ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ


     Наше    предприятие-мясокомбинат   строило  квартирный  дом,
финансирование        централизованно   производило  государство.
Акционерное  общество  "Обоянь"  основано на базе мясокомбината и
достраивать  этот дом должно за свои  средства. Поскольку средств
нет, решили  достраивать дом за счет паевых  взносов: очередников
- по 25 тысяч за кв. м, работников АО  - по 50 тыс.  руб., а всех
остальных  желающих неакционеров (остаются  лишние квартиры) - по
150 тыс. руб.
     Налоговая  инспекция  взимает подоходный налог в размере 12%
между  разницей  стоимости 150 и 25 тысяч рублей за 1 кв. м и 150
и 50 тысяч  рублей за 1  кв.  м. Правильно ли поступает налоговая
инспекция?
     А. ДЕМИДОВА.
     АО "Обоянь.
     Курская область.

     -  В  соответствии с действующим налоговым законодательством
материальные    блага, предоставляемые работникам за счет средств
предприятий, учреждений  и организаций, являются не чем иным, как
доходом этого работника.
     В  вашем  конкретном  случае  к обложению подоходным налогом
привлекается    сумма  разницы  между  реальной полной стоимостью
квартир  (очевидно,  что  150  тыс. рублей за 1 кв. м, по которым
квартиры  будут  проданы  "на  сторону",  -   это и есть реальная
стоимость) и той стоимостью, по которой квартира  фактически была
продана  (в  примере  50 тыс. руб. для работников АО  "Обоянь", а
для граждан, которые являются очередниками на получение  квартир,
- 25 тыс. руб. за 1 кв. м).
     * * *
     По  поводу  опубликованного материала в "ЭЖ" N 12 (март 1994
г.) "О  выделении субсидий на строительство и приобретение жилья"
возник    следующий    вопрос.    Наше  предприятие  решило  двум
работникам,    нуждающимся   в  улучшении    жилья,  предоставить
безвозвратную    субсидию  на  приобретение  квартир.    Субсидия
направлена  перечислением на лицевой счет заявителя согласно его
заявлению.
     Должно  ли  наше  предприятие  удержать  при этом подоходный
налог  с работника?  Будет ли здесь действовать п.8 ж) раздела 1:
"В совокупный годовой доход  не включаются: ж) доходы, получаемые
взамен  бесплатно предоставляемых  жилых помещений и коммунальных
услуг" Инструкции Госналогслужбы РФ?
     Мы    обратились    в    налоговую  инспекцию,  и  нам  дали
отрицательный  ответ.    Сослались  на  то, что субсидия в данном
случае выполняет роль ссуды.
     Е. ГАЙНУЛЛИНА,
     бухгалтер предприятия
     "Технадзор".
     г. УФА.

     -  В  соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации  от    10.12.93  г.  N 1278 "О предоставлении гражданам
Российской  Федерации,  нуждающимся в улучшении жилищных условий,
безвозмездных  субсидий на  строительство или приобретение жилья"
граждане  могут  получить  субсидии  на   строительство и покупку
жилья от 5% до 70% их стоимости.
     Порядок    выдачи    субсидий  в  соответствии  с  указанным
постановлением изложен  в письме Госстроя и Министерства финансов
Российской  Федерации  от  03.03.94   г. N БЕ-19-6/3 "О примерном
перечне    и   формах  необходимых  документов,    представляемых
гражданами    при   подаче  заявок  на  получение  субсидий  на
строительство  или  приобретение  жилья".  Суммы  таких  субсидий
обложению  подоходным налогом не подлежат.
     * * *
     -  Я являюсь  членом ЖСК. Очередной взнос в сумме  3.500.000
рублей  перечислен  30 июня 1994 г. Сбербанком, где я работаю, на
счет ЖСК.
     Эта    сумма  приплюсована  к  моему  совокупному  доходу  и
облагается  налогом  в  размере  20%, который должен быть уплачен
до конца текущего года.
     Правильно    ли,   что  за  оплату  жилья  сумма  облагается
подоходным налогом?
     Н. ПОПОВА.
     г. ТАМБОВ.

     -  Из  вашего письма следует, что Сбербанк оплачивает за вас
стоимость    строящегося  вам  жилья,  т.  е.,  по существу, ваша
организация  покупает  для   вас квартиру, которую предполагается
закрепить  на  праве  вашей  личной    собственности. Это с точки
зрения    налогового    законодательства     рассматривается  как
предоставление  организацией  материальных  выгод  работникам и в
этом случае  стоимость  такого  жилья  подлежит  включению  в их
совокупный    годовой  доход  для  целей  начисления  подоходного
налога.
     Государство    с    помощью        действующего   налогового
законодательства  содействует  гражданам, строящим или покупающим
жилую площадь за свои средства.
     Если  человек  строит или покупает жилой дом, квартиру, дачу
либо садовый  домик, то затраченные на эти цели суммы исключаются
из состава  облагаемого    годового  дохода. Эта налоговая льгота
применяется  с  1 января 1993 года и  предоставляется как лицам,
осуществляющим строительство или приобретающим  указанные объекты
в индивидуальном  порядке,  так  и  лицам,  являющимся    членами
жилищно-строительных, дачно-строительных кооперативов, жилищных и
 дачных кооперативов.
     В    таких   случаях  суммы  на  строительство  или  покупку
указанного  жилья,  направленные в течение отчетного календарного
года физическим    лицам,       являющимся    застройщиками  либо
покупателями,  из  личных  доходов  по их  письменным заявлениям,
представляемым    в  бухгалтерию  предприятия,    учреждения  или
организации  по  месту основной работы либо в налоговый орган  по
месту  постоянного  жительства,  а  также  суммы, направленные на
погашение    кредитов,  полученных  физическими лицами в банках и
других  кредитных    учреждениях  на  эти  цели,  не включаются в
совокупный доход граждан,  подлежащих налогообложению.
     Если  вы  покупали  жилье    в  течение 1993 года, то суммы,
которые     следовало  исключить  из  вашего  дохода,  не  должны
превышать  размера  вашего    совокупного  дохода  за  отчетный
календарный  год.  С 1 января 1994 года эта  норма  изменена, и в
настоящее время она составляет пятисоткратный размер  минимальной
 месячной оплаты труда в год.
     Одновременно следует иметь в виду, что при строительстве или
покупке    жилья, как и при получении кредита на эти цели, льгота
гражданам    предоставляется  в  течение  трех  календарных  лет,
начиная  с  того  года,  в  котором  ими было подано заявление об
исключении из совокупного дохода   вышеуказанных расходов.
     Более  конкретно  не  представляется  возможным  ответить на
изложенное  в  вашем    письме,    и мы постарались объяснить все
существующие  на  сегодняшний  день  нормы  закона, из которых вы
сможете взять необходимое для вашего случая.
     * * *
     Я    работаю    главным  бухгалтером  управления  спортивных
сооружений.       Наша      организация    проводит    спортивные
мероприятия,  за  участие  в  состязаниях    вручаем  призы как в
денежном,  так и в натуральном выражении. При вручении  денежного
приза  удерживается    подоходный  налог.    Налоговая инспекция
требует   на  участников  соревнований  представлять  справки  на
получение  призов и в случае удержания  подоходного налога, и при
вручении  приза    в    натуральном  выражении  с  указанием  его
стоимости  с  пометкой,  что  налог не  удержан. Я же считаю, что
справку  о  вручении  приза   бухгалтер должен  подавать  в ГНИ в
случае, если подоходный налог не удержан. Кто прав?
     А. СЕВОСТЬЯНОВА.
     г. ЛИПЕЦК.

     -  Объектом налогообложения у физических лиц согласно статье
2 Закона    Российской  Федерации  от  07.12.91  г.  N  1998-1 "О
подоходном  налоге  с  физических лиц" является совокупный доход,
полученный в календарном году  в денежной или натуральной форме.
     Согласно   пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от
11.12.93    г.  N    2129  "О  регулировании  некоторых  вопросов
налогообложения  физических лиц" с  1 января  1994 года стоимость
призов,  подарков,  полученных физическими  лицами на конкурсах и
соревнованиях   (за исключением призов  в денежной и  натуральной
форме,  полученных  спортсменами  на  чемпионатах и кубках мира,
чемпионатах  и  кубках  Европы,  Олимпийских  играх),  облагается
подоходным  налогом в составе совокупного годового дохода.
     Если  доход  в виде стоимости приза получен гражданином,  не
состоящим  с  предприятием в трудовых отношениях, то сумма налога
может  быть  внесена   гражданином наличным или безналичным путем
при получении  этого  приза.  При   этом сведения о произведенных
выплатах  в  обязательном    порядке   представляются в налоговый
орган  по  месту  нахождения  предприятия  (в данном  случае - по
месту нахождения управления спортивных сооружений).
     Кроме  того,  предприятия  или  организации,  осуществляющие
такого   рода    выплаты,  обязаны  вести  учет  граждан  и  сумм
выплаченных им доходов.









     ПОЛОЖЕНИЕ    ПО    БУХГАЛТЕРСКОМУ  УЧЕТУ  "УЧЕТНАЯ  ПОЛИТИКА
     ПРЕДПРИЯТИЯ" ПБУ 1/94
     ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Об  утверждении  Положения  по бухгалтерскому учету "Учетная
политика предприятия"
     В    соответствии   с  Государственной  программой  перехода
Российской Федерации на принятую в международной практике систему
учета   и  статистики  в  соответствии  с  требованиями  развития
рыночной экономики, утвержденной постановлением Верховного Совета
Российской  Федерации  от  23  октября  1992  г., и во исполнение
постановления    Совета   Министров  -  Правительства  Российской
Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 ПРИКАЗЫВАЮ:
     1.    Утвердить    одобренное  Методологическим  советом  по
бухгалтерскому    учету   при  Министерстве  финансов  Российской
Федерации  Положение  по  бухгалтерскому  учету "Учетная политика
предприятия" (ПБУ 1/94) согласно приложению.
     2.  С  введением  в действие настоящего Положения в пункте 6
Положения   о  бухгалтерском  учете  и  отчетности  в  Российской
Федерации,    утвержденного    приказом    Министерства  финансов
Российской  Федерации  от  20  марта  1992  г. N 10, абзац второй
изложить в следующей редакции:
     "последовательное  применение  избранной учетной политики от
одного  отчетного года к другому".
     Заместитель министра финансов
     Российской Федерации
     А. САМУСЕВ.
     28 июля 1994 г. N 100.
      Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 1994 г. N 658

     1. Общие положения
     1.1.  Настоящее  Положение устанавливает основы формирования
(выбора  и  обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной
политики  предприятия.  Под  предприятием в дальнейшем понимаются
предприятия   и  организации,  являющиеся  юридическим  лицом  по
законодательству   Российской  Федерации,  включая  учреждения  и
организации,  основная деятельность которых финансируется за счет
средств бюджета.
     Настоящее  Положение является элементом системы нормативного
регулирования  бухгалтерского  учета  в  Российской  Федерации  и
должно  применяться  с  учетом других Положений по бухгалтерскому
учету.
     1.2.  Для  целей  настоящего Положения под учетной политикой
предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения
бухгалтерского    учета  -  первичного  наблюдения,  стоимостного
измерения,  текущей  группировки  и  итогового  обобщения  фактов
хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
     К  способам  ведения  бухгалтерского  учета относятся методы
группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения
стоимости    активов,    приемы    организации  документооборота,
инвентаризации,  способы  применения счетов бухгалтерского учета,
системы    учетных    регистров,   обработки  информации  и  иные
соответствующие способы, методы и приемы.
     1.3. Настоящее Положение распространяется:
     в  части  формирования  учетной  политики  -  на предприятия
независимо от форм собственности;
     в   части  раскрытия  учетной  политики  -  на  предприятия,
публикующие  свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично
согласно  законодательству  Российской  Федерации,  учредительным
документам либо по собственной инициативе.
     2. Формирование учетной политики
     2.1.  Учетная политика предприятия формируется руководителем
предприятия    на  основе  настоящего  Положения,  если  иное  не
установлено законодательством Российской Федерации.
     2.2. При формировании учетной политики предполагается, что:
     имущество и обязательства предприятия существуют обособленно
от имущества  и  обязательств  собственников  этого предприятия и
других    предприятий   (допущение  имущественной  обособленности
предприятия);
     предприятие  будет  продолжать свою деятельность в обозримом
будущем,    и   у  него  отсутствуют  намерения  и  необходимость
ликвидации    или    существенного  сокращения  деятельности,  и,
следовательно,  обязательства  будут  погашаться  в установленном
порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия);
     выбранная    предприятием    учетная   политика  применяется
последовательно  от  одного  отчетного  года к другому (допущение
последовательности применения учетной политики);
     факты  хозяйственной  деятельности  предприятия  относятся к
тому отчетному    периоду    (и,    следовательно,  отражаются  в
бухгалтерском  учете),  в  котором они имели место, независимо от
фактического  времени  поступления  или выплаты денежных средств,
связанных  с  этими  фактами  (допущение временной определенности
фактов хозяйственной деятельности).
     2.3. Учетная политика предприятия должна обеспечивать:
     полноту    отражения   в  бухгалтерском  учете  всех  фактов
хозяйственной деятельности (требование полноты);
     большую  готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов)
и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания
скрытых резервов) (требование осмотрительности);
     отражение    в   бухгалтерском  учете  фактов  хозяйственной
деятельности  исходя  не  только  из  их  правовой формы, но и из
экономического    содержания   фактов  и  условий  хозяйствования
(требование приоритета содержания перед формой);
     тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по
счетам  синтетического  учета  на  первое число каждого месяца, а
также  показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического
и аналитического учета (требование непротиворечивости);
     рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя
из условий  хозяйственной  деятельности  и  величины  предприятия
(требование рациональности).
     2.4.   При  формировании  учетной  политики  предприятия  по
конкретному    направлению    (вопросу)   ведения  и  организации
бухгалтерского  учета  осуществляется  выбор  одного  способа  из
нескольких,  допускаемых  законодательными и нормативными актами,
входящими  в  систему  нормативного  регулирования бухгалтерского
учета    в   Российской  Федерации.  Если  указанная  система  не
устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному
вопросу,  то  при  формировании  учетной  политики осуществляется
разработка    предприятием  соответствующего  способа  исходя  из
настоящего и иных Положений по бухгалтерскому учету.
     2.5.    Учетная  политика  предприятия  подлежит  оформлению
соответствующей    организационно-распорядительной  документацией
(приказом, распоряжением и т. п.) предприятия.
     Способы    ведения    бухгалтерского    учета,    отобранные
предприятием  при  формировании  учетной  политики, применяются с
первого января года, следующего за годом издания соответствующего
организационно-распорядительного    документа.    При   этом  они
применяются    всеми   структурными  подразделениями  предприятия
(включая  выделенные на отдельный баланс), независимо от их места
расположения.
     Вновь  созданное  предприятие оформляет избранную им учетную
политику  в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации
бухгалтерской    отчетности,   но  не  позднее  90  дней  со  дня
приобретения     прав    юридического    лица    (государственной
регистрации).  Избранная  предприятием учетная политика считается
применяемой    со    дня   приобретения  прав  юридического  лица
(государственной регистрации).
     2.6.  Изменения  в  учетной политике предприятия могут иметь
место  в  случае: реорганизации предприятия (слияния, разделения,
присоединения);  смены  собственников; изменений законодательства
Российской  Федерации  или  в  системе нормативного регулирования
бухгалтерского  учета  в  Российской  Федерации; разработки новых
способов бухгалтерского учета.
     Изменение  в  учетной  политике  должно  быть обоснованным и
оформляется  в  порядке,  предусмотренном  пунктом 2.5 настоящего
Положения.
     Последствия  изменений  в  учетной  политике, не связанные с
изменением  законодательства  Российской  Федерации,  должны быть
оценены  в  стоимостном выражении. Оценка в стоимостном выражении
последствий    изменений   в  учетной  политике  производится  на
основании  выверенных  предприятием  данных на дату (первое число
месяца),    с  которой  применяются  измененные  способы  ведения
бухгалтерского учета.
     3. Раскрытие учетной политики
     3.1.    Предприятие    должно    раскрывать   избранные  при
формировании  учетной  политики  способы  ведения  бухгалтерского
учета,    существенно  влияющие  на  оценку  и  принятие  решения
пользователей бухгалтерской отчетности.
     Существенными   признаются  способы  ведения  бухгалтерского
учета,    без    знания    о  применении  которых  пользователями
бухгалтерской    отчетности    невозможна    достоверная   оценка
имущественного  и  финансового  состояния,  денежного оборота или
результатов деятельности предприятия.
     3.2.  К  способам ведения бухгалтерского учета, принятым при
формировании  учетной политики предприятия и подлежащим раскрытию
в составе  бухгалтерской  отчетности, относятся способы погашения
стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценки
производственных  запасов, товаров, незавершенного производства и
готовой  продукции,  признания  прибыли  от  реализации продукции
(товаров, работ, услуг) и другие способы, отвечающие требованиям,
приведенным в пункте 3.1 настоящего Положения.
     Состав    и    содержание  подлежащей  раскрытию  в  составе
бухгалтерской    отчетности    информации   об  учетной  политике
предприятия    по    конкретным   вопросам  бухгалтерского  учета
устанавливаются  соответствующими  Положениями  по бухгалтерскому
учету.
     В    случае  публикации  неполной  бухгалтерской  отчетности
информация  об  учетной политике подлежит раскрытию как минимум в
части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
     3.3.  Если  учетная политика предприятия сформирована исходя
из допущений,  предусмотренных  пунктом 2.2 настоящего Положения,
то эти    допущения    могут   не  раскрываться  в  бухгалтерской
отчетности.
     При  формировании  учетной  политики  предприятия, исходя из
допущений,  отличных  от  предусмотренных  пунктом 2.2 настоящего
Положения,  то такие допущения вместе с причинами их применения и
оценкой  их  последствий  в    стоимостном  выражении должны быть
подробно раскрыты в бухгалтерской  отчетности.
     3.4.   Существенные  способы  ведения  бухгалтерского  учета
подлежат  раскрытию    в пояснительной записке, входящей в состав
бухгалтерской отчетности  предприятия за отчетный год.
     Представляемая    в  течение  отчетного  года  бухгалтерская
отчетность  может    не  содержать информацию об учетной политике
предприятия,  если в последней  не произошли изменения со времени
составления    предыдущей   годовой    бухгалтерской  отчетности,
раскрывшей учетную политику.
     3.5.  Изменения  в учетной политике, существенно влияющие на
оценку    и       принятие  решения  пользователей  бухгалтерской
отчетности  в  отчетном  году    или  в  периодах,  следующих  за
отчетным, а также причины этих изменений и  оценка последствий их
в стоимостном  выражении  подлежат  обособленному    раскрытию  в
бухгалтерской отчетности.
     4. Заключительные положения
     Настоящее  Положение  применяется  начиная  с  1 января 1995
года.  Учетная  политика подлежит раскрытию в составе публикуемой
бухгалтерской  отчетности    предприятий за первый после 1 января
1995 года отчетный год.