом промашка вышла - надо было ирландский поднимать...
                                                           Ольга ЛИНДЕ