УРЛАЙТ 6/24 1989 г. НОВОСИБИРСКИЙ РОК Первые ростки проклюнулись к началу 80-х: в НЭТИ /крупный электротехнический вуз/ появился хард-рок, чуть позже в Академгородке среди студентов Университета завелся грибок панка. Влияние на умы тогда оказывали: с Запада - английские корифеи харда и арта, из родного - МАШИНА ВРЕМЕНИ, затем - АКВАРИУМ и ЗООПАРК. Вдохновляли периферийные подвиги УРФИН ДЖЮСА, ДДТ, ОБЛАЧНОГО КРАЯ. Эти семена дали своеобразные всходы, благо местная почва была изрядно унавожена идиотизмом сибирской жизни. К примеру, на весь Новосибирск имелся один мало-мальски приличный комплект аппаратуры, которым озвучивали исключительно торжественные митинги и собрания. "Первую волну" Н.Р. всколыхнули талантливые авторы, они же виртуозные гитаристы В.Бугаец /ЛОМБАРД/ и Ю.Наумов, при поддержке всеобщего звукооператора А.Кириллова. Вокруг них завязалась рок-тусовка с центром в НЭТИ. Это был уже настоящий рок - с собственной концепцией, глубокими текстами. В музыке упор делался на изощренную гитарную технику. К 83 - му году звуки гитар достигают ушей начальства. После эпопеи кабинетных разборок ЛОМБАРД со свистом вылетает из НЭТИ, Наумов вынужден вообще уехать из города. При таком раскладе "на коне" оказалась законспирированная /!/ часть тусовки под названием "Новосибирская ассоциация рокеров". Допускались, естественно, только свои. Собирались у касс кинотеатра им.Маяковского, "отсекали хвосты", и уходили на квартирные сейшены. Время от времени приглашали в гости Башлачева, Науменко, Цоя, Шевчука, складывались по тройке-пятерке на авиабилеты. В Академгородке буйным цветом зацвело нечто панкообразное - БОМЖ, ПОП-КОНТРОЛЬ, ПУТТИ и др. Печаталась даже настоящая газета "ИД" /шестой номер которой был конфискован с принятием соответствующих мер/. Но большинство музыкантов, особенно новички, доступа в это потаенное рок-н-ролльное братство не имели. "Сны о чем-то большем", нежели лабание по кабакам, подвигли их в 84-м году на создание рок-секции, кочевавшей по заштатным клубам и ДК. По стилю это были беглецы из ВИА-болота с робкими потугами на хард. Совет секции пустился во все тяжкие по части стояния на коленях перед бюрократами различных рангов, выклянчив титул "рок-клуб", пару "прослушиваний" и бредовых телепередач. Между тем тусовка проводит неофициальные концерты и фестивальчики. В 85-м году горком ВЛКСМ создает первый в стране "Фонд молодежной инициативы". Забрезжила смутная материально-правовая база. 3.03.86 рок-клуб учреждается при "семи няньках", одна из которых - ФМИ. Первые легальные концерты 26.04.86 и 24.05.86 назывались, естественно, "Рок за мир". Привлеченные этими мыльными пузырями, в рок-клуб потянулись тусовщики и рокеры "первой волны". Но вот беда:"Фонду" была нужна только самореклама и деньги, проблемы нищих, бесправных рокеров их не волновали. Первое же крупное совместное мероприятие /гастроли АКВАРИУМа 25-27.10.86/ кончилось скандалом: на все 10 000 руб. дохода ФМИ закупает... мягкую мебель для своего оффиса!! Громко хлопнув дверью, ограбленный рок-клуб уходит - но куда? Попытка пристроиться к досуговому центру обкома ВЛКСМ насмерть пугает комсомольских чиновников. Клуб повисает в воздухе. В таких боевых буднях вызрело и окрепло "левое крыло" клуба, куда стягиваются ведущие музыканты и адм.группа В.Мурзина. Они в январе 87-го года и взметнули "вторую волну": клуб единогласно разогнал прежний соглашательский Совет со всеми "свадебными генералами". В.Миллер, директор престижного ДК им.Чкалова, наплевав на все инструкции, разрешает выступать у себя в ДК. Прилив энтузиазма сметает административные рогатки. Нельзя давать "концерты"? Назовем их "рок-лабораторией"! Даешь рок-н-ролл! 4 дня /10-13.04.87/ бушует 1-й фестиваль клуба с участием НАУТИЛУСА ПОМПИЛУСА и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ /приезд ЗВУКОВ МУ и АУКЦИОНА комсомольским чинам удалось сорвать/. Машинописный журнал "Тусовка" разбухает до 250 листов. Областная газета "Молодость Сибири", скрипя зубами, выпускает на свои серые страницы клубную "Рок-полосу". Поездки в Ленинград /КАЛИНОВ МОСТ, ЛОМБАРД, СТРАХОВОЙ ПОЛИС/, Свердловск, на всесоюзный фестиваль в Подольск рождают в столицах легенду о неслыханном расцвете рока за Уральским хребтом. Символом его становится КАЛИНОВ МОСТ с оригинальной версией сибирского фолк-блюза, а почвой и движущей силой - хард-рок старого закваса и злой примитив - панк. Да и как не злиться? Залы - битком, шумиха на пол-Союза, а клуб и музыканты как были нищими и бесправными, так и остались. Отсюда - авантюрная организация концертов, партизанский "менеджмент". Студийных альбомов почти нет - одни концертные фонограммы и репетиционные" болванки". К осени волна выдохлась. На фоне общего уныния забузили клубные оболтусы... В конце концов с подачи опытного функционера С.Бугаева 8 ведущих групп отделяются в автономную "Студию-8" для сугубо коммерческой деятельности...и тут же получают счет в банке и аппаратуру. Но в полном соответствии с печальными традициями проводить серию концертов без умной рекламы и менеджмента. Широкая публика оказалась к этому совершенно не готрова, и былой ажиотаж спадает. Другой причиной этого стали нападки разобиженных останков рок-клуба на "Студию-8" . Конфликт не без труда притушили, но тусовка была уже расколота: хрупкое рокерское единство пошло ко всем чертям. И все же годы "штурма и натиска" дали много: заложен огромный потенциал, появляется много интересных авторов, забывается позорная практика "литовки". Некоторые начальники перестали терять сознание от слова "рок". Так что к началу 90-х годов надо ждать "третью волну", герои которой выиграют наконец затянувшуюся битву за существование и займутся рок-музыкой в собственном значении этого слова. ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ /Новосибирск/ 1-й фестиваль новосибирского рок-клуба /10-13.04.87/ был причиной появления на собрании группы стильно одетых ребят с модерными прическами. Представившись как "ЗП", они пригласили клуб прослушать их в ДК им.Кирова, где они, оказывается, уже давно репетировали. Прослушивание стало открытием: в городе есть группа 100%-ной "новой волны"! Удачно вписавшись в клуб, "ЗП" с ходу дает ряд успешных концертов и гастролей в составе: Андрей Барков /гт., вк./, Аркадий Головин /кл.,вк./, Николай Дизендорф /бас/, Игорь "Бух" Олешкевич /уд./. К лету становится ясно, что "роковый" ритм Буха выпадает из "точечной" структуры саунда "ЗП", и Бух выпадает в ПУТТИ. Поработав с ритмкомпьютером, "ЗП" по осени вербует сессионного барабанщика Рината "Ронни" Вахидова ?БОМЖ, КОМИТЕТ ПО СПАСЕНИЮ ЗАБЛУДШИХ АЛЬПИНИСТОВ/. В начале 88-го года в связи с кризисом рок-клуба "ЗП" переходит в "Студию-8", где и продолжает набирать обороты. ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. LP: "Комендатура" 1987 "Конструкция" 1988 БОМЖ /Новосибирск/ родился в марте 1984 г. Поддевая крючком молочный ящик в подсобке столовой N 2, молодой грузчик Стас Зыкин спросил приятелей: "А не сыграть ли нам свои песни на электрогитарах?" Мысль понравилась. А для начала компания занялась акустикой. Теперь уже трудно вспомнить, что менялось чаще - состав или название группы. Перебрав весь спектр вплоть до ЧЕТЫРЕ ТАНКИСТА И СОБАКА, остановились на нейтральном: БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА. Текучесть кадров повлекла за собой ряд последовательных трансформаций творческого лица БОМЖа. Сначала это была харя грузчика-дегенерата, радовавшегося тому, что он - дегенерат /хит того времени - "Криводановский отвал"/, затем - лицо интеллектуала, у которого немножко не все дома /песня "Едет крыша, ой-ой-ой/. Приступив к электрорепетициям, ребята поняли, что играют панк, поскольку не то что аккорд, но и просто ноту "ля" сыграть без фальши они были не в состоянии. Но все приходит с опытом. Наступает эпоха пост-панка: музыка БОМЖа зазвучала хоть и по-прежнему гнусаво-фальшиво, но уже в ритм. Выступление на фестивале в 5-ом общежитии НГУ /24.10.85/ открыло концертную эру, у группы появилась своя публика. Кончина этого периода совпала с безвременной кончиной фортепиано во время концерта БОМЖа в Политехникуме. Из безвременья БОМЖ выплывает на гребне "второй волны" новосибирского рок-клуба. Группа становится лауреатом 1-го фестиваля клуба /10.4.87/. Периодически впадая в кому от ужасов собственного саунда, группа тем не менее дает ряд улетных концертов: на фестивале в Подольске /11-13.09.87/, в Москве /ДК МГУ, 5.3.88/, на панк-фестивале в Тюмени /25-26.6.88/, получив союзное признание и лавры самой беспросветной сибирской команды. По ходу БОМЖ в очередной раз меняет лицо, пытаясь играть трэш, т.е. вываливая в зал полный вселенской безысходности урбанофренический саунд, разрываемый предсмертными хрипами Джонника... В связи с кризисом рок-клуба БОМЖ с декабря 1987 года переходит в НМО "Студия-8". В формировании нынешней антитоталитарной платформы БОМЖа сыграл видный теоретик академгородковского андерграунда Сергей "Джекл" Глазатов, сочинения которого идут нарасхват в неформальных, а с 88 года - и в официальных изданиях. LP: "Презумпция виновности" 1986 ПУТТИ /Новосибирск/ - ангелы /лат./. Зародились в классических канонах панка - в туалете торгового училища, где болтали и бесились, пародируя известные рок-группы,будущие художники-оформители Саша Чиркин, Дима Истомин и Боря Кардымон. В конце концов было решено: 1. Нести музыку в массы. 2. Играть все "шиворот-навыворот". 3. Не корчить из себя "антилигентов". 4.Делать все весело. Исходный состав: А.Чиркин /уд./., Д.Истомин /вк./.,Б.Кардымон /бас/, Евгений Бекк /гт./. Первое же выступление в конце 83-го года произвело настоящий фурор. Сибиряки впервые узрили панк-шоу: жуткие, намазюканные гуашью чудовища, скакали по сцене как сумасшедшие, выплевывая в публику маразматическую смесь тупых рок-риффов, рок-н-ролловых стандартов, эстрадных и газетных штампов, фольклора, матерных частушек. Самопальная аппаратура, расстроенные инструменты и нежелание толком на них играть давали кошмарный саунд. Естественно, ни о какой нормальной концертной деятельности не могло быть и речи, а ненормальная достигла апогея на фестивале в университете 24.10.85: после второй песни концерт был прекращен, и Чиркин отправлен на 2 года для прохождения службы в омских частях МВД. Там он организует среди молодых милиционеров панк-секцию и ходит в самоволки тусоваться с Игорем Летовым /ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА/. В его отсутствие группа становится возмутителем спокойствия в новосибирском рок-клубе, где впервые исполняет на большой сцене суперхит - "Телеграфные столбы" /2.11.86/. В начале следующего года президенту клуба В.Мурзину удается организовать несколько аншлаговых концертов, и ПУТТИ по популярности входят в пятерку лидеров. На 1-ом фестивале клуба /10-13.04.87/ жюри особо отмечает ура-патриотический гимн ПУТТИ - "Дедушка Рейган - старый обманщик" /состав: Д.Истомин/вк./, Е.Бекк/гт./, М.Поздняков /гт.,вк./, О.Чеховский /бас/, В.Ляпина /уд.//. Затем сменив нежную Викторию Ляпину на бомбардировщика Игоря "Буха" Олешкевича из ЗАКРЫТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, поражают публику на 2-ом фестивале свердловского рок-клуба /29-31.05.87/, сея на Урале заразу панка. Новосибирское ТВ снимает и даже пускает в эфир клип ПУТТИ "Не ешь мой завтрак". В угаре славы у Позднякова начинается головокружение от успехов, а Истомин путает Баха с Бахусом, попадая в цепкие объятия зеленого змия. Осенью 87 г7 возвращается стриженный под "нуль" Чиркин и железной рукой наводит порядок. После ряда перетусовок состава остаются: А.Чиркин /вк./, О.Чеховский /бас/, Б.Кардымон /бас/,И.Олешкевич /уд./, плюс гитарист из музучилища Александр Келемзин. ПУТТИ успешно выступает на 2-ом фестивале новосибирского рок-клуба /14-18.04.88/ и региональном панк-безобразии в Тюмени /25-26.06.88/. Осенью уходит Чеховский, зато возвращается блудный, отрезвленный Истомин, окончательно утверждая группу в статусе "олл старз". Появляется сыгранность, звук от первоначального "гоп-стоп-мьюзик" эволюционирует к увесистому сибирскому колхозному панку. ПУТТИ регулярно записывали сейшны с использованием всего, что придет в голову, отталкиваясь от своего репертуара. Этот стеб "магнитофонной индустрии" вылился в 93 (!) альбома, дискография которых тщательно зафиксирована летописцем Чиркиным, а сами записи разбрелись по белу свету. Нормальных студийных записей - две, из концертных лучшей считается программа "Красный марш", в которой сместе с ПУТТИ играл талантливый самобытный гитарист Дмитрий Селиванов. ПУТТИ LP: "Красный марш" 1988 "Страсти по Салжаманыпытыку" 1989 "Музыка к мультфильму "Сказки бабушки Каштрапуп"1989 НИКОЛАЙ КАТКОВ (КОКА)/Новосибирск/ - звукооператор ДК им.Чкалова. С 1983 по 1987 г. втихаря записал на работе более 30 своих отдельных композиций в полистилистике, которую в целом можно охарактеризовать как "сардонический скэтч". Широко и искусно использовал звуковые петли, трюки, эффекты, фрагменты "фирменной" музыки и джаза, привлекая к работе самых разных музыкантов. Оказал сильное влияние на новосибирский рок. Разнообразные сборники композиций, которые он дарил друзьям, расплодились без его участия и получили широкий резонанс в городе и за его пределами под названиями КОКА и ДИМАКОК .Ехидные, полный сарказма тексты в исполнении Николая Каткова бесподобны. В 87 г. дважды выступал на сцене ДК им.Чкалова как вокалист сборного состава ПОВИДЛО с концертными версиями своих композиций. Великолепный испровизатор, общий любимец, душа любой хорошей компании. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА /Омск/ - детище Игоря "Егора" Летова, младшего брата известного авангардного саксофониста Сергея Летова. Первый состав 82 г. назывался ПОСЕВ: Андрей "Босс" Бабенко /гт./, Александр "Алекс" Ивановский /гт./, Евгений "Дабл" Деев /бас/, Летов /уд., вк./. Маленький, скромный, склонный к философствованию Егор, будучи по натуре крайним нонконформистом, сориентировал состав на чистый бескомпромиссный сибирский панк и не сворачивает с этого тернистого пути и по сей день. Записав с ПОСЕВом ряд альбомов /"Музыка любви", "Дождь в казарме", "Панк энд рок-н-ролл" и др./, Летов в декабре 84 г. собирает Г.О.: Босс, Егор плюс Костя "Кузя Уо" Рябинов /бас,вк./. Коллектив пытается концертировать и записывает альбомы:"Поганая молодежь", "Оптимизм". Время на дворе стояло лихое, и в декабре 85 г. группа была разогнана. Музыкантам пришлось подписать бумажки с отказом от всякой такой деятельности. Егор три месяца отсиживает в психушке. Соответственно весь 86 г. носит летаргически-подпольный характер. Можно отметить разве что запись акустического "Красного альбома" и участие Егора в записи двух альбомов группы ПИК ЭНД КЛАКСОН ?братья Лищенко/. К весне 87 г. в Западной Сибири задул ветерок перестройки. Дул он из Москвы и, преодолевая Уральский хребет, изрядно ослабевал, но его все же хватило на то, чтобы подтолкнуть Г.О. к самовольному выезду на 1-ый новосибирский рок-фестиваль /10-13.04.87/ в составе: Егор, Олег "Пик Бэби" Лищенко, Евгений "Эжен" Лищенко. Заявились они на фестиваль в тот момент, когда оргкомитет находился в трансе: обком комсомола запретил приезд ЗВУКОВ МУ и АУКЦИОНА. В программе зияла дыра. Разъяренный этим обломом президент рок-клуба В.Мурзин представил начальству команду Егора как пай-мальчиков из Омска для замены столичных "отказников". Прежде чем боссы опомнились, Г.О. успела отыграть 25 минут, но они дали ей больше, чем 5 предыдущих лет. Неистовая энергетика Егора потрясла публику, и Г.О. воочию узрила свою силу. В свою очередь многочисленные гости фестиваля мигом разнесли по стране легенду о Г.О. Воодушевленный Егор за май-июнь записал 5 сольных альбомов: "Красный альбом", "Мышеловка", "Хорошо?!", "Тоталитаризм", "Никрофилия". Лето и осень прошли в усиленных поездках по стране. Зимой /декабрь-январь/ рождаются записи "Так закалялась сталь", "Все идет по плану", "Боевой стимул". Параллельно с ноября под маркой мифической фирмы "ГрОб Рекордз" Егор продюссирует симбиозные группы: СПИНКА МЕНТА, ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ. В январе-марте 89 г.: ПОГО, КОММУНИЗМ,ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ. Весь 88 г. проходит в усиленных гастролях. На следующий день после 2-го новосибирского рок-фестиваля /14-18.04.88/, в составе Г.О. Летов и Судаков организовали всесибирский панк-клуб. На тюменком фестивале альтернативной и леворадикальной музыки /24-26.06.88/ группа выступала в составе: Игорь "Джефф" Жевтун, Егор, Манагер и Аркадий Климкин. На вильнюсском фестивале /10-11.09.88/ в том же составе без Манагера группа заняла 1-ое место, как и на московском фестивале "Сырок" /2-4.12.88/, к тому времени в состав влился еще один осколок развалившейся летом АССОЦИАЦИИ ПЫХ - басист Игорь Староватов. Осенью 88 г. Егор переезжает в Новосибирск и Г.О. подает заявку на вступление в "Студию-8". Выходят очередные альбомы: "Здорово и вечно", "Армагедлон Попс". Семилетка Егора Летова на отечественной панк-стезе принесла ему огромный авторитет. На сегодняшний день он безусловно является фигурой N 1 в этом жанре рок-музыки.