Переслегин  С.Б.
			Переслегина Е.Б.







		О б р а з о в а н и е - XXII










		Copyright Демиург 1990 г.


		1. Введение.

	1.1 Структуродинамика.

	Системой называется любая связанная совокупность объектов
/элементов  /.  Противоречия, существующие  или же  возникающие в
системе,  образуют  ее  структуру,  причем  структура  однозначно
определяет  динамику,  то  есть  -  развитие  системы. /  1 закон
диалектики /

	Структура квазиустойчива : если t-время  жизни структуры,
а Т-время жизни системы, то 0 < t/T =< 1 / 2 закон диалектики /

	При  выходе  системы  из   основного  состояния   в   ней
возникают    силы   ,  стремящиеся   вернуть  систему   в  "точку
стационарности" / принцип Ле-Шателье - Брауна /.

	При  взаимодействии  систем  с  разной  удельной энергией
связи структура наиболее связной системы индуцируется в остальные
системы / закон индукции структур /.

	Следует различать :

   - Бесструктурные и абсолютно устойчивые системы - класс А;
   -   Статически   устойчивые   системы   ,   динамика   которых
исчерпывается   колебаниями   вблизи   стационарного   состояния.
Структура стабильна - класс В.
   - Динамически устойчивые системы , структура  которых медленно
эволюционирует,  сохраняя  непрерывность,  основное  состояние не
определено - класс С;
   - Нестабильные системы - класс D;

/ Согласно 2 закону диалектики, все системы принадлежат классу D.
Классификация  имеет  смысл, если  заданы уровень  исследования и
характерное время /

	1.2 Психоанализ.

	В  1916   году  З.   Фрейдом  была    предложена   первая
системная  модель психики,  согласно которой  источником развития
личности   являются противоречие сознания / ego / и подсознания /
id / .
	Третий элемент психики - / super ego /  выполняет функцию
информационного контроля :
 	1.Вытесняя  избыточную   или  не   устраивающую  личность
информацию  в id;
	2.Препятствуя     проникновению    в     ego    активного
бессознательного,   блокируя   или   модифицируя  соответствующие
информационные массивы.

	Структура   психики   является   статически   устойчивой;
сновидения, творческая активность, разнообразные  формы ошибочных
действий   рассматриваются    в   модели    как   проявление
компесационных процессов - сил Ле-Шателье.
	Следует  обратить  внимание,  что  в   виду  устойчивости
психоаналитической структуры, любая попытка  изменить личность,
воздействуя  на  один элемент  психики и  не затрагивая  при этом
остальных, заведомо обречена на провал.

	1.3 Соционика.

	В  70  годах  А. Аугустиневичуте,  обобщив идеи  К. Юнга,
предложила новую системную модель психики.
	Согласно  "модели  А"  человек воспринимает  информацию о
мире  по   восьми  аспектам,  описывающим  обобщенные  объекты  /
статическое   мышление/  и   обобщенные  информационные   поля  /
динамическое  мышление  /.  Аспекты -  черная и  белая интуитика,
черная  и  белая  логика, черная  и белая  этика, черная  и белая
сенсорика - воспринимаются разными людьми по разному : существует
16  типов личности   и, соответственно,    16   взаимодополняющих
картин    мира.   Системное    описание    Вселенной,   Человека,
межличностных  отношений  может  быть получено  лишь объединением
этих картин, суммированием информации по всем восьми аспектам.
	Наука оперирует  4 объектами,  лишь один  из них  - белая
логика  /иерархия, порядок,  правила, законы,  логика Аристотеля,
юриспруденция   /используется   для   аргументации.   Аналогично,
искусство оперирует 4 аспектами.

	2. Преамбула : управленческие структуры.

 ----------------------------------------
 !		Внешний мир	V	!
 !	!-----------------------!	!
 !	!	система		!	!
 !	!	---------	!	!
 !	!	!струк-	!S1<=Ivs====>	!
 !	!	!тура	!	!	!
 !	!	!управ-	!	!	!
 ! 	!	!ления	!	!	!
 !	!	!S2 <==Iss===>	!	!
 !	!	!-------!	!	!
 !	!			!	!
 !	!------------------------	! рис. 1
 !					!
 ----------------------------------------
   Ivs,Iss -информационные каналы.

	2.1 Обратное управление. / см. рис. 1. /

	Пусть  возникло  противоречие  между  V  и S1.  Тогда, по
первому закону диалектики возникает воздействие V на  S1, которое
породит в S1 "противоречие Келасьева" : S1 стремится к сохранению
своего состояния -    S1 стремится  стремится к  изменению своего
состояния.  Такое  противоречие   характерно  для   живых  систем
/биологических    и    социальных/,    образующих    Динамическую
Целостность.
 	Через информационный канал Iss это  противоречие подается
на  S2,  которая  выступает  в  роли  "Черного  ящика",  на входе
которого  всегда  "противоречие ДЦ",  на выходе  - управленческая
реакция - команда, которая может быть выдана на S, V, Ivs, Iss.
	Пусть  S2  статически  устойчива.  Тогда  воздействие  S1
порождает  "противоречие   ДЦ"  в   S2,  которое   передается  на
S,V,Ivs,Iss. Рассмотрим  варианты.

   1/ S2 воздействует на  S1, ликвидируя  "противоречие ДЦ"  и не
изменяясь  :  она  выдает  квазислучайную  комбинацию  из  двух -
четырех простейших  команд, формльно  меняющих S1,  но безусловно
сохраняющих     S2.     Такое    воздействие     можно    назвать
"безусловнорефлекторным".
   2/  S2  воздействует на  Iss, блокируя  этот канал  связи, тем
самым сохраняя себя.
   3/ S2 передает воздействие на свою подструктуру S3. Так как S2
стабильна, тем  самым и  S3 стабильна.  Естественный индукционный
изоморфизм  заставит  S3 передать  информацию на  S4, рекурентная
цепочка замкнется, начнется формирование управленческой пирамиды.
Легко  покзать,  что  эквивалентное  сопротивление управленческой
структуры информационному потоку пропорционально   степени  числа
уровней  иерархии,  соответственно,   напряженность  противоречия
быстро падает и, начиная с некоторого уровня,  оказывается меньше
порога  срабатывания.  Иными  словами,   пирамидальная  структура
самодостаточна; она лишена связи не только с V, но и с S1.
   4/ S2 воздействует на V. В реальном мире это  невозможно, т.к.
все исполнительные механизмы находятся в S1. Однако, в иллюзорном
мире воздействие S2-V  существует, отсюда  - магия,  колдовство и
иные  формы  квазидеятельности.
   5/    S2   воздействует    на   Ivs, модифицируя  или блокируя
информацию о противоречиях между V и S1, тем   самым  сохраняется
гомеостаз  обеих систем  S1 и   S2. Такое  управление  характерно
для  тоталитарных   систем  и  может быть названо информационным.

   Пусть теперь S2 принадлежит классу C,  т.е. при  разрушении S2
воспроизвоится  изоморфная  ей  система  ~S2.  Такое динамическое
состояние устойчиво, если S1 также принадлежит С.
   Информация  из  S1  вызывает  разрушение S2.  Данное изменение
передается на S1, изменяя ее, а S2 восстанавливается в изоморфной
структуре.
   При сетевом управлении информация  воспринимается не  всей S2,
но ее малой изоморфной частью, которая распадается и индукционным
путем воссоздается. Эквивалентное сопротивление мало и убывает по
мере развития S2.
		2.2 Прямое управление.

   Пусть теперь структура управления воздействует  на S1  с целью
привести ее в аналогичное состояние. Здесь  возникают аналогичные
варианты.
   1) Грубое силовое давление на S1 (рефлекторного типа).
   2) Передача информации сверху вниз  по уровням  иерархии, пока
она не окажется ниже порога срабатывания. При этом  S1 приобретет
структуру S2, иных целей достичь не удастся.
   3) Воздействие S2 на V  реализуется лишь  частично (искусство,
искусственные ландшафты, информационно обогащенная среда).
   4) S2 воздействует  на Iss,  система изолируется,  S2 начинает
функционировать в иллюзорном мире.
   5)  S2  воздействует  на  Ivs,  заставляя   функционировать  в
иллюзорном мире систему S1.
   Если S1,S2 принадлежит С, возникает  схема изменения  S1 через
динамическую индукцию разрушения S2. Не реализуется.
   Если  S1,S2  принадлежит   классу  D,   возникает  управляемый
качественный скачок. Не реализуется.

		III Система образования

		3.1.	Общие сведения

   Образование относится к прямому  управлению, причем  S1- дети,
S2- общество, школа является механизмом управления.
   Целью  образования  является интеграция  ребенка в  социум, то
есть - ВОСПРОИЗВОДСТВО СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА.
   Для  достижения  этой  цели  образование должно  быть статично
(воздействовать  на  объекты,   а  не   на  поля,   учить  такому
воздействию) и несистемно. Таковым оно и является.
   Структура образования пирамидальна, поэтому эфективность школы
(ВУЗа) как информационного усилителя равна нулю, эффективность же
ее как механизма автоиндукции исключительна велика.
   Сразу   отметим  основное   противоречие  :   для  поддержания
гомеостаза система образования не  нужна: данная  задача решается
автоматически  -  за  счет  накопленных  в   информационном  поле
обыденных знаний.
   Интелигенция     воспринимает    задачу     образования    как
воспроизводство  себя,  желательно  расширенное.  Это  частично с
устремлениями общества и государства, т.к. позволяет воссоздавать
и укрепляет уже существующие социальные связи. "Подготовка кадров
для  науки"  даже в  лучших школах  и ВУЗах  носит белологический
характер (иерархический и несистемный). ЭКВ очень велико, поэтому
надежда на расширенное воспроизводство интелигенции тщетна.
   Попытка снизить ЭКВ за счет тьюторства и иных  обратных связей
(спецшколы при ВУЗах, студенческие КБ, Школьные Научные Общества)
не   перспективны,   ввиду   постоянной   индукции  пирамидальных
отношений.
   Увеличение  ассигнований  на  школу  позволит в  лучшем случае
повысить  общую  культуру,  что немало.  Но, увы,  это увеличение
произойдет  не раньше, чем культура повысится - порочный круг.
   Низкое информационное усиление в системе  образования приводит
к статизации общества в  рамках пирамидальной  структуры, создает
высокий   уровень   производства   социальной    энтропии   (меры
нереализованной   социальной  работы).   Естественное  стремление
личности вырваться за рамки управленческой  пирамиды способствует
продуцированию асоциальных и внесоциальных элементов.
   Рост "системы" во всех ее проявлениях (хиппи, рокеры  и т.д.),
создание бандформирований, наркомания - все эти явления порождены
противоречием  между  стремлением  школы  сохранить status  qwo и
невозможностью   для   личности   существовать    в   статической
высоконапряженной  посткапиталистической  структуре.  Но  в таком
случае все попытки реформировать школу, сохранив по  умолчанию ее
главную задачу, будут способствовать не преодолению, а нарастанию
отмеченных опасных тенденций.
   "Профессионально-техническая"  административная  школа  в духе
реформы    К.У.    Черненко   отторгает    любую   сколько-нибудь
нестандартную         личность.         "Профессионально-научная"
специализированная школа в духе идей левой интелегенции отторгает
шаблонно  мыслящих  детей,  равно как  и учащихся  с психическими
девиациями.  Сложившаяся  система,  которая  сочетает  недостатки
обеих моделей,  ограничивает социум  "сверху и  снизу", превращая
тем самым школу в генератор энтропии и социальной напряженности.

		3.2. Постановка задачи.

   Известно, что в долговременной памяти обучающегося остается не
более 15% усвоенной, то есть не более 10%  переданной информации.
Таким   образом,   даже   в   рамках   существующих   приоритетов
эффективность современной  модели образования  является удручающе
низкой.
   Привычные нам формы обучения : в школе  - многоцелевой  урок с
опросом и выдачей нового  материала, в  ВУЗе -  сочетание лекций,
семинаров и экзаменационной сессии  - являются  средневековыми по
происхождению  и  отличительным   особенностям.  По   сути  дела,
сегодняшняея  система  образования  была  создана  в монастырских
школах  10-12  веков  и  развита  в  13-14  веках  средневековыми
университетами,  в  первую  очередь -  Парижским. Целью   ее была
индукция   тотолитарной   католической   идеологии    в   социум,
воспроизводство       сугубо       поляризованных       отношений
(господства-подчинения) в экономике, политике, обыденной  жизни и
в творчестве -  в познании  мира. Привязанность  к этой  единой и
централизованной    системе    объясняется     силой    традиции,
автоиндукцией пирамидальных  структур и  средневековым характером
общественной    жизни   в    посткапиталистическом   тоталитарном
государстве. НЕадекватность этой системы в  условиях сегодняшнего
дня   определяется   для   социума   в  целом   -  существованием
альтернативных   индукционных   механизмов,   более   дешевых   и
эффективных,  для  интелегенции  -  обесцениванием  самой задачи,
решаемой   традиционным   обучением,   и   низким   коэффициентом
информационного усиления современной школы.
   Существуют  ли  модели  образования,  не  удовлетворяющие  15%
критерию эффективности ? Несомненно.  К  ним может  быть отнесено
социальное образование  в преступных  группах, "Система"  в своих
проявлениях, клубы типа Крапивинской  "Эспады", научные  школы НА
СТАДИИ    ОБРАЗОВАНИЯ,   межличностное    общение   индукционного
характера.  Для всех  этих образовательных  механизмов характерна
100%,  а иногда  и более  высокая эффективность  - информационная
генерация.
   Перечисленные модели объединяет желание,  скорее неосознанное,
избежать  воспроизводства  официальных общественных  отношений. В
стремлении уйти от существующих структур проявляется динамический
характер  а-  и  вне-  социального  образования,  обуславливающий
высокую    его    эффективность.    В    стремлении    обеспечить
воспроизводство самой системы а- и вне- социального образования в
раз и навсегда установившихся, хотя и динамических  формах (класс
B)   проявляется его  статический характер.  Данным противоречием
объясняется нестабильность информационной генерации и равновесный
характер   отношений   между   официальным   и   "альтернативным"
образованием.
   Развитие   этого   противоречия   приводит   нас  к   мысли  о
динамическом образовании (класс C), как об  основе переустройства
социума.  Поставим задачу:  посредством образования  и воспитания
создать личность, которая не может быть  интегрирована ни  в одну
из существующих структур, в том числе - и в  систему образования,
эту личность сформировавшую.
   Кольцо генерации : школа, функционирующая в  социуме, отрицает
этот  социум,  то  есть  -  продуцирует  создание   иной  системы
общественных  отношений,  в  том  числе  -  и иной  школы, причем
возникающие  социальные  структуры  неустойчивы  по  отношению  к
возникающей  образовательной   структуре  -   кольцо  замыкается,
обеспечивая повторение цикла.

 общество	   общество
   \		   /	\
   создает	меняет	создает
	\	/	  \
	  школу		школу

   Таким образом, формула коммунистичесого воспитания  может быть
записана в виде :
	Вместо  воспроизводства  структуры
	Социума - воспроизводство процесса
	изменения этой структуры.

	IV. Выводы.

   Образование,  отвечающее  предложенной  формуле,  должно  быть
системным,  поскольку изменение  структуры затрагивает  все связи
системы, и динамическим, то есть направленным скорее на поля, чем
на  объекты. В  идеале (которого  весьма трудно  представить) оно
должно быть сбалансированным по  всем восьми  аспектам восприятия
мира  и  привести   в  дальнейшем  к  созданию "небелологической"
науки.
   Поскольку  предлагаемая  управленческая  структура принадлежит
классу C, этому  же классу  будет принадлежать  индуцированная ею
структура  личности.  Это  ставит  на   повестку  дня   вопрос  о
допустимой степени нестабильности психики.
   Стремление   нестационарных   структур   к   реконструированию
системы,  постоянному   обновлению  и   усложнению  диалектически
смыкается  с тенденцией  к деструкции,  саморазрушению. Насколько
можно   судить,   лишь   сам   человек   способен   противостоять
диссипативным  процессам  в  своей психике.  Необходимым условием
является информированность, которая единственная может обеспечить
свободу творчества и свободу личности. Поэтому система воспитания
должна  базироваться  на  психоанализе  и  соционике,  учащийся В
ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ должен познать себя, разобраться в своей личности,
научиться управлять психикой, причем  не только  на сознательном,
но и на подсознательном уровне.
   Паралельно  должна  действовать  программа  развития фантазии,
воображения. Для решения этой цели пригодны методы,  описанные Г.
Альтовым (Альтшуллером) и В.  Журавлевой, и  представляющих собой
совокупность  приемов, позволяющих  "переписявать" науку  с языка
белой логики на язык черной этики  (с добавлением  интуиции обеих
цветов).  Разумно  также   использовать  в   качестве  обучающего
средства  информационно  обогащенную  среду  (прямое  воздействие
S2-V). Для создания такой среды пригодна  музыка -  аспект черная
этика, художественная литература - этика и интуиция обеих цветов,
изобразительное искусство - сенсорика  обеих цветов.  Особую роль
должны сыграть компьютерные обучающие программы нового  типа, для
которых характерна "свобода воли"  - отсутствие  наперед заданной
динамики за счет использования генератора истинно случайных чисел
-  и глубокая  многоуровневая обратная  связь между  программой и
пользователем. (К таким программам относятся и  разрабатываемая в
КЛФ  "Полгалактики"  игры  "Город"  ,  "Конструирование  миров").
Следует добиваться того, чтобы обучаемый,  компьютер, синтезатор,
видеоблок и внешний мир образовывали динамическую  целостность, в
которую учитель входил бы в качестве одного из звеньев. Оба они -
учитель и ученик - представляют собой не объект, а субъект, звено
индукции. Предложенная схема может  быть графически  изображена в
виде :

 Внешний мир --------------------------------
 (макрокосм)				   !!
  /\				Учащийся   \/
  !!		 -------> сознание <-> подсознание
  !!		/			/\
  !!	     !/				!!
  \/	Учитель				!!
 сознание <--> подсознание		!!
   !--------------------------------------
	(стрелками показанны информационные потоки)

   Данная схема ставит учащегося  в такие  условия, в  которых он
вынужден мыслить системно, воздействовать на ситуацию.
   Конечно, это воздействие должно быть реальным и осуществляться
в   реальном   мире,   поэтому  обучение   должно  сопровождаться
конкретной  деятельностью  -  научной,  культурной, политической.
Лишь  изменяя  структуры  можно  научиться их  изменять. Человек,
воспитывающийся по модели C  должен к  12 годам  достичь возраста
индивидуальной,   а   к   14   годам   -   возраста  коллективной
ответственности (терминология Лукъяненко)(6).
   Если   говорить   непосредственно    об   обучении,    как   о
целенаправленном   воздействии   одного   человека   на   другого
(парадигма, от которой  следует отказаться),  то оно  должно быть
построено на обобщенном  принципе относительности:  не существует
системы взглядов, выделенной  априори. Следствием  этой концепции
является  относительность  в  математике,  связанная  с  теоремой
Геделя, принцип  Энштейна в  физике, этическая  относительность -
обобщенная  терпимость. Полезно  обратить внимание  на проблемную
относительность: сложных простых задач при простоте сложных.

		V. Образовательные программы.
   Разумеется,  говорить  о  конкретных  программах динамического
образования бессмысленно:  их не  только не  существует, но  и не
должно  существовать. На  основании рассмотренных  выше принципов
можно создать самые  разнообразные модели  школы. Идея  о сетевой
образовательной  системе  с ее  информационной сверхпроводимостью
приводит к мысли, что  и сами  эти принципы  лишь желательны  - в
рамках Сети должны функционировать и быть доступными всевозможные
структуры, отвечающие самым разным концепциям - emphases ofrishes
школ, ВУЗов, Клубов, Ассоциаций,  Групп of  cetera, в  том числе,
несомненно, и "современная" государственная школа.
   Сеть  нельзя  создавать  централизованно.  Поэтому   не  стоит
тщиться  придумывать  какую-то  единую  программу,  пусть  даже и
программу искоренения всяческих программ. Разумнее сделать своими
руками небольшой кусочек Сети, используя принципы и методы, пусть
не лучшие,  но зато предельно близкие разработчику.
   Авторы   дерутся   за   осуществление   двух   взаимосвязанных
педагогико-исследовательских  программ. В  рамках первой  на базе
КЛФ   "Полгалактики"   создается   специальная  исследовательская
группа, в задачу которой входит разработка структуродинамики, как
науки  и  метода  мышления,  создание  "учебников  нового  типа",
компьютерных   и   иных   ситуационно-учебных   игр.  Детализация
перечисленных задач не предусматривается. Механизм взаимодействия
между членами группы предполагается варьировать, первоначально он
будет включать, возможно, даже традиционные лекции.
   Целью программы  является создание  информационного генератора
и,  как следствие,  выход на  мировой уровень  в теории  систем и
индукционно связанных с ней дисциплинах.
   Вторая   программа   предусматривает  создание   группы  детей
возраста 8-10  лет. Эта  группа должна  будет пройти  обучение по
модели C в течении десятилетия; уже на третьем-четвертом году она
начнет давать реальную отдачу в рамках первой программы.
   Целью  является создание  специалистов-универсалов уникального
уровня  -  экспертов,  способных  как на  теоретическом так  и на
практическом  уровне  решать   ЛЮБУЮ  научную,   техническую  или
социальную проблемму.
   Обе  программы  работают  совместно, поддерживают  и усиливают
друг друга.
   Разумеется, не может быть и речи о гарантии успеха или хотя бы
безвредности данной деятельности. Но попытки  создать образование
"Модели C"  будут предприниматься,  рано или  поздно одна  из них
достигнет  цели,  как когда-то  удалась десятая,  сотая, тысячная
попытка создать крылья.
	Март-апрель 1990 г.