ИМЯ ЕМУ - ПАССИОНАРИИ





С чем только не связывало человечество появление в своей среде индивидуумов с 
повышенной активностью!... Лев Николаевич Гумилев в своей теории идет от
предположения, что двигатель этого - процесса особый вид энергии, а именно -
биогеохимическая энергия живого вещества геосферы, описанная еще академиком
В.И.Вернадским. "Очевидно, сама живая личность создает вокруг себя какое-то
напряжение, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием
полей..."- пишет Л.Гумилев в своей монографии "География этноса в исторический
период" (Л., "Наука",1990 г.). Новые идеи, овладевая умами их страстных
поклонников, разумеется, способны изменять параметры их энергетических полей, 
которые автор называет   п а с с и о н а р н ы м и   полями (от лат. passio - 
страсть). Взаимодействуя, эти поля объединяют их носителей (пассионариев) в
социальные институты - общины, философские школы, дружины, шайки, партии...


В этом материале мы попытаемся передать дух теории пассионарности Л.Н.Гумилева, 
вернее - той ее части, которая касается не общества, не этноса, а только их 
элемента, то есть - человека. Монографию, которую мы цитируем ниже, читатели
найдут в библиотеке, а возможно и застанут на прилавках книжных магазинов (ведь
она вышла из печати не так уж давно).


------------------------------------------------------------------------------

П А С С И О Н А Р Н О С Т Ь - это характерологическая доминанта, непреоборимое
внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности,
направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что 
цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной
жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.


Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями:
высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь 
чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к 
этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и 
разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека 
"героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находятся в составе
"толпы", определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса.


Модусы пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти
и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность,
порождающая скупцов и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая
за собою жестокость и охрану очага, а примененная к идее - создающая фанатиков
и мучеников. Поскольку речь идет об энергии, то моральные оценки неприменимы:
добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы <...>


В свое время меня очень удивили описания путешествия Орельяны - это испанский
капитан, открывший Амазонку.. Он воевал с индейцами в районе современного 
Эквадора, на склонах Анд. Орельяна спустился на восток и увидел, что текут
большие реки, и решил узнать, куда эти реки текут. И увлек за собой отряд.
Пищи почти не было, снабжение там было очень плохое, переходы были длинные.
Индейцы, из которых они делали носильщиков, от непосильного труда умирали в
большом количестве. Но тем не менее Орельяна увлек весь свой отряд, а там были
интеллигентные люди, которые оставили записи (например, патер-капитан отряда
Гаспар до Карвахаль, который вел дневник, и это было его главное занятие.
Сейчас этот дневник опубликован <...>). Они опустились по Амазонке, причем им
встречались там разного рода индейские деревни.


По рассказам Карвахаля, это были большие поселения, не такие, как сейчас, а
гораздо больше, но там жили самые примитивные индейцы, у которых никакого
золота не было. Откуда в Амазонке золото? "Так мы, - писал этот падре, - мы
золото особенно и не искали, мы искали, что покушать, голодные плыли на лодках
и на плотах по реке, самой большой и многоводной в мире", и, наконец, выплыли -
больные, усталые, замученные, напуганные страшными аллигаторами, огромными
анакондами <...>. В общем, выплыли в море, добрались до испанских колоний на
остров Кубагуа, к поселку Новый Кадис и отдохнули.


Орельяне дали титул маркиза за открытие этой огромной реки, дали наградные, 
потому что у него никаких своих богатств не было, он вернулся голодным и
нищим. Что же сделал Орельяна после этого? На полученные деньги он снарядил
новую экспедицию и отправился снова на Амазонку. Но уже не вернулся. Зачем
ехал навстречу гибели?


Теперь обратим внимание, как проявляют себя такого типа люди в зависимости
от тех целей, к которым они стремятся. Ведь не все они хотят лидировать и быть
вождями. Вот Ньютон. Он потратил свою жизнь на решение двух кардинальных
научных проблем - создание механики и толкование Апокалипсиса, только это его и
интересовало. Жены не завел, богатства не накопил, кроме своих идей, жил дома
с экономкой и работал. И когда король Англии Карл II  сделал его пэром, он, как
добросовестный человек, ходил в парламент и высиживал там все заседания, но за 
все это время он сказал там только два слова: "Закройте форточку". Все остальное
его не интересовало.


Вот пример человека, который отнюдь не стремился к лидерству, но вместе с тем 
он вел полемику, спорил, доказывал свою правоту. Он был истинный протестант и
враг католиков, т.е. у него были все человеческие качества, но целью его жизни
была жажда знаний, которую мы можем назвать модусом алчности. Скупой Рыцарь
собирал деньги, а Ньютон - знания: тот и другой были алчными, но не 
тщеславными.


И наоборот, мы можем найти сколько угодно актеров, которые безумно тщеславны, 
или поэтов, которые ради своей популярности готовы пожертвовать всем, чем
угодно.


История зафиксировала и крайне экстремальные случаи поведения людей, когда они
до такой степени влюбляются в свой идеал, что жертвуют жизнью, а это совсем
нецелесообразно с нормальной точки зрения. Жанна д'Арк была девушкой очень
впечатлительной и очень патриотической. Несмотря на то, что она по-французски
плохо говорила, она решила спасти Францию и, как известно, она ее спасла. Но
все-таки после того, как она освободила Орлеан и короновала Карла в Реймсе,
превратив его из дофина в законного короля, она попросила, чтобы ее отпустили.
Она не стремилась к тому, чтобы занять место при дворе. Ее не отпустили, и 
дальнейшая ее судьба была печальна.


Я пытался показать, что есть люди, которые стремятся в большей или меньшей
степени к идеальным иллюзорным целям <...>.


А если так, то мы можем совершенно спокойно поставить вопрос о том, как же 
понять это самое "что-то", т.е. пассионарность - качество, толкающее людей
на следование иллюзорным целям, а не реальным. Что это за страсть, которая 
иногда оказывается даже сильнее самого инстинкта самосохранения?


СТЕПЕНИ ПАССИОНАРНОСТИ. Несомненно, что подавляющее число поступков, 
совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения либо личного, либо
видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию
потомства.


Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать
собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном
пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости,
алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем рассматривать
пассионарность как АНТИИНСТИНКТ, или как инстинкт с обратным знаком.


Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы регулируются в эмоциональной
сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и сознание. Значит, нам 
следует отыскать в области сознания такое деление импульсов, которое можно
было бы сопоставить с описанным выше. Иными словами, все импульсы должны быть
разбиты на два разряда: а/ импульсы, направленные к сохранению жизни, и 
б/ импульсы, направленные к принесению жизни в жертву идеалу - далекому
прогнозу, часто иллюзорному.


Для удобства отсчета обозначим импульсы "жизнеутверждающие" знаком плюс, а
импульсы "жертвенные", естественно, знаком минус. Тогда эти параметры можно
развернуть в плоскостную проекцию, похожую на привычную систему декартовых
координат, причем отметим, что положительные не значит "хорошие" или
"полезные", а отрицательные - "плохие" (ведь в физике катионы и анионы, а в
химии - кислоты и щелочи качественных оценок не имеют).


Вообще надо отметить, что только в общественной форме движения материи есть
смысл противопоставлять прогресс - застою и регрессу <...>. Так условимся же
о терминах.


Положительным импульсом сознания будет только бузудержный эгоизм, требующий
для осуществления себя как цели рассудка и воли. Под рассудком мы условимся
понимать способность выбора реакции при условиях, допускающих это, а под
волей - способность производить поступки, согласно сделанному выбору <...>.
Для "свободных" или "эгоистичных" импульсов остается небольшая, но строго
очерченная область, та, где человек несет за свои поступки моральную и
юридическую ответственность <...>.


"Разумному эгоизму" противостоит группа импульсов с обратным вектором. Она всем
хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но также никогда не выделялась
в единый разряд. У всех людей имеется искреннее влечение к истине (стремление 
составить о предмете адекватное представление), к красоте (тому, что нравится 
без предвзятости) и к справедливости (соответствию морали и этике). Это 
влечение сильно варьирует в силе импульса и всегда ограничивается постоянно 
действующим "разумным эгоизмом", но в ряде случаев оказывается более мощным
и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. В сфере сознания
оно как бы является аналогом пассионарности, и следовательно, имеет тот же
знак. Назовем его аттрактивностью (от лат. attractio - влечение).


Природа аттрактивности неясна, но соотношение ее с инстинктивными импульсами
самосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке соотношения двигателя
(мотора) и руля. Равным образом соотносится с ними "разумный эгоизм" - антипод
аттрактивности.


Поэтому мы можем положить выделенные нами разряды импульсов на координаты:
подсознание на абсциссу, сознание - на ординату (см. рис.). Тогда мы получим
психологическую классификацию, пригодную для решения нашей задачи.


Но нужно ли такое сложное построение и для чего?



                    Ratio + Voluntas
                          I
                          I
                          I
                          I
       Passio_____________I____________Instinktus
                          I
                          I
                          I
                          I
                          I
                       Attractio


СООТНОШЕНИЕ РАЗРЯДОВ ИМПУЛЬСОВ. В биологической природе инстинктивных 
импульсов  можно не сомневаться. Как желание долго жить, так и тяга к 
воссозданию себя через потомство - биологический признак, свойственный 
человеку. Но если так, то его величина (в смысле воздействия на поступки
особи) должна быть стабильна. Это значит, что тяга человека к жизни у всех
людей - живущих, живших и имеющих жить, в каждом отдельном случае одна и та же.
На первый взгляд, это противоречит наблюдаемой действительности.


В самом деле, есть сколько угодно людей, не ценящих свою жизнь настолько, что
они идут добровольно на войну; бывают случаи самоубийства; родители сплошь и 
рядом бросают детей на произвол судьбы, а иной раз и убивают. И это наряду с
дезертирами, уклоняющимися от войны; с теми, кто ради спасения жизни терпит
всевозможные оскорбления, унижения и даже рабское состояние; родителями, 
отдающими жизнь за детей, часто недостойных и неблагодарных. Огромный разброс
данных! Кажется, что никакой системы в сумме наблюдаемых явлений нет <...>.


На той же линии (рис.) лежит обратный импульс пассионарности. При
алгебраическом сложении он погашает ту или иную часть положительной абсциссы, а
иногда даже всю. Величина импульса Р (пассионарного напряжения) может быть
меньше импульса инстинкта (величина, которую удобно принять за единицу), равна
ему и больше его. Только в последнем случае мы называем человека пассионарием.


При равенстве величин - идеально гармоническая личность, что-то вроде Андрея
Болконского <...>.


Но есть еще и СУБПАССИОНАРИИ, у которых пассионарность меньше, чем импульс
инстинкта. Для иллюстрации опять-таки приведу литературные образы, всем хорошо
известные, - это герои Чехова. У них как будто все хорошо, а чего-то все-таки
не хватает <...>


Наличие субпассионариев для этноса так же важно, как и наличие пассионариев,
потому что оно составляют известную часть этнической системы. Если их 
становится очень много, то они начинают резко тормозить своих духовных и
политических вождей, твердя им:"Что вы, что вы, как бы чего не вышло". С
такими людьми совершенно невозможно предпринять какую-нибудь крупную акцию. Об
акции агрессивного характера здесь уже и говорить нечего, также и
оборонительного; эти люди и защищать-то себя не могут.


Впрочем, и субпассионарии разные. Доза пассионарности может быть столь мала, 
что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов. Носитель такой
пассионарности готов пропить последний рубль, ибо его тянет к алкоголю, и он
забывает обо всем. Таковы босяки из ранних рассказов А.М.Горького. Еще ниже 
дебилы и кретины.


А если пассионарное напряжение выше инстинктивного? Тогда точка, обозначающая
психологический статус особи сместится на отрицательную ветвь абсциссы. Здесь 
будут находиться конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи и, наконец,
инициативные фигуры вроде Цезаря и Наполеона. Как правило, их очень немного, но
их энергия позволяет им развивать бешеную деятельность, фиксируемую везде, где
есть историческая литература - письменная или устная. Сравнительное изучение
кучности событий дает первое приближение величины пассионарного напряжения.


Ту же последовательность мы наблюдаем в сознательных импульсах, отложенных на
ординате. "Разумный эгоизм", т.е. принцип "все для меня", имеет в лимите
стабильную величину. Но он умеряется аттрактивностью, которая либо меньше 
единицы (за которую мы принимаем импульс себялюбия), либо равна ей, либо больше
ее. В последнем случае мы наблюдаем жертвенных ученых, художников, бросающих 
каръеру ради искусства, правдолюбцев, отстаивающих справедливость с риском для
жизни, короче говоря - тип Дон-Кихота в разных концентрациях. Значит, реальное 
поведение особи, которое мы имеем возможность наблюдать, складывается из двух
постоянных положительных величин (инстинктивность и "разумный эгоизм") и двух
переменных отрицательных (пассионарность и аттрактивность). Следовательно, 
только последние определяют наблюдаемое в действительности разнообразие
поведенческих категорий.


ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПАССИОНАРНОСТИ. Пассионарность имеет еще одно качество, которое
чрезвычайно важно: она заразительна! Пассионарность ведет себя как 
электричество при индуцировании соседнего тела. Это еще Толстой отметил в 
"Войне и мире", что когда в цепи солдат кто-то крикнет:"Ура!", то цепь 
бросается вперед, а когда крикнут:"Отрезаны!", то все бегут назад. Я воевал и
могу сказать, что во время боя никаких криков не слышно. И тем не менее 
наблюдение Толстого совершенно правильно. В чем же дело?<...>


Каждый живой организм обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем
сопоставить его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать
этническим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества.


Так вот. Если принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и
применить ее к проблеме этноса, то этнос можно представить себе в качестве
системы колебаний определенного этнического поля. А если это так, тогда мы 
можем сказать, в чем различие этносов между собой. Очевидно, в частоте 
колебаний поля, т.е. в особом характере ритмов разных этнических групп. И когда
мы чувствуем   с в о е г о,  это значит, что ритмы попадают в унисон или
строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чувствуем, что это
чужой, не свой человек...


------------------------------------------------------------------------------

На основании этих построений Л.Н.Гумилев строит весьма яркую и стройную
теорию циклического развития племен, сообществ, наций, государств, этносов.
В эту модель вписываются самые разные люди. И могучая сила, которую
Лев Николаевич нарек ПАССИОНАРНОСТЬЮ, толкает их к вершению судеб народов...