Сергей БЕРЕЖНОЙ МИРЫ ВЕЛИКОЙ ТОСКИ Миры рождаются по-разному. Одни возникают в затмевающей реальность грандиозной вспышке вдохновения. Истинная их жизнь коротка -- такой мир успевает лишь бросить тусклый отблеск на бумагу -- и поги- бает. Другие миры строятся долго и старательно: от аксиом к теоремам, от теорем -- к их следствиям, загромождая бумагу гробами лишенных жизни слов. Третьи миры рождаются от великой тоски. Просто взлетает однажды разрываемая скорбью и печалью душа в сырое небо... "Почему мир несовершенен, Господи?.." Бог знает -- почему; знает, но не говорит. И душа, так и не дождавшись ответа, возвращается в тело, стоящее в очереди за молоком. Мир рождается в момент воссоединения души с телом. Мир, возможно, еще менее совершенный, чем мир реальный. Пусть так. Но одному-единственному человеку в нем дано не стать подонком. Или он может уклониться от направленной в него пу- ли. Или способен понять несовершенство своего мира... А мир, осознавший свое несовершенство, рождает следующий. И так -- до бесконечности. * * * Андрей Лазарчук вовсе не собирался становиться Создате- лем Несовершенных Миров. Когда он писал "Тепло и свет", "Се- редину пути" и другие притчи, -- а это было адски давно, в начале восьмидесятых, -- он лишь выплескивал из себя скопив- шуюся в душе тягостную накипь обыденности. Она была неве- роятно мерзка, эта накипь. Она заполняла, топила в себе каж- дый созданный мир. Она чувствовала себя в своем праве. Но в рожденном мире немедленно появлялся человек, к кото- рому эта мерзость не липла. Рыцарь. Мастер. Творец. Он не пытался вступить в борьбу с накипью. Он просто был способен ее осознать, увидеть -- и отделить от мира. И его мир не то чтобы очищался -- он чувствовал себя чище... Невозможно возродить погибший в ядерном пламени сказоч- ный мир ("Тепло и свет"), но можно создать в глубоком под- земном убежище искуственное Солнце, которое будет разго- раться от любви одного человека к другому. Разве для тех, кто остался в живых, мир не станет от этого хоть немного прекраснее? * * * Человек не в силах преодолеть несовершенство мира. Про- возглашение этой цели -- всегда ложь. Пусть прекрасная, как Царствие Небесное, пусть логичная, как Утопия, пусть науч- ная, как Коммунизм -- но все-таки ложь. И не бороться с несовершенством мира -- немыслимо. Антиу- топии никогда не рисуют будущее -- лишь настоящее. То нас- тоящее, которое необходимо свернуть в рулон и навсегда заму- ровать в прошлом. То настоящее, с несовершенством которого должно бороться. То настоящее, которое не имеет будущего. Андрей Лазарчук не писал ни утопий, ни дистопий. Это бы- ло для него лишено интереса. Действие его рассказов всегда происходят между прошлым (которого нет у утопий) и будущим (которого лишены антиутопии), в том настоящем, которое ни- когда не станет ни беззаветно светлым, ни безнадежно мрачным. Наше время. Много лет назад черное колдовство оживило му- мифицированного Вождя. Мумия, не способная жить сама по се- бе, поддерживает свое существование за счет жизненных сил детей, которых приводят в кремлевский кабинет на экскурсии -- обязательные и жуткие, как похороны. Гротескна ли в этом настоящем фраза "Ленин и теперь жи- вее всех живых"? В этом мире властвует диктатура мертвенных суеверий. По- разительно, но от той диктатуры, которая так долго царила в нашей реальности, она отличается какими-то мелочами. Атрибу- тикой. Лексикой. Списком запрещенных книг. И все! Ужас нес- казанных слов -- тот же. Голодный паек на ребенка -- тот же. Талант, скрываемый либо уничтоженный -- тот же. Страшно. Но реальность страшнее. В той реальности злое волшебство победило. Но в ней же существует и волшебство доброе... В нашей реальности чудес не бывает. Никаких. * * * В нашей реальности все рационально. Рациональны радость, любовь, рождение, смерть... Иррационален лишь страх темноты. Страх этот собрался из боязни себя, ужаса перед слепотой и вечного испуга перед неведомым. Мозг неспособен справиться с этим страхом, ибо мозг тоже рационален. Жуткий водоворот иррационального страха втягивает в себя людей, соединяет их, как пузырьки на поверхности воды. Слив- шись, как эти пузырьки, в нечто единое, люди становятся вра- тами, через которые Ужас прорывается в мир. Выбирай. Первое -- смерть. У тебя не будет больше страха перед темнотой. Ты сам станешь ее частью. Второе -- одиночество. Уничтожь свою любовь, забудь своих друзей, живи один в ночи вечного, сводящего с ума кошмара. Третье. Пропусти Ужас в мир. Освободись от него. Утешься тем, что ты сделал это не один (один ты не смог бы сделать это) и живи дальше. Тем более, что с ужасом, находящимся вне тебя, можно бороться. Четвертое. Иного не дано. В рассказе "Из темноты" герой принимает на себя одиночес- тво. Он не спас свой мир -- Ужас нашел другой путь. Но те- перь в Ужас можно было стрелять, ибо Ужас стал рациональным. Стоит ли бояться того, что можно понять? По-настоящему страшна лишь темнота. * * * Государство изобрело гениально простой способ заставить себя бояться: оно стало превращать привычное в иррацио- нальное. Самые невероятные кошмары, ворвавшиеся на страницы романов Дика из наркотического бреда, бледнеют перед искус- ством правительств превращать жизнь в ад. Лишите быт челове- ка логики -- и его можно брать голыми руками. Извратите его прошлое -- и он готов стрелять в собственных детей. Скажите, что мир построен на лжи -- и он поверит вам. Роман Андрея Лазарчука "Опоздавшие к лету" тоже построен на лжи. Колдовской сад -- мираж, Полярная Звезда -- морок, правдива лишь великая ложь войны и смерти. В какую ложь ве- рить? Идти ли вечно на Север, прикрепив на бушприте Поляр- ную Звезду, или рубить шашкой картонные танки? Что есть правда? Что есть вера? Правда ли то, во что мож- но верить? Каждый пролет гомерического Моста можно потрогать руками, но если само тело твое перестает существовать для пуль, взглядов и прикосновений -- как верить своим ощущениям? Ки- нопленка беспристрастна и правдива, пока она не проявлена и не смонтирована, но, извлеченная из камеры, она немедленно начинает лгать. Неужели это всеобщий мировой закон? Или же эта ложь -- необходимое условие существования человека? Или -- Государ- ства? Но мир сам по себе не знает лжи, а человек способен эту ложь распознать -- какая бы она ни была изощренная. Государ- ство же существует лишь благодаря лжи. То, что человек нуж- дается в опеке свыше -- ложь; отвергнув опеку Бога человек не нуждается больше ни в чьей. То, что общество нуждается в упорядочении -- ложь; Государство разрушает упорядоченность жизни, меняя законы по своему желанию. Ложь -- естественное состояние Государства. * * * В одном из миров, созданных Андреем Лазарчуком, сущес- твует Голем -- разум, порожденный Государством, ублюдочное дитя социальных потрясений двадцатого века. Он существует, но он не существо -- это кибернетический разум, воплощенный не в метале и полупроводниках, но в колоссальной бюрократи- ческой системе. Смыслом существования Голема является преобразование лжи бумаг в ложь действительности. Начав свое существование в мире, где ложь была безыскусна и наивна, он придал лжи гло- бальную стройность и монументальную величественность. Мир Голема превратился в мир тотальной лжи -- лжи мыслей, слов, поступков, лжи смерти и забвения. Мир диктатуры лжи, где ложь в принципе невозможно обнаружить -- ибо не на что опе- реться при этом, кроме как на другую ложь. Человек, который не может существовать, не определив для себя каких-то осно- вополагающих истин, вынужден принимать в качестве таковых ложь. И человек перестает быть человеком. Или просто перестает быть. * * * Мы живем в Мире Великой Тоски. В нем есть все -- красота и порок, золото и смерть. В нем бездна несовершенства, которое -- помните? -- порождает та- кие же несовершенные миры. Может быть, в нем есть Бог. Но если он есть, то мир наш он создал не летая над без- дною во тьме. Он создал его, стоя в очереди за молоком. Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫІ±° Сергей В. Бережной ЫЫЫІ±° e r r a 190068, СПб, ЫЫЫІ±ЫЫЫЫЫЫЫЫЫІ±° Вознесенский пр-т, ЫЫЫІ±ЫЫЫІ±°antastica 36-4 ЫЫЫІ±ЫЫЫІ±° Издательство ЫЫЫІ±ЫЫЫЫЫЫЫІ±° TERRA FANTASTICA ЫЫЫІ±° ЫЫЫІ±° тел. (812)-310-60-07 ЫЫЫІ±° FIDO 2:5030/207.2 Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы Ы