УРЛАЙТ 6/24 1989 г.
   
   
   НОВОСИБИРСКИЙ РОК
   
   Первые ростки  проклюнулись  к началу  80-х:  в  НЭТИ /крупный
электротехнический   вуз/   появился   хард-рок,   чуть  позже  в
Академгородке среди студентов Университета завелся грибок панка.
   Влияние на умы тогда оказывали:  с Запада - английские корифеи
харда и арта,  из родного -  МАШИНА ВРЕМЕНИ,  затем -  АКВАРИУМ и
ЗООПАРК.  Вдохновляли  периферийные  подвиги  УРФИН  ДЖЮСА,  ДДТ,
ОБЛАЧНОГО  КРАЯ.  Эти  семена  дали  своеобразные  всходы,  благо
местная почва была изрядно унавожена  идиотизмом сибирской жизни.
К примеру, на весь Новосибирск имелся один мало-мальски приличный
комплект    аппаратуры,    которым    озвучивали    исключительно
торжественные митинги и собрания.
   "Первую волну"  Н.Р.  всколыхнули талантливые  авторы,  они же
виртуозные гитаристы В.Бугаец /ЛОМБАРД/ и Ю.Наумов, при поддержке
всеобщего  звукооператора  А.Кириллова.   Вокруг  них  завязалась
рок-тусовка  с центром   в НЭТИ.  Это  был уже настоящий  рок  - с
собственной концепцией, глубокими текстами. В музыке упор делался
на изощренную гитарную технику.
   К 83  -  му году звуки гитар достигают ушей  начальства. После
эпопеи кабинетных разборок  ЛОМБАРД со свистом  вылетает из НЭТИ,
Наумов вынужден вообще уехать из  города.  При таком раскладе "на
коне"   оказалась  законспирированная  /!/   часть   тусовки  под
названием   "Новосибирская   ассоциация   рокеров".  Допускались,
естественно,   только   свои.   Собирались   у   касс  кинотеатра
им.Маяковского,   "отсекали  хвосты",  и  уходили  на  квартирные
сейшены. Время от времени приглашали в гости Башлачева, Науменко,
Цоя,  Шевчука,  складывались  по тройке-пятерке на  авиабилеты. В
Академгородке буйным  цветом зацвело нечто  панкообразное - БОМЖ,
ПОП-КОНТРОЛЬ,  ПУТТИ и др.  Печаталась даже настоящая газета "ИД"
/шестой номер которой был конфискован с принятием соответствующих
мер/.                                                                                                                                                                                                                                                        
                                                                                                                                                                                                                                                             
                                         
   Но  большинство музыкантов,  особенно новички,  доступа  в это
потаенное  рок-н-ролльное  братство  не  имели.   "Сны  о  чем-то
большем",  нежели лабание по кабакам,  подвигли их в 84-м году на
создание рок-секции,  кочевавшей по  заштатным  клубам  и  ДК. По
стилю это были беглецы из ВИА-болота с робкими потугами  на хард.
Совет секции пустился во все тяжкие  по части  стояния на коленях
перед  бюрократами различных рангов,  выклянчив титул "рок-клуб",
пару "прослушиваний"  и  бредовых телепередач.  Между тем тусовка
проводит неофициальные концерты и фестивальчики.
   В  85-м  году  горком  ВЛКСМ  создает  первый  в  стране "Фонд
молодежной инициативы".  Забрезжила  смутная материально-правовая
база.  3.03.86  рок-клуб учреждается при "семи няньках",  одна из
которых  -  ФМИ.  Первые легальные концерты  26.04.86  и 24.05.86
назывались,   естественно,   "Рок  за  мир".  Привлеченные  этими
мыльными  пузырями,  в  рок-клуб  потянулись  тусовщики  и рокеры
"первой волны". Но вот беда:"Фонду" была нужна только самореклама
и  деньги,  проблемы нищих,  бесправных рокеров  их не волновали.
Первое  же  крупное  совместное  мероприятие  /гастроли АКВАРИУМа
25-27.10.86/  кончилось скандалом:  на все 10 000 руб. дохода ФМИ
закупает...  мягкую  мебель  для своего  оффиса!!  Громко хлопнув
дверью,   ограбленный   рок-клуб  уходит  -   но   куда?  Попытка
пристроиться к досуговому  центру  обкома  ВЛКСМ  насмерть пугает
комсомольских чиновников. Клуб повисает в воздухе.
   В таких боевых буднях вызрело и окрепло  "левое  крыло" клуба,
куда стягиваются ведущие музыканты и адм.группа  В.Мурзина. Они в
январе 87-го года  и взметнули "вторую  волну":  клуб единогласно
разогнал  прежний  соглашательский  Совет  со  всеми  "свадебными
генералами".   В.Миллер,   директор  престижного  ДК  им.Чкалова,
наплевав на  все инструкции,  разрешает  выступать у  себя  в ДК.
Прилив энтузиазма сметает административные рогатки. Нельзя давать
"концерты"?  Назовем их  "рок-лабораторией"!  Даешь рок-н-ролл! 4
дня /10-13.04.87/ бушует 1-й фестиваль клуба с участием НАУТИЛУСА
ПОМПИЛУСА  и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ /приезд  ЗВУКОВ  МУ   и АУКЦИОНА
комсомольским чинам удалось сорвать/.
   Машинописный  журнал  "Тусовка"   разбухает   до  250  листов.
Областная газета "Молодость Сибири",  скрипя зубами, выпускает на
свои  серые страницы  клубную "Рок-полосу".  Поездки  в Ленинград
/КАЛИНОВ   МОСТ,   ЛОМБАРД,   СТРАХОВОЙ  ПОЛИС/,  Свердловск,  на
всесоюзный  фестиваль в Подольск  рождают  в  столицах  легенду о
неслыханном  расцвете  рока  за  Уральским хребтом.  Символом его
становится  КАЛИНОВ   МОСТ  с   оригинальной  версией  сибирского
фолк-блюза,  а почвой и движущей силой - хард-рок старого закваса
и  злой  примитив  -  панк.  Да и как не злиться?  Залы - битком,
шумиха на  пол-Союза,  а  клуб  и  музыканты  как  были  нищими и
бесправными,  так  и остались.  Отсюда  -  авантюрная организация
концертов,  партизанский "менеджмент".  Студийных  альбомов почти
нет - одни концертные фонограммы и репетиционные" болванки". 
   К  осени  волна  выдохлась.  На  фоне  общего  уныния забузили
клубные оболтусы...  В конце концов с подачи опытного функционера
С.Бугаева 8  ведущих групп отделяются в автономную "Студию-8" для
сугубо коммерческой деятельности...и тут же получают счет в банке
и аппаратуру.  Но в полном  соответствии  с печальными традициями
проводить  серию  концертов  без  умной  рекламы  и  менеджмента.
Широкая публика оказалась к этому совершенно не готрова,  и былой
ажиотаж спадает. Другой причиной этого стали нападки разобиженных
останков  рок-клуба  на  "Студию-8"   .  Конфликт  не  без  труда
притушили,  но  тусовка  была  уже  расколота:  хрупкое рокерское
единство пошло ко всем чертям.
   И все же годы "штурма и натиска"  дали много: заложен огромный
потенциал,   появляется  много   интересных  авторов,  забывается
позорная  практика  "литовки".   Некоторые  начальники  перестали
терять сознание от слова "рок".  Так что к началу 90-х годов надо
ждать   "третью   волну",    герои   которой   выиграют   наконец
затянувшуюся битву  за  существование  и  займутся  рок-музыкой в
собственном значении этого слова.
   
   ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ /Новосибирск/
   1-й  фестиваль  новосибирского  рок-клуба   /10-13.04.87/  был
причиной  появления на  собрании  группы  стильно одетых  ребят с
модерными прическами.  Представившись  как  "ЗП",  они пригласили
клуб  прослушать  их  в ДК  им.Кирова,  где они, оказывается, уже
давно репетировали.  Прослушивание стало открытием: в городе есть
группа 100%-ной "новой волны"!  Удачно вписавшись в клуб,  "ЗП" с
ходу  дает ряд успешных концертов и гастролей  в  составе: Андрей
Барков /гт.,  вк./,  Аркадий Головин /кл.,вк./, Николай Дизендорф
/бас/,  Игорь "Бух"  Олешкевич /уд./. К лету становится ясно, что
"роковый" ритм Буха выпадает из "точечной" структуры саунда "ЗП",
и Бух выпадает  в ПУТТИ.  Поработав  с  ритмкомпьютером,  "ЗП" по
осени вербует  сессионного  барабанщика  Рината  "Ронни" Вахидова
?БОМЖ, КОМИТЕТ ПО СПАСЕНИЮ ЗАБЛУДШИХ АЛЬПИНИСТОВ/. В начале 88-го
года  в связи с кризисом  рок-клуба "ЗП"  переходит в "Студию-8",
где и продолжает набирать обороты.
   ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. LP: "Комендатура"   1987
                             "Конструкция"   1988
   
   
   БОМЖ /Новосибирск/
   родился в марте  1984  г.  Поддевая  крючком  молочный  ящик в
подсобке  столовой  N  2,  молодой  грузчик  Стас  Зыкин  спросил
приятелей:  "А не сыграть  ли нам свои песни  на электрогитарах?"
Мысль  понравилась.  А для  начала  компания  занялась акустикой.
Теперь уже трудно  вспомнить,  что  менялось  чаще  -  состав или
название группы. Перебрав весь спектр вплоть до ЧЕТЫРЕ ТАНКИСТА И
СОБАКА,  остановились  на  нейтральном:  БЕЗ  ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА
ЖИТЕЛЬСТВА.
   Текучесть  кадров  повлекла  за   собой  ряд  последовательных
трансформаций  творческого  лица  БОМЖа.  Сначала  это  была харя
грузчика-дегенерата,  радовавшегося тому, что он - дегенерат /хит
того   времени   -   "Криводановский   отвал"/,   затем   -  лицо
интеллектуала,  у которого  немножко  не  все  дома  /песня "Едет
крыша,  ой-ой-ой/.  Приступив к электрорепетициям, ребята поняли,
что играют панк, поскольку не то что аккорд, но и просто ноту "ля"
сыграть без фальши они были не в состоянии.
   Но все приходит с опытом.  Наступает  эпоха пост-панка: музыка
БОМЖа  зазвучала хоть  и по-прежнему гнусаво-фальшиво,  но  уже в
ритм.  Выступление на  фестивале в 5-ом  общежитии НГУ /24.10.85/
открыло концертную эру,  у группы появилась своя публика. Кончина
этого периода совпала с безвременной кончиной фортепиано во время
концерта БОМЖа в Политехникуме.
   Из  безвременья  БОМЖ  выплывает  на  гребне   "второй  волны"
новосибирского   рок-клуба.   Группа  становится  лауреатом  1-го
фестиваля клуба /10.4.87/.  Периодически впадая в кому  от ужасов
собственного  саунда,  группа  тем  не  менее  дает  ряд  улетных
концертов:  на фестивале в Подольске /11-13.09.87/,  в Москве /ДК
МГУ,  5.3.88/,  на панк-фестивале в Тюмени  /25-26.6.88/, получив
союзное признание и лавры самой беспросветной  сибирской команды.
По ходу БОМЖ  в очередной раз меняет  лицо,  пытаясь играть трэш,
т.е.    вываливая   в   зал   полный   вселенской   безысходности
урбанофренический   саунд,   разрываемый   предсмертными  хрипами
Джонника...
   В  связи  с  кризисом  рок-клуба  БОМЖ  с  декабря  1987  года
переходит в НМО "Студия-8".
   В  формировании  нынешней   антитоталитарной  платформы  БОМЖа
сыграл  видный  теоретик  академгородковского андерграунда Сергей
"Джекл"   Глазатов,   сочинения   которого   идут   нарасхват   в
неформальных, а с 88 года - и в официальных изданиях.
   
   LP: "Презумпция виновности"  1986
   
   
   ПУТТИ /Новосибирск/ - ангелы /лат./.
   Зародились в классических канонах панка -  в туалете торгового
училища,    где   болтали   и   бесились,   пародируя   известные
рок-группы,будущие художники-оформители Саша Чиркин, Дима Истомин
и Боря Кардымон. В конце концов было решено:
   1. Нести музыку в массы.
   2. Играть все "шиворот-навыворот".
   3. Не корчить из себя "антилигентов".
   4.Делать все весело.
   
   Исходный состав:  А.Чиркин /уд./., Д.Истомин /вк./.,Б.Кардымон
/бас/,  Евгений Бекк /гт./.  Первое же выступление в  конце 83-го
года произвело настоящий фурор. Сибиряки впервые узрили панк-шоу:
жуткие,  намазюканные  гуашью  чудовища,  скакали  по  сцене  как
сумасшедшие,  выплевывая в  публику  маразматическую  смесь тупых
рок-риффов,   рок-н-ролловых  стандартов,  эстрадных  и  газетных
штампов,  фольклора,  матерных частушек.  Самопальная аппаратура,
расстроенные инструменты и нежелание толком на них  играть давали
кошмарный  саунд.  Естественно,  ни о какой нормальной концертной
деятельности не могло быть и речи, а ненормальная достигла апогея
на фестивале в университете 24.10.85:  после второй песни концерт
был  прекращен,  и Чиркин  отправлен на  2  года  для прохождения
службы в омских  частях  МВД.  Там  он  организует  среди молодых
милиционеров панк-секцию и ходит в самоволки тусоваться  с Игорем
Летовым /ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА/.
   В его отсутствие группа становится возмутителем  спокойствия в
новосибирском рок-клубе,  где впервые исполняет на  большой сцене
суперхит  -  "Телеграфные столбы"  /2.11.86/. В начале следующего
года  президенту  клуба В.Мурзину удается  организовать несколько
аншлаговых  концертов,  и ПУТТИ по популярности входят  в пятерку
лидеров.   На  1-ом  фестивале  клуба  /10-13.04.87/  жюри  особо
отмечает ура-патриотический гимн ПУТТИ - "Дедушка Рейган - старый
обманщик"   /состав:   Д.Истомин/вк./,  Е.Бекк/гт./,  М.Поздняков
/гт.,вк./,  О.Чеховский  /бас/,  В.Ляпина  /уд.//.  Затем  сменив
нежную Викторию Ляпину на бомбардировщика Игоря "Буха" Олешкевича
из  ЗАКРЫТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ,  поражают  публику на  2-ом  фестивале
свердловского рок-клуба /29-31.05.87/, сея на Урале заразу панка.
Новосибирское ТВ снимает и даже пускает в эфир клип ПУТТИ "Не ешь
мой   завтрак".   В   угаре   славы   у   Позднякова   начинается
головокружение  от  успехов,  а Истомин  путает  Баха  с Бахусом,
попадая в цепкие объятия зеленого змия.
   Осенью  87  г7  возвращается  стриженный  под "нуль"  Чиркин и
железной  рукой наводит порядок.  После ряда  перетусовок состава
остаются:   А.Чиркин   /вк./,   О.Чеховский   /бас/,   Б.Кардымон
/бас/,И.Олешкевич /уд./,  плюс  гитарист  из музучилища Александр
Келемзин.    ПУТТИ   успешно   выступает    на   2-ом   фестивале
новосибирского    рок-клуба    /14-18.04.88/    и    региональном
панк-безобразии в Тюмени /25-26.06.88/.  Осенью уходит Чеховский,
зато  возвращается  блудный,  отрезвленный  Истомин, окончательно
утверждая группу  в статусе "олл  старз". Появляется сыгранность,
звук   от  первоначального   "гоп-стоп-мьюзик"  эволюционирует  к
увесистому сибирскому колхозному панку.
   ПУТТИ регулярно записывали сейшны с использованием  всего, что
придет в голову,  отталкиваясь от  своего  репертуара.  Этот стеб
"магнитофонной индустрии"  вылился в 93  (!) альбома, дискография
которых  тщательно  зафиксирована  летописцем  Чиркиным,  а  сами
записи разбрелись по белу  свету.  Нормальных студийных записей -
две,  из концертных лучшей считается программа "Красный  марш", в
которой  сместе  с ПУТТИ  играл  талантливый  самобытный гитарист
Дмитрий Селиванов.
   ПУТТИ LP: "Красный марш"  1988
             "Страсти по Салжаманыпытыку"   1989
             "Музыка к мультфильму "Сказки бабушки Каштрапуп"1989
   
   НИКОЛАЙ   КАТКОВ   (КОКА)/Новосибирск/   -   звукооператор  ДК
им.Чкалова.  С 1983 по 1987 г. втихаря записал на работе более 30
своих отдельных  композиций  в  полистилистике,  которую  в целом
можно  охарактеризовать  как  "сардонический   скэтч".  Широко  и
искусно использовал  звуковые  петли,  трюки,  эффекты, фрагменты
"фирменной"  музыки и  джаза,  привлекая  к  работе  самых разных
музыкантов.   Оказал   сильное  влияние  на   новосибирский  рок.
Разнообразные  сборники  композиций,  которые  он  дарил друзьям,
расплодились без его участия и получили широкий резонанс в городе
и за его пределами под названиями КОКА и ДИМАКОК .Ехидные, полный
сарказма тексты в исполнении Николая Каткова бесподобны.  В 87 г.
дважды  выступал  на  сцене ДК  им.Чкалова  как вокалист сборного
состава  ПОВИДЛО   с   концертными   версиями  своих  композиций.
Великолепный  испровизатор,  общий  любимец,  душа  любой хорошей
компании.
   
   ГРАЖДАНСКАЯ  ОБОРОНА /Омск/  -  детище  Игоря  "Егора" Летова,
младшего   брата  известного   авангардного  саксофониста  Сергея
Летова.  Первый  состав  82  г.  назывался  ПОСЕВ:  Андрей "Босс"
Бабенко /гт./, Александр "Алекс" Ивановский /гт./, Евгений "Дабл"
Деев  /бас/,  Летов /уд.,  вк./.  Маленький, скромный, склонный к
философствованию Егор,  будучи по натуре крайним нонконформистом,
сориентировал состав на чистый бескомпромиссный сибирский  панк и
не сворачивает с этого тернистого пути и по сей день.
   Записав с  ПОСЕВом  ряд  альбомов  /"Музыка  любви",  "Дождь в
казарме",  "Панк энд рок-н-ролл"  и  др./,  Летов в декабре 84 г.
собирает Г.О.: Босс, Егор плюс Костя "Кузя Уо" Рябинов /бас,вк./.
Коллектив  пытается концертировать и  записывает альбомы:"Поганая
молодежь",  "Оптимизм".  Время на дворе стояло лихое, и в декабре
85  г.  группа  была  разогнана.  Музыкантам  пришлось  подписать
бумажки с отказом от всякой  такой деятельности.  Егор три месяца
отсиживает  в   психушке.   Соответственно  весь   86   г.  носит
летаргически-подпольный характер. Можно отметить разве что запись
акустического  "Красного альбома"  и участие Егора в  записи двух
альбомов группы ПИК ЭНД КЛАКСОН ?братья Лищенко/.
   К весне 87 г. в Западной Сибири задул ветерок перестройки. Дул
он из Москвы и,  преодолевая Уральский хребет, изрядно ослабевал,
но  его  все  же  хватило  на  то,   чтобы   подтолкнуть  Г.О.  к
самовольному   выезду   на   1-ый   новосибирский   рок-фестиваль
/10-13.04.87/  в составе:  Егор, Олег "Пик Бэби" Лищенко, Евгений
"Эжен"  Лищенко.  Заявились они на фестиваль в  тот момент, когда
оргкомитет  находился в трансе:  обком  комсомола запретил приезд
ЗВУКОВ  МУ и АУКЦИОНА.  В программе зияла дыра.  Разъяренный этим
обломом  президент   рок-клуба   В.Мурзин  представил  начальству
команду Егора как пай-мальчиков  из  Омска  для  замены столичных
"отказников".  Прежде чем боссы опомнились,  Г.О. успела отыграть
25  минут, но они дали ей больше, чем 5 предыдущих лет. Неистовая
энергетика  Егора потрясла  публику,  и Г.О.  воочию  узрила свою
силу.   В  свою  очередь  многочисленные  гости  фестиваля  мигом
разнесли по стране легенду о Г.О. Воодушевленный Егор за май-июнь
записал  5   сольных  альбомов:  "Красный  альбом",  "Мышеловка",
"Хорошо?!",  "Тоталитаризм",  "Никрофилия". Лето и осень прошли в
усиленных поездках  по  стране.  Зимой /декабрь-январь/ рождаются
записи  "Так  закалялась  сталь",  "Все идет  по  плану", "Боевой
стимул".  Параллельно с ноября под маркой мифической  фирмы "ГрОб
Рекордз"  Егор  продюссирует  симбиозные  группы:  СПИНКА  МЕНТА,
ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ.  В январе-марте  89  г.:  ПОГО, КОММУНИЗМ,ЧЕРНЫЙ
ЛУКИЧ.  Весь 88  г.  проходит в усиленных гастролях. На следующий
день  после 2-го  новосибирского  рок-фестиваля  /14-18.04.88/, в
составе Г.О. Летов и Судаков организовали всесибирский панк-клуб.
На  тюменком  фестивале альтернативной  и  леворадикальной музыки
/24-26.06.88/  группа выступала в составе:  Игорь "Джефф" Жевтун,
Егор,   Манагер  и  Аркадий  Климкин.  На  вильнюсском  фестивале
/10-11.09.88/  в том же составе без Манагера  группа  заняла 1-ое
место,  как и на московском фестивале "Сырок" /2-4.12.88/, к тому
времени в состав  влился  еще  один  осколок  развалившейся летом
АССОЦИАЦИИ  ПЫХ -  басист Игорь  Староватов.  Осенью  88  г. Егор
переезжает  в Новосибирск и Г.О.  подает  заявку  на вступление в
"Студию-8".   Выходят  очередные  альбомы:   "Здорово  и  вечно",
"Армагедлон Попс". 
   Семилетка Егора Летова  на  отечественной  панк-стезе принесла
ему  огромный  авторитет.   На  сегодняшний  день  он  безусловно
является фигурой N 1 в этом жанре рок-музыки.