Из рукописного архива " К О Н Д О Т Ь Е Р Х Х В Е К А " ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРА:"Я вновь чувствую своими пятками ребра Росинанта, снова, облачившись в доспехи, я пускаюсь в путь... Многие назовут меня искателем приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту..." Соратник Фиделя Кастро и экспортёр кубинской революции Че Гевара однажды назвал себя КОНДОТЬЕРОМ ХХ ВЕКА. Это было в прощальном письме родителям перед его боливийской компанией. Партизан Че погиб в боливийском селении Игера: его расстреляли американские рейнджеры. А кондотьер Че остался жить в памяти романтиков 60-х и в своих книгах. Одна из них - "Партизанская война". ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРА ("Партизанская война"):"Победа кубинского народа над диктатурой Батисты была не только триумфом, весть о котором подхватили информационные агентства всего мира. Эта победа опрокинула устаревшие представления о народных массах Латинской Америки, наглядно продемонстрировав способность народов путем партизанской борьбы освободиться от правительства, которое его угнетает..." То, что сегодня происходит в нашей стране, кажется сошедшим со страниц книги Че - и стихия Молдовы, Средней Азии, и борьба Прибалтики, и особенно - гражданская война в Закавказье. Это и не удивительно - сам Че признавал, что ему здорово помогли богатые традиции партизанских движений России. Да, все мы в любой момент, вероятно, снова сумеем уйти в партизаны. Поэтому не станем цитировать рекомендации Че по организации саботажа и формирования подпольных ячеек, а обратимся к той его "науке лесной жизни", которая может быть полезна и в мирное время. Че знал толк в отшельничестве, в странствиях. Студент медицинского факультета в Буэнос-Айресе и матрос танкера, бродячий фотограф и ученый, авантюрист и Дон Кихот, он прошел Перу, Чили, Тринидад, Колумбию, Венесуэлу, Боливию, Эквадор, Панаму, Мексику, Сальвадор. Все это помогло Эрнесто стать партизаном, который, "как улитка, свойдом всегда носит с собой". ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРА:"...Каков образ жизни партизана? Он всегда в пути... Партизан питается когда придется и чем придется... Жилище партизана - под открытым небом..." Что нужно для этой жизни? В "Партизанской войне" есть неплохие советы. Вопервых, для этой жизни нужен гамак,"который позволяет отдыхать в любой обстановке". ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРА:"Всегда найдется два дерева, между которыми можно его повесить. Дополнением к нему служить непромокаемая накидка из нейлона". Накидку можно повесить над гамаком на дополнительном шнуре. Тогда во время дождя она спасет путешественника, его снаряжение и оружие, сложенные на земле под висящим гамаком. Че, если так можно выразиться,"скиталец спартанской школы". Внешний лоск для него - чепуха. Чем проще - тем надежнее. Нередко наши туристы-чечако начинают с приобретения шикарного и яркого станкового рюкзака из синтетики. Но надежнее иное. ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРА:"Вещевой мешок можно сделать из простого мешка, прикрепив к нему пеньковую веревку. Но лучше иметь брезентовый мешок, который можно найти на рынке..." Что же стоит положить в свой походный мешок? ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРА:"Партизан должен иметь тарелку, ложку и охотничий нож, который служит ему для самых различных целей. Тарелка может быть заменена миской, котелком или консервной банкой..." А знаете, какая посуда сегодня наиболее популярна среди геологов-полевиков нашего Северо-Востока? Это так называемый "чифир-бак" - обычная консервная банка из-под томатного сока (литра на чаевку маршрутной паре хватит!). Жестянку дополняет дужка из быстро остывающей тонкой стальной проволоки и, иногда, жестяная крышка, вырезанная ножом из донца другой банки... ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРА:"Важную роль в жизни партизана играет курево. Курево - неразлучный спутник солдата. Для тех, кто курит, весьма кстати трубка. Благодаря ей табак расходуется более экономно. В ней можно курить и остатки сигар, и табак из окурков..." Кстати - вам никогда не приходилось в поисках древних окурков вскрывать дощатые полы затерянного в тайге зимовья? Тот, кто брезгливо отзывается о гигиенических принципах северных или южных кочевий, пусть лучше сидит дома. Тогда от него будет пахнуть не "костром и козлом", а кефиром и сортиром! ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРА:"Полезно взять смену белья, но для новичков это может оказаться лишним грузом; чаще всего с собой берут только брюки. Жизнь учит партизана беречь силы. Поэтому партизан обходится без белья и даже без полотенца". Помните ли вы такую песню: "Люди идут по свету, слова их порою грубы. "Пожалуста", "извините" - с усмешкой они говорят. Но свежая прелесть песни ласкает сухие губы, И самые лучшие книги они в рюкзаках хранят..." ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРА:"Не следует забывать и про книгу... Желательно, чтобы это были книги, содержащие жизнеописание героев прошлого, история, экономическая география данной страны..." Теперь о том, чего, к сожалению, нет в "Партизанской войне" Че Гевары, но чему он все-таки успел научить идущих за ним. Это - в е р а в с в о ю с ч а с т л и в у ю з в е з д у. Че всегда говорил, что у него, "как у кошки, семь жизней". Когда он в письмах писал, что "израсходовал две, остались пять", то это означало, что он был дважды ранен и что у него в запасе остались пять жизней. После окончания его последней жизни враги сняли с его лица посмертную маску и заспиртовали отрубленные кисти рук, отпечатки которых были отлично знакомы спецслужбам обеих Америк. Че учил также ценить и понимать юмор, ироническое отношение к суете бренной жизни. Правда, иногда его юмор был черным. Например, путешествуя в качестве врача с научными целями по южноамериканским лепрозориям, он чеокнул домой с плота, подаренного ему прокаженными: "Если через месяц не получите от меня вестей, значит или нас сожрали крокодилы, или слопали индейцы хибаро, засушив наши головы и продав американским туристам. Ищите тогда наши буйные головушки в сувенирных лавках Нью-Йорка..." Тогда сплав по Амазонке затянулся, и следующее письмо он смог отправить только через два месяца... И, конечно, Че не мог тогда знать, что когда-то отдельно от тела в США попадет не его голова, а отрубленные руки... Че был одним из тех, кто 2 декабря 1956 года высадился с яхты "Гранма" и штурмовал казармы Монкада. Он был одним из двенадцати человек, уцелевших в схватке с войсками Батисты и прорвавшихся в горя Сьерра-Маэстра. Потом он стал майором,потом - начальником 4 колонны, еще позже - начальником департамента промышленности, директором Национального банка, министром промышленности. Между этими назначениями Че время от времени снова брал в руки автомат, женился, выступал с трибуны ООН, побывал во многих странах мира, и, в их числе, у нас. И вдруг... В д р у г о н с д е л а л н о в у ю с т а в к у. Написав прощальные письма, отказавшись от своего министерского портфеля, че заявил: "Для начала достаточно от 30 до 50 человек. С этим числом можно начать вооруженную борьбу в любой из латиноамериканских стран", и выбрал Боливию - опят закинул за спину тот самый "простой мешок с пеньковой веревкой"... Его видели разным. По фотографиям можно проследить хронику его увлечений и страстей. Эрнесто в кожанке на летном поле, локоть опирается на плоскость его планера. Эрнесто у шалаша на Амазонке. Верхом на спортивном велосипеде (подпись под фото - "Король педали"). С ледорубом на заснеженном склоне вулкана Попокатепетль. В джунглях с партизанами-сподвижниками. Он всю жизнь страдал от жесточайших приступов астмы, которую пытался победить спортом: футбол, регби, верховая езда. В 11 лет он исчез, и только через 4 дня был обнаружен в 800 километрах от дома, куда его завез грузовик, в кузов которого Эрнесто забрался во время стоянки. В 22 года он совершил путешествие на мопеде по 12 провинциям Аргентины - 4 0 0 0 км!.. Его видели разным и после смерти. Супергероем-одиночкой, кумиром демократической молодежи 60-х, трагической личностью, одним из гениев кубинской революции, революционером-самоубийцей, анархистом, троцкистом, последователем Мао Цзэ-дуна... Чего только не писала о нем мировая пресса!.. Кем вижу его я, ровесник его сына Камилито? Абстрагируясь от его идеологических убеждений, я вижу Че Гевару с о п л е м е н н и к о м. Есть такое интернациональное племя беспокойных людей, для которых жизнь мещанина и обывателя - опасная нравственная паталогия. А л е к с а н д р Д Е Р Е В И Ц К И Й (газета "Волонтеp")