Мифологический словарь


Иван Дурак 


Иван Дурак, Иванушка Дурачок, мифологизированный персонаж русских волшебных
сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных
постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений,
часто противоречащих здравому смыслу, но в конечном счете приносящих успех 
(существуют сказки, где Иван Дурак пассивный персонаж, которому просто везет, но 
этот вид сказок - результат определенной вырожденности); сравните с образом 
Емели-дурака, дугого "удачника" русских сказок. Социальный статус Ивана Дурака 
обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или 
старухи-вдовы (иногда он царский сын, но "неумный" или просто дурак; иногда
купеческий сын, но эти варианты не являются основными). Нередко подчеркивается
бедность, которая вынуждает Ивана Дурака идти "в люди", наниматься "в службу". 
Но в большей части сказок ущербность Ивана Дурака - не в бедности, а в 
лишенности разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, 
чаще всего устраненный от каких-либо "полезных" дел. Целые дни Иван Дурак лежит 
на печи ловит мух, плюет в потолок или сморкается, иногда он бесцельно копается 
в золе, если Ивана Дурака призывают к полезной деятельности, то только для того, 
чтобы сбросить с себя собственные обязанности: так, старшие братья, которые 
должны ночью сторожить поле от воров, посылают вместо себя Ивана Дурака, а сами 
остаются дома и спят. В сказке, где Иван Дурак - купеческий сын, он ведет 
беспутный образ жизни, пропадая  по кабакам. Существенно противопосталение Ивана 
Дурака его старшим братьям (чаще всего выступающих без имен): они делают нечто 
полезное (иногда, обычно косвенно указывается, что старший брат пахал землю, 
а средний пас скот), тогда как Иван Дурак или ничего не делает, или делает 
заведомо бесполезные, бессмысленные (иногда антиэстетические, эпатирующие 
других) вещи, или же выступает как заменитель своих братьев, нередко неудачный, 
за это его просто бьют, пытаются утопить в реке и т.п. Известный 
мотив - ритуальное битье и поношение дураков, например, во время средневековых 
"праздников дураков". Он не женат, в отличие от братьев и, следовательно, имеет 
потенциальный статус жениха. Место Ивана Дурака среди братьев напоминает место 
"третьего", младшего брата типа Ивана-Третьего (Третьяка) или Ивана Царевича.


С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему "неуму" Иван Дурак 
успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает 
противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу, 
становится Иваном Царевичем, т.е. приобретает то, что является прерогативой 
и привилегией других социальных функций - производительной и военной. Возможно, 
Иван Дурак доситгает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую 
(по Ж.Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь 
со словом, с жреческими обязанностями. Иван Дурак единственный из братьев, кто 
говорит в сказке (двое других всегда молчат), при этом предсказывает будущее, 
толкует то, что непонятно другим; его предсказания и толкования не принимаются
окружающими, потому что они неожиданны, парадоксальны и всегда направлены
против "здравого смысла" (как и его поступки). Иван Дурак загадывает и 
отгадывает загадки, т.е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец 
во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. Иван Дурак 
является поэтом и музыкантом; в сказках подчеркивается его пение, его умение 
играть на чудесной дудочке или гуслях-самогубах, заставляющих плясать стадо.
Благодаря поэтическому таланту Иван Дурак приобретает богатство. 
Иван Дурак - носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток, 
отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы 
обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните "бессмыслицы", 
"нелепицы", языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и 
синонимии, многозначности и многореферентности слова и т.п. (так, убийство змеи 
копьем Иван Дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, "зло 
от зла умерло"). Иван Дурак русских сказок выступает как носитель особой 
разновидности "поэтической" речи, известной по многим примерам из древних 
индоевропейских мифопоэтических традиций. Иван Дурак связан в сюжете с некоей
критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), 
в котором он главный участник. Несмотря на сугубо бытовую окраску ряда сказок 
о нем, бесспорны следы важных связей Иван Дурак с космологической символикой, на 
фоне которой он сам может ьыть понят как своего рода "первочеловек", соотносимый 
с мировым деревом и его атрибутами.  Апологичность образа Иван Дурак, его отказ 
от "ума", причастность его к особой "заумной" (соответственно - поэтической) 
речи напоминает ведущие характеристики юродивых, явления, получившего особое 
развитие в русской духовной традиции. "Юродивость" характеризует и Ивана Дурака 
в ряде сказок.


В.В.Иванов, В.Н.Топоров.