ЭРИК СИМОН БЕСЕДЫ В ПУТИ Первый уровень Космический корабль назывался "Звездолет первый", поскольку впервые люди отважились покинуть свою только еще частично освоенную и тем не ме- нее уже становящуюся тесной для них Солнечную систему, вознамерясь пере- сечь бездну, разделяющую Солнце и альфу Центавра. Лишь немногим из них, из тех ста четырнадцати, что стартовали с Земли, предстояло дожить до возвращения. Свету нашего Солнца требуется около четырех с половиной лет, чтобы достигнуть Проксимы, а пока тот же путь проделает с неимовер- ной быстротой летящий "Звездолет первый", на его борту пройдет тридцать четыре года. Однажды, на девятнадцатом году полета, одиннадцатилетний Рауль вер- нулся домой лишь поздно под вечер, взволнованный и счастливый, с растре- панными волосами и не слишком-то чистый. Что ж, в этом не было, пожалуй, ничего необычного. И все-таки мама придала своему лицу как можно более строгое выражение, хотя еще большой вопрос, удалось ли ей это достаточно убедительно. - Поздненько же ты, однако, - сказала она требовавшим объяснений то- ном и на несколько мгновений прервала свои манипуляции на домашнем ком- мутаторе связи, с которого можно было позвонить знакомым, передать уп- равляющую команду на их квартирный серворобот или затребовать дополни- тельные роботы со станции бытового обслуживания, а также воспользоваться компьютерами исследовательских подразделений и главной электронной па- мятью космолета либо просто заказать на кухне ужин. Последнее-то как раз и думала сделать Света. - А мы были внизу, в парке, - сообщил Рауль, так, словно все было в полном порядке. - С самого обеда? - поразилась мама. - И чем же это столь важным ты там занимался? - Ох, да ничего такого особенного... В футбол играли, вот и все. На спортплощадке. С Мишей и с остальными. - Прямо во всем этом, - ужаснулась Света. Для сервоматов, разумеет- ся, не составляло труда привести выпачканную одежду в надлежащий вид, причем быстро и основательно. Но подобное, в конце концов, никуда не го- дилось: то, что мальчик, если потребуется, может всякий день получать новые вещи, - дело одно, и совершенно другое - никчемное расточительст- во. Ведь должны же где-то экономия и дисциплина начинаться, и мама Рауля полагала, что начинаться им следует именно в этом пункте. Пареньку уже ясно было, что головомойки не избежать, однако появление отца прервало на время Светины педагогические усилия. - Привет, - сказал Карел, вернувшийся после работы в одной из бота- нических лабораторий, о чем ясно говорил его желтый халат, который он не успел еще снять. - Вет-вет! - откликнулся сын. - Ну, как прошел день? - поинтересовался Карел, ни к кому конкретно не обращаясь. - Можно и не спрашивать. Света кивнула в сторону Рауля. - Так выгля- дят герои, возвращающиеся после футбола домой. - Хм... - неопределенно отозвался Карел и прошел в соседнюю комнату. - И кто же выиграл? - спросил он через незакрытую дверь. - Да мы, конеч- но! - бодро объявил Рауль. - Что значит - конечно? изображая удивление, потребовал объяснений отец. - Вы что же, такие непобедимые? - В любом случае ты мог бы все-таки и умыться, - вставила Света, по- нятным образом имея в виду Рауля. - Само собой, - ответил мальчик, и не определить было, высокая ли это самооценка футболиста или выражение согласия по части проблем гигие- ны. Вполне возможно, и то и другое, поскольку он тут же вышел из кварти- ры и зашагал в направлении умывальных помещений четвертого уровня. Когда он шел назад, навстречу ему в слабоосвещенном главном переходе попался их домашний сервомат. Приземистый, снабженный колесами и манипу- ляторами бытовой робот направлялся, видимо, за готовым ужином. Личный состав "Звездолета первого" жил в соответствии с оказавшимся оптимальным 28-часовым суточным циклом, при котором 20 часов составляли "день", а 8- принадлежали "ночи". На время этих восьми часов освещение в первом и втором уровнях, то есть в обоих внешних этажах имевшего цилиндрическую форму корабля, приглушалось - в тех этажах, где находились парк, спор- тивная площадка, плавательный бассейн, театр и другие центры обществен- ной жизни. Да и помещавшиеся над ними, дальше от периферии, в глубине расположенные уровни 3-й и 4-й, жилые этажи, в ночное время также затем- нялись, по крайней мере главные переходы, ведшие к отдельным квартирам. Здесь освещение включалось посегментно, когда по коридорам проходил че- ловек. Впрочем, срабатывать эту механику заставляли и сервоматы, и те- перь навстречу сопровождавшей мальчика на обратном пути в квартиру све- товой волне катилась вместе с сервоматом другая волна приглушенного све- та. Робот посторонился, пропуская человека, когда они повстречались на одной стороне коридора, и обе движущиеся капсулы света, слившись на нес- колько мгновений в одну, снова разделились и побежали прочь друг от дру- га. - А с кем вы, собственно, сражались? - поинтересовался Карел, когда они втроем сидели за ужином. - С девчонками, - ответил Рауль. - Хм... - пробормотал отец. - И как же вы сыграли? - Пять четыре. - Так это же почти вничью... - с сомнением оценил Карел. - Да, но нас-то ведь было меньше! Бен, Эдди, Юань, Миша, Джон, Герт и я против девяти девчонок! - Что за Джон? - удивленно вмешалась в разговор Света. Не то чтобы она особенно увлекалась футболом, но одно ей было известно точно: ника- кого Джона на борту нет. - Да Юс, - с готовностью пояснил Рауль. - Ты имеешь в виду Юсуфа? догадался Карел. С какой стати вы его Джоном величаете? - Да потому, что он такой здоровенный. Как Маленький Джон. - А это еще кто такой? - изумилась мать Рауля. - Ну, тот самый Ма- ленький Джон, который воевал вместе с Робином Гудом против шерифа из Ноттингема. У Вена есть такая старинная книга, в которой рассказывается о приключениях Робина Гуда. Он говорит, ей чуть ли уже не сто лет, этой книге. А сами истории намного старей. Робин и Маленький Джон, ну и дру- гие там, жили все время в лесу и помогали крестьянам, защищали их от ше- рифа. В настоящем лесу! Вот здорово, а? - И где же это происходило? спросил отец и прикинул, стоит ли съесть еще чего-нибудь или лучше уж воздержаться. - Да на Земле, конечно! - воскликнул удивленный вопросом Рауль. - И где на Земле? - Где? Хм... не знаю. На Земле, и все. Карел и Света молчали. - Ну да, где-то там на Земле, где есть настоящий лес, - продолжал Рауль. Он намного больше, чем парк, намно-о-го больше. Самое малень- кое... в сто раз больше. И без второго уровня сверху. Позднее, когда Рауль уже заснул, родители еще сидели в гостиной. Света, быстро нажимая клавишу управления, проецировала на небольшой эк- ран какую-то энциклопе- дию, и после каждого нажима страница на экране сменялась следующей. - Послушай, - обернулась она к мужу, - а ты не знаешь, что там за история, с этим Робином Гудом? Карел отложил в сторону теоретическое исследование о направленных мутациях у кониферов. Со стола упала при этом другая книга; сервомат ак- тивировался, поднял ее и вернулся на свое место в стенной нише. - Представления не имею, - сказал Карел. - А в чем дело? - Да нет, так, ничего, просто подумалось... - Она приостановилась, размышляя, надо ли опять начинать все сначала. - Это было вроде того, как недавно... ну ты ведь помнишь, когда малыш явился с тем стихотворе- нием, о мигающих звездах... да ты знаешь, о чем я. Когда он спросил, как это звезды могут мигать. - Мне казалось, что я ему все объяснил, - чуть недовольно произнес Карел. Она опустила плечи и кивнула устало; она понимала, что нет, в сущ- ности, никакого смысла опять ворошить прежнее. - Да, - сказала она, - ты объяснил ему, что происходит с переменными звездами: изменение блеска и тому подобное. - Совершенно верно, - подтвердил он и хотел снова приняться за тет- радь с заметками своего коллеги Гюнтера, без сомнения, прямо околдован- ного этими кониферами, как видно, его давнишним хобби. "Наверное, уда- лось бы провести по меньшей мере одну серию опытов с семенами и получен- ными из них саженцами, - думал Карел. - Досадно, что нельзя высеять об- лученный семенной материал в парке; времени хватило бы вполне... да нас туда, конечно, и близко не подпустят, места-то ведь совсем нет. И что только Гюнтер себе возмечтал..." - Не надо было этого делать. Так не надо было, - не успокаивалась Света. - Да уж, не очень удачно вышло. Я и сам знаю, что в стихотворении говорилось вовсе не о переменных, а о самых что ни на есть обыкновенных звездах, и о рассеянии световых лучей в земной атмосфере я тоже сообра- зил. После. Ну и что? Здесь одно объяснение стоит другого. Мальчуган ви- дел звезды только на телеэкране, и там они не мигают. Но ты это знаешь, в конце концов, не хуже меня. И я не понимаю, к чему весь этот сыр-бор. - Дело не в этом одном объяснении. Но я не хочу, чтобы у мальчика сложилось искаженное представление о Земле. Сегодня вот опять эта исто- рия с лесом. "Настоящий лес", - сказал он. А ты понял, как он его себе представляет? Вроде парка, только побольше. "В сто раз больше", - гово- рит он, и для него это уже невообразимо много. А ведь ни один человек не назовет лесом кучку деревьев, будь их хоть в тысячу раз больше, чем в парке. Я имею в виду - если он знает, что такое настоящий лес. - Вот именно, - сказал с ударением Карел. - Если он знает, что такое настоящий лес. Рауль не знает, и что же? Не думаешь ли ты, будто чело- век, не видевший леса, хуже того, который видел? Но ведь это абсурд! Да- же и на Земле были времена, когда иные из горожан в глаза не видали ле- са, ни разу в жизни не выбирались за пределы своих городков. Но мы уже столько раз говорили о том, что нет никакого смысла цепляться за вещи, которые теперь все равно далекое прошлое. И тем более это относится к мальцу. Пойми же, вот этот вот корабль - его обычная среда, и нет ника- ких причин для того, чтобы ему здесь было плохо. А часто ли, кстати ска- зать, ты думаешь о Земле? Может, каждый день? Или каждый час? - Он гово- рил негромко, но настойчиво, как и всегда, когда речь заходила об этой стороне их жизни. Света хотела что-то ответить, но передумала. В самом деле, не впер- вые слышала она этот аргумент, да и Карел был прав: разлука с Землей не отзывалась той болью, о какой она со страхом думала иногда вначале, в первые годы полета. Воспоминания потихоньку бледнели, и заботы дня свя- заны были с кораблем. - И все-таки Земля наша родина, - сказала она, и ее "все-таки" было ответом на его вопрос. - Я не хочу, чтобы наш сын считал своей родиной корабль, всего лишь металлический осколок, не хочу, чтобы Земля и чело- вече- ство стали для него пустыми абстракциями! Не хо-чу! А человечество? Знаешь ли ты, что для него такое - человечество? Это мы здесь, наши пол- торы сотни экипажа. Конечно, ему известно и о тех, на Земле, но что с того? Он не знает ни одного из них, для него они лишь имена. Будто все они давным-давно умерли, будто их уже больше нет, не существует, а мо- жет, и не было никогда. Им просто нет места в его мире. - Верно, потому что его мир-этот корабль! Мы уже тысячу раз толкова- ли об этом, и ничего нового все эти копания и разговоры не принесли. Да, мир Раулянаш корабль. А чего ты, собственно, хочешь? Чтобы он рвался к чему-то, возможно даже - тосковал и горевал о чем-то, что ему так или иначе доведется увидеть не раньше, чем через энные десятки лет? Зачем? Для чего? По временам я даже спрашиваю себя о том, не лучше ли было бы вообще, если б он не натыкался беспрестанно на наши воспоминания о Зем- ле? Так ему недалеко и до ощущения, будто его ограбили, обделили в чем-то, и все только из-за того, что мы придаем этому обстоятельству не- померно большое значение и без нужды лишний раз сосредоточиваем на нем его внимание. Только понапрасну запутываем детей. - Как хочешь, а мне от всего этого не по себе. Иногда... Что будет, когда мы вернемся? Как ему найти себя и свое место на чужой для него Земле, с которой он ничем не связан? Не останется ли тогда родиной для него корабль? Понимаешь, я не хочу, чтобы он горевал тогда об утраченном мире, в котором до неба можно добраться с помощью лестницы. Парк на пер- вом уровне - пятнадцати метров высотой, в остальных уровнях не будет и трех. Для нас корабль - всегда и только - средство передвижения, пользу- ясь которым горстка людей отправилась в путь. Да, мы обвыклись и тут, и все же для нас здесь не дом. А вот как насчет наших детей? Замечаешь ли ты, как далека для них Земля? А корабль - не маловата ли чуточку такая родина? И не маловат ли чуточку экипаж для человечества^ - А исследователи, которые шли на многолетнее заключение, чтобы про- верить возможность работы в изоля- ции? Подумала ли ты и о них? Таку Исихара четыре года прожил с семь- ей на старой космической станции, без каких-либо контактов с другими людьми, даже без радиосвязи. И там не было парка, не было бассейна, щед- ро оснащенных лабораторий... Разве они жаловались? Не работали разве изо всех сил? Или, может быть, в течение этих четырех лет худо воспитывались дети? А они находились там всего только вчетвером! Но и для четверых там не было по-настоящему достаточно места: ты прекрасно знаешь, что предс- тавляла из себя старая космостанция. Да как же нам тут жаловаться?! И это он также говорил не раз... Света знала, что он прав, но не ме- нее хорошо знала она и то, что будет сомневаться в этом, опять и опять сомневаться в этом. Карел продолжал: - И для них это был действительно всего лишь эксперимент, им было известно, что четырехлетнее добровольное заточение не имеет другого смысла, кроме проверки собственной их реакции на него. У них не было це- ли. - А у нас? - Через пятнадцать лет мы достигнем планет альфы Центавра. - Раулю к тому времени исполнится двадцать шесть, - тихо сказала Света. Второй уровень Шел девятнадцатый год полета. Случившееся было столь экстраординар- ным, что Астронавтический центр спешно командировал на станцию инспекто- ра. Он прибыл с очередным рейсом ракеты обеспечения: высокого роста, с темно-русыми волосами, сухощавый мужчина под пятьдесят, чье и без того непримечательное лицо имело такое выражение, будто он вотвот задремлет. Теперь он восседал в кабинете станционного психолога-среднего роста южа- нина одного примерно возраста с инспектором, мускулистое тело которого выказывало первые признаки тучности. Руководитель станции, сопровождав- ший инспектора и представивший ему психолога, успел уже скрыться из кабинета под предлогом неотлож- ной работы, препоручив наиболее неприятную часть беседы своему подчинен- ному. - Отчет ваш я прочел, - веско заметил инспектор. - И все-таки я про- сил бы вас еще раз вкратце описать ход событий. Надеюсь, это поможет нам разобраться в случившемся и избежать в дальнейшем повторения подобных ситуаций. Или нет, поступим иначе: я расскажу вам, что сумел уяснить из вашего сообщения, а вы, коль скоро потребуется, дополните мое изложение. Психолог согласно кивнул. - Прекрасно, - продолжал инспектор. - Итак, Хвитби работал на стан- ции с четвертого августа. Он выполнял свои обязанности к полному удов- летворению начальства, не проявляя каких-либо признаков психической не- устойчивости. Что подтверждалось и обычными периодическими обследования- ми. А затем, двадцать третьего августа, произошел... Тут психолог прервал его, отрицательно покачав головой, и сказал: - Считаю необходимым указать на то, что здесь, на станции. Хвитби подвергался лишь тесту Г-четыре, как это обыкновенно практикуется по прибытии нового персонала. - Насколько мне известно, Г-четыре-всего только соматический конт- роль общего состояния? - удивился инспектор, и психолог отметил про се- бя, что собеседник сказал "насколько мне известно". Сам инспектор, похо- же, не был специалистом. Подобное случалось. - Совершенно верно, - подтвердил он. - Так предусмотрено служебными инструкциями, поскольку при перелете к станции могут возникнуть опреде- ленные нарушения в физическом состоянии сотрудников, но крайней мере те- оретически. Первый психический тест, как правило, Ь-семь либо Ь-одиннад- цать-выполняется после четырехнедельного пребывания здесь. По данной причине, - речь психолога зазвучала категоричнее, он говорил теперь чуть медленней, хотя и не настолько, чтобы это обращало на себя внимание, - по данной причине я и не мог обследовать Хвитби прежде, чем случился из- вестный инцидент. Сотрудники станции, все без исключения, проходят перед вы- летом к нам фундаментальное обследование в Центре, так по крайней мере значится в предписании. И если коллеги на Земле... Впрочем, я не хотел бы строить необоснованных гипотез. До сих пор они направляли к нам от- борные кадры. Инспектор извлек из среднего кармана своей модной пуловеретки не- большой блокнот и сделал в нем короткую запись, не слишком возбудившую любопытство его собеседника. "Пожалуй, и в самом деле не из наших специ- алистов, - думал психолог, - скорее какой-нибудь тип из администрации, воспользовавшийся оказией, чтобы самолично отправиться в космос, этакий несостоявшийся покоритель вселенной". Получивший такую оценку инспектор снова захлопнул свой блокнотик и продолжал рассказывать психологу о том, что сам узнал лишь из представ- ленного им же отчета. Тот терпеливо слушал доклад, пока человек с Земли не добрался наконец до финала. - И потому для меня по-прежнему необъяснимо, как это Хвитби оказался привлечен в качестве наблюдателя к осуществлению столь важного проекта, каким является операция "Звездолет первый". Что, собственно, сам он ска- зал по поводу происшедшего? Ведь вы же в итоге пишете, что человека это- го, несмотря на случившееся, следует считать вполне вменяемым. Но тогда - почему он так поступил? - Внушил себе, будто мы не имеем никакого права на то, чем тут зани- маемся. - И решил проникнуть через главный шлюз в космолет, подвергнув угро- зе весь эксперимент?! Из-за того только, что у него, видите ли, возникли сомнения? Просто в голове не укладывается! "Этот человек действительно никакого представления не имеет о здеш- ней обстановке, - подумал психолог. - Сознаваться он в этом, разумеется, не желает, да и мне не стоит слишком высовываться после всего, что прои- зошло". - Вы совершенно правы, - поддержал он инспектора, - проект наверняка стал его тревожить не вдруг. На- против, нам следует предположить, что его отношение к проекту было двойственным с самого начала, еще на Земле, с того момента, как ему ста- ло известно об истинном положении дел. Впрочем, достаточно вероятно, что и для него это стало ясно не сразу, а таилось скорее в подсознании. Ну а здесь, на станции, его внутренний конфликт обострился. Ему было, по-ви- димому, совсем не легко. - А не мог ли он с самого начала замышлять удар по проекту? Как вы считаете? Мне это кажется логичным. - Нет, нет. Человек ведь мыслит не строго логически, по крайней мере реагирует не так. Что происходит вдали от него, эмоционально затрагивает его меньше, чем в том случае, когда разыгрывается на его глазах, в осо- бенности если он получает обо всем лишь весьма абстрактную, тщательно отредактированную информацию. Далеко не одно и то же: узнать, из осто- рожных объяснений специалистов, о том, что тут девятнадцать лет крутится на земной орбите космический корабль, экипаж которого воображает себя в полете к альфе Центавра, находясь на Земле или сидя здесь, наверху, на станции, в непосредственной, так сказать, близости. Чертовски, признать- ся, странное ощущение, когда дежуришь в одной из наблюдательских кабин и видишь, как за стеной из титанового сплава живут люди, полностью изоли- рованные от внешнего мира и обманутые так, что иной скорее предпочел бы оказаться в гробу, чем в этом титановом цилиндре. Хотелось бы вам нахо- диться там, внутри, на подобных условиях? - психолог движением головы указал вверх, туда, где находился, как известно было обоим, корпус "звездолета", оплетенный конструкциями наблюдательной станции, словно захваченное в паучьи тенета насекомое. - Мм... не то чтобы я... - начал прибывший с Земли гость и, не за- кончив начатой фразы, продолжил: Но, так или иначе, наблюдатели проходят ведь тщательную проверку. Это же, в конце концов, отборные кадры. Навер- няка и вашему Хвитби разъяснили, что... да, что эксперимент необходим. Сегодня ведь ни для кого не секрет, что наиболее значительный фактор не- надежности в астронавтике отнюдь не техника, а неизменно сам человек. Мы просто не можем позволить себе угрохать столько сил и средств на такой проект, как первая интерстелларная экспедиция, без твердой уверенности в том, что он не пойдет прахом из-за человеческой несостоятельности. И по- тому необходимо с надежностью обеспечить, чтобы группа находящихся в по- лете людей представляла собой, э-э, социологически стабильную систему; а поскольку нельзя в столь дорогостоящем предприятии слепо идти на риск, то все и должно быть проверено заранее, не так ли? "Кого он, собственно, желает убедить, меня или себя? - подумал пси- холог. - Или, может, он и в самом деле такой... словоохотливый? Ну да пусть себе поговорит..." - А что первоначальных экспериментов для этого недостаточно, также вполне очевидно. Далеко не одно и то же, проводит ли горстка людей в изоляции года тричетыре, или сто пятьдесят человек-десятилетия, не так ли? Тем более в первом случае экипажу было известно, что при возникнове- нии серьезной опасности они могут рассчитывать на помощь с Земли. Тесты такого рода не могли, естественно, дать исчерпывающих результатов, пото- му-то и оказалось необходимым опробовать психосоциологическую нагрузоч- ную способность такой системы на втором, более высоком уровне! - Разуме- ется, - послушно согласился психолог. - Испытуемая группа должна была по-настоящему верить в то, что совершает интерстелларный полет, если мы хотели провести эксперимент в чистоте. И ведь это, в конце концов, ради поистине великой цели, не так ли? Эксперимент служит подготовке настоя- щего полета. Что и было, я полагаю, разъяснено наблюдателю Хвитби? - Да, конечно, - ответил психолог и подумал: "Хвитби в сравнении с ним был прямо-таки стоик. Хотелось бы мне взглянуть на этого субъекта в шкуре наблюдателя, за три минуты он трижды сказал "не так ли". Или уже четырежды?" - Во всяком случае, мы вправе из этого исходить, - продолжал он. - Все подробно разъясняется каждому будущему сотруднику станции, и сюда попадают лишь те, кто твердо убежден в необходимости этого. - "Или те, кому это, в общем-то, до лампочки, вроде нашего брата". - Так, во всяком случае, было до сих пор. - Мы позаботимся о том, чтобы так было и впредь, - заявил инспектор. - В дальнейшем мы еще скрупулезнее будем производить отбор, даже пользо- ваться при необходимости гипнотической блокадой. Если, конечно, и в са- мом деле ничего другого не останется. Естественно, на строго законных, то есть добровольных, основаниях. А вам придется каждые две недели вы- полнять тестирование по шкале Ь, в том числе и среди наблюдателей. Пись- менную инструкцию вы в самое ближайшее время получите. - Поговаривают, будто наблюдательские должности вообще упразднят? - с неопределенно-вопросительной интонацией произнес психолог. - Ну, это, разумеется, чепуха. Вы и сами знаете, что, кроме спецреле в схемах сервороботов, мы на борту корабля никаких приборов для наблюде- ния не устанавливали: опасность обнаружения была бы чересчур велика. В тем большей степени нам приходится опираться на наблюдения с помощью пе- риферийных систем; иначе мы совсем не имели бы представления о том, что происходит внутри корабля. Нет, нет, наблюдатели остаются. Но мы позабо- тимся о том, чтобы в будущем кто попало не мог но своему капризу открыть главный шлюз - изнутри это, понятно, и сейчас не так просто. Даже не во- образить, что могло произойти, справься Хвитби еще и с внутренней дверью шлюзовой камеры: все десятилетия труда над проектом-впустую! Не говоря о годах предварительной подготовки, об изматывающей, кропотливой работе в условиях строжайшей секретности... Этот человек просто сошел с ума - да, да, знаю, ваше заключение, я ничего такого сказать не хотел. Нет, как угодно, а я его не понимаю. - Я тоже, - заверил психолог, - но так или иначе, а я рад, что через полгода меня уже здесь не будет. И, ейбогу, не хотелось бы мне присутс- твовать при том, когда откроют шлюз и те, внутри, все узнают. Но ког- да-то ведь это должно произойти. - Это нас не касается, - сказал инспек- тор. Третий уровень Через три недели после своего визита на космическую станцию инспек- тор принимал психолога в командном центре проекта "Звездолет", на Земле. - Вы удивлены, что мы вас отозвали досрочно, - говорил он. - Однако, смею заверить, мы полностью удовлетворены вашей работой. Дело в том, что у нас есть для вас другое задание. Не согласитесь ли вы, скажем, возвра- титься на станцию, но уже не в качестве психолога? - В качестве кого же? - Допустим, в качестве наблюдателя? - Наблюдателя? Но я ничего в этом не смыслю. Я не обучен обращению с приборами, да и не думаю, чтобы это мог- ло меня заинтересовать. Для человека моей специализации довольно однооб- разная работа. Весьма сожалею, но это не для меня. - Должен все же сказать, что работа, которую мы предлагаем, не обыч- ная работа наблюдателя. Говоря точнее, вам надлежит заручиться союзника- ми среди других наблюдателей, ну или вообще среди станционного персона- ла... Жужжание зуммера переговорного устройства на столе прервало его на полуслове, и из динамика раздался голос: - Прибыл ли уже коллега Санчес? - Да, - ответил в микрофон инспек- тор, - я как раз начинаю знакомить его с нашим предложением. - Информирован ли он уже о характере предложения? - Нет, к этому мы еще не подошли. - Прекрасно, поговорим об этом у меня в кабинете. Лучше всего прямо сейчас. Раздавшийся щелчок оповестил о том, что невидимый собеседник разъ- единил связь, и инспектор вновь обратился к своему посетителю: - Это был коллега Хвайт, руководитель нашего проекта. Разрешите про- водить вас в его кабинет. Он хочет сам переговорить с вами. Прошу сюда, нам прямо. Проходя по коридору административного здания, Санчес спросил: - Что вы имели в виду, говоря о союзниках? - Директор вам это сейчас объяснит, - ответил инспектор. - Вы должны повторить попытку Хвитби, же- лательно вместе с несколькими другими... Вот мы и пришли. Они пересекли пустую приемную, и инспектор распахнул следующую дверь. - Нет, нет, пожалуйста, вы. Знакомьтесь - коллега Хвайт, наш дирек- тор. Коллега Санчес. Санчес, ничего не понимая, глядел на человека, поднявшегося при их появлении и теперь с улыбкой шагнувшего навстречу из-за письменного сто- ла, приветствуя гостей. - Вы?.. Коллега Хвитби? - Психолог не находил слов. - Что все... Вы- ходит, вы... - Это действительно я, - сообщил директор, довольно молодой еще че- ловек, не старше тридцати пяти. - Я всего лишь играл роль наблюдателя Хвитби, и причину вам предстоит сейчас узнать. Однако располагайтесь, прошу вас. Он жестом указал на кресла, сгруппированные в углу кабинета вокруг небольшого стола, и, когда психолог и инспектор сели, тоже присоединился к гостям. Затем он продолжал: - Итак, по порядку. Вы знаете: прежде чем отправить экспедицию к звездам, необходимо убедиться, в состоянии ли подобная человеческая группа вообще выдержать время полета и сумеет ли она сохранить функцио- нальную активность. Следовательно, необходима проверка, и проверка в та- ких условиях, когда можно наблюдать поведение людей, находящихся на бор- ту космического корабля, а в случае катастрофической необходимости - также и вмешаться в происходящее. Это означает потребовать от испытуемых громадной жертвы, даже не предупредив их о том, насколько она велика. Можно, вероятно, сказать - жестокой, чудовищной жертвы. - Будучи Хвитби, вы это сказали, и не только это, - вставил психо- лог. - Да, - Хвайт игнорировал его реплику, - это жестоко, но в то же время необходимо. И кроме того: кто пускается в подобный полет, готов приносить и жертвы - ради того, чтобы люди достигли звезд; это-то он и делает, на иной лад, но с тою же целью. Однако и сама жертва оказалась бы бессмысленной, если вследствие какого-то сбоя пришлось бы до времени прекратить испытание. - Я, к сожалению, не вполне улавливаю ход вашей мысли, - отчужденно заметил Санчес. - Мне казалось, ваши действия в роли Хвитби были направ- лены именно на то, чтобы прекратить эксперимент. - В том-то и дело, что нет! Совсем наоборот! - впервые подключился к беседе инспектор. - Все было тщательнейшим образом продумано. - Несомненно, - со сдержанной вежливостью поддакнул психолог. Директор, по-прежнему непринужденный, продолжал развивать свою аргу- ментацию, явно подработанную заранее либо уже обкатанную им при других обстоятельствах. - Все очень просто. Во избежание неудачи по ходу испытаний предвари- тельно должны быть испытаны сами условия испытаний. То есть, прежде чем отправить испытуемых в мнимый полет к звездам, необходимо вначале... - Нет, - глухо произнес Санчес. Он понял. - Да. Мы в настоящий мо- мент проверяем, способны ли мы в принципе обеспечить гарантированно не- заметное, бесперебойное наблюдение за тест - группой... Психолог, вновь быстро овладевший собой, перебил директора: - Не люди в космолете проходят проверку, а мы! Наблюдатели, вообще станционный персонал. Вот уж действительно... Да, но как вы заменяете людей в корабле? Коли они водят нас за нос, значит, должны быть в курсе; никто в подобной ситуации не согласится на девятнадцать лет изоляции, а то и больше. Тогда как же вы заменяете их, а наблюдатели ничего не заме- чают? - Никак. Просто в корабле никого нет. То, что видят наблюдатели, - всего лишь заранее подготовленные сцены. Кинофильмы, записи информдан- ных, подаваемые на терминалы наблюдения. Ноя собственными глазами видел в архиве несколько сюжетов из кораб- ля, несколько этих самых, как вы говорите, кинофильмов. Разумеется, как материалы, "отснятые" на борту корабля приборами наблюдения. Они отно- сятся к совершенно разным годам, и видно, как люди на самом деле старе- ют, как подрастают дети! - Ничего удивительного. Предварительные работы по проекту начаты де- сятки лет назад; съемки мы вели в течение тридцати лет, отсняты различ- ные варианты. - Сработано основательно. - Только работая основательно, мы справимся с нашей ответственной задачей, - раздался опять голос инспектора. Санчес несколько растерянно взглянул на него, ожидая какого-то продолжения. Но тот молчал. Вместо него пояснил директор: - Нам необходимо выявить реакции наблюдателей на различные ситуации, возникающие на борту космического корабля: иные из этих ситуаций и впрямь, как мы полагаем, драматичны, а то и просто угрожающи. Позднее, в ходе проведения основного теста, мы должны иметь возможность срочного вмешательства на случай экстремальных обстоятельств, но мы не вправе до- пустить, чтобы кто-нибудь попытался, например, проникнуть в космолет и нарушить ход эксперимента лишь потому, что у него сдали нервы. - Однако вы сами... - Сам я - в качестве наблюдателя Хвитби совершил такую попытку, что- бы установить, как поведет себя остальной персонал. Понимаете ли, чтобы обеспечить надежность в дальнейшем, сейчас мы должны понизить порог раздражения. Мы намеренно создаем ситуации, чреватые срывом. И если станция преодолеет их, как преодолела она "Хвитби", тогда мы можем быть спокойны. - Ну, вас-то мы накрыли довольно быстро, - не без хорошей доли зло- радства напомнил психолог. - Тем лучше. Но необходимо испытать систему на прочность под более жесткой нагрузкой. И это предстоит сделать вам: вернуться на станцию "наблюдателем" и побудить нескольких коллег к новой, на сей раз органи- зованной попытке оборвать эксперимент. Мы пустим фильмы, которые облег- чат вашу задачу. Вы, разумеется, единственный посвященный, остальные бу- дут думать, что там, в корабле, и в самом деле подвергаются испытанию люди. - Вы желаете выяснить, удастся ли мне сколотить группу противников эксперимента? - Да, и сумеете ли вы с ними пройти защитные устройства. - Что за устройства? - Этого вам знать не нужно. Ведь все должно быть как можно более настоящим. Но могу вас заверить: какаялибо опасность для жизни и здо- ровья не грозит никому. - Что ж, весьма обнадеживает. - Значит, беретесь за выполнение задания? - Нет. Я психолог, мое дело наука. А вам тут ну- жен актер. Вроде тех, что разыгрывали сценарий на борту космолета. Или отчего бы вам не сделать все самому, предварительно заменив на станции персонал? - Лично я исключаюсь. Ведь я уже вам сказал: лучше не знать предох- ранительно-защитных систем. Мне они известны. Кроме того, хотелось бы максимально ограничить круг посвященных, а вы знакомы с условиями и обс- тановкой на станции. Естественно, нет необходимости решать сию же мину- ту. Если вам нужно подумать неделю или, скажем, две... Мы не торопимся. - Что верно, то верно. Перед интерстелларным полетом чуть ли не по- лувековой тест, перед основным тестом - еще один, тест теста, а до не- го... А почему вы, собственно, уверены, что и сами не являетесь всего лишь... Он не завершил начатой фразы, с откровенно иронической усмешкой гля- дя на директора Хвайта. Но тот озадаченно молчал. Вместо него ответил инспектор, определенно и твердо: - О, разумеется, нет, это было бы абсолютно бессмысленно! Да и вре- мени у нас такого нет. В ближайшие годы мы ждем результата изысканий от нашей физической группы. - Он несколько мгновений помолчал, затем добавил: - Я говорю о решении техни- ческих сторон проблемы: возможно ли в принципе осуществление интерстел- ларных перелетов. Он с удовлетворением констатировал, что ни со стороны Санчеса, ни со стороны Хвайта не последовало преувеличенных реакций. 1973-1978