Леонард Борисович Терновский - врач-рентгенолог, активный участник правозащитного движения, член "Московской обществен- ной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР", член "Комиссии по расследованию злоупотреблений психи- атрией в политических целях". За правозащитную деятельность в 1980 году был осужден по статье 190/1 на три года. Л. Фрид * * * * * * Леонард ТЕРНОВСКИЙ. ИДЕЙНОЕ НАСЛЕДСТВО ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ. Можно ли вообще говорить о идейном наследстве правозащит- ников? Разве были ими впервые высказаны действительно новые или оригинальные идеи? - Едва ли. - Но что вполне ново под луной? Думаю, если правозащитники только возродили из забвения идеи, высказывавшиеся и до них; если они своим примером при- вили их в сознании общества; если они дали этим идеям собственную, оригинальную трактовку, - то правомочно называть такие идеи правозащитными. А, следовательно, можно говорить и о идейном наследстве правозащитного движения. Предвижу другое возражение. Общественное движение 60-80-х годов было идеологически пестрым: тут и религиозники, и наци- оналы, и демократы, и либералы, и даже "истиные марксисты-ле- нинцы". Это движение не имело и общепризнанного названия: инакомыслящие, диссиденты, демократы, правозащитники. Возмож- но ли извлечь из подобного разномыслия какую-то общую сущ- ность? - Я считаю - можно. Диссидентами именовались люди различных взглядов и уст- ремлений, несхожие и порой почти ни в чем не согласные между собой. Но все-таки были по меньшей мере три положения на ко- торых сходились почти все. Эти принципы не всегда четко фор- мулировались, часто только подразумевались. Но их не оспари- вал почти никто. На мой взгляд они состоят в следующем. Гласность - сегодня затертое слово. И изобрели ее, конеч- но, не правозащитники. Освобождение слова от цензуры ставил во главе своей программы еще Герцен. Но за десятилетия боль- шевистского ига мы отвыкли от свободной речи. Оттого откры- тость выступлений первых правозащитников производила поистине потрясающее впечатление. Вот несколько примеров. В конце сентября 67г. молодого москвича вызвали в КГБ. И сказали: мы знаем, что вы составляете сборник материалов не- давно закончившеговся суда. Предупреждаем, - если сборник бу- дет закончен и распространен, вы будете привлечены к уголов- ной ответственности. - 2 - Как обыкновенно вели себя в такой ситуации наши сооте- чественники? Многие, даже не трусливые люди, решили бы: все, ничего не поделаешь, - и уничтожили бы подготовленный сбор- ник. Другие, похрабрей, - спрятали бы его до лучших времен. Самые храбрые, не считаясь с непрошенными советами, закончили бы сборник и распространили бы его. Решившись сесть в резуль- тате на скамью подсудимых. Человек, о котором я рассказываю, Павел Литвинов, будущий участник демонстрации 25 августа 68г. на Красной площади, поступил самым естественным - и самым невероятным образом. Вернувшись домой, он записал по памяти беседу в КГБ и эту за- пись отправил главным редакторам 4-х советских и 3-х иност- ранных газет - с просьбой опубликовать свое письмо. "Чтобы, - писал он, - в случае моего ареста общественность была бы ин- формирована о предшествующих ему обстоятельствах". Это письмо тогда же было напечатано за рубежем, звучало по "голосам". А сам сборник - "Дело о демонстрации на Пуш- кинской площади 22 января 67г." вышел по-русски в Лондоне в 68г. ...Не знаю, как такое ощущается сегодня. Но в то время, услышав письмо Литвинова по радио, я был потрясен его поступ- ком. Значит, - так можно? - Нет, так НУЖНО! Еще пример, - не нынешней - дозволенной, а тогдашней - преследуемой, обжигающе-опасной гласности. Осенью 73г. арестами, преследованиями и угрозами задавлена "Хроника", са- миздатский бюллетень правозащитников. На допросах и судах "Хроника" однозначно квалифицируется как антисоветская и кле- ветническая. За нее судят и дают срока. И в КГБ диссидентов предупреждают и шантажируют: за каждый вновь выпущенный номер последует новый арест. И даже совсем не обязательно того, кто будет его составителем. Вот так: кто-то ответит за поступок другого, и все мы - заложники. Можно решиться рисковать собственной головой, но ставить на кон своего товарища? И ясно как день, что это не пустая угроза. Май 74-го. Как и от кого попал в мои руки тот листок с коротким текстом? Не помню. Но помню мои тогдашние чувства: изумление, восхищение, гордость, - и горечь, и скорбь. Скорбь предстоящей потери. Неизбежного и скорого расставания. Потому - 3 - что листок в моих руках для тех, кем он подписан - верная пу- тевка в ГУЛАГ. Их собственное, добровольное заявление на про- хождение тюремно-лагерной службы за отечество. За нас. "За други своя"... Вот он, тот листок, под которым имена моих друзей: "Не считая, вопреки неоднократным утверждениям КГБ и судебных инстанций СССР "Хронику текущих событий" нелегальным или клеветническим изданием, мы сочли своим долгом способствовать как можно более широкому ее распространению. Мы убеждены в необходимости того, чтобы правдивая информация о нарушениях основных прав человека в Со- ветском союзе была доступна всем, кто ею инте- ресуется. 7 мая 74г. Т.Великанова, С.Ковалев, Т.Ходорович." И это заявление уже отдано иностранным корреспондентам вместе с очередными номерами "Хроник". "Хроника" выходила еще 8 лет. А всем подписавшим заявле- ние судьбой было воздано свое: Сергей Ковалев был арестован в декабре 74г. и осужден к 7 годам строгих лагерей и к 3 - ссылки; Татьяна Ходорович поплатилась изгнанием, уехав из страны в ноябре 77г.; Татьяна Великанова была арестована 1 ноября 79г. и приговорена к 4 годам строгих лагерей и 5-и - ссылки... Второй из принципов, который исповедовали правозащитники, - это уважение к праву и законности. Сегодня такой деклараци- ей никого не удивишь, - ведь мы собираемся строить правовое государство. Не то было какое-нибудь десятилетие назад. Идеи права относительно новы для России. Они стали по-настоящему утверждаться лишь после судебных реформ Александра II. Эти идеи отстаивались в сборнике "Вехи". Но им не суждено было взрасти и утвердиться. Октябрьская катастрофа 17 года смела эти ростки, на много десятилетий утвердив правовой нигилизм, подменив право классовым или революционным правосознанием, социальной це- лесообразностью. - 4 - "Закон - дышло"; "Был бы человек, а статья найдется", - в подобной мудрости воспитано у нас не одно поколение людей. Разоблачение страшных преступлений тоталитаризма застави- ло задуматься о гарантиях от будущих беззаконий. Мысли интел- лигенции обратились тогда к забытой идее права - как антитезе произвола. Возник интерес к отечественной и мировой юриспру- денции. Многие впервые непредвзятыми глазами читали Конститу- цию и кодексы законов, читали - и изумлялись. Оказывается, согласно Конституции нам принадлежат ПРАВА и СВОБОДЫ, - сло- ва, печати, собраний, митингов, демонстраций, - а мы и не вспоминали о них. Оказывается, и наш закон не всегда безна- дежно плох, он даже способен порой служить защитой от разбоя властей, - беда в том, что мы его совсем не знали и не требо- вали его соблюдения. Так значит - надо потребовать! Осенью 65-го в Москве были арестованы писатели А.Си- нявский и Ю.Даниэль. Одним из следствий их ареста стала пер- вая правозащитная демонстрация 5 декабря 65г. на Пушкинской площади. Участники демонстрации, несомненно, сочувствовали арестованным писателям и видели в их аресте покушение на сво- боду слова и творчества. Чего же они требовали? Уж, навер- но, освобождения арестованных? Наказания виновников произво- ла? - Нет, их лозунги отличала предельная сдержанность: - "Соблюдайте советскую Конституцию!" - "Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!" Иные публицисты и писатели презрительно упрекают правоза- щитников за скромность и недостаточность подобных требований. За то, что они "согласны были и на эту власть и на эту конституцию - только чтобы она "честно выполнялась"." За то, что "это не один только прием у них был - "соблюдайте ваши законы!" " "Законничество" правозащитников, действительно, не было игрой. Но так ли мало - требование соблюдать писаный закон, провозглашенные и признанные права, процессуальные нормы и гарантии?! Это тот минимум, тот юридический фундамент, опира- ясь на который только и можно возвести надежное строение. Да, правозащитники не были революционерами, не пытались сокрушить существующий строй, не конспирировали и не лукавили, но их правовое просветительство и нравственная позиция постепенно меняли интеллектуальную атмосферу и сознание общества. - 5 - Люди начинали понимать: -что естественно и неподсудно инакомыслие; -что противоправна цензура, а не бесцензурный "Сам- издат"; -что не должны быть наказуемы открытые письма, мир- ные протесты и петиции. Диссиденты повсюду искали правовые знания, находя их не только в сводах законов и кодексах. Так, обнаружилось, что подписанная СССР "Всеобщая декларация прав человека" почти неизвестна нашим соотечественникам. Тогда "Декларацию" удоче- рил и размножил "Самиздат", и копии ее, случалось, даже отби- рали на обысках. Диссиденты делились своими знаниями и опы- том, учились друг у друга. Это был настоящий правовой ликбез. И тут уместно сказать о его пионерах и энтузиастах. Одним из первых был математик и поэт А.С.Есенин-Вольпин. Его памятка "Для тех, кому предстоят допросы" (1969) сыграла важную роль в выработке правозащитниками осознанной и грамотной позиции на этом трудном и ответственном испытании. Эту же тему разви- вали в своих статьях Як.Виньковецкий и В.Альбрехт. Я мог бы назвать еще многих. Но назову только одну - Софью Васильевну Каллистратову, нашу добрую Заступницу. Адво- кат, юрист высочайшего класса, она не только была нашей со- ратницей и старшим товарищем, но и стремилась привить нашему движению правовую культуру. Стоит упомянуть тщательное редак- тирование ею документов Московской группы "Хельсинки". Или ее "Замечания" к проекту Конституции 77г., - профессиональный постатейный разбор этого документа. В числе прочего в своих "Замечаниях" Софья Васильевна подвергла критике впервые пред- ложенную тогда (и отмененную ныне!) пресловутую 6-ю статью. Требуя уважения своих прав, участники движения и сами соблюдали дух и букву закона. Но власти все равно преследова- ли правозащитников, арестовывали, судили и сажали. Механика тут была простой. Послушные следствие и суд, словоблудствуя, рассматривали разоблачающую, неприятную для властей правду как заведомую клевету. И мы оставались со своей правдой - и со своим приговором. И попадали кто - в лагерь, кто - в "пси- хушку", и все вместе - в "Хронику". Читайте "Хронику"! В ней не только кладезь информации. Не только наша недавняя история. Своеобразным образом "Хроника" - 6 - утверждала и пропагандировала некоторые признанные всем миро- вым сообществом правовые положения. Неизменно на титульном листе каждого ее номера как девиз, как знамя печатались слова ст.19 "Всеобщей декларации прав человека": "Каждый человек имеет право на свободу убеж- дений и свободное выражение их; это право включа- ет свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распрост- ранять информацию и идеи любыми средствами и не- зависимо от государственных границ." И третий, быть может самый главный наш принцип - НЕНАСИ- ЛИЕ. Принцип этот имеет древнюю историю, которой я не стану касаться. Уже в новое время его исповедывали Лев Толстой, Мо- хандас Ганди, Мартин Лютер Кинг. Но с этим принципом в массо- вом сознании связан один застарелый и устойчивый предрассу- док. Он заключается в том, будто не приемлющие насилия люди - непротивленцы. Нет, мы не были непротивленцами! Напротив, мы противились злу изо всех наших сил, боролись с сильнейшим противником, рискуя всем, - свободой и головой. Но нашим ору- жием всегда оставалось только слово. Было ли это выстраданным принципом? Или может быть просто диссиденты не испытали на себе в полной мере гонений, произ- вола и насилия? Нет, власти не щадили своих мирных оппонен- тов. И "на всю катушку" упекали правозашитников в тюрьмы, ла- геря и психушки. Политзеки и там не мирились с произволом,- требовали соблюдения своих прав, писали заявления, отказыва- лись от работы, объявляли голодовки. Это была отчаянная борь- ба, но - ненасильственными средствами. Это была борьба со своими горькими невозвратными потерями и жертвами. Так, не вышли из лагерей Ю.Галансков, Ю.Кук, Вал.Марченко, О.Тихий, В.Стус, - и это далеко не полный мартиролог. А Анатолий Мар- ченко, своей гибелью оплативший начало освобождения "полити- ческих"? Да, мы скорбим о всех погибших товарищах. Но правозащит- ники никогда не призывали к самосуду и кровавому отмщенью. И лирический герой стихотворения Ю.Даниэля, на глазах которого гибнет от пули охранника один из его сотоварищей-зеков, с от- чаяньем думает: - 7 - "Ну, чем отвечать? Матюками ли, Ножем ли, поджогом? Пустое! Расправы в бессмыслицу канули. Одно только слово простое, Настойчивое, как пословица, Захлебывается и молит: О, Боже, не дай мне озлобиться! Спаси - не обрушивай молот!.." Принцип ненасилия считался несомненным в диссидентской среде. Так было даже в период тяжких и постоянных репрессий, по своей массовости, жестокости и произволу несравнимых с се- годняшним днем. Но вот недавно, в январе 91г., появилось - за подписями некоторых диссидентов - обращение отступнически по- рывающее с этой традицией, по меньшей мере одобряющее, оправ- дывающее - если не призывающее - вооруженное восстание, насильственное низвержение существующей власти. Это было тем более неожиданным, что обращение исходило от участников орга- низации, в своих программных документах всегда подчеркивающей принцип ненасилия. Я имею в виду "Письмо 12-и" членов партии "Демократический союз". Критиковать этот документ сегодня чрезвычайно трудно мо- рально. Ибо двое из его авторов* - Валерия Новодворская и Владимир Данилов - находятся под следствием и заключены в Ле- фортовскую тюрьму. Но и промолчать, оставить без ответа лож- ные и пагубные идеи этого письма невозможно. Говоря о "Письме 12-и" нельзя забывать, что поводом его было кровопролитие в Вильнюсе, расправа над безоружными людь- ми, спровоцированная и осуществленная центральной властью. Что в тот - острейший! - момент нельзя было предвидеть не станет ли насилие лавинообразно шириться и нарастать, не пе- рерастет ли в подлинную колониальную войну. Это объясняет (но не оправдывает) его горячечно-взвинченный тон. Но никаким ---------------------------------------------------- *) Сегодня уже - трое: согласно сообщению "Московского комсомольца" от 9 июля 91г. арестована еще одна из подписав- ших "Письмо 12-и",-Елена Авдеева. - 8 - сколько-нибудь существенным влиянием карликовая (хотя и крик- ливая) партия ДС не обладает. "Страшные" слова авторов "Пись- ма" о необходимости "низвергнуть режим", поднять народ на "вооруженное восстание" - пустые угрозы, не более чем аффек- тированные призывы молний и громов на головы насильников. И попытки изобразить и расценить их как серьезное и реальное покушение на существующий строй и безопасность государства - фальшивы и смехотворны. Это лучше всего известно самим веду- щим следствие по 70-й ст. УК органам КГБ. Нельзя судить за вырвавшийся крик возмущения и боли. А никаких насильственных действий никто из авторов "Письма" не совершал. Поэтому я выступаю сейчас в их защиту, поэтому я подписал обращение Московской группы "Хельсинки" с призывом освободить В.Новодворскую и В.Данилова из под стражи. Но защищая людей - авторов "Письма", я буду и впредь бескомпромиссно бороться с их безрассудными и опасными идея- ми. Да, преступные акции властей в Вильнюсе (и следом -в Ри- ге) не только можно, но и необходимо осудить. Но нельзя гово- рить о будто бы уже "развязанной (этими действиями) граж- данской войне". Недопустимо и безнравственно объявлять ко- го-то - даже преступника! - вне закона, опасно нагнетать страсти, призывать "гнев народа и руку мстителя". Безот- ветственно звать народ "на свержение преступной власти любым путем, в том числе и с помощью вооруженного восстания". Бе- зответственно вдвойне, ибо, у бесстрашных авторов "Письма" нет ни сил, ни возможностей защитить от неизбежной расправы и встречного террора людей, легкомысленно поддавшихся на их призывы. Острые конфликты и кровавые столкновения, в том числе с использованием вооруженных сил - увы! - не новость в нашей стране. Мы прочли - через десятилетия! - о расстреле рабочих в Новочеркасске в 62г. Можно напомнить и нашу оккупацию Че- хословакии в 68г. Или интервенцию в Афганистан в 79г., безум- ную, преступную авантюру, повлекшую потери десятков тысяч только наших ребят и неисчислимые - афганцев. И в том, и в другом случае среди диссидентов нашлись люди, открыто заявив- шие свой протест. Но диссиденты не призывали "низвергнуть ре- жим, заливающий страну кровью", не писали, что "кремлевских - 9 - палачей не защищают отныне ни законы божеские, ни челове- ческие". И заявление Московской группы "Хельсинки", твердо и решительно осуждающее наше вторжение в Афганистан, не пахло женской истерикой. Демонстрация семи на Красной площади 25 августа 68г. про- тив оккупации Чехословакии была подчеркнуто мирной - сидячей. И когда сотрудники в штатском ногами избивали демонстрантов, те не отвечали на удары. Гражданский подвиг Андрея Дмитриевича Сахарова - лучшее олицетворение деятельного, упорного и постоянного противления злу, но противления - без насилия. Сталкиваясь во множестве с несправедливостью и произволом, Андрей Дмитриевич неизменно отвергал насилие, стремился к диалогу, заявлял себя убежден- ным сторонником эволюционного, а не революционного пути раз- вития общества. Неужели и сейчас, когда Сахарова больше нет с нами, мы не расслышим и не поймем его зовущего к примирению голоса?! Ныне правозащитники - хотим мы этого или нет - должны уступить место другому поколению наших сограждан, которое се- годня выходит на авансцену. Чем мы, уходящие, можем им по- мочь? Мы прошли долгий и нелегкий путь. И вот, на мой взгляд, три главных вывода, три главных идейных итога этого пути. Три принципа: гласность и открытость. Приверженность к праву и закону. Ненасилие. Сегодня наше общество на распутьи. Мы пробудились от ле- таргии, все сдвинулось, и уже нет пути назад. А впереди - пу- гающие призраки смут и революций, кровавых потрясений, разру- хи, голода и одичания. Уже занимаются, вспыхивают то здесь, то там огоньки междоусобиц. Неужели они сольются в огненный вихрь? Неужели гудящее пламя гражданской войны снова прока- тится по нашим городам и селам? Неужели мало бедствий выпало на долю нашей несчастной страны? Но есть, - я верю, - и другой путь. Путь эволюции, а не взрыва. Законоуважения, а не анархии. Путь взаимного отказа от насилия. Путь открытого обсуждения противоречий, поисков компромисса и взаимных уступок. Терпимости к оппоненту и партнеру, признания его интересов и прав. - 10 - На этот путь зовет нас опыт правозащитников. И если мы выберем путь гражданского примирения, если об- щество воспримет наш опыт нравственного противостояния, прин- цип ПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ НЕНАСИЛИЕМ, - можно считать, что правоза- щитное движение не было напрасным. И что идейное наследство правозащитников не пропало даром. Июль 91г. - 11 - ПРИЛОЖЕНИЕ 1. "ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТИ" "Когда правительство нару- шает права народа, восстание яв- ляется священным и необходимейшим долгом народа". ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. "Истребление тиранов" - так когда-то Набоков назвал свой рассказ о злодеяниях Сталина. Сегодня переполнилась мера зло- деяний советского фашистского режима Горбачева. Против безо- ружного народа Литвы брошены танки, пролилась кровь мирных жителей. Советские штурмовики повторяют подвиги громил СА в Тби- лиси и Баку. Гражданская война, развязанная кликой Горбачева против его безоружных противников, посмевших предпочесть сво- боду рабству, приобрела открытый характер. В этих условиях вооруженное сопротивление, неуместное в другое время, стано- вится законным средством борьбы народа с властью, обагрившей руки его кровью. Мы бесславно стерпели три Тимишо...: Тби- лиси, Баку и Вильнюс, хотя Горбачев достоин участи Чаушеску, а его режим - аналогичного финала. Кто осудит студента, убив- шего Самосу? Кто бросил бы камень в покушавшихся на Сталина и Гитлера? Преступив закон, гласящий, что жизнь человека - святыня, Горбачев сам поставил себя вне этого закона. Отныне ни законы божеские, ни законы человеческие не за- щищают его и других военных и государственных преступников от гнева народа и руки мстителя. Нельзя искупить свою вину перед народом Литвы, не защи- щая его с оружием в руках от карателей. Отныне народ приобре- тает право на свержение преступной власти любым путем, в том числе и с помощью вооруженного восстания. Политический режим, заливающий страну кровью, должен быть низвергнут, а кремлевские палачи разделить участь гитле- - 12 - ровских преступников, осужденных на Нюрнбергском процессе, или павших от руки участников антифашистского Сопротивления на оккупированных территориях. Мы заявляем об этом открыто, и пусть наше обращение станет прологом к будущей демократи- ческой революции. Члены партии ДС: Елена Авдеева, Юрий Бехчанов, Алексей Бирюков, Владимир Данилов, Анна Комарова, Вадим Кушнер, Вале- рия Новодворская, Василий Носов, Елена Орадовская, Алексей Печенкин, Иван Струков, Евгений Фрумкин. (Текст "Письма 12-и" напечатан в частности в дискуссион- ном листке партии ДС "ВПОЛГОЛОСА", апрель 1991г., номер 2.) - 13 - ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОБРАЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ МОСКОВСКОЙ ГРУППЫ "ХЕЛЬСИНКИ". 21 мая в Москве арестованы и водворены в Лефортовскую тюрьму члены партии "Демократический союз" Валерия Новод- ворская и Владимир Данилов. Они обвиняются в том, что призы- вали к насильственному свержению существующего государствен- ного строя, по-видимому, в связи с чрезвычайно резким и эмо- циональным "Письмом 12-и", опубликованным в изданиях ДС после вильнюсского кровопролития. Часть 1 ст. 70 УК РСФСР, которая им вменяется, предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. Это, насколько нам известно, первое дело, возбужденное в столице с 1985 года по этой статье (как в ее старой, так и в новой редакции), и от того, как будет проходить следствие и суд, какова будет реакция общественности на сам факт возбуж- дения подобного дела, зависят судьбы не только Новодворской и Данилова, но, может быть, и всего демократического движения в стране. Деятельность Валерии Новодворской и партии ДС в последние годы - вся на виду и известна общественности страны. В прог- рамме ДС подчеркивается принцип ненасилия. Здравомыслящим и непредубежденным людям было очевидно, что практикуемый Новодворской метод публичного эпатажа есть лишь форма общественного протеста как раз против многолетней политики террора и насилия со стороны коммунистического пра- вительства. В последнее время в печати и с телеэкрана действительно раздаются - и остаются совершенно безнаказанными! - много- численные призывы к тому, чтобы власть в стране перешла в ру- ки военных. С заявлениями подобного рода выступают, главным образом, политики прокоммунистического толка. Реальная опасность таких призывов тем сильнее, что они исходят от дея- телей, близких к военно-промышленному комплексу. (См., напри- мер, "День" ном.9, 1991г.; "Известия" ном.116,1991г.; выступ- ления А.Невзорова по Ленинградскому телевидению и др.) Но ко- му же не понятно, что захват власти военными как раз и привел бы к изменению существующего ныне государственного и общест- венного строя с и с п о л ь з о в а н и е м с и л ы. - 14 - Помимо призывов, имеются и прецеденты прямых попыток свержения конституционного строя с помощью военной силы - в республиках Прибалтики. Обещание Президента расследовать по- пытки путча в Литве и наказать виновных пока не выполнено. На фоне этих призывов и насильственных действий арест и возбуждение уголовного дела против членов ДС выглядит или как отвлекающий маневр, или как прямая провокация со стороны структур старого режима, и, в частности, со стороны КГБ, и как еще одна попытка прямого наступления на демократические завоевания последних лет. Мы призываем общественность страны проявить бдительное внимание к "делу Новодворской" и к прецеденту применения ст.70 УК РСФСР в новой редакции. Не разделяя идей "Письма 12-и", мы требуем немедленно изменить жестокую и необоснован- но назначенную В.Новодворской и В.Данилову меру пресечения и освободить их из-под стражи. 30 мая 1991г., Москва. Лев ТИМОФЕЕВ, Юрий ОРЛОВ, Галина СТАРО- ВОЙТОВА, Генри РЕЗНИК, Леонард ТЕРНОВСКИЙ, Вячеслав БАХМИН, Михаил АЛЕКСЕЕВ. Присоединяется: Александр ЛАВУТ.