ФРАHЦ ФЮМАН ОБМОРОК - Это совсем просто, - сказал Янно, - эксперименты по искривлению пространства неизбежно вели в тупик, ибо суть эффекта заключается в иск- ривлении времени. Нет, это нельзя представить себе наглядно, даже само понятие "искривление" используется условно, лишь указывая на выход в пя- тое измерение. И вот когда время - или, строго говоря, весь хронотопи- ческий континуум - выходит в иное измерение, а происходит это в опреде- ленных интервалах, то будущее как бы накладывается на настоящее. Времен- ной поток образует своего рода петлю, которая проходит через один и тот же момент времени дважды. Словом, все довольно просто. - Почему же об этом почти ничего не слышно? Янно с вежливым сожале- нием пожал плечами. - Практического значения эффект почти не имеет; радиус кривизны слишком мал, но обычно соответствует всего нескольким долям микросекун- ды. Какое уж тут практическое значение? - Разве столь малый промежуток времени поддается фиксации? - Только на уровне элементарных частиц, но существуют участки повы- шенной каузальности, в которых петля значительно расширяется. Пабло ис- пользует это обстоятельство и получает характеристики, доходящие до нес- кольких секунд, а иногда до минуты. - Но в таких случаях эффект приобретает колоссальное значение... - Вовсе нет. Эффект сильно локализован в пространстве и может быть получен лишь применительно к конкретному лицу, на котором проводится эксперимент; с военной точки зрения эффект интереса не представляет, в личностном аспекте он также не имеет сколько-нибудь серьезного значения. Обществу вряд ли нужна способность человека узнавать чуть-чуть раньше то, что он сам же и сделает чуть-чуть позже. - То есть человек может увидеть только свое собственное будущее? - Да, он видит в будущем только себя и, разумеется, свое непосредс- твенное окружение. Поэтому Пабло сейчас в опале. Еще бы: эгоцентрические забавы, формалистические выверты прогностики, элитарный интеллектуализм - сам знаешь, каких собак у нас могут понавешать. Потихоньку он продол- жает этим заниматься - для приятелей, для тех, кого они по знакомству направят; ну и берет он за это, соответственно, кое-какую мзду. Гость согласно кивнул, мол, само собой. - А в каких случаях можно рассчитывать на интервалы повышенной кау- зальности, о которых ты говорил? - Их рассчитывает химокомпьютер; расчетные формулы очень сложны и представляют собою суммы тензоров, которые в значительной степени зави- сят от индивидуальной константы, так называемого коэффициента АК, а константа в свою очередь связана с циклоидойвпрочем, к чему тебе все это?.. - Он пристально посмотрел на гостя. - Ты что же, все-таки настаи- ваешь на своем? Послушай моего совета, откажись от этой затеи. - А больно будет? - спросил гость. Лет ему было немногим больше со- рока, одет по-городскому. В голосе послышалась робость, которую несведу- щие люди испытывают перед сложными приборами. Янно невесело усмехнулся. - Физической боли, конечно, никто не чувствует... - Но? - Есть ведь еще и душевные муки, поэтому мне хочется тебя предосте- речь. Остается ощущение полного бессилия, и это ощущение угнетает каждо- го, что бы он ни говорил. Особенно после повторного эксперимента. Сейчас Пабло категорически возражает против повторных экспериментов, да с ним почти никто и не спорит. Сама же процедура до крайности примитивна. Опускаешь лицо в чашу с плазмообразным веществом - нет, не беспокойся, это не огонь, лишь странное голубоватое свечение, но током там не бьет. В общем-то, при этом ничего не чувствуешь, ни тепла, ни запаха. Како- го-либо негативного последствия тоже не наблюдалось. Как только это све- чение, то есть распадающийся логоалкалоид, начинает проникать в поры твоей ауры, химокомпьютер тут же рассчитывает необходимые данные, и ты почти сразу видишь кусочек своего будущего, которое отстоит от настояще- го момента на тот отрезок времени, что указывается на шкале компьютера. Глаза, конечно, нужно держать открытыми, но ты решительно ничего не по- чувствуешь, разве только то, что твой бумажник стал немного полегче. Це- ны у Пабло растут так же стремительно, как и везде. Думаю, придется рас- кошелиться на целый фунт, не меньше. Так что я бы на твоем месте еще раз хорошенько... Он думал, это будет стоить дороже, перебил гость, а на увещевания, что, мол, на фунт можно купить целых две бутылки крепкого или шесть жел- тых обеденных талонов, с фруктами и сносным кофе, - а такие деньги не швыряют псу под хвост, даже если ты принадлежишь к категории лиц с дохо- дом третьего класса, - на все эти увещевания гость возразил, что случай представляется в своем роде уникальный, будет ли еще такая возможность, неизвестно... Янно с раздражением отмахнулся. - Уникальный, уникальный - все так говорят. Будь спокоен, уникальным он и останется, только в гораздо более глубоком смысле. Я хочу уберечь тебя от ненужной траты нервов и денег. Достаточно просто понять, что ты и так постоянно видишь свое будущее, только как бы уже исполнившееся будущее, но ты вообрази, будто увидел его на минуту раньше, чем оно наступило. Каждое "СЕЙЧАС" когда-то было "ПОТОМ", а каждое "ЕСТЬ" когда-то означало "БУДЕТ". Ты вот губы скривил, а двадцать секунд назад твоя ухмылка была самым настоящим будущим. Так представь себе голубое свечение, себя в этом свечении и что видишь ты в нем, как криво ухмыльнулся, только и всего. Стоит ли жаждать эдакого чу- да? Ведь чего-либо другого ты не увидишь. Не лучше ли тогда оставить свой фунт при себе, да и чувства полнейшего бессилия, похожего на обмо- рок, испытать не придется. Словом, возьми любое заурядное мгновение из своей повседневной жизни, а потом представь себе голубое свечение, в ко- тором ты видишь самого себя, лицом к лицу, как в обычном зеркале. Собс- твенно говоря, совершеннейшая тривиальность. Гость с жаром возразил: - Тривиально только потому, что тривиальна наша повседневность, ина- че говоря, характер времени - я имею в виду не эпоху, хоть и ее тоже, а время вообще, время как категорию. Сущность времени состоит в том, что оно является динамическим процессом, и действительно глупо было бы пла- тить деньги, чтобы убедиться в том, что происходящее сейчас не существо- вало раньше и в этом смысле должно считаться будущим по отношению к прошлому - причем сравнить и проверить их совпадение невозможно! Вот в чем заключалась и заключается тривиальность! У вас же можно проверить, действительно ли наступит то, чему предстоит наступить в будущем, а это поистине сенсация, как бы там ни относилось к ней ваше начальство. Я ду- маю, вы сами не понимаете, что оказалось у вас в руках! Вас, конечно, ничем не удивишь, вы это видели сотни раз, но нашему брату, которому по- пасть сюда очень непросто... - Янно хотел было возразить, но гость от- махнулся. - Пожалуйста, расскажи мне лучше все по порядку, решения моего тебе все равно не изменить. Итак, я опускаю голову в светящуюся чашу и открываю глаза - что я там увижу? Будущее и настоящее одновременно? - Глазами ты увидишь будущее, все остальные органы чувств будут воспринимать настоящее. Например, ты будешь слышать наши голоса, но ви- деть только то, что должно наступить. - А вы сможете увидеть то же самое, что увижу я? - Мы можем видеть то и другое - настоящее и будущее - одновременно. Правда, будущее лишь как отражение электрических импульсов твоего мозга, то есть довольно расплывчато. Но контуры различить можно, можно узнать черты лица, и, уж конечно, видны движенияидешь ты или стоишь; точнее го- воря, видишь ты себя идущим или стоящим. - И в какую сторону движется при этом время, вперед или назад? - В искривленном пространстве оно двигалось бы назад, но неизменно по направлению к прошлому. Благодаря же темпоральному искривлению время вновь движется вперед, и небольшой интервал будущего захлестывает насто- ящее, как бы накладывается на него. Допустим, ты видишь, что произойдет через одну минуту, а в лучшем случае - в пять последних секунд, причем если брать за точку отсчета самый первый момент, когда ты начал видеть будущее, то это будут секунды с пятьдесят шестой по шестидесятую. Парал- лельно истекают секунды обычного времени, с первой по пятую. Мы же уви- дим и настоящее и будущее, но будущее - весьма схематично. А ты увидишь его совершенно отчетливо, но зато только его, только будущее. Пятьдесят шесть, нет, пятьдесят одну секунду спустя... - ...произойдет как раз то, что я видел в светящейся чаше. - Да, произойдет именно это. На пятьдесят шестой секунде наступит пятьдесят шестая секунда, и так далее до шестидесятой секунды, а потом пойдет время, которого ты уже не видел. Петля кончилась, интервал пере- сечения будущего с настоящим пройден; будущее непрерывно переходит в настоящее, так что время - за исключением микропроцессов - имеет лишь одно измерение. И все же... - Оставь, тебе все равно меня не отговорить! - Я только хотел сказать, что ты даже минуты будущего не увидишь, а скорее всего, лишь пару секунд. Глаза у гостя блестели, в ответ промелькнула искорка и в глазах у Янно. - И все же, - медленно проговорил гость, изображая раздумье, хотя возражение было готово и прямо-таки рвалось наружу, - и все же допустим, я возьму да сделаю что-нибудь другое, совсем другое, не то, что видел в чаше? Янно у Янно вновь приобрело усталое и унылое выражение. - Ты точно так же самоуверен, как и все, только потом эта самоуве- ренность сменяется отчаянием, чувством собственного бессилия, почти об- мороком. И начнутся жалкие потуги все как-то объяснить! После того как ты убедишься, что все произошло именно так, как должно было произойти, то есть случилось то, что ты видел перед этим. Реакция у всех одинако- вая. Поначалу смелый взгляд: мол, я вам не кто-нибудь, потом экспери- мент, растерянные лица, и, наконец, люди начинают сомневаться в самой реальности. Никто не хочет примириться с тем, что все происходит именно так, как должно было произойти. Никто не хочет примириться с тем, что ведет себя именно так, как ведут себя остальные в подобных случаях. Че- ловек, можно сказать, чувствует себя вдвойне бессильным: он ощущает свое бессилие перед неотвратимостью рока и бессилие перед тем, что эта неотв- ратимость ни для кого не делает исключений. Сначала каждый думает, что поступки определяются намерением: я вижу мое предстоящее действие, зна- чит, могу изменить его, это зависит от моей воли! К тому же он верит в свою волю: пусть другие дали себя одурачить - он-то уж покажет этому ро- ку. А потом ему демонстрируют его бессилие, причем двойное - его бесси- лие и его бессилие, его затянуло что-то, чему он не смог противостоять, и он лишился своей индивидуальности! При этом с самого первого момента каждый ведет себя точно так же, как остальные, те же вопросы, те же на- дежды, те же иллюзии, те же аргументы и те же оправдания, когда с ним случилось то же, что и с другими. Разумеется, за исключением случаев, когда будущее приоткрывается лишь на мгновение и человек просто видит себя самого у светящейся чаши. Но и тогда возникает чувство бессилия; даже за пять секунд угадываешь его жуткое могущество, одно лишь прикос- новение его крыл низвергает тебя. А до чего жалкими оказываются уловки, с помощью которых люди пытаются обмануть самих себя! То радиус кривизны, мол, рассчитан неверно, то показанное будущее якобы на самом деле было прошлым, то, дескать, все это фокусы и трюки - словом, чего только не говорят. Но сами уловки симптоматичны. Они свидетельствуют о гнетущем отчаянии перед лицом собственной беспомощности и бессилия. Гость посмот- рел с вызовом. - Вот, - сказал Янно, - все так смотрят. Нетрудно, оказывается, бу- дущее угадать. Я заранее знал, что из этой затеи выйдет. Он открыл ящик письменного стола. - Подобные вещи любой может утверждать, - проговорил гость, - осо- бенно если нельзя проверить! Что касается эксперимента, - продолжал он, - то не забывай, я дипломированный логик. И мой силлогизм неопровержим. То, что мне предстоит сделать, зависит от моего решения; решение же свое я могу изменить, следовательно, к тому, что я могу изменить, принадлежит и то, что мне предстоит сделать в будущем. Это силлогизм типа Бамалип, и известен он со времен великого Галопа. Кто может опровергнуть силлогизм и помешать мне изменить мои будущие действия? Ответь мне, ответь мне хо- тя бы на один лишь этот вопрос! Пока гость произносил свою реплику. Яйцо вытащил из ящика карточку с напечатанным текстом и дал прочитать гостю: Смысл твоего вопроса сводится к следующему: Кто может помешать мне сделать противоположное тому, что я увидел в чаше, ведь я волен в своих поступках? - Допустим, - согласился гость, - тебе действительно удалось пред- восхитить мой вопрос, но ведь и он должен быть задан. Меня интересует ответ. - Ответ ты получишь в ходе эксперимента, только потом возникает проблема, как этот ответ объяснить. У меня есть свое объяснение: засасы- вающий эффект антикаузальности, эффект АК, но о нем после. Ты сам убе- дишься, что исходишь из ложных посылок, хотя твои логические умозаключе- ния сами по себе, может быть, и верны. А теперь пошли, пока Пабло совсем не окосел. - Окосел? - Ну да, пока он совсем не напился. Ты не представляешь себе, до че- го он опустился. - Давай повторим все еще раз, - сказал гость, когда они шли по невы- сокому туннелю, в котором тихонько гудели электрические реле. Они прохо- дили мимо синих дверей. - Итак, я опускаю голову в чашу и вижу кусочек ближайшего будущего, удаленного, скажем, на одну минуту. То есть я чуть раньше вижу то, что наступит чуть позже. Я верно понял? - Верно, - подтвердил Янно, поворачивая в коридор с зелеными дверя- ми, - верно, но увидишь ты только самые последние секунды. - Пускай последние, но все-таки это будут секунды, которым еще толь- ко предстоит наступить, следовательно, я увижу то, что мне еще только предстоит сделать, так ведь? Прекрасно. Тогда возникает альтернатива: либо я буду неподвижно сидеть у стола, либо сидеть не буду, а начну рас- хаживать, показывать что-нибудь и прочее. Сидеть молча и неподвижно или что-то делать, двигаться - к одной из этих двух возможностей сводится любой мой поступок. - Свой диплом ты получил не зря, - сухо произнес Янно. - Дилемма действительно такова: либо ты будешь двигаться, либо нет. - Превосходно. И вы сможете увидеть это вместе со мной? - Изображение достаточно отчетливо. Кроме того, мы можем снять его на пленку. - Тем лучше, результат получится более объективным. А теперь допус- тим, что я и вы, и кинокамера, - мы увидим, как в приближающемся будущем я преспокойно сижу у стола. Но когда указанное время X наступит, я вста- ну и пройдусь по комнате. - Ты не сделаешь этого! - Почему? - Потому что в этом случае ты и увидел бы другое! Если светящаяся чаша показала тебя сидящим, значит, когда наступит время X, ты будешь сидеть, причем именно на том месте, где ты себя видел. - А если я встану? - Тогда ты не увидел бы себя сидящим. - Пусть я увидел себя сидящим, а все-таки встану. - Ты не можешь сделать этого, если ты этого не видел. Гость застонал. Слова Явно "поверь мне, все будет так, как я сказал" чуть было не лишили его самообладания. - Ты можешь довести человека до сумасшествия. Я знаю, ты хороший специалист по проблемам причинности, но где-то вы все-таки ошиблись. Ваш эксперимент основан на заблуждении. - Тип шесть, - спокойно констатировал Янно. Теперь они шли по кори- дору с желтыми дверями. - Подумай сам, - умолял гость, - ну подумай же сам! Возьми еще раз хоть мой пример. Мы видели, что я буду сидеть за столом. По времени бу- дущего, допустим, на пятьдесят шестой секунде, по времени настоящего - на первой секунде. - Формулируешь ты прекрасно. - Так, между первой секундой и пятьдесят шестой секундой проходит ведь вполне реальное время? - Пятьдесят одна секунда реального времени, реальнее не бывает. - И этим временем я могу распорядиться по своему усмотрению? - Да, с помощью того, что ты называешь свободной волей. - Ею я и воспользуюсь, можешь быть спокоен. Вот где собака зарыта. Вся ваша дребедень парализует волю, ослабляет сопротивляемость человека, и ваш испытуемый попросту впадает в состояние самогипноза, который зас- тавляет его рабски копировать то, что ему внушается увиденным в чаше. Но со мною этот номер не пройдет, не пройдет! Я вслух, громко скажу вам, что я увидел, и поступлю наоборот, то есть в нашем случае начну расхажи- вать по комнате, ну а если увижу в чаше, что я хожу, то усядусь на место и буду сидеть. - Нет, делать ты будешь то, что увидел! Гость посмотрел с недовери- ем. - Вы что, правда хотите меня загипнотизировать? Я вам согласия не даю. - Тип номер три, - произнес Янно, почти скучая. - Станете вы меня гипнотизировать или нет? Я требую четкого ответа! - Пожалуйста, четкий ответ: ничего подобного делать мы не собираем- ся! Между прочим, твоя мысль о самогипнозе оригинальна, поздравляю. До этого еще никто не додумался. Стало быть, в некотором отношении ты представляешь собой исключение. - Я буду исключением во всех отношениях, вот увидишь. Предлагаю па- ри. Я заявляю, что если вы меня не загипнотизируете и не станете ка- ким-либо иным способом мешать мне, то в момент X я сознательно сделаю иное, нежели все мы видели перед этим, причем так, чтобы у вас не было никаких сомнений. Ну, что ты теперь скажешь? - Только одно: остальные говорили то же самое и с такой же уверен- ностью. Они считали, что все зависит от их воли. Как мы ни старались убедить их, нам не верили. За поворотом начинался коридор с оранжевыми дверями. Здесь висела картина, и Янно перевернул ее. Картина изображала великого просветителя Кристиана Вольфа, на лице которого играла оптимистическая улыбка. На обороте портрета была прикреплена бумажка с машинописным текстом: "Пари предлагают не позднее, чем на этом месте!" - Дешевые фокусы, - проворчал гость. - Если бы я не предложил пари, ты бы даже не притронулся к портрету. И вообще, какого черта, - продол- жал он, - не хватает только явления духов, как на спиритическом сеансе. По-моему, подобное поведение - как бы сказать? - не слишком корректно для научного работника. Я мог бы выразиться и резче. - Черный юмор, - горько сказал Янно. - Так легче справиться со своим бессилием. Впрочем, наверно, ты прав. Я действительно бестактен. Нервы у нас сдают, тут уж ничего не поделаешь. Но, в сущности, я тебя не удержи- ваю. Он повернул картину и добавил: - Пожалуй, все-таки тип номер пять. - Что значит "тип номер пять"? - Это я о твоих последних словах. Да нет, больше я тебе ничего не скажу, а то опять не поверишь, что я знал их заранее. - У вас что, составлен целый каталог разных типов? - Конечно! Можешь посмотреть его у Пабло. Очень интересно с психоло- гической точки зрения: классификация типов неприятия действительности. Тип номер один сомневается в аппаратуре. Например, он садится к чаше, а потом говорит: "Ну, вот и все, можно вставать". И встает как раз в тот момент, который рассчитан компьютером. Тогда сей тип заявляет, что часы спешат или отстают. Тип номер два можно охарактеризовать следующим обра- зом: допустим, человек увидел в чаше, как он почесывал затылок. Он гово- рит: "Именно этого я делать не стану". И как раз когда он произносит "именно этого", он почесывает затылок, причем все происходит точно в за- данный момент. Тогда человек начинает ругаться, кричит, что его подлови- ли... словом, что-то похожее на твою мысль о самовнушении. Тип номер три - кто-то еще - считает, что его загипнотизировали. - Позволь, но этого вы опровергнуть действительно не можете, по крайней мере вы не можете доказать самому испытуемому, что не прибегали к помощи гипноза. Янно молча пожал плечами. Теперь он повернул в коридор с красными дверями. - Лаборатория Пабло находится в самом конце, - сказал Янно. - Мы шу- тим, что Пабло работает почти в инфракрасном секторе. Применяется ли в институте обычная шкала цветов для дверей или иная, спросил гость, и Янно ответил, что обычная, то есть каждый цвет обозна- чает степень секретности ведущихся работ, от красного цвета и выше; тог- да гость с удивлением заметил, что Янно работает в коридоре с синими дверями, значит, его работа считается гораздо секретнее, чем у Пабло, хотя, насколько ему известно. Яйцо всего лишь навеете собирает и сорти- рует газетные вырезки, Пабло же... - Именно поэтому, - ответил Янно. - Подвохов можно ждать только от прошлого, а будущее для всех открыто. Впрочем, - добавил он тут же, - мы все здесь мелкая сошка, институт у нас оранжевый. - Под стать вашей логике, - пробормотал гость и вдруг резко протянул руку. - Итак, пари? Ставлю целых пять фунтов против одного! - Нет, не могу, - покачал головой Янно. - Ведь я точно знаю, что ты проиграешь. Погоди, не кричи, выслушай меня. Пари предлагались сотни раз, десятки раз я сам был свидетелем - и ни одного исключения, ни одно- го! Допустим, мы увидели, что человек будет сидеть у стола вполоборота, причем ровно через двадцать секунд; увидев это, человек сразу вскакивает и начинает бегать по комнате; вдруг он подворачивает себе ногу и падает на стул, пододвигается вполоборота к столу, а время, конечно же, равно Х! Вторая попытка. И снова мы видим то же самое: он будет сидеть за сто- лом через двадцать - нет, на этот раз уже через восемнадцать секунд; че- ловек опять встает, только теперь он ходит по комнате осторожно и гово- рит, мол, ничего подобного больше не случится, уж теперь-то он ноги не подвернет! Он медленно подходит к столу и внезапно, ни с того ни с сего кричит: "Вы что думаете, я вам подопытная обезьяна? Думаете, я во всем стану вам подчиняться? Вы ждете, что я по комнате буду мотаться, а я не буду!" Он садится и орет: "В конце концов, я - свободный человек!" И ко- нечно, опять время X. Нас словно обухом по голове ударило, и сам он был совершенно подавлен, а потом превратил свою неудачу в целую программу. Он стал твердить, что ему надоело во всем прислушиваться к мнению других и теперь он намерен подчиняться лишь собственной воле, утверждая тем са- мым свою индивидуальность. А тут как раз готовились очередные выборы в институтское руководство. Вот он и написал большущее письмо в дирекцию с отводом основного претендента. И надо же было приключиться такой чертов- щине, что чуть ли не каждый сотрудник института написал похожее письмо, и сверху поступило распоряжение снять кандидатуру претендента - помнишь, ходили слухи, будто этот Н.Н. берет взятки, слухи, кстати говоря, вздор- ные, как потом выяснилось. Тут бы нашему поборнику свободной воли обра- зумиться, но он уже совсем закусил удила. Еще бы. Ведь он из чистейшего каприза хотел выкинуть штуку, которая совершенно противоречила бы здра- вому смыслу, и вдруг каждый, буквально каждый, делает то же самое; потом еще раз, и опять совершенно сознательно, он сделал новую глупость, а лю- ди опять взяли с него пример, к тому же в результате по институту вышел приказ, который дирекция долго не решалась подписывать, хотя и очень же- лала этого и даже получила соответствующее указание от вышестоящего на- чальства. В конце концов он решил, что у него есть лишь один-единствен- ный способ проявить свою свободную волю, и он кончил жизнь самоубийством - и в тот же день разразилась целая эпидемия самоубийств. Так что ему пришлось выпить чашу бессилия до самого дна. Словом, это был жуткий "эф- фект засасывающей струи". - Тьфу! Опять самовнушение, и больше ничего, - скривился гость и предложил ставку до десяти фунтов к одному. Они остановились перед лабо- раторией Пабло. - Конечно, мы работаем всего-навсего в оранжевом институте, - мрачно сказал Янно, - но это еще не означает, что здесь собрались круглые идио- ты! Мы привлекали к экспериментам психологов; мы привязывали человека к стулу, если видели, что он должен встать, но у него от нейлонового шнура тут же начиналась острая аллергия, приходилось человека отвязывать, и он сразу вскакивал с места. Или мы приделывали к подлокотникам кресла стальные наручники, но испытуемый буквально за несколько десятых секунды до срока вдруг отказывался от продолжения эксперимента, так как он, ви- дите ли, боится, что его потом будут мучить кошмары. Я мог бы рассказать тебе сотни таких случаев. Мы снимали всю лабораторию на пленку, опреде- ляли время X с точностью до микросекунды, и всегда происходило одно и то же: будущее оказывалось именно таким, каким оно должно было оказаться. Что показывает светящаяся чаша, то и наступает, и нет никакой возможнос- ти как-то помешать этому или что-либо изменить. Сначала говоришь себе: "Ну дела! С ума сойти!" А потом чувствуешь, что действительно сходишь с ума; сначала смеешься ты, а потом смех раздается внутри тебя сам собой, будто над тобой смеются какие-то адские силы, во власти которых ты ока- зался. Ты бессилен, совершенно бессилен - поверь мне, это нельзя предс- тавить себе со стороны! У него достаточно богатая фантазия, чтобы представить себе самые не- вероятные вещи, ответил гость. - Но только не такие, поверь нашему опыту! Мы почувствовали это уже в самом первом эксперименте: отчаяние и унижение. Зачем они тебе? Не на- до, еще раз прошу тебя! Я же твой друг, послушайся моего совета... - А есть у тебя, - спросил гость, взявшись за ручку двери, - есть у тебя какое-нибудь объяснение этому? Ты же специалист по проблемам кау- зальности. Следствия без причины не бывает, так ведь ваши классики учат. Какие же у тебя есть объяснения? - Эффект АК со струйным засасыванием, - тихо сказал Янно. - Что такое АК? - Антикаузальность. - Черт вас дери! - прокричал голос из комнаты. - Хотите зайти, так заходите. От вашей болтовни за дверью свихнуться можно. Гость открыл дверь и растерянно замер на пороге; Янно подтолкнул его вперед. Лаборатория чем-то походила на прачечную: стены из бетона, пол из бетона, потолок из бетона; маленькое окно; тяжелый табачный дым и винный перегар. Ни одной картины, ни одного горшка с цветами, даже ка- кой-нибудь статистической диаграммы с красными и синими кривыми и той нет; ни одного цветного пятна - кругом только серый цвет. Даже письмен- ный стол и сидящий за ним Набло были серыми; коричнево-серый стол и пе- пельно-серый Пабло; а между письменным столом и окном стоял - это был единственный прибор - светло-серый каркас с бледно-серой чашей из плек- сигласа, а рядом темно-серым пенькомвращающийся стул. Пабло фыркнул, как тюлень, и его одутловатое лицо с недельной щетиной на щеках поднялось из глубины кресла. Он что-то поставил в ящик письменного стола и задвинул его. Глаза Пабло были несколько остекленевшими. Гость все еще стоял на пороге. - Это Пабло, - сказал Янно. Пабло засопел; гость шагнул было к нему, но тут Янно вскрикнул. - Что за чертовщина? - заволновался он. - Смотрите на компьютер. - Не двигайтесь с места! - крикнул вслед за ним Пабло. Гость замер. - О материя, - сказал Янно, - такого никогда не бывало! Гость в поисках компьютера посмотрел в том направлении, куда глядели оба экспериментатора, и стал внимательно изучать каркас. Высотой он был в половину человеческого роста, вверху сходились на конус четыре метал- лические трубки, снизу они были загнуты, образуя ножки; сверху на трубки было насажено металлическое кольцо, в нем помещалась чаша из плексигла- са; в центре каркаса выглядывала небольшая серо-зеленая панель размером с футляр для маникюрного набора; двумя серебристосерыми проводниками па- нель соединялась с пультом, установленным на письменном столе; на пульте пять кнопок. Еще два проводка тянулись от пульта к чаше; между чашей и панелью гость заметил две тонюсенькие нити, которые слабо поблескивали на фоне серого бетона; наконец, на передней стенке компьютера - если это был компьютер, а это действительно был компьютер - имелась шкала с деле- ниями и стрелкой. Других деталей он не разглядел. Почему закричали хозя- ин комнаты и Янно, оставалось непонятным. - Зеленый, - сказал Янно торжественно, - зеленый! И все светится, светится, светится! Пабло склонился над столом, уставившись своим остекленевшим взглядом на деления шкалы. - Подойдите чуть ближе, - приказал он, сопя, - но только совсем чуть-чуть, на шаг, не больше! Гость послушно сделал небольшой шаг к столу и каркасу. - Кажется, петля стала еще больше, - сказал Янно, и гостю почуди- лось, будто панель засветилась немного более яркой зеленью. Впрочем, мо- жет быть, произошло это лишь потому, что в последний момент Пабло нажал на предпоследнюю кнопку пульта, отчего на окнах опустились жалюзи, а на стенах под потолком зажегся приглушенный свет, от которого все тона в комнате стали чуть холоднее. Янно снял с крючка около двери балахон, похожий на ку-клукс-клановс- кий, который закрывал человека целиком, оставляя лишь прорези для глаз, - балахон был из серой ткани с асбестовой прокладкой - и опустился перед компьютером на колено. - Действительно, девять и восемь. Невероятно! Пабло покачал своей тюленьей головой. Нет ли у вас при себе каких-либо печатных изданий, - спросил он у гостя, - старых бумажных книг, картин или чего-нибудь такого? - Только паспорт и служебное удостоверение логика, ну и, конечно, личный номер на спине, - ответил гость, но Пабло пояснил, что от этих штук помех не бывает. - Случается, что печатные вещи, - продолжал он, - особенно старые, действуют на наш компьютер сильнее, чем сам испытуемый, и тогда возника- ют ошибки, прямо до скандала доходит. Вроде должен человек увидеть срав- нительно далекое будущее, а он вообще ничего не видит - оказывается, петля замкнула", на книжонку. Глазто у компьютера нет, не может он ра- зобраться, что к чему, а может, и есть, только мы не знаем, как они смотрят. Так правда ничего при себе - хотя бы письма? Гость подумал и ответил отрицательно. - А фотографии? Последовало смущенное покашливание. - Как бы это сказать, впрочем, здесь все мужчины. - Гость собрался было промямлить свои признания, но Пабло отмахнулся. - Ладно, ладно, эти штуки тоже не мешают. Главное, чтобы старых ве- щей не было! Вздох облегчения. - Девять и девять десятых, - сообщил Янно, - у тебя потрясающий ко- эффициент АК! У нас еще не было такой характеристики; может, ты и впрямь исключение? Голос его приглушался капюшоном. Гость, все еще стоя на прежнем мес- те, повернулся к вешалке у двери, но та была пуста. - Вам защитный костюм не нужен, - успокоил его Пабло. - Это просто экран для нашего компьютера, чтобы аура испытуемого не искажалась экспе- риментаторами. Не бойтесь, ничего страшного с вами не случится! - А вам, уважаемый Пабло, экранизирующей одежды не понадобится? В первый раз Янно рассмеялся от души, что было слышно даже через ка- пюшон. - Этот тип, - сказал он, бесцеремонно ткнув пальцем в сторону своего коллеги, - насквозь пропитан алкоголем! Он совсем отупел, понимаешь, совсем опустился. Да к нему от будущего ни одна секунда не потянется; словом, он стал просто придатком к компьютеру. А теперь подойди-ка еще на один шаг. Гость сделал еще шаг, и Янно заликовал. - Десять минут! О материя, целых десять минут! О таком рекорде и мечтать было нечего. А какая засасывающая струя! Какая петля! Теорети- чески добиться большего уже невозможно. - Ты все ему объяснил? - спросил Пабло. - Я как раз говорил ему об антикаузальности, когда ты послал нас к черту. Хочешь, объясни ему сам. В конце концов, это же ты проводишь экс- перимент. - Я самый что ни на есть закоренелый практик, - проворчал Пабло, - вся моя теория укладывается в три слова, а если с подробностями, то в десяток. Объясняй уж ты, светило теории! Я ведь вижу, что тебе невтер- пеж. - Итак, - начал Янно из-под капюшона, - АК, антикаузальность, при- чинно-следственная антисвязь - как бы тебе это объяснить? Ты знаешь, что для многих феноменов природы и общества есть соответствующие антиструк- туры, антифеномены: тело и антитело, капитал и антикапитал, материя и антиматерия, реформы и антиреформы, эротика и антаэротика, разум и анти- разум. Точно так же дело обстоит и с каузальностью. АК представляет со- бою полную противоположность привычной причинноследственной связи. - То есть следствие без причины, - уточнил гость. - О нет, - ответил Янно назидательно. - Это можно было бы сказать о природе в целом по отношению к ее первоначалу. Не интересует нас и пол- ная противоположность, то есть причина без следствия, хотя она и встре- чается как особый культурный или административный феномен. Оба эти явле- ния вовсе не антикаузальны, а лишь а-каузальны, поскольку каузальность в них просто отрицается, она отсутствует. В случае с антикаузальностью причинно-следственная связь не ликвидируется, а как бы переворачивается: она не приравнивается к нулю - происходит превращение минуса в плюс и плюса в минус. Подобно тому как антиматерию можно считать "перевернутой" обычной материей: отрицательное ядро вместо положительного ядра, положи- тельный электрон вместо отрицательного, точно так же антикаузальность... - ...является обратной по отношению к обычной причинно-следственной связи, - продолжал гость, - но это означает, что следствие предшествует причине и обусловливает ее? - Браво, недаром тебя логике учили, - сказал Янно. - Строго говоря, эффект АК предполагает такое взаимодействие причины и следствия, когда событие, происходящее позднее и обычно именуемое следствием, на деле оказывается причиной более раннего события, которое в привычном понима- нии само считается причиной. - Ха, - воскликнул гость с не меньшей страстью, чем собеседник, - в этом случае одно понятие подменяют другим и наоборот, только и всего. Я топаю ногой, раздается стук, - гость топнул, послышался стук, - допус- тим, я назову теперь причину, то есть движение ноги, "следствием", а стук, то есть следствие, "причиной"; мы поменяли понятия местами, но суть события от этого не изменилась и никогда не изменится. Он вновь топнул ногой, и снова раздался стук. - Нога - стук: причина - следствие; нога- стук: следствие - причина. В действительности же все осталось по-прежнему. Он топнул в третий раз, и в третий раз послышался стук. - Если бы все обстояло так просто, - сказал Янно, - то для нас было бы непростительной глупостью заниматься подобной чепухой. Но АК - реаль- на. Это вовсе не переименование одного в другое. АК представляет собою объективный факт реального мира, точно так же, как объективно существует антиматерия, которая отнюдь не является досужей выдумкой. АК существует, в этом не приходится сомневаться, как, впрочем, и в том, что эффект за- сасывания в твоем случае все более усиливается. Ты привел пример, кото- рый вроде бы трудно опровергнуть, и все же воспользуемся им еще раз: с точки зрения антикаузальности твоя нога топнула потому, что ее принудил к этому будущий стук. То есть стук действительно послужил причиной, и вовсе не оттого, что мы его так назвали, а совершенно реальной причиной, которая логичным образом отнесена в будущее; стук же с точки зрения ан- тикаузальности стал реальным следствием и потому действительно предшест- вует причине. - Слишком сложно, - засопел Пабло, - слишком и слишком! - Вдруг он, грузно навалившись на стол, задрожал всем телом. Из ящика письменного стола вынырнула бутылка; он сделал несколько глотков, а гость, учуяв за- пах, подумал: самая дешевка! - Это же абсурдно, - сказал гость, подавив в себе приступ отвраще- ния, - я имею в виду твои объяснения. Пабло поставил бутылку обратно. - Разумеется, абсурдно, - ответил Янно, - такова природа антикау- зальности; абсурдно, но факт, и это тоже природа антикаузальности. При- мер действительно не очень удачен. Впрочем, вскоре ты сам получишь воз- можность во всем убедиться... - И добавил тихо, почти неслышно из-под капюшона: - Если ты, конечно, не исключение. Разумеется, - продолжал он после некоторой паузы, которой воспользовался для своих размышлений и гость, - здесь также справедливо общее правило, по которому последующее событие не всегда есть результат предшествующего; то есть в нашем слу- чае, соответственно, наоборот: последующее событие не всегда есть причи- на предшествующего. Более того: было бы совершенно неправильно думать, что антикаузальность является господствующим принципом причинно-следс- твенных отношений, возможно даже, что его нельзя считать и преимущест- венным принципом; важно, что наряду с прочим существует и АК, но это ли - ужасно. Значит, существует засасывающая струя будущего, которая напе- ред определяет наши действия и поступки. Разинутая пасть спрута, невиди- мые щупальца; мы - марионетки. Мы верим в свободную волю, прикладываем усилия, стремясь к чемулибо, что еще не осуществилось, а оно оказывается подлинной причиной всех наших дел. - Но позволь, - сказал гость, - ведь это же недоказуемо; что бы ты мне ни говорил и как бы ты ни упорствовал, а все-таки ваш фокус состоит лишь в переименовании понятий. Каким образом ты намереваешься мне дока- зать, что причиной более раннего события оказалось событие, наступившее позднее? Сначала топают ногой, потом раздается стук. Я же объясняю пос- ледовательность событий совершенно просто и естественно: я топаю, разда- ется стук, причина и следствие, если же ты хочешь поменять слова места- ми, то это каприз и произвол. С наукой они ничего общего не имеют. - Однако, - сказал Янно, - критерием и здесь служит практика. Если бы тебе довелось увидеть то, что происходило в этих стенах, у тебя также не было бы иных объяснений. - Но ведь ты мне все рассказал. Этого вполне достаточно, чтобы ви- деть нормальное взаимодействие причин и следствий, которое напрочь лише- но мистики. Человек подвернул ногу и неловко упал в кресло... - ...но он не хотел садиться, пойми, наконец! Он сопротивлялся, а все же нечто заставило его сделать это! То, что он сел, что ему надлежа- ло сесть, и надлежало с абсолютной неизбежностью, определялось причиной, находящейся в будущем: подвернутая нога была следствием, модальность ко- торого определяется, конечно, не только причиной. Зато причиной опреде- ляется сама суть факта, а именно то, что человек сел. - Ха, самовнушение, и больше ничего. - Гость рубанул ладонью воздух. - Ваш пациент лишился воли, оттого и ногу подвернул! - Но ведь это также подтверждает мою теорию! Иначе откуда появиться самовнушению, откуда взяться безволию? Значит, свою роль сыграло собы- тие, увиденное в чаше! А оно, как доподлинно известно, относилось к бу- дущему, то есть к тому, что случится позднее и чему лишь предстоит нас- тупить, стало быть, это более позднее событие послужило причиной для следствия, которое по времени опережало причину. Будь по-твоему, прои- зошло самовнушение - но главное то, что событие более позднее обусловило более раннее событие. А это и есть чистейшей воды АК, причем самая ре- альная! Гость озадаченно замолчал, а потом сказал: - Но все-таки в чашу он смотрел до того, как споткнулся. - Смотрел до того, - ответил Янно, - безусловно, до того. Но увиден- ное им еще не было объективной реальностью, а лишь отражением в сознании того будущего события, которому лишь предстояло произойти. Реальное со- бытие совершилось позднее. - Черт возьми... - сказал гость. - Либо ты, - раздалось из-под капюшона, - принимаешь эту взаимосвязь "прежде - потом", либо тебе придется изменить свои представления о мате- рии, причем существенно! - Слишком сложно, - проворчал Пабло, - слишком, слишком. - Совсем просто, - сказал Янно, - совсем просто. АК означает: после- дующее событие обусловливает предыдущее, будущее воздействует на настоя- щее. Думаю, это достаточно просто. - Уже лучше, - сказал Пабло, - только все еще слишком расплывчато! - А прошлое? - спросил гость. Янно помедлил. Пабло отхлебнул из бутылки. Вновь кисло пахнуло перегаром. - Извини, - произнес наконец Янно с трудом, - но подобные вещи мы обязаны хранить в тайне, таковы в институте порядки, пойми, пожалуйс- та... - Конечно, - сказал гость, - прекрасно понимаю! Он подумал, потом снова спросил полувопросительным, полуутвердительным тоном: - Словом, получается что-то вроде телеологии? - Какое-то сходство есть, - облегченно вздохнул Янно. - Но телеоло- гия - это стремление к определенной цели, реализация того, что заложено ранее; а АК - это движение от чего-то, раскрытие того, чему еще только предстоит совершиться и стать сущим и что обращается к нам из будущего. Словами это трудно выразить. Пожалуй, лучше всего было бы сказать: анти- телеология. - Ерунда, и хватит разговоров, - решительно произнес гость. - Ловите людей на самовнушение, да еще теории свои городите. Предлагаю пари один к двадцати. - Теперь он Фауста представляет, - усмехнулся Пабло. - А кровью рас- писка будет? - Когда же гость вздрогнул в ответ, Пабло тут же уточнил: Спорить на что хотите? На водочные талоны? - На фунты! - сказал Янно. Бутылка звякнула о стол. - Вот это да! - сказал Пабло. - Вот это да! - Нельзя нам пари держать, - проговорил Янно, - но, с другой сторо- ны, если он и впрямь является исключением... Он отошел чуть назад от каркаса, и гость вдруг увидел панельку, ко- торую Янно до сих пор загораживал собою. Она пламенела чистым зеленым светом, будто изумрудное яблоко, и от этой яркой зелени все серые пред- меты и вещи в унылой комнате словно бы чуть изогнулись, обрамляя источ- ник света. - Так каким же будет пари? - осведомился Пабло. - Как всегда, самонадеянным, - отозвался Янно. - У нас ведь иных не бывает. - Во всяком случае, мы вас предупредили, - сказал Пабло и протянул над столом руку, - потом не жалуйтесь. Однако гость не спешил скрепить пари рукопожатием. - Вы тут говорили что-то о Фаусте и крови, - сказал он нерешительно. - Как прикажете вас понимать? Дело в том, что я очень чувствителен и не переношу боли. Может быть, у вас все-таки что-то... - Нет-нет, не бойтесь! - успокоил его Пабло. - Просто мы кое-что вспомнили из одной старинной, еще бумажной книги, абсолютно ненаучной, хотя... Да нет, ничего! Гость все еще медлил. - Ну, - торопил Пабло, - будете заключать пари или нет? Вы ровным счетом ничего не почувствуете. К тому же теперь вы можете подойти ближе. Казалось, будто гость сделал над собой усилие. - Хорошо, - сказал он почти весело, словно стряхивая с себя оцепене- ние. - Согласен! Один к двадцати! А сейчас вы оба увидите, чего стоит ваша пресловутая, фантастическая АК! Говорите - бессилие и отчаяние, но только это отчаяние - удел других! Я объявляю войну вашим фантомам из будущего! - Мне бы хотелось, чтобы ты победил, - медленно сказал Янно. - Пусть даже моя теория будет опровергнута, и все-таки... - И со страстью, почти крича: Я хочу этого! Руки разъединились. - А теперь садитесь на место! - пригласил Пабло. Гость подошел к каркасу и только тут разглядел на яблочно-зеленом компьютере две шкалы со стрелками. Стрелка большой шкалы стояла в крайнем правом положении у цифры 10, а стрелка маленькой шкалы со множеством тонких делений дрожала в левом краю. - Прошу опустить лицо в чашу! - распорядился Пабло. Гость уселся в вертящееся кресло и наклонил голову к чаше. Пабло прикрепил - гость весьма недоверчиво следил за ним уголками глаз, - Паб- ло прикрепил ему на затылок с помощью клейкой ленты третий проводок, ко- торый выглядывал из чаши и которого гость поначалу не заметил. Впрочем, гость ничего особенного не почувствовал; он вглядывался в чашу, но она была пуста, а сквозь прозрачное дно ее виднелась лишь подставка, однако по всему ощущалось немалое волнение, с которым гость воспринимал проис- ходящее вокруг. - Больно не будет, не надо бояться, - успокоил его Пабло. - Ну, по- жужжит немного, так ведь это, знаете, всякие вспомогательные штуковины! Нам бы меди настоящей да настоящего дерева для пульта, а то кнопки иног- да заедает - просто ужас, только где же их достанешь? Настоящее дерево! И думать нечего. Мы ведь всего-навсего оранжевый институт, к тому же я работаю в красном коридоре. С нами не церемонятся. Сами знаете, логики - то небось тоже не в фиолетовой зоне сидят. А все же эффект у нас ста- бильный, надежный. Ну, я пошел к пульту, сейчас подключу вас. Стало быть, он увидит сейчас, что произойдет через десять минут, удостоверился гость, уткнув голову в чашу, и Пабло подтвердил: - Да, через десять минут, но только последние секунды этого события, а сколько именно, скоро будет ясно, секунд двадцать пять, тридцать. - Исключительный случай, - прошептал Янно. - Исключительный! - Голову хорошенько наклонить к чаше! Ничего страшного не случится. Так, молодцом! Один к двадцати, да еще на фунты! Само собой, все будет записываться на пленку! - Пабло нажал на самую верхнюю кнопку, и на бе- тонной стене появился светло-серый квадрат. - Начадим - сказал Пабло, нажимая на вторую кнопку, и маленькая стрелка резко прыгнула вправо, к самому краю шкалы. - Тридцать секунд, - сообщил Янно. - Что я говорил? - спросил Пабло. - Неплохо угадано. Итак, вы увиди- те тридцать секунд. С момента включения это будет тридцатая секунда де- вятой минуты, а кончится точно в десятую минуту нулевую секунду. - Нет, - сказал Янно, - в девятую минуту пятьдесят девятую секунду. - Чепуха, до десяти ноль-ноль! - Девять пятьдесят девять!! - Десять ноль-ноль!!! - Не все ли равно! - раздалось из чаши. - Повторяю условия пари: ес- ли я увижу, что хожу по комнате, то останусь сидеть. А если увижу, что сижу, то встану и начну ходить - то есть я буду делать противоположное увиденному, причем я заранее точно объявлю, что я собираюсь делать! А теперь начинайте! Я готов! - Давайте сверим часы, - предложил Янно. Гость сквозь край чаши взглянул на ручные часы: - Одиннадцать сорок одна. - Верно. Еще четыре секунды - три... два... один... ноль! Пабло нажал кнопку в самой середине, и с тихим жужжанием над яблоч- но-зеленым отсветом чаши выгнулась мерцающая голубая дуга. Голова про- видца будущего казалась теперь окруженной голубым нимбом, словно голова Кроноса. Одновременно в квадрате на бетонной стене появилась тень бегу- щего человека. Поскольку наблюдатели знали, кого должны увидеть, то в расплывчатом силуэте они вскоре узнали своего гостя. - Я бегу по Дубовой аллее, - выкрикнул гость, который увидел себя совершенно четко; он бежал навстречу самому себе с искаженным от напря- жения лицом, - я бегу по Дубовой аллее, значит, я остаюсь сидеть за сто- лом! Я остаюсь... - тут тень бегущего человека сделала внезапный рывок в сторону, прочь от тени черного колосса, причем из-за правого плеча бегу- щего закачался длинный отросток, воткнувшийся в спину, будто копье, из чаши раздался крик, и в то же самое время в светло-сером квадрате покая- лись расплывчатые контуры одного из стандартных высотных домов, потом в квадрате возникло окно на пятом этаже. В окне что-то зашевелилось, и тут же из чаши послышался вопль: "Ребенок Библя в открытом окне!", а в свет- ло-сером квадрате и в голубом мерцании чаши в это время отчаянно несся спаситель с копьем в спине, которое раскачивалось в такт бегу; гость вскочил со стула, и проводок оборвался. Маленькая стрелка, вернувшись обратно на двадцать девять секунд, за- мерла, дрожа, большая стрелка послушно пошла вслед за малой; компьютер вновь стал серым, погасло голубое сияние, но гость всего этого не заме- тил. - Телефонная книга, где у вас телефонная книга? - закричал он, и Ян- но бросился к двери. - Нету здесь телефона, - проворчал Пабло, - мы всего-навсего красный коридор. В коммутаторской есть телефонные книги, только туда заходить нельзя. - Но гость уже бежал вслед за Янно. Он увидел, как Янно рванул дверь в желтом коридоре. - Телефонная книга? - сказал лаборант. - Вам повезло, тут как раз одна завалялась. Логик выхватил книгу у него из рук; издание было шестилетней давнос- ти, но Библи и тогда жили в этом доме, а изменения начальных цифр по ра- йонам были всем хорошо известны. Логик набрал нужный номер, линия была свободна; аппарат прогудел несколько раз; никто не отвечал. Естественно: время рабочее; гудки смолкли, раздался щелчок, и сразу же послышались частые гудки"занято". - Тут всегда разговоры прерывают, если комунибудь из "синих" нужно линию освободить! - сказал лаборант. - Бесполезно! - выкрикнул логик после нескольких попыток. - Пробуйте набирать дальше и сообщите пожарникам; этот дом напротив моего- Дубовая аллея, 98В". Он бросился из комнаты. - Твой пропуск! - закричал Янно. - Ты забыл пропуск! Тебя не выпус- тят! - Но гость уже убежал. - Вы время забыли проставить, - сказал охранник, когда Янно вручил ему наконец пропуск. - Одиннадцать часов сорок три минуты, - сказал логик, на лбу которо- го выступил пот. - Прошло уже две минуты. Но отсюда всего три квартала, я успею! Охранник еще раз перечитал пропуск, взглянул на часы и кивнул; хоро- шо, что он не стал составлять протокол о случившемся. Стальная дверь скользнула в сторону; на улицу; к перекрестку; красный огонек светофора; свисток полицейского. Транспортер для пешеходов бежал поперек; лучше вернуться на тротуар. Красный свет будет гореть не больше тридцати се- кунд; если подождать, то все равно получится быстрее, чем объясняться с полицией! Зеленый свет, он прыгнул на дорожку транспортера, и то же са- мое сделал полицейский. - Эй вы! - сказал он, коснувшись пальцами козырька. - Вы только что пытались пройти на красный свет... Задержанный бросился бежать. - Эй, гражданин! - Полицейский метнул магнитный прут в личный знак на спине беглеца и с помощью микролебедки быстро и безо всяких усилий подтащил нарушителя к себе. - Эй, вы, номер 17-1-13-ОР, вы только что пытались пройти на красный свет. - Пустите меня, - крикнул задержанный, - иначе разобьется ребенок! - Какой ребенок? - спросил полицейский, включая запоминающее уст- ройство протокольного компьютера и приготовив на всякий случай маленькую грифельную доску. - На Дубовой аллее, дом 98В", пятый этаж, второе окно слева! - Отсюда этот дом не виден. - Я видел его, - выдохнул номер 17-1-1З-ОР, - в чаше будущего, пой- мите же наконец. - Насчет того, что тут без чаши не обошлось, я сразу догадался, - сказал полицейский, пробежав сведения, выданные компьютером. - Стало быть, интеллигент, денег хватает, цвет обычный - все ясно! А теперь расскажите по порядку, что произошло, торопиться вам больше некуда! Ло- гик простонал: - Послушайте, я был в СФ. - Где? - В научно-исследовательском институте структурной футурологии. - Ага! - Грифель заскрипел по доске. - А у кого? - 28-2-47-ОБ! - Какой же это отдел? Учтите, мне институт знаком, не вздумайте мне голову морочить. - Отдел регистрации и слежения за информацией. - Ничего себе, ведь это ж небось синий коридор! У вас что, и допуск туда есть? - Он присвистнул. - И вдруг такая спешка?- медленно сказал он. Отчаянный взгляд на часы: еще пять минут. Номер 17-1-13-ОР ударил полицейского ребром ладони, выбил микролебедку, а потом пнул ногой в жи- вот. Полицейский осел наземь; магнитный прут, впившийся, словно копье, заколыхался за спиной вместе с лебедкой. Они казались невесомыми. Прохо- жие старались не глядеть в его сторону, отворачивались. Снова вспыхнул зеленый свет, и логик бросился бежать. Нападение, рассуждал в нем кто-то посторонний, нападение на воору- женного представителя власти является полнейшей неожиданностью; неожи- данные события вызывают замедленные реакции; следовательно, то, что про- изойдет в результате моего нападения, будет также замедленной реакцией. И он подумал, поскольку цепочка умозаключений замкнулась: опять схема Бамалип. Кто-то посторонний продолжал в нем думать: будущее очевидно! И в это же время стучала мысль, перекрывая все: лишь бы не было аварии, боже мой, только бы не это, здесь транспортер часто останавливается. Пе- шеходный транспортер катил без остановок. Тротуар; на нем толпятся люди; завыла сирена; далеко сзади послышались свистки, потом раздался пронзи- тельный свист впереди. Военизированный отряд девушек маршировал по ули- це. Судя по шуму, целый полк. Флейты, кларнеты, флажолеты, барабаны; марш номер семь, самый модный на сегодняшний день. Тамбурмажор подбросил жезл, и девушки замаршировали на месте, готовясь к построению. Жезл взлетел еще раз; барабанная дробь; перестроение, и логик с магнитным прутом на спине врезался в ряды девушек, одетых в военную форму. Тысячеголосый крик возмущения; сбившиеся ряды продолжали перестрое- ние; одна из девушек упала; толпа бушевала. На противоположной стороне офицер полиции готовил сеть к задержанию беглеца. Вновь завыла и смолкла сирена, не в силах заглушить оркестр. - Камрад полицейский! - закричал логик и помчался прямо на сеть. - Камрад, не надо меня задерживать! Ребенок в опасности! Ребенок на Дубо- вой аллее! Голос логика был таким умоляющим, что офицер одним движением убрал сеть и молча освободил проход к Дубовой аллее. - Спасибо, товарищ!- крикнул номер 17-1-13-ОР на бегу. Он знал, что улица, ведущая к Дубовой аллее, разрыта, но не знал, что рабочие сняли пластиковые мостки и приспособили их под скамейки, чтобы посмотреть на уличный концерт. Тот начинался, как всегда, с гимна; от звука флажолетов у зрителей замирало сердце; логик карабкался через канаву. Кабель, вар, люминесцентные светильники, шипение газовой трубы. Он боялся взглянуть на часы. - Девять минут пятьдесят девять секунд, - твердил он себе, а должно пройти полных десять минут! Одна секунда, он не видел этой последней од- ной секунды! Он выбрался из канавы и побежал по Дубовой аллее, задыха- ясь, хрипя. - Он бежит, - сказал Пабло, который вместе с вернувшимся Янно смот- рел пленку, запечатлевшую тридцать секунд будущего - точнее, двадцать девять секунд, ибо эксперимент был прерван; теперь изображение шло синх- ронно с реальным временем. - Конечно, он бежит, - буркнул Янно, - ведь он и видел, что будет бежать. Сирена, пожарная машина, логик резко отскочил в сторону. Что могло его напугать? - спросил Мабло. - Эта штуковина в спине по- хожа на магнитный прут... ух ты, так он сбежал; значит, в конце концов он все-таки будет сидеть, - неуклюже сострил он. Логик смотрел на высотный дом, в котором жили Библи. - Он увидел дом, - сказал Пабло. На пятом этаже открылось окно. Янно прикусил губу. - Окно, - сказал Пабло, - окно открывается. На подоконник вылез ре- бенок. Ползет, - сказал Пабло и потянулся к бутылке. - Нет, - закричал логик, - нет! - и огромными прыжками помчался вслед за пожарными, которые с трудом перелезли через канаву, ведущую прямо к подъезду; пожарники тащили брезент, который обычно натягивают, чтобы ослабить удар падающего с высоты тела. Пленка кончилась; экран вспыхнул ослепительным светом. - Сейчас он упадет, - сказал Пабло, и тут же Янно заорал: - Скотина, ты скотина, тупое, спившееся, грязное животное! - Потом он бросился к каркасу, отшвырнул его ногою в угол и с криком выбежал из комнаты. - Можно подумать, будто что-то изменится, - сказал Пабло, покачав головой и глотнув из бутылки, в которой оставалось не больше половины, - будто чтото можно изменить! Видно, Янно никогда этого не поймет. Извест- ное дело, синий коридор, идеалисты... - Он сгреб ногой осколки в кучу. - А на всю его теорию антикаузальности хватило бы трех слов: "Ничего не поделаешь!" И только. Если угодно, могу добавить еще три слова: "Умная машинка это знает!" Крик Янно еще слышался в коридоре. Пабло бросил пустую бутылку в угол, к куче мусора и осколков. - Чему быть, того не миновать! - тихо повторил он; потом подошел к окну и распахнул его. Восемнадцатый этаж; издали доносилась музыка уличного концерта. Он оперся о подоконник; серая пустота качнулась на него, и он отшатнулся назад. - Не надо, - сказал он заплетающимся языком: свежий воздух действо- вал расслабляюще; он стоял неподвижно и прямо, как стоят пьяные, перед тем как грохнуться на землю; он громко сказал, борясь с косноязычием: - Очень хотел бы я знать, заплатит ли он за проигранное пари! - И, глядя на обрывок провода, добавил: - Я бы на все деньги малышу венок купил, да, венок, на все деньги, на все... - Потом голова его мотнулась вниз, он пошатнулся и добавил: - Ну ладно, на половину, - после чего рухнул в обломки разбитого компьютера; крик Янно в коридоре давно умолк.