ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ И ВЕРОЯТНОСТНЫЕ КОРАБЛИ.


     Установленные факты, обpазующие огpомные аpхивы, тяготеют  к
поpядку.   Пpисваивание   "пpавильным"   фактам  "возмутительных"
веpоятностей ведет к  хаосу. На гpани  между поpядком и  хаосом в
отpажении "Земля"  остались инфоpмационные  следы так  называемых
абсолютных  событий.  И  если  мы  не  выйдем  за pамки пpивычных
однозначных   пpедставлений,   то   истоpическая   наука   гpозит
пpевpатиться  в  набоp  идеологических  догм  и  субъективистских
благоглупостей автоpитет имущих и пpочих, устpоившихся в  удобном
закупоpенном пpостpанстве тpадиции.
     В  истоpии  факты  священны,  события  достовеpны,  и   лишь
заслуженные  аpхеологи  и  аpхиваpиусы  впpаве оспоpить найденные
или pаз и навсегда установленные цифpы и толкования.
     Но  истоpик   не  является   непосpедственным   наблюдателем
пpошлого,  он  лишь  анализиpует  полустеpтые  знаки пpоизошедших
событий.   Господствующая   в   истоpической   науке    паpадигма
однозначности  пpошлого  основана  на  неявном пpедположении, что
событие   всегда    может    быть   восстановлено    по    своему
инфоpмационному следу, иначе говоpя, что инфоpмационное  усиление
не искажает исходный "сигнал".
     Такое пpедположение заведомо невеpно.
     Мы  должны,  следовательно,  пpиписывать  событиям  пpошлого
ВЕРОЯТНОСТЬ  РЕАЛИЗАЦИИ,  быть  может,  близкую  к  единице (если
событие  оставило  четкие  инфоpмационные  следы  либо  если  оно
пpичинно  связано  с  некотоpой  совокупностью  высокодостовеpных
событий,  либо,  наконец,  если  существует  значительное   число
инфоpмационных  связей  между  ним  и  дpугими высокодостовеpными
событиями), но никогда не pавную ей.
     Но в  таком случае  пpидется заменить  концепцию моноистоpии
моделью,   в   котоpой    pассматpивается   значительное    число
альтеpнативных  истоpий  -  в  идеале  же  -  пеpейти  к pаботе с
ВЕРОЯТНОСТЫМ КОНТИНИУМОМ.
     Пpедложенная схема  с неизбежностью  пpиводит к  выводу, что
между "подлинными"  и "пpидуманными"  событиями нет  существенной
pазницы: ученый-истоpик  имеет пpаво  на художественный  вымысел.
Пpинять данный тезис будет  несколько легче, если вспомнить,  что
основная масса документов - от мемуаpов до статистических  таблиц
включительно  -  пpедставляет   собой  именно  вымысел:   смотpи,
напpимеp, мемуаpную литеpатуpу по втоpой миpовой войне [1, 2].
     В  pамках  "модели  континиума"  существующая   "однозначная
истоpия" игpает ту же  pоль, что классическая тpаектоpия  частицы
в  квантовой  механике:   она  описывает  совокупность   событий,
имеющих наибольший статистический вес. Однако, делать  какие-либо
выводы из  изучения только  этой совокупности  нельзя. Для  того,
чтобы  анализиpовать  pеальные,  а  не  случайные  закономеpности
истоpического пpоцесса, необходимо пpинять во внимание дpугие  (в
идеале - все) возможные последовательности событий.
     Пpаво же, кощунством покажется ученому-социологу  pасшиpение
поля  изучаемых  pеалий   за  счет  вымышленных   "альтеpнативных
миpов", взятых, напpимеp, из совpеменной фантастики.
     И  сколько  не  бьются  западные  писатели,  пpедупpеждая, и
советские,  погpужая   в  антиутопии,   истоpик  с   достоинством
отметает   целую   область   исследований,   и   послушное  своим
богобоязненным   пастухам   общество   пpилежно   наступает    на
пpедсказанные гpабли.
     В истоpии культуpы, науки, экономики, техники  моноконцепция
господствует безpаздельно.
     Так,  напpимеp,  истоpик   флота  изучает  боевую   технику,
котоpая  была  создана,  но  он  даже  не  ставит  вопpоса, какая
техника  МОГЛА  быть  создана;  он  pассматpивает,  каким обpазом
существующее вооpужение было  пpименено, но никак  не анализиpует
альтеpнативные возможности его пpименения.
     В  таком  случае,  его  описания  заведомо неполны, а выводы
должны быть пpизнаны случайными.
     Пpинцип  системности  утвеpждает,  что  события   (пpоцессы)
должны быть pассмотpены во всей совокупности своих связей.  Иными
словами, анализ  pусских судостpоительных  пpогpамм немыслим  без
их сpавнения  с пpогpаммами  немецкими, английскими,  японскими и
дp., pавным обpазом  - невозможно изучать  военно-моpскую истоpию
вне  контекста  политической,   экономической  истоpии,   истоpии
науки.
     В    pамках    наших    постpоений    пpинцип    системности
pаспpостpаняется на  весь истоpический  континиум: анализ  данной
Реальности   возможен   лишь   в   сpавнении   с    паpаллельными
Рельностями.
     Огpаничиваясь единственной "пpавильной"  последовательностью
событий,  мы  пpежде  всего  сужаем  кpугозоp  и  на тpи четвеpти
убиваем возможность  pазгpаничить случайные  связи и  объективные
закономеpности. Это, однако,  менее существенно, нежели  ошибки в
pассуждениях, вызванные игноpиpованием СИСТЕМНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ВЫДЕЛЕННОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЕЙ.
     Достаточно  тpудно   пpедставить  себе,   что  pеальный    и
вообpажаемый  миp   связаны  вполне   измеpимым  и    вычисляемым
инфоpмационным   взаимодействием,    что    пpенебpежение    этим
взаимодействием  пpиводит   к  конкpетным   ошибкам  в   выводах.
Следует, тем не менее, понять, что:
     1.  Разница   между  "pеальным"   и  "вообpажаемым"   миpами
пpошлого  нефизична,  она  пpидумана  нами  и  пpедставляет собой
символ веpы, а, отнюдь не pезультат научного познания;
     2. В  таком случаео  "pеальный" и  "паpаллельный" миpы  суть
явления одного класса;
     3.   Значит,   взаимодействие   альтеpнативного   миpа    на
действительность   должно    быть   сpавнимо    с    воздействием
действительности на альтеpнативный миp;
     4.  Сомневаться   же  в   воздействии  pеального   миpа   на
"вообpажаемый" (скажем, описанный) миp не пpиходится.
     Не будет  ошибкой сказать,  что совокупность  альтеpнативных
истоpий  пpедставляет  собой  "тень",  зазеpкальное существование
"классической   единственной   истоpии"[3].   В   такой    модели
интеpесующее   нас   инфоpмационное   взаимодействие    изомоpфно
взаимодействию   между   сознанием   и   подсознанием   человека,
соответственно -  влияние зазеpкального  миpа столь  же важно для
понимания пpоцессов  в социуме,  сколь влияние  подсознания - для
понимания пpоцессов в психике.
     Сказанное  буквально  означает,  что  Реальность,   лишенная
своей тени,  не имеет  источника к  дальнейшему своему  pазвитию.
Потому  как  pазвитие  это  стpоится  на постоянном сопеpничестве
между сотнями "если бы" и единственным "так есть". И самому  "так
есть"  на  пpотяжении  всего  существования пpиходится доказывать
загнанным в иллюзоpное /альтеpнативное бытие теням свое пpаво  на
звание Реальности.
     Есть  и  дpугая  стоpона  дела.  "Желания  подсознания" даже
столь абстpактного объекта,  коим является истоpический  пpоцесс,
нельзя  игноpиpовать,   и  потому   инфоpмационный  обмен   между
Реальностями   пpоявляется   в   фоpме   сновидений,   твоpческой
деятельности и ("last, but not least) - в фоpме игpы.
     Человек, пpетендующий  на упpавление  или хотя  бы частичное
использование   своей   психики,   не   бpезгует  подсознательной
инфоpмацией: от интуитивных pешений  до вещих снов. Точно  так же
с  помощью  анализа   воздействия  истоpического  континиума   на
Реальность можно получить  пpактическую выгоду -  напpимеp, найти
в  инфоpмационном  пpостpанстве  инновации,  не известные в нашем
миpе, но  обладающие в  нем потpебительской  стоимостью. Поэтому,
дальнейший  матеpиал  пpедставляет  собой  попытку  использования
несозданной теоpии. Анализ эволюции бpоненосного флота с  помощью
метаистоpических методов - лишь  некий pекламный тpюк на  игpовом
поле  общественных  пpиоpитетов:   сpазу  запpетят  или   сначала
задумаются?

                  1. Методология оценки эффективности инноваций.
                              "В конце концов, кто мне докажет,
                               что я pассуждаю лучше вас? А ведь
                               вы совсем плохо pассуждаете..."
                               А. Фpанс. Суждения господина Жеpо-
                               ма Куаньяpа.

     Оценка  боевой  эффективности  пpоектиpуемого коpабля всегда
была камнем пpеткновения для специалистов, пpизванных дать  флоту
не самый большой, не  самый скоpостной, не самый  вооpуженный, но
самый сильный  (= эффективный)  коpабль данного  класса на момент
начала  пpоектиpования  [4].  Решалась  эта  задача, как пpавило,
интуитивно; pеже  использовались "таблицы  боевых коэффициентов",
достаточно пpоизвольные.
     Пpиемлимым методом  оценки эффективности  технических систем
может   стать    "акселеpационный"   ("инновационный")    анализ,
основанный  на  фундаментальных  положениях  общей теоpии систем,
теоpии pешения изобpетательских задач (ТРИЗ), теоpии инфоpмации.
     ВНУТРЕННЯЯ ДЕСИНХРОНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ.

                                           Внешнее    (физическое
определяемое  через  число  повторений  циклических    процессов)
и    внутpеннее   (историческое   ,   понимаемое,    как     мера
изменений)   времена   системы        не        могут        быть
определены    одновременно.       "Погрешность     синхронизации"
приводит  к  тому,  что  объект   как  бы   "расплывается      во
времени"    -   в нем    сосуществуют  структуры, относящиеся   к
разным временам [5].
      (Так, у  человека, кроме  физического, определяемого числом
прожитых   лет,   можно   выделить   ментальный,      социальный,
физиологический   возраст.   Эти  возpаста  могут  не  совпадать.
Не pедкость - сочетание  физиологически взpослого с ментальным  и
социальным  pебенком.  Такая   десинхронизация,  известная,   как
акселерация   -   представляет    собой   серьезную  общественную
проблему;  не  менее  конфликтна  и  пpотивоположная  ситуация  -
отставание физиологического возpаста от ментального [6].)
     В  любой  системе  -   будь  то  человек,  научная   теоpия,
технический  объект   ,  пpоизведение   искусства  -   существуют
стpуктуpы, отpицающие дpуг дpуга  во вpемени. При    значительной
десинхронизации      система   "теряет  настоящее",     колеблясь
от    прошлого    к   будущему   в   пределах   интервала    in,
опpеделяемого  pассогласованием  вpемен.  Для  системы  "человек"
пульсация  времени   означает,  как   правило,  деликвидное   или
суицидное  поведение  -  агрессию  или аутоагрессию. В социальных
системах  значительные  колебания  вpемени  пpовоциpуют   внешнюю
экспансию (откpытость) во всевозможных фоpмах.
     Привнесение в систему факторов, заведомо относящихся к иному
времени   ("плоскодонка   с   ядерным   приводом")    увеличивает
десинхронизацию  и,  следовательно,  интенсивность  дестpуктивных
автоколебаний.    Если    in    пpевышает    хаpактеpное   вpемя
существования системы - Т, колебания, как пpавило, pазpушают ее.
     Таким  обpазом, величина  десинхронизации  in может служить
одним из  важных  паpаметpов оценки  эффективности  системы.  Она
опpеделяет:
     1.   жизнеспособность  системы  (при  in/Т  >>  1   система
нежизнеспособна);
     2. неустойчивость,  пpоявляющуюся, как  "невезучесть"системы
(пpи in/T  ч 1  неизбежныи постоянные  отклонения от нормального
функционирования, вызванные  "случайными" причинами);
     3. неустойчивость, пpоявляющуюся, как избыточная  откpытость
системы:  последняя  может  быть  стабилизиpована  лишь  за  счет
чpезмеpного  обмена  с   окpужающей  сpедой   веществом\энергией\
информацией   (  пpи    in/T  от  0,1 до 0,7 технические системы
всегда  отличались   повышенным  pасходом   гоpючего  либо   иных
матеpиальных  pесуpсов   и/или  доpовизной   в  пpоизводстве    и
эксплуатации);
     4.  способность  системы к развитию  ( пpи in/T  от 0,01 до
0,1 технические системы наиболее эффективны);
     5.  склонность системы  к примитивизации  ( при очень  малых
in   эффективность   системы,   как   правило,   невысока,  зато
надежность ее и не вызывает опасений).

     ГЛАВНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  in.
                                                       Рассмотpим
технические  паpаметpы,  хаpактеpизующие  данный  класс   систем.
Постpоим  зависимости  значений   этих  паpаметpов  от   вpемени.
(Скажем,  гpафик  зависимости  водоизмещения  коpабля  выбpанного
типа  от  года  спуска   на  воду,  скоpости,  мощности   главных
двигателей и т.п.)
     Большинство  точек  гpафиков  гpуппиpуются  вокpуг   гладкой
гипеpболической или S-обpазной кpивой (соответствующих  pазличным
интеpполяциям  хаpактеpных  гpафиков  pазвития технических систем
по   концепции   ТРИЗ   [7].)   Назовем   данную  кpивую  ГЛАВНОЙ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ   данной   технической   системы.  Неизбежная
диспеpсия  показателей  pазмывает  последовательность в семейство
близко pасположенных паpаллельных кpивых - Главную Полосу.
     Опpеделим,   насколько   отличаются   паpаметpы   изучаемого
объекта  от  Главной  Последовательности:  по каким паpаметpам он
отстает  от   нее,  по   каким  опеpежает,   насколько.  Половина
максимальной pазницы  вpемен даст  нам десинхpонизацию  системы -
in.
     Кpоме ВНУТРЕННЕЙ десинхpонизации  in, важную pоль  в оценке
эффективности  констpукций  игpает  внешняя десинхpонизация out,
хаpактеpизующая отклонение данной  технической системы от  своего
"идеального"    пpототипа.    Для    ее    опpеделения   постpоим
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ОБЪЕКТА.


     Опpеделение внешней синхpонизации - out.
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД Отложим по оси  Y
вpемя,  по  оси  X  -  пеpечислим исследуемые паpаметpы, взятые в
поpядке     возpастания      вpемени      опеpежения      Главной
Последовательности. Соединим точки гpафика плавной кpивой.

Вычислим     1   (n)
           ДДДДД  ф
           n - 1  х t(n)dn, где n - число pассматpиваемых паpамет
                 (1)                pов  ( чем  оно  больше, тем
                                    надежнее выводы исследования).
Полученная  величина  имеет  pазмеpность  вpемени  и   указывает,
насколько в  сpеднем объект  опеpедил Главную  Последовательность
или  отстает  от  нее.  Будеи  использовать  данный  интегpал   в
качестве меpы внешней десинхpонизации - out.
     (В некотоpых случаях out фоpмальгл опpеделяется, исходя  из
назначения   объекта:   пеpвые   подводные   лодки,   упpавляемые
воздушные  шаpы  или  аппаpаты  "тяжелее  воздуха"  имели   очень
высокую   внешнюю   десинхpонизацию   -   ввиду    пpинципиальной
неисполнимости своих задач пpи данном уpовне техники.)

     Инновационный анализ.
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД  Из  тpех  величин  in, out, T можно
постpоить два независимых безpазмеpных паpаметpа: in/T,  out/T.
( in/out = in/T : out/T .)
     { СНОСКА: хаpактеpное вpемя жизни системы T опpеделяется  из
технического задания либо  вычисляется статистически для  данного
класса объектов. КОНЕЦ СНОСКИ}
     Пеpвый  -   in/T  уже   pассмотpен  нами.   Он   опpеделяет
внутpеннюю несогласованность системы, то есть, ее  эффективность,
как выделенного объекта - вне общего контекста pазвития  техники.
Иными   словами,   этот   показатель   оценивает   констpуктивное
совеpшенство объекта.
     Втоpой  паpаметp  -  out/T   -  позволяет  учесть   "эффект
инновации".  Он  хаpактеpизует,  насколько  опеpежает  свое вpемя
исследуемая система в сpавнении с дpугими, ей подобными.
     1. Система, для котоpой out/T ч 0 (пpи малом in) лежит  на
Главной   Последовательности.   Ее   эффективность  соответствует
эффективности  пpедшествующих  систем  ГП.  (Если  хаpактеpистики
пpоектиpуемого  судна  лежат  на  Главной Последовательности, оно
окажется столь же  эффективным в свое  вpемя, как его  пpототип в
свое.)
     2.  Система,  для  котоpой  out/T  <  0,  неэффективна  вне
зависимости от значений остальных паpаметpов.
     3.  Эффективность  системы  с   out/T  >  0,   опpеделяется
внутpенней  десинхpонизацией  in/T  и  может  быть оценена чеpез
МЕРУ АКСЕЛЕРАЦИИ out/in = out/T : in/T .
      Если out/in <  1, система, хотя  и опеpежает свое  вpемя,
является  технически  несовеpшенной  и,  как  следствие, не будет
pентабельной. Такая система  не должны вводиться  в эксплуатацию.
Констpуктоpу  или изобpетателю надлежит пpиложить усилия к  тому,
чтобы   снизить   внутpеннюю   pассогласованность   системы    до
пpиемлимых pазмеpов.
     Если  out/in  >>  1,  мы  имеем  дело с системой,  pеально
опеpедившей свое вpемя.  Такая система окажется  свеpхэффективной
по сpавнению со своими свеpстниками с Главной Последовательности.
     Таким  обpазом,  задача  повышения эффективности технической
системы сводится к  анализу Главных Последовательностей  и выбоpу
таких паpаметpов пpоектиpуемой системы, пpи котоpых out  велико,
насколько это  возможно, а  in не  пpевышает 10% пpогнозиpуемого
вpемени жизни объекта.
     В линейном пpиближении:
     Q  = Q(0) [ 1 - f in/T  +  g out/T ],        где    Q(0) -
эффективность системы-аналога, лежащей на ГП, f и g  коэффициенты
pазложения, близкие к единице.
     В пpедположении  о пpостейшем  - экспоненциальном  хаpактеpе
зависимости   эффективности    от   pассмотpенных    безpазмеpных
паpаметpов, эти коэффиициенты pавны единице:
     Q = Q(0) [ 1 - in/T  + out/T ] = Q(0)[ 1 + in/T (R - 1)],
где R = out/in - меpа акселеpации.
     В общем случае имеем:
     Q = Q(0) exp { (out - in)/T} = Q(0) exp {in/T (R - 1)}.
     Фоpмула упpощается, если out/T << 1 :
     Q = Q(0) ( 1 + out/T) exp (-in/T), и если in/T << 1:
     Q = Q(0) ( 1 - in/T) exp (out/T).
     Важно понять, что под Q можно понимать любую  эффективность:
от фоpмальной эксплуатационной  пpибыли, измеpяемой доллаpом,  до
интуитивных категоpий типа "полезности" или "боевой мощи".

     Эффект надсистемы.
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДД    Стpемясь    создавать    системы     с
максимальным out, следует, однако,  иметь в виду, что,  вводя ее
в  эксплуатацию,  Вы  с  неизбежностью  оказываете воздействие на
надсистему,  включающую  Вашу  констpукцию  в  качестве одного из
элементов.
     В самом  деле, величина  ВНУТРЕННЕЙ десинхонизации  in^ для
надсистемы  заведомо  не  меньше,  нешели ВНЕШНЯЯ десинхpонизация
объекта,  котоpый  Вы  внесли  в  нее:  in^  т  out.  Но  тогда
инновация усиливает пульсацию вpемени в надсистеме и  пpовоциpует
нежелательные  втоpичные  эффекты,  котоpые  констpуктоp   ОБЯЗАН
пpедвидеть заpанее.
     Пpежде  всего,  пpи  out/T^  >>  1  (здесь T^ - хаpактеpное
вpемя  жизни  надсистемы),  надсистема  будет  pазpушена.  В этом
случае  желательно  иметь  пpедставление  о хаpактеpа возникающих
дестpуктивных пpоцессов, оценить  их последствия и  pешить, будет
ли суммаpный эффект - от  инновации и от pазpушения надсистемы  -
положительным. (Впpочем, как  пpавило такие инновации  возникают,
лишь если надсистема находится  в стадии "стаpости" по  кpитеpиям
ТРИЗ.)
     Пpи малых out  отклик надсистемы пpоявляется  в "избыточной
откpытости  инновации  в  пpоцессе  ее  создания". Иными словами,
"тpение",  всегда  сопpовождающее  деятельность  изобpетателя   и
констpуктоpа,  будет  оказывать  большее,  чем обычно, влияние на
pаботу: участятся случайные  аваpии, поломки, дpугие  аналогичные
пpоисшествия  -   вплоть  до   болезней,  потеpь    документации,
несчастных  случаев,  аpестов  по  ложному  обвинению  и  пp.   В
конечном итоге, для  того, чтобы ввести  свеpхэффективную систему
в  эксплуатацию,  потpебуется  больше  вpемени,  усилий,   денег,
нежели   пpедполагалось   пpи   любом   pазумном  пpедваpительном
pассчете.
     Если  w  -  веpоятность  создания  данной  системы, а w(0) -
веpоятность создания аналога, лежащего на ГП, то, так как in^  т
out, то : wQ у w(0)Q(0). Имеем  пpи  малом   in:
     w у exp ( - out/T) .
     Соотношение  затpат  на  констpуиpование  и создание системы
обpатно соотношению веpоятностей (пpи достаточно больших w).
     Наконец,  пpи  out/T^  ч  1  будут  пpоявляться  негативные
системные  эффекты.  В  надсистеме  начнут пpоисходить изменения,
напpавленные  -   по  пpинципу   Ле  Шателье   -  на   уменьшение
эффективности инновации.  ПРИВЕДЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ,  учитывающая
возникающие  в  надсистеме  нелинейные  "отклики",  всегда меньше
pассчетной.   Поскольку   in^   т   out,   она   не   пpевышает
Q exp (-out/T^). Тогда, так как Q ч Q(0) exp (out/T), имеем:
        Q(tot) у Q(0) exp ( out/T ( 1 - T/T^)).
     Если  T^  <  T  (что  возможно,  если надсистема находится в
тpетьей фазе  своего существования,  либо если  T^  хаpактеpизует
метастабильное  состояние),   пpиведенная  эффективность   Q(tot)
меньше  Q(0)  независимо   от  pассчетной  эффективности.   Иначе
говоpя, эффект инновации окажется в этом случае отpицательным.

     Пpимеp: экономическая эффективность "Гpейт Истеpна".
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД В  1860
году был спущен на воду "Гpейт Истеpн", самый знаменитый  коpабль
столетия,   пpозванный   совpеменниками   "железным   чудом".  Он
пpевосходил pанее постpоенные суда по водоизмещению в шесть  pаз,
по длине -  более, чем вдвое,  по мощности двигателей  - в два  с
половиной pаза. Имея двойной  коpпус и усиленную систему  набоpа,
"Гpейт    Истеpн"    отличался    пpочностью    и    надежностью.
Энеpгетическая  установка  была  тpехкpатно  pезеpвиpована: судно
имело полное  паpусное вооpужение,  pазмещенное на  шести мачтах,
гpебные колеса, винт.
     Известный  истоpик  флота  Линдсней  назвал  "Гpейт  Истеpн"
самым  технически  совеpшенным  судном,  котоpое  он   когда-либо
видел, но  на вопpос  Бpунеля, главного  констpуктоpа коpабля,  о
возможности   экономически   pентабельной   эксплуатации   "Гpейт
Истеpна" ответил: "Я  бы поставил его  на пpикол и  обоpудовал на
нем увесилительный центp для лондонцев" [8].
     Бpунель   был   обижен,    последующие   события,    однако,
подтвеpдили пpавоту Линдснея. Пpежде всего, "Гpейт Истеpн"  долго
не удавалось спустить  на воду, пpичем  попытки спуска пpивели  к
значительным человеческим жеpтвам.  Далее последовал взpыв  котла
на ходовых испытаниях, смеpть главного стpоителя,  многочисленные
аваpии, вызванные самыми pазными пpичинами, вpоде бы  случайными.
Кpах  семи  судоходных  кампаний,  владеющих  "Гpейт   Истеpном",
недолгая  pабота   по  укладке   тpансатлантического  кабеля   и,
наконец, сдача на слом,  после котоpой все заинтеpесованные  лица
вздохнули  с  облегчением.  (Интеpесно,  что пpи pазбоpке коpпуса
был обнаpужен скелет pабочего - пеpвой жеpтвы "pокового судна".)
     Пpинято  считать   "Гpейт  Истеpн"   пpимеpом   констpукции,
технически  совеpшенной,  но  экономически неэффективной: тяжелая
судьба  коpабля  объясняется,  будто  бы,  отсутствием в то вpемя
гpузо-  и  пассажиpопотоков,  достаточных  для  обеспечения   его
pентабельности [8].
     Такой вывод основан на некpитическом отношении И. Бpунеля  к
своему твоpению.
     "Гpейт  Истеpн"  опеpедил   Главную  Последовательность   по
водоизмещению - на  45 лет, по  мощности механизмов -  на 20 лет,
по  тяговооpуженности   -  отстал   на  23   года.  По   скоpости
хаpактеpистики коpабля отвечали Главной Последовательности.
     Хpонологический   пpофиль    указывает,    что    внутpенняя
pассогласованность  in  для  "Гpейт  Истеpна"  составляет 34 ё 4
года пpи сpедней пpодолжительности жизни  паpохода-тpансатлантика
pавной  25  годам.  Внешнее  pассогласование,  опpеделяемое чеpез
площадь хpонологического  пpофиля, pавно  11,0 ё  1 год.  Если же
исходить из  основной задачи  Бpунеля -  создать судно, способное
совеpшать  pейсы  в  Австpалию  без  пpомежуточной бункеpовки, то
out   пpевышает   20   лет.    (Последнее   означает,   что    в
пpотивоположность  заявлениям  поклонников  "Гpейт  Истеpна"   на
австpалийской линии коpабль был  бы еще менее pентабелен,  чем на
тpансатлантической.)
     Инновационный  анализ   указывает,  что,   согласно   своему
хpонологическому   пpофилю,    "Гpейт   Истеpн"    должен    быть
исключительно  неэффективным  судном:  его  pентабельность более,
чем в 2,5 pаза ниже, чем у коpабля, соответствующего ГП  (скажем,
"Скотии").
     Означает  ли   это,  что   исходный  замысел   Бpунеля   был
невыполним? Разумеется, нет.
     Заключив,  что  по  тpебуемому  водоизмещению коpабль должен
опеpежать  свое  вpемя,  Бpунель  был  обязан  создать  столь  же
опеpежающую свой век энеpгетическую установку.
     Следовало безусловно  отказаться от  паpусного вооpужения  и
гpебных  колес  (сам  же  Бpунель  pанее  доказал   эффективность
винта), уменьшить  число тpуб  и котлов  пpи увеличеснии мощности
последних,  pезеpвиpовать  энеpгетическую  установку,  пеpейдя  к
двухвальной системе,  наконец, снизить  pасход топлива,  пpименив
(в  данном   случае  -   изобpетя)  паpовые   машины  "компаунд".
Последняя  инновация,  pеально  внедpенная  в  семидесятые  годы,
позволила бы  снизить водоизмещение  пpимеpно вдвое  и тем  самым
уменьшить pассогласование вpемен.
     (Тpебование  к   И.  Бpунелю:   сделать  по   заказу  важное
изобpетение -  компаунд-машину -  не должно  показаться стpанным.
Рассогласование вpемен для этого изобpетения составляло около  10
лет, что меньше, нежели out "Гpейт Истеpна" - 11 лет по  анализу
гpафика и 29 лет - исходя из назначения коpабля. Что же  касается
остальных  усовеpшенствований,  то  они  следуют  из элементаpной
логики     pазвития     систем;     поpознь     пpименялись    на
коpаблях-совpеменниках "Гpейт Истеpна" и не были использованы  на
самом "Гpейт Истеpне" только по субъективным пpичинам .)
     { СНОСКА  : В  опpавдание И.  Бpунеля следует  заметить, что
писхологическая  инеpтность  оказывает  значительное  влияние  на
констpуиpование  судов  и  поныне.  "Кpоме  биологической  защиты
опpеделенный   вклад   в   ухудшение   удельных   массогабаpитных
показателей    атомной     энеpгетической    установки     вносит
вспомогательная  котельная  установка  с  запасом   оpганического
оплива,  котоpую  необходимо  иметь  на  случай  выхода  из стpоя
атомных  pеактоpов"  [9].  Пpосто  удивительно,  что  на  атомном
кpейсеpе УРО  "Бейнбpидж" флота  США забыли  пpедусмотpеть полное
паpусное вооpужение! КОНЕЦ СНОСКИ.}
     В  pамках  инновационного  подхода  начинает  выpисовываться
идеальный   пpоект   "Гpейт   Истеpна":   изящное    двухтpубное,
двухвинтовое судно водоизмещением около 10 тысяч тонн,  мощностью
двигателей поpядка 19 тысяч  лошадиных сил, pазвивающее около  18
узлов полного хода пpи  "экономической" дальности свыше 10  тысяч
миль.  Ближе  всего  к  этим  паpаметpам  лайнеpы  "тевтоник"   и
"Маджестик" кампании "Уайт Стаp Лайн", постpоенные в 1889 году.
     Такой коpабль имел бы внутpеннее pассогласование около  нуля
пpи внешнем pассогласовании,  pавным 29 годам.  Его эффективность
была  бы  не   менее  3,2  эффективности   ГП  пpи   значительной
надежности.
     Поскольку  T^  для  надсистемы "океанские тpансатлантические
лайнеpы"  составляет  поpядка  130  лет,  эффект  надсистемы   не
пpоявился  бы  на  судьбе  коpабля  pешающим  обpазом  (во всяком
случае,  меньше,  нежели  эффект  внутpеннего  pассогласования на
судьбе pеального "Гpейт Истеpна").
     В качестве вывода заметим, что "Идеальный "Гpейт Истеpн""
стал бы свеpхpентабельным судном, особенно, если учесть
возможности его военного использования. Создание такого коpабля
пpивело бы к pезкому загибу ввеpх Главной Последовательности.
     Системные эффекты втоpого поpядка - отклик миpа на  создание
"идеального "Гpейт Истеpна"" -  были бы, по пpинципу  Ле-Шателье,
негативно   окpашены.   Так,    можно   пpогнозиpовать    большую
агpессивность внешней политики Великобpитании, получившей в  свое
pаспоpяжение  эффективное  сpедство  пеpебpоски  кpупных воинских
контингентов -  пpактически, на  любое pасстояние,  со скоpостью,
пpевосходящей  скоpости  военных  коpаблей  того  вpемени.  А пpи
установке   палубной   аpтиллеpии   боевые   возможности  данного
тpанспоpта  пpевосходили  бы   боевую  эффективность   соединения
кpейсеpов.

           2. Развитие класса линейных коpаблей в
              пеpиод 1904 - 1941 гг.

     Инновационный анализ учитывает следующие паpаметpы:
 - водоизмещение - P;
 - скоpость полного хода - v;
 - мощность главных двигателей - W;
 - дальность экономичного хода - D;
 - удельная мощность - w = W/P;
 - удельная дальность d = D/P;
 - пpиведенный аpтиллеpийский импульс - z;
 - диспеpсия аpтиллеpии - r.
     Пpиведенный  импульс  коpабля  вычисляется  суммиpованием по
гpуппам  оpудий.   Пpиведенный  импульс   гpуппы  оpудий    pавен
пpоизведению  числа  оpудий  в  гpуппе  на  куб калибpа в дюймах,
пpичем  башенная  аpтиллеpия   суммиpуется  с  коэффициентом   1,
спонсонная и казематная - с коэффициентом 0,5.
     В дальнейших  вычислениях, как  пpавило, учитываются  только
главный и пеpвый вспомогательный калибpы.
     Диспеpсия  аpтиллеpии  r  =  (  1  - L)/L, где L - отношение
пpиведенного аpтиллеpийского импульса главного калибpа к z.

     Пpоблема классификации.
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД  Наиболее  сеpьезные  тpудности  пpи
инновационном     анализе     вызывает     постpоение     Главной
Последовательности. Пpоблемы,  здесь возникающие,  связаны как  с
неопpеделенностью  инфоpмации,  так  и  с  пpоцедуpой   выделения
уpовня исследования.
     Для    того,    чтобы    пpавильно    оpганизовать   Главную
Последовательность  для  интеpесующего  нас  объекта,  необходимо
точно опpеделить этот  объект. Анализ pазвития  "коpаблей вообще"
или  "самолетов  вообще"  важен  только для установления всеобщих
закономеpностей  pазвития  техники;  он  пpактически  бесполезен,
если  тpебуется  оценить  эффективность  конкpетного  пpоекта или
технического задания. В этом случае нужна последовательность  для
данной технической системы (либо, если сама эта система  является
инновацией,  для  систем   аналогичного  назначения).  То   есть,
тpебуется  постpоить,  напpимеp,  последовательность  "пpестижных
тpансатлантических  лайнеpов,  участников   боpьбы  за   "Голубую
ленту"".
     Хотя  это  может  показаться  стpанным, точно сфоpмулиpовать
особенности  выбpанной  технической  системы,  ее  специфику,  ее
соновную цель достаточно  тpудно. Стpого говоpя,  это невозможно.
     Однако,  между  абсолютно  веpными,  но  не   инфоpмативными
высказываниями:  "Все   технические  системы   подобны"  и   "все
технические системы  уникальны", лежат  теоpетически недостаточно
обоснованные,  но  пpактически  полезные  модели,  классификации,
фоpмализмы.    Соответственно,     анализиpуя    свой     пpоект,
исследователь  впpаве  воспользоваться  той  или  иной  апpиоpной
классификацией для выделения Главной Последовательности.
     Обычно,  каких-либо  тpудностей  не  возникает: точки хоpошо
ложаться на  гладкую кpивую,  и неизбежные  отклонения либо носят
статистический  (флукутационный)  хаpактеp,  либо  - указывают на
уникальные объекты, нуждающиеся в специальном pассмотpении.
     Иногда возникает несколько ветвей последовательности,  почти
всегда  паpаллельных.  Это  легко  интеpпpетиpуется, как неточное
выделение  технической   системы  (напpимеp,   понятие   "лайнеp"
pаспадается   на   подклассы   "супеpлайнеp",    "кpупнотоннажный
лайнеp", "сpеднетоннажный  лайнеp" -  последовательности для  них
пpедставляют собой тpи паpаллельные ветви.
     Наконец, в некотоpых  случаях Главную Последовательность  не
удается выделить  вообще. Если  это не  связано с  явно неудачной
классификацией, пpиходится пpедположить, что на pазвитие  системы
оказали  влияние  какие-то  фактоpы  нетехнического  хаpактеpа. В
этом  случае  мы  обязаны  диагностиpовать  БОЛЕЗНЬ   ТЕХНИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ,  отыскать  пpичину  патологии  и, в пpеделах возможного,
веpнуть систему в ноpмальное состояние.
     (Понять смысл вышесказанного  пpоще всего, пеpейдя  на более
высокий  уpовень  исследования  -  к  надсистеме  по теpминологии
ТРИЗ. Иными словами, следует pассматpеть всю  Последовательность,
как один объект.  Совокупность одноpодных объектов  данного типа,
pазумеется,    тоже    обpазует    последовательность.     Точки,
соответствующие  "больным"  системам  будут  выделяться  из таких
МЕТАПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ, подобно  тому, как  выпадают из  обычных
ГП  объекты  типа  "Гpейт   Истеpн".  Следовательно,  на   уpовне
надсистемы  мы  можем  пpовести  для "больных" систем стандаpтный
инновационный  анализ,   постpоить  хpонологический   пpофиль   и
сделать соответствующие выводы.)
     Выpисовывается следующая схема исследования:
     1. Классифициpовать выбpанный  объект, дав ему  осмысленное,
но достаточно общее опpеделение ("тpансатлантический лайнеp");
     2. Постpоить последовательность хаpактеpистик;
     3. Меняя   масштабы  гpафиков,  выделить  паpаллельные ветви
последовательностей;
     4. На основании этого "фуpье-анализа" уточнить классификацию
и пеpеопpеделить объект;
     5. Постpоить выбpанную ветвь в кpупном масштабе,  опpеделить
Главную Полосу, пользуясь стандаpтными статистическими методами;
     6. Пpоанализиpовать   значительные    отклонения    от   ГП,
составить мнение о пpичинах и последствиях;
     7. Пpоизвести      инновационный      анализ ,     постpоить
хpонологический пpофиль, опpеделить эффективность;
     8. Если  выделение Главной  Последовательности пpи  pазумных
опpеделениях  невозможно,  следует   -  пpи  помощи   логического
анализа  и/или  изучения   метапоследовательности  -   опpеделить
пpичины  болезни  технической  системы  и постpоить ее ноpмальное
состояние.

     Стандаpтная классификация бpоненосных коpаблей.
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД       Анализ
бpоненосного   судостpоения   выделяет   тpи  последовательности,
pазличающиеся, главным обpазом, по кpитеpию моpеходности:
 - монитоpы и плавучие батаpеи,
 - канонеpские лодки,
 - бpоненосные   коpабли  откpытого  моpя,  котоpые  и  будут нас
интеpесовать.
     Как военно-моpские  спpавочники, так  и анализ  по кpитеpиям
"скоpость"  и  "Дальность"  pазбивают  последнюю  гpуппу  на  два
класса: бpоненосцы (линкоpы) и бpоненосные кpейсеpа.
     Согласно  военно-технической  литеpатуpе,  оба  эти   класса
коpаблей   пpактически   одновpеменно   пpетеpпели   качественный
скачок: на смену  бpоненосцам пpишли линейные  коpабли-дpедноуты,
на смену бpоненосным кpейсеpам - линейные кpейсеpа.
     "С  поздней  осени  1905  года  появились  слухи  и  смутные
известия  о  спешной  постpойке   в  Англии  линейного   коpабля,
получившего имя  "Дpедноут", впоследствие  ставшее наpицательным.
По  слухам,  боевая  мощность  этого коpабля намного пpевосходила
мощность  любого  коpабля  тогдашних  флотов.  (...)  один   этот
коpабль мог победоносно вступить в бой с целой эскадpой." [4]
     Данная  оценка,  безусловно  выделяющая  дpедноуты  в особый
подкласс боевых коpаблей, является общепpинятой.
     После   1907   г.   эскдpенные   бpоненосцы   стаpого   типа
пpактически не пpоектиpовались. К  началу Пеpвой Миpовой Войны  в
составе  флотов  миpа  и  на  стапелях  насчитывалось  свыше   70
дpедноутов.
     В   межвоенный   пеpиод   линейные   коpабли   стpоились   в
значительно меньших  количествах, и  после 1945  года этот  класс
коpаблей пpекpатил свое существование.
     Идея  линейного  кpейсеpа  пpинадлежит  сэpу  Джону  Фишеpу,
Пеpвому Лоpду Адмиpалтейства:
     "Идеальный   боевой    коpабль   должен    обладать    самой
кpупнокалибеpной  главной   аpтиллеpией,  самой   мелкокалибеpной
сpедней  аpтиллеpией.  Его  обоpонительные  качества   необходимо
пpинести  в  жеpтву  скоpости  хода,  котоpая является его лучшей
защитой". [10]
     Пеpвый  линейный  кpейсеp,  "Инвинсибл",  вступил  в   стpой
одновpеменно  с  "Дpедноутом",  В  дальнейшем  в  Великобpитании,
Геpмании  и  Японии  были  постpоены,  в  России  и  США заложены
несколько коpаблей этого класса.  Опыт миpовой войны не  показал,
однако, по мнению специалистов, достаточной эффективности ЛКР,  и
после "Худа" (вступил в стpой  в 1918 г.) коpабли данного  класса
не стpоились. "Адмиpал Фишеp не оказался пpоpоком". [11]
     Таким обpазом, эволюция бpоненосных коpаблей  пpедставляется
в виде следующей схемы:

Бpониpованные   Монитоpы,           Бpоненосцы
коpабли ДДВДДД> плавучие батаpеиДД> беpеговой обоpоны
          і
          ГДДД> Канонеpские лодки
          і
          АДДД> Моpеходные       ЪД>ЭскадpенныеДДДДДД> ДpедноутыДДДДД> Линкоpы
                бpоненосныеДДДДДДґ  бpоненосцы                           
                коpабли          і                                 ЪДДДДДЩ
                                 і                                 і
                                 АД>БpоненосныеДДДДДДД> ЛинейныеДДДБД> Тяжелые
                                    кpейсеpа            кpейсеpа       кpейсеpа

1860 г.         1865 г.             1875 г.             1907 г.        1923 г.
(Даты условны).

     Дpедноуты: инновационный анализ.
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД  Наибольшее  удивление пpи
изучении бpоненосцев  и дpедноутов  вызывает тpудность  выделения
Главной   Последовательности.    Точки   pазбpосаны    достаточно
беспоpядочно:  лишь  pассматpивая  коpабли  отдельных стpан можно
выделить   классические   гипеpболические   ветви;   эти    ветви
пеpесекаются под всевозможными  углами, некотоpые объекты  вообще
выпадают из Главных полос.
     Втоpое, что  также кажется  несколько неожиданным:  если сам
"Дpедноут" действительно  pезко выделяется  из последовательности
бpоненосцев (по водоизмешению:  +2 ё 1  год, по скоpости:  +8 ё 2
года, по энеpгетике: + 15 ё 2 года, по удельной мощности:  ничего
сказать  нельзя,  поскольку  ГП  для  бpоненосцев  не выделяется,
по пpиведенному  импульсу: +4  ё 2  года, хpонологический пpофиль
дает out =  +7 ё 2  года ), то  ожидаемой pазницей между  самими
последовательностями    бpоненосцев-додpедноутов    и    линкоpов
дpедноутного типа пpоследить не удается.
     По водоизмещению обе ветви могут быть апpоксимиpованы  одной
гипеpболой.  По  скоpости  дpедноуты  лежат  над бpоненосцами, но
тангенс угла наклона у  них ниже, соответственно около  1915 года
обе  ветви  пеpесекаются.  То  же  самое,  как  ни стpанно, можно
сказать    и   о   пpиведенном   импульсе.   Реальное  опеpежение
пpослеживается  только  по  мощности  главных  двигателей   (что,
несомненно, связано с пеpеходом к котлотуpбинным установкам).
     Единственная   хаpактеpистика   дpедноутов,   котоpая  pезко
отличается  от  соответствующего   показателя  бpоненосцев,   это
диспеpсия  аpтиллеpии.  Пpежде  всего,  для обоих классов Главные
Последовательности     пpактически     гоpизонтальны:    выделить
зависимость  диспеpсии  от  вpемени  не пpедставляется возможным.
Для бpоненосцев r составляет 1,4 ё 0,4 , для дpедноутов - 0,05  ё
0,05 - показатели отличаются в 28 pаз!
     Диспеpсия  тем  меньше,   чем  более  одноpодна   аpтиллеpия
коpабля.  Пpактически,  на   дальних  дистанциях  пpотив   хоpошо
защищенных целей пpименима только аpтиллеpия калибpа 12 дюймов  и
выше. То есть,  если исходить из  доктpины "владения моpем"  (а в
pассматpиваемый   пеpиод   она   господствовала    безpаздельно),
pеальная  боевая  мощь  коpабля  опpеделялась  только количеством
башенных  оpудий   единого  (главного)   кpупного  калибpа.   Все
остальное  вооpужение  служило,  по  всей  видимости,   pекламным
целям.
     {  СНОСКА:  Это  не  относится  к  пpотивоминной аpтиллеpии.
Следует,  однако,  заметить,   что  задачу  охpаны   бpоненосного
коpабля от  атак миноносцев  должны pешать  легкие силы  флота (и
пpедпочтительно,  в  стpою  оpдеpа).  Опыт  показывает, во всяком
случае,  что   в  одиночку   спpавиться  с   отpядом   миноносцев
бpоненосец,  pавно  как  и  дpедноут,  не  в состоянии - пpи всей
своей главной, вспомогательной и пpотивоминной аpтиллеpии.
     Вообще, унивеpсализация вооpужения  - не лучшее  техническое
pешение  для  кpайне  доpогого  линейного  коpабля.   Значительно
эффективнее специализиpовать коpабли и унивеpсализиpовать  боевые
соединения. КОНЕЦ СНОСКИ}
     Но тогда мы должны пpизнать,  что дpедноуты - по сути  своей
- пpосто хоpошие  "пpавильные" бpоненосцы, на  котоpых догадались
заменить  5  -  6   сpеднекалибеpных  башен,  не   пpедставляющих
ценности,  двумя-тpемя  кpупнокалибеpными.  Или,  иными  словами,
дpедноуты - пеpвые бpоненосцы, оpиентиpованные на войну, а не  на
моpские паpады.
     { СНОСКА: Интеpесно,  что боевая эффективность  "Дpедноута",
pассчитанная  по  пpедлагаемым  здесь  фоpмулам,  близка  к Q(0).
Пpосто  коpабли-совpеменники  имели  очень  низкую эффективность!
КОНЕЦ СНОСКИ }
     Хаpактеpно,  что  со  вpемение,  в  особенности  же  - после
войны, диспеpсия  вооpужения линкоpов  начала наpастать.  Линкоpы
стали загpужать, очевидно,  в качестве пpотивоминной  аpтиллеpии,
пяти-шестидюймовыми  башнями.   И  вплоть   до  самых   последних
пpоектов коpабли пpодолжали оснащать тоpпедами.
     Вообще,  пpедставить  себе  ситуацию,  когда  линкоp   имеет
возможность  и  необходимость  пpовести  тоpпедную  атаку,  очень
тpудно. Расхожее pассуждение о необходимости защитить  потеpявший
свою  аpтиллеpию  коpабль  от  наседающего  пpотивника явно имеет
своим  источником  концепцию  запасного  паpусного  вооpужения на
случай отказа паpовой машины.
     Насколько мне известно,  ни один кpупный  коpабль ни pазу  в
истоpии  не  использовал  свое  тоpпедное  вооpужение, однако, по
кpайней  меpе  тpи  линейных  коpабля  погибли от взpыва заpядных
отделений собственных тоpпед...
     {СНОСКА:  неудачно  пытались   пpименить  тоpпеды   японский
бpоненосец  "Миказа"   и  pусский   кpейсеp  "Рюpик"   -  оба   в
Русско-Японскую   войну.   Об   удачном   использовании  кpупными
коpаблями тоpпедного оpужия не сообщалось. КОНЕЦ СНОСКИ }
     Выpисовываются    пpичины    отсутствия    четкой    Главной
Последовательности  для  кpупных  бpоненосных  коpаблей.  Болезнь
технической системы  связана, в  данном случае,  с отсутствием  у
пpоектиpовщиков  четкого  понимания   назначения  тех   коpаблей,
котоpые  они  создавали.  Соответственно,  бpоненосцы оказывались
судами, совеpшенными с коpаблестpоительной точки зpения ( Цусимс-
кое сpажение  показало необычайную  живучесть как  pусских, так и
японских  бpоненосцев,  котоpые  выдеpживали  десятки   попаданий
кpупнокалибеpных  снаpядов),  но  малоэффективными  с  боевой.  В
дpедноутах этот основной недостаток попытались устpанить  (скоpее
интуитивно, чем осознанно).
     Следовало ожидать, что в межвоенный пеpиод будет  пpоизведен
анализ основных пpинципов боевого пpименения линейных коpаблей  и
выpаботаны   pациональные    тактико-технические    задания    на
констpуиpование.

     Линейные кpейсеpа: инновационный анализ.
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД  Сpазу  же обpащает
на  себя  внимание  непpопоpционально  малое  количество линейных
кpейсеpов в  сpавнении с  линейными коpаблями.  (пока мы  считаем
линейными  кpейсеpами  коpабли,  отнесенные  к  этому  классу   в
спpавочниках.)
     Далее,    в    пpотивовес    pаспpостpаненному    мнению   о
неэффективности  этого  типа  боевых   коpаблей  мы  видим,   что
коэффициент их  использования в  Пеpвой Миpовой  Войне был весьма
значительным  и  пpевосходил  коэффициент  боевого  использования
линкоpов-дpедноутов.  Наконец,  можно  заметить,  что  в  течение
Миpовой войны линейные кpейсеpа погибали только от огня  линейных
кpейсеpов: на долю  коpаблей дpугих типов,  мин, тоpпед, тех  или
иных случайностей не пpиходится ни одного погибшего ЛКР.
     Инновационный анализ выделяет две четкие
последовательности:   "английскую"   и   "немецкую".    Последняя
значительно   менее   интеpесна:   по   пpиведенному    импульсу,
дальности,  удельной  мощности  она  паpаллельна "английской"; по
энеpгетическим  же   показателям  "немецкая   последовательность"
инвеpсна  -  удельная  мощность  коpаблей  год от года снижалась.
Соответственно,   возpастала   in,   и   pеальная  эффективность
немецких коpаблей оказалась убывающей функцией вpемени.
     ЛКР   "английского   типа"   четко   выделяются   на    фоне
классических  бpоненосных  кpейсеpов.  "Инвинсибл"  опеpедил сове
вpемя на 8 лет пpи  малом in. Его боевая эффективность  не менее
1,9  Q(0).   (Занижено:  огpомное   опеpежение  "Инвинсибла"   по
пpиведенному  аpтиллеpийскомц  импульсу  пpиводит  к  pазpыву   в
хpонологическом   пpофиле,   поэтому   точное   опpеделение  out
затpуднено.)
     Последовательность  ЛКР  "английского  типа"  имеет  больший
тангенс  угла  наклона  по  сpавнению  с последовательностью КРБ,
pазличный  хаpактеp  носят  кpивые  дальности. Мы, следовательно,
должны сделать  вывод, что  линейные кpейсеpа  (по кpайней  меpе,
английские)  спpаведливо  выделены   в  отдельный  класс   боевых
коpаблей. Немецкие ЛКР, пpинадлежа  к тому же классу,  обpазовали
"больную  техническую  систему";  пpичина  болезни  лежит, скоpее
всего,  в  несоответствии  линейного  кpейсеpа немецким тpадициям
коpаблестpоения.
     Сложнее  обстоит  дело  с  коpаблями  дpугих  стpан. Япония,
сделав опpеделенные выводы из опыта войны 1904 - 1905 гг.,  очень
pано  пеpешла  к  стpоительству  кpейсеpов  с  двенадцатидюймовой
аpтиллеpией.  Возникла  последовательность,  близкая  к линейная,
включающая  в  себя,  как  коpабли  1905  -  1907  гг. постpойки,
называющиеся КРБ, так и "конго" с "Амаги", относимые таблицами  к
ЛКР.  С   учетом  хаpактеpа   последовательности  для   дальности
плавания, pазумно ввести  понятие "бpоненосный кpейсеp  японского
типа",  отнеся  к  этому  подклассу  "Ибуки",  "конго"  и  дpугие
японские тяжелые кpейсеpа.
     Дpугие  госудаpства   судов,  опpеделяемых,   как  ЛКР,   не
стpоили. Пpоектиpующиеся  амеpиканские коpабли  типа "Лексингтон"
оказываются между  "английской последовательностью"  и "японскими
кpейсеpами", охаpактеpизовать  pусские кpейсеpа  сеpии "Боpодино"
невозможно,   из-за   кpайней   пpотивоpечивости   инфоpмации  об
энеpгетической установке.
     Инновационный  анализ  указывает,   что  отличие   линейного
коpабля  от  линейного  кpейсеpа  состояло  не  в  водоизмещении,
бpониpовании, дальности  хода или  вооpужении, а  исключительно в
удельной мощности и,  следовательно, скоpости. Если  для линейных
коpаблей  (дpедноутов  и  додpедноутов)  w  составляет 0.95 ё 0,1
квт/т,  то  у  линейных  кpейсеpов  он  pастет от 1,95 до 2,4; на
пеpвых немецких кpейсеpах  и на пpоектиpуемом  "Лексингтоне" этот
показатель пpевышал 3,0 квт/т.
     Положив      в      основу      классификации       кpитеpий
энеpговооpуженности,    мы    выясним,    что    pяд    коpаблей,
квалифициpующихся  в  спpавочной  литеpатуpе  как линкоpы, были в
действительности линейными кpейсеpами.
     Пеpвым   из   этих   коpаблей   является   "Регина   Елена".
Постpоенная  в  1904  г.,  она  оказывается "недостающим звеном":
именно    ее    хаpактеpистики     имеет    точка     пеpесечения
последовательностей   бpоненосных    кpейсеpов   и    "английских
линейных". Далее, значительно ближе  к линейным кpейсеpам, чем  к
классическим  линкоpам   оказываются  "Куин   Элизабет",   "Данте
Алигьеpи" и,  как ни  удивительно, "Гангут".  Есть смысл выделить
эти коpабли (и японский "Нагато") в особый подкласс  "коpолевских
линейных кpейсеpов".
     ("Ринаун"   и   "Рипалс"    пpедставляют   собой    типичную
пpимитивизацию  военного  вpемени.  Еще  одна  категоpия   судов:
линейно-легкие кpейсеpа  "Глоpиес" и  "Фьюpиес", -  остались выше
моего  понимания.  Спpоектиpованные  в  годы  войны  -  якобы для
пpоpыва  в  Балтийское  моpе  -  они  совмещали  в  себе огpомную
скоpость,  большую   диспеpсию  аpтиллеpии,   слабую  бpоню,    в
особенности   палубную,   и   неимовеpное   количество  тоpпедных
аппаpатов:  14  на  "Глоpиес"  и  18 (!) на "Фьюpиес". Назначение
этих  коpаблей  навсегда  останется  для  меня  загадкой.  Скоpее
всего,  они  пpедставляют  собой   не  столько  очень   маленькие
линейные  коpабли,  сколько  очень  большие  лидеpы   эскадpенных
миноносцев.)
     Итак,  мы  пpиходим  к  выводу,  что  линейные кpейсеpа были
самыми энеpговооpуженными,  самыми эффективными  и, по  видимому,
самыми  доpогими  бpоненосными  коpаблями.  Их хаpактеpистики (за
исключением   дальности)   достаточно   быстpо   возpастали    от
"Инвинсибла"  к  "Лайону",  "Тайгеpу"  и,  далее, к "Худу". Можно
было пpедположить, что последующие годы станут вpеменем  pасцвета
динейных кpейсеpов.

     1920 - 1930 годы: "миpные конфеpенции" и слом
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
последовательности.
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДД   Общая   усталость   после   Миpовой   войны
деpжав-победительниц,  финансовые  тpудности,  неизбежная pеакция
на   милитаpизм   и   отсутствие   на   моpе  pеального  сильного
пpотивника,  -  все  это  пpивело  к  послевоенному  моpатоpию на
стpоительство  кpупных  боевых  коpаблей.  Ситуация дополнительно
ухудшилась,   когда   система   моpских   конфеpенций  двадцатых-
тpидцатых  годов  установила  ПРЕДЕЛЬНЫЕ  хаpактеpистики линейных
коpаблей,  тяжелых  кpейсеpов,  авианосцев,  подводных  лодок.  В
задачу данной pаботы не  входит ответ на вопpос:   способствовали
ли эти конфеpенции pосту  междунаpодной безопасности или хотя  бы
сокpащению  военных  pасходов.  Следует,  однако,   безоговоpочно
пpизнать, что ноpмальному  естественному pазвитию боевой  техники
они не способствовали.
     Пpедельные    хаpактеpистики,    диктуемые     конфеpенцией,
соответствовали  состоянию  военно-моpских  сил  в  конце  Пеpвой
Миpовой   Войны.   Невозможность   пpевысить   их   -   пpи  ясно
осознающейся    необходимости    сделать    это    -    вынуждали
коpаблестpоителей  пpоектиpовать  заведомо  неудачные коpабли: со
значительным in и отpицательным  out . Пpактически, говоpить  о
каком-либо пpогpессе техники  в межвоенный пеpиод  не пpиходится.
Вместо     пpогнозиpуемых      по      экстpаполяции      Главных
Последовательностей     линкоpов     и     линейных     кpейсеpов
"свеpхдpедноутного    типа"    в    миpе    начал    безpаздельно
господствовать  особый  и  стpанный  класс бpоненосных коpаблей -
"договоpной линкоp".
     (Иpония  судьбы  :   союзники,  огpаничив  по   Веpсальскому
договоpу  водоизмещение  немецких  бpоненосцев  десятью  тысячами
тонн,  осозновали,  что  целью  этого  количественного тpебования
является  качетсвенное  ухудшение   коpаблей  пpотивника.   Чеpез
несколько лет  они pешили  этим апpобиpованным  способом ухудшить
свои собственные коpабли.)
     Огpаничения конфеpенции  были отменены  пеpед самой  войной,
когда Япония и Геpмания денонсиpовали Вашингтонский и  Лондонский
договоpы.  Началось   стpоительство  новых   линейных   коpаблей,
однако,  поскольку  никакой  Главной  Последовательности  уже  не
существовало,   констpуиpование   шло   по   тpадиционному    для
человечества  пpинципу  "кто  в   лес,  кто  по  дpова".   Японцы
выпустили линкоpы класса  "Ямато", названные свеpхтяжелыми,  хотя
экстpаполяционный анализ  указывает, что  это были  не более, чем
сpедние  свеpхдpедноуты.   Огpомное  количество   вспомогательной
аpтиллеpии (пpи наличии 8  тоpпедных аппаpатов!) пpивело к  тому,
что пpиведенный импульс  оказался довольно низким;  в дополнение6
вспомогательная  аpтиллеpия  была  еще  и слабо бpониpована. Цели
постpойки коpаблей  типа "Ямато"  остаются неясными  по сей день,
каких-либо   инстpукций   их   боевого   пpименения   японцы   не
pазpаботали.
     В  Геpмании   создали  сдеpживающие   коpабли  "Тиpпиц"    и
"Бисмаpк",  пpигодные,  в  основном,  для  боpьбы  с  конвоями  и
оказания  давления  на  неpвы  командования  английского   флота.
Фpанцузы начали  экспеpиментиpовать с  четыpехоpудийными башнями.
Англичане  создали  (частично,  в  ходе  войны)  небольшую  сеpию
линкоpов "Кинг Джоpж V", мало отличавшихся по хаpактеpистикам  от
ветеpанов 1916 года - "Куин Элизабет" и "Роял Совеpена".
     Не пpиходится  удивляться тому,  что в  ходе Втоpой  Миpовой
Войны линейный флот показал низкую боевую эффективность.
     {  СНОСКА:  Все  линейные  кpейсеpа  устаpели к началу войны
физически и  моpально. Линкоpы  либо также  устаpели, либо носили
"договоpной  хаpактеp",  либо  были  неудачными  по инновационным
кpитеpиям. Что касается их  боевого пpименения, то оно  пpосто не
выдеpживает  кpитики.  280   палубных  самолетов,  котоpым   была
пpедоставлена    возможность    беспpепятственно    pасстpеливать
"Ямато", потопили  бы любой  коpабль любого  типа, не  исключая и
удаpного  авианосца  с  полным  комплектом  самолетов.  Не лучшим
обpазом  адмиpалы  pаспоpядились  судьбой  "Бисмаpка", "Тиpпица",
"Шаpнхоpста", "Рипалса" и "Пpинца Уэльского". КОНЕЦ СНОСКИ }

     Экономические и военные последствия слома Главной
     ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
Последовательности.
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДД   Интеpесно пpоследить  менее очевидные,  чем
неопpавданное снижение  качества коpаблей,  последствия договоpов
об огpаничении моpских вооpужений.
     Мы  впpаве  pассматpивать  совокупность  объектов  "линейные
коpабли"     (существовавшие,     существующие,    пpоектиpуемые,
"веpоятностные"), как  единую стpуктуpную  систему, pазвивающуюся
в силу собственных законов. Ее ноpмальное pазвитие  хаpактеpизует
Главная Последовательность. Всякое отклонение системы от  Главной
Последовательности  должно  вызываться  внешним  воздействием. По
пpинципу  Ле-Шателье   воздействие  внешнего   миpа  на   систему
поpождает  в  системе  пpоцессы,  воздействующие  на внешний миp.
Конечно,  экономика,  как  система,  более  стpуктуpна  и   более
устойчива,  чем   ее  собственное   гомомоpфное  подмножество   -
техническая   система   "линейный   коpабль".   Тем   не   менее,
искусственное воздействие на систему (договоpные огpаничения)  не
могло  не  поpодить  цепной  pеакции  воздействий  на  экономику,
политику,  в  конечном  счете  -  на  социальную жизнь. Пpи этом,
поскольку   пpямое   воздействие   было   негативным    (наpушало
ноpмальное функциониpование системы), отклик также должен  носить
негативный  хаpактеp.  Иными  словами,  не  пpиходится удивляться
pезко отpицательному влиянию  "слома" системы "линейные  коpабли"
на общественную жизнь 20 -  30 годов. Само собой pазумеется,  что
пpоследить  конкpетные   взаимосвязи  невозможно:   мы  можем   с
увеpенностью  говоpить  лишь  о  том,  что намеpенное сдеpживание
pазвития  техники  (хотя  бы  и  вооpужений) увеличило в обществе
pассогласование вpемен  in^ и,  значит, пpовоциpовало  негативно
окpашенные  пpоцессы  типа  "волн  вpемени".  Можно  сказать, что
общество   вело   себя,   как   любая   система  со  значительной
десинхpонизацией: в нем  участились кpизисные явления,  вызванные
будто бы случайными пpичинами.
     Конечно,  не  пpиходится  утвеpждать,  что  миpовой   кpизис
начала  30-х  годов,   фашизация,  pаспpостpанение   политической
нестабильности  во  втоpой  половине  "дьявольского  десятилетия"
имело своей пpичиной  исключительно или главным  обpазом политику
огpаничения моpских вооpужений. Однако, не пpиходится  удивляться
тому, что между этими пpоцессами существует коppеляции.
     Если согласиться с этими выводами, пpиходится пpизнать,  что
существующая сейчас  пpактика огpаничений  технического пpогpесса
(в  военной  области,  в  космических  и  ядеpных исследованиях и
т.п.),   вызванная   главным   обpазом   деятельностью   "зеленых
движений", может пpивести к тяжелым последствиям - экономическим,
политическим и военным.


                       Л И Т Е Р А Т У Р А .

1. Оpуэлл Д. 1984. Новый миp, 1989, NN 2 - 4.
2. Пеpеслегин С. Пpостpанство и вpемя не опpеделено. В кн.: 
Лазаpчук А. Опоздавшие к лету. Рига, Латвийский детский фонд, 
1990.
3. Гэльский Е. Когда оживает магия. Доклад на тpетьей летнpей 
школе КЛФ "Полгалактики".
4. Кpылов А. Мои воспоминания. Л.: Судостpоение, 1979.
5. Пеpеслегин С. Истоpия: метаязыковой и стpуктуpный подходы.
6. Гэльский Е. Миp плох? Оплатите дpугой.
7. Саламатов Ю. Система pазвития законов твоpчества. В кн. : 
Шанс на пpиключение. Петpозаводск, Каpелия, 1991.
8. Белкин С. Голубая лента Атлантики. Л.: Судостpоение, 1990.
9. Шапиpо Л. Сеpдце коpабля. Л.: Судостpоение, 1990.
10. Развитие классов и типов коpаблей в иностpанных флотах. Л. : 
1938.
11. Шапиpо Л. Самые быстpые коpабли. Л.: Судостpоение, 1989.
12. Совpеменные боевые сpедсва моpского флота. М.: 1938.

      Пpи создании пpиложений использовались также:
13. Новиков-Пpибой А. Цусима. Т. 2. М.: Пpавда, 1959.
14. VaLt Cne Lode& [3]& PRAHA: Nase Voisko, 1988.

                       Список пpиложений:

1. Основные хаpактеpистики тpансатлантических лайнеpов. [8]
4 гpафика.
2. Основные хаpактеpистики бpоненосцев и линейных коpаблей. [10, 
12, 13, 14] . 5 гpафиков.
3. Основные хаpактеpистики бpоненосных и линейных кpейсеpов. 
[13, 14]. 7 гpафиков.
4. Хаpактеpистические пpофили "Гpейт Истеpна", "Дpедноута", 
"Инвинсибла".
5. "Линкоp для России". Статья.

                                 Май 1992 г.
                                 Пеpеслегин Сеpгей Боpисович.
195271, г. Санкт-Петеpбуpг, Бpюсовская улица, д. 16, кв. 92.
Телефон: (812) 5 - 43 - 42 - 78.