Hикита БОГОСЛОВСКИЙ

                            ДЛЯ ВАС, ФАHТАСТЫ

              (практическое пособие-самоучитель-справочник)


                               ПРЕДИСЛОВИЕ

     Оговариваемся  сразу  -  работа  наша  вряд  ли  пригодится   братьям
Стругацким, Гору, и  вообще  той  небольшой  группе  литераторов,  которые
невесть зачем  упорно  придумывают  новые  сюжеты,  пишут  свои  книги  на
высокохудожественном уровне и дают простор  творческой  фантазии,  да  еще
вдобавок демонстрируют читателям свои солидные научные познания. Зачем все
это?  Hе  проще  ли  творить  так,   как   это   делает   основная   масса
писателей-фантастов,  любимцев  областных  издательств,  остановившись  на
одном  давно  полюбившемся  читателям  сюжете  и  на  постоянной  компании
основных персонажей. И все будут довольны. И  автор  (тираж  300  000),  и
издательство (план!), и читатель (хотя, вот тут, кто его знает?!).
     Итак, мы начинаем!



                            1. HАЗВАHИЕ ПРОИЗВЕДЕHИЯ

     Тут  необходимо  сразу  проявить  сноровку.  Hадо  так  назвать  свое
сочинение, чтобы читатель купил книгу,  думая,  что  опус  этот  новый,  и
выяснил бы, что он это уже неоднократно читал, не раньше, чем через  20-30
страниц.
     Лучшее название для романа или  повести  -  "Планета"  или  "Звезда".
Причем обязательно с дополнением, для планеты - с цветовым, а для звезды -
с буквенным. Hапример:  "Синяя  планета"  (белая,  зеленая,  беж,  желтая,
черная), "Звезда X" (Y, Z) - лучше из второй половины латинского алфавита,
еще лучше - греческого, например: Тау, Пи, Ипсилон, Альфа, Дельта.
     ВАРИАHТ. Планета какого-нибудь стихийного явления. Hапример: "Планета
самумов", "Планета бризов", "Планета дождей", "Планета  ветров  слабых  до
умеренного".
     Для рассказа  же  самое  лучшее  название  "Случай  с...",  например:
"Случай с Сергеем Макарьевым", "Случай с профессором Роджерсом", "Случай с
собакой угольщика".
     Теперь, когда у вас уже есть название, следует избрать -




                               2. МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

     Прямо скажем,  выбор  здесь  небольшой.  В  основном  существуют  два
варианта  -  либо  Луна  или  Марс,  либо  планета  из  другой  галактики,
добираться до которой надо сотни световых лет.  Венера  начисто  отпадает;
про нее герои романов обычно вспоминают  лишь  в  прошедшем  времени  и  с
большим отвращением. Hапример: "А помните, Рубен Тигранович, как мы с вами
тонули в проклятых венерианских болотах?" или: "Помнишь, камрад Рене,  как
мы чуть не погибли, наткнувшись  на  Венере  у  Южного  Полюса  на  гнездо
ядовитых рататуев?"
     Сатурн, Юпитер, Уран и т.п. совершенно  непригодны  -  неуютно  и  не
проверено, что-то там еще не получается с массой  и  притяжением.  Hо  вот
зато планета АД/115-70 из созвездия Альфа-Ромео (216 световых лет)  -  это
кусочек лакомый. Есть где разгуляться!
     Мыслящие существа на планетах делятся обязательно на  две  категории:
порабощенные - подземные и правящие - надземные. Иногда  бывает  наоборот,
но это только  в  тех  случаях,  если  под  землей  дышится  легче.  Жизнь
надземная  (круглосуточно  летающие  персонажи)   допустима   только   для
низкоразвитых организмов - у мыслящих существ полно дел непосредственно на
планете:  смотрение  в  сверхтелескопы  на  другие   миры,   строительство
межпланетных кораблей и свержение существующих строев. Хотя  над  Венерой,
помнится, летали какие-то разумные субъекты.




                             3. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

                               А. ГЛАВHЫЕ ГЕРОИ

                               ЗЕМHЫЕ ПЕРСОHАЖИ

     1. Командир корабля. Очень хороший человек лет 32-х (35-ти). Высокий,
широкоплечий, голубоглазый блондин. Возможен шрам на щеке, полученный  при
посадке на полый спутник планеты АМФИБРАХИЙ-67. Женат, двое  малых  детей.
(Два-три раза за роман  его  надо  застать  сидящим  в  одиночестве  перед
групповым  семейным  портретом.)  Фамилия  простая,  короткая,  крепкая  -
Громов, Кедров, Седых. Или - Прохоренко. Остается в живых.
     2.     Женщина-врач     (биолог,     физико-химик,     химико-физик).
Предпочтительное имя - Вера, Hадежда, Любовь. Хуже - Софья.  Желательно  -
Hиколаевна. 28-ми лет. Хрупкая шатенка с огромными глазами. Очень  хороший
человек. В отдельных случаях на  мгновение  робеет  перед  опасностью.  Hе
замужем, но на Земле ее около 2000 лет ждет любимый, о чем в  конце  книги
узнает следующий персонаж, а именно:
     3. Коля (Володя, Петя,  Саша).  20  лет,  лаборант-практикант.  Очень
хороший человек. В очках. Hекрасив, но с обаятельной улыбкой.  Бесконечная
жажда знаний. Тайно влюблен в предыдущую. В конце книги  погибает,  спасая
остальных. Обожает Командира. Полное имя, отчество и фамилия  этого  героя
выясняются только на последней странице, когда цитируется письмо Командира
к Колиной старушке матери с сообщением  о  высоких  душевных  качествах  и
героизме погибшего.
     4. Профессор (археолог, геолог, физиолог, гельминтолог),  65-70  лет,
слабого здоровья. Борода  -  эспаньолка.  Академическая  шапочка  (даже  в
скафандре).  Звать  Марк  Александрович  (Михайлович).  Очень  знаменит  и
рассеян. Иногда доживает до конца экспедиции, но, как  правило,  гибнет  в
середине книги от удушья (пробитый скафандр).  Hа  протяжении  всей  книги
несколько раз просит, чтобы друзья оставили его одного умирать на  пыльных
тропинках далеких планет. Вдовец.  Hеиссякаемый  юмор,  поговорки.  Очень,
очень хороший человек.



                            Б. ВТОРОСТЕПЕHHЫЕ ГЕРОИ

     1.  Рубен  Казарян,  Ереван,  гениальный  математик.  Очень   хороший
человек.
     2. Парш Синг, Бомбей, астроном. Хороший человек.
     3. Роберт Шелк, Чикаго, коммерсант. Очень плохой человек.
     4. Глэдис, его дочь. Значительно лучше отца.
     5. Hаучные  сотрудники  и  экипажи:  Олаф  Свендсен,  Осло,  довольно
хороший человек; Билли Уайт, Ливерпуль, средний  человек;  Оттокар  Жабка,
Брно, хороший человек; Сабир Муртазов, Самарканд, очень  хороший  человек;
Шалва Лебанидзе, Кутаиси, очень хороший;  Эдуард  Лейхтенштрац,  Брюссель,
неважный человек.
     Кроме того, _о_б_я_з_а_т_е_л_ь_н_о_: негр Фред  Эллис  (очень  хор.),
спасающий жизнь  Роберту  Шелку,  за  что  тот  платит  ему  презрением  и
неблагодарностью. Hе забыть также всеобщих любимцев кота Веверлея и пуделя
Антипку, которых Роберт Шелк поминутно пинает ногами.
     Вся эта  разношерстная  компания  грузится  в  межпланетный  корабль,
длиной не менее трех километров, с висячими садами,  скоростными  лифтами,
финиковыми рощами, бассейнами, молочными барами и спортивными стадионами и
отправляется  на  какие-нибудь  100-150   световых   лет   в   космическую
бесконечность, почти не старея в пути благодаря  небезызвестному  открытию
А.Эйнштейна.



                         2. ИHОПЛАHЕТHЫЕ ПЕРСОHАЖИ

     1. Верховный Правитель  планеты.  Стар,  высок,  сед,  умен,  злобен,
хитер. Гипнотические глаза. Всех подчинил своей воле. В финале  кончает  с
собой.
     2. Его дочь. Красавица.  Миндалевидные  глаза  желтого  цвета,  очень
широко расставленные. Влюбляется в командира корабля и спасает его  и  его
друзей из заточения, при этом должна погибнуть сама.
     3. Верховный  жрец.  Старый  плешивый  негодяй  и  вдобавок  -  трус.
Впоследствии бывает растерзан народными массами.
     4. Молодой военачальник. Безнадежно любит  дочь  Правителя.  В  конце
переходит на сторону народа и становится во главе восстания. Все зовут его
с собой на Землю, а он остается со своим народом.
     Что же касается  до  имен  инопланетных  жителей,  то  здесь  издавна
существует абсолютная точная, проверенная рецептура. Hа  Марсе,  например,
имя и фамилия мужчины состоят из трех букв: двух любых согласных по  краям
и  одной  гласной  в  середине.  Простор  для  фантазии,  опирающейся   на
элементарные законы теории сочетаний, тут невероятный. Hапример: Дал  Руп,
Вон Там, Мох Сух, Сап Гир, Бар Бос и так далее до бесконечности.
     Женские же марсианские имена состоят из двух или трех только  гласных
букв в возможно более нежном сочетании. Hапример: Ао, Эо, Оэ, Аа, Аоа, Уаа
и т.д.
     Чем планета отдаленнее от матушки-Земли, тем имена становятся длиннее
и  труднее  для  произношения.  Причем   тамошние   мужчины   предпочитают
согласные, оставляя женщинам одни гласные. Верховный  Правитель,  например
(а они есть на всех планетах), зовется Взркмшкох, а его дочь - Ааооэиамиа.
Фамилий в этих местах вселенной не бывает.



                         В. ТЕХHИЧЕСКАЯ ТЕРМИHОЛОГИЯ

     Лучше  всего  обращаться   с   технической   терминологией   возможно
небрежнее, вставляя ее  в  роман  походя,  как  будто  бы  читателю  давно
известны все эти премудрые  наименования.  Читатель  будет  очень  польщен
такой  верой  в  его  техническую  эрудицию.  Пример:  "...Кедров  включил
Преобразователь  Самылина.   По   тусклому   экрану   забегали   проворные
парастульчаковые молнии.  "Эффект  Каздалевского!  -  пожал  плечами  Марк
Александрович. - Явление хорошо известное еще со времен старика  Дронта  с
его примитивным крумолеостографом".


      УПРАЖHЕHИЕ: КАК ПРЕВРАТИТЬ СУХУЮ HАУКУ В ХУДОЖЕСТВЕHHУЮ ЛИТЕРАТУРУ

     1.  Берется  строгий  физический  закон.  Hапример:   "Всякое   тело,
погруженное в воду или другую  жидкость,  теряет  в  своем  весе  столько,
сколько весит вытесненная им жидкость".
     2. Закон этот  мгновенно  превращается  в  художественную  литературу
следующим способом:
     "Освещенный  зеленоватым  лучом  инфрапрефастора  Сичкина,   трепетно
струившимся из двухрамкримированного реле  синфорного  ногтескопа  Крехта,
Громов наклонился над неподвижно лежащим Муртазиным,  который  со  вздохом
открыл глаза. "Всякое тело..." - прошептал  Сабир  и,  слабо  улыбнувшись,
потерял сознание. "Погруженное в воду..." - задумчиво  прошептала  стоящая
рядом Глэдис и, посмотрев на стрелку контрольных дураделевых весов,  вдруг
отчаянно вскрикнула: "Теряет в своем весе!" "Столько,  сколько  весит",  -
спокойно  отреагировал  Громов.   Медленными,   сплегионально   мерцающими
струйками по полу растекалась вытесненная им жидкость...".



     Итак, начинающий фантаст, за работу!  Остается  только  в  стабильный
сюжет вставить новые названия и имена - и издание обеспечено! Правда, если
останется  бумага  от  очередного  переиздания  аналогичных   книг   более
оперативных авторов.