Менли Холл ОККУЛЬТНОЕ МАСОНСТВО Перед изучающим мистическое Масонство всегда встаёт одна проб- лема. Он знает её под многими именами. Она показывается ему во мно- гих символах, но кратко она может быть выражена как очищение и ос- вобождение духа и тела от ига кристаллизации и материальности. Дру- гими словами, он стремится высвободить свою жизнь, которая погребе- на под развалинами его павшего храма и восстановить её вновь на месте, которое принадлежит ей по праву, как камню его духовной арки. Когда мы изучаем древнее Масонство, мы имеем дело с одним из первых откровений того, что мы знаем, как учение Мудрости. Как и другие великие тайны, оно состоит из разрешения проблем существова- ния каждого дня. Нам может показаться, что мы имеем теперь мало пользы от изучения этих отвлечённых символов, но со временем каждый изучающий поймёт, что вещи, которые он сейчас отодвинул в сторону, как не имеющие цены Д это драгоценности, которые ему потребуются, когда на то придёт время. Как кентавр в зодиаке Д стрелец, человек вечно стремится поднять своё человеческое сознание над животным те- лом; и в масонской лестнице с тремя ступенями мы находим три вели- ких шага, которые необходимы для освобождения. Эти три шага Д три больших подразделения человеческого сознания. Мы можем кратко опре- делить их как материальность, интеллект и духовность... Они также представляют собой действие на низшей ступени, чувства на централь- ной и ум на высшей. Все человеческие существа поднимаются к Богу, взбираясь по этим трём ступеням, ведущим к освобождению. Когда мы объединим эти три проявления в гармоническое равнове- сие, то мы получим Пламенный Треугольник. Древние говорили, что Бог, как центральная точка в круге Д непостижим, но что он проявля- ет себя через своих трёх свидетелей: Отца, Сына и Святого Духа. То же самое истинно и относительно человека. Бог в каждом из нас может проявиться только через своих трёх свидетелей. Отец проявляется че- рез наши мысли, Сын через наши эмоции, и Святой Дух через наши пос- тупки. Когда мы уравновешиваем свои мысли, свои желания и свои пос- тупки, мы получаем равносторонний треугольник. Когда очищенные чувства человека излучаются через этих трёх свидетелей, тогда к треугольнику добавляется сияние пламени, в середине которого нахо- дится Бог Д Непознаваемое и Немыслимое Оно, Iод или пламенная буква еврейского алфавита; бездна, которую никто не может понять, но от которой всё происходит. Жизнь этого Неизвестного излучается через треугольник, который в высшей степени окружён сиянием пламени. Сия- ние есть душа, построенная из преображённой мысли, действия и жела- ния Д вечного треугольника Бога. Между масонскими символами находится улей Д называемый симво- лом промышленности, потому что он ясно показывает, как человек дол- жен был бы сотрудничать со своими ближними ради взаимного развития всех. Он тем не менее содержит и более глубокую весть; потому что всякая живая душа является пчелой, которая путешествует по жизни и собирает мёд мудрости из жизни окружающего и из своего опыта. Как пчела собирает мёд из сердца цветка, также точно должен бы каждый из нас извлекать духовный нектар из каждого события, каждой радос- ти, каждого огорчения, и вносить это в большие ульи опыта Д в ду- ховное тело человека. Говорится также, что духовные энергии челове- ка вечно берут жизненные силы, которые они трансмутируют и направ- ляют к ульям в мозгу, где хранится мёд или масло, необходимое для поддержания жизни. Говорят, что древние боги жили нектаром и что они не ели и не пили как другие люди. Совершенно верно, что мёд, извлечённый или добытый путём борьбы с ежедневными проблемами, является пищей выс- шего человека. Мы едим с хорошо накрытого стола, и было бы полезно для нас рассмотреть, также ли точно питается духовный человек и развивается благодаря тому, что мы претворили себя в наших соб- ственных жизнях. Один древний философ однажды сказал, что пчёлы извлекают мёд из тысячи цветов, тогда как паук из того же самого источника берёт яд. Перед нами теперь стоит проблема: что мы Д пчёлы или пауки? Претворяем ли мы опыты жизни в мёд или превращаем их в яд? Поднима- ют ли они нас (они должны были это делать) или же мы вечно натыка- емся на шипы? Опыт ожесточает многих людей, но мудрец собирает мёд и напол- няет им ульи своей собственной духовной природы. Для нас также хорошо рассмотреть пожатие львиной лапы, являю- щееся одним из наиболее древних в мире знаков Посвящения... В древ- ности неофита при прохождении его через мистерии египетских храмов, в конце их, хоронили в большом саркофаге для мёртвых, чтобы позже Учитель Д Посвящённый в голубой с золотом одежде воздвиг бы его к жизни. Когда кандидата таким образом поднимали, то великий Учитель имел на руке своей похожую на перчатку львиную лапу и тогда говори- лось о вновь понятном ученике, что он воздвигнут к жизни "пожатием львиной лапы". Еврейская буква Iод (которая находится в центре тре- угольника и иногда служит символом духа вследствие своего облика, напоминающего пламя) означает Д согласно Каббале Д протянутую руку. Мы считаем, что это символизирует Солнечный дух в человеке, о кото- ром говорится, что он восседает на престоле в знаке Льва, Льва Iу- деи. И подобно тому, как плоды полей и семена растут и развиваются благодаря солнечным лучам, также точно говорят, что кристаллизация человека разрушается при помощи света духовного солнца, которое воскрешает мёртвых своею силой и освобождает возможности жизни. Дух в человеке с его глазами, которые видят в темноте, всегда стремится поднять низшую сторону своей собственной природы, чтобы соединиться с самим собой. Когда таким образом низший человек поднялся от мате- риальности при помощи высших идеалов, которые развёртываются внутри его собственного существа, тогда говорится, что дух света и правды поднял кандидата для посвящения его при помощи "пожатия львиной ла- пы". Хорошо отметить символизм двух Iоаннов, которых мы находим в масонских ритуалах. Iоанн значит "овен", а овен является символом животных страстей и склонностей в человеке. В Iоанне Крестителе, облачённом в шкуры животных, эти страсти не преображены, тогда как в Iоанне Евангелисте они подвергались трансмутации до тех пор, пока проводники и силы, которые они представляли, не сделались любимыми учениками жизни Христа в человеке. Мы часто слышим выражение: "ехать верхом на козле" или "взби- раться на жирный шест". Это имеет символическое значение для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, потому что когда человек овладевает своей низшей животной природой, то он честно может сказать, что он "едет верхом на козле", а если он этого сделать не может, то не мо- жет войти в храм посвящения. Шест, намазанный салом, на который он должен влезть, несомненно относится к спинному мозгу; и только тог- да, когда сознательность человека поднимется вверх по этому столбу в мозг, может он принимать степени масонства. Вопрос об "Утерянном Слове" должен был бы рассматриваться, как самостоятельная проблема. Сам человек, т. е. чистый принцип может быть назван Утерянным Словом; но лучше сказать, что это нечто осо- бенное, нечто излучающееся из человека, что является паролём, кото- рый признаётся всеми членами ремесла. Когда человек как архитектор своего храма злоупотребляет жизненными силами, находящимися в нём и разрушает их, тогда строитель, после того как его убьют три низших тела, несёт с собой в могилу, куда его кладут Д Слово, которое яв- ляется доказательством его положения. Злоупотребление ментальной, физической или духовной силами имеет следствием убийство энергии; и если эта энергия потеряна, то человек вместе с нею теряет Священное Слово. Наши жизни, наши мыс- ли, желания и действия, являются живым тройным паролём, при помощи которого Мастер Строитель узнаёт себе подобного и когда ученик ищет быть допущенным во внутреннюю комнату, он должен представить во вратах Храма доказательства очищенного тела и уравновешенного ума. Это священное слово не может быть куплено никакой ценой, ни одна степень не может дать его. Но когда внутри нас мёртвый строитель вновь воскреснет к жизни, он сам произнесёт Слово, и на философском камне, построенном в нём, выгравировано имя Божества. Только когда строитель воскреснет, символ смертности может ус- тупить место символам бессмертия. Наши тела Д урны, содержащие пе- пел Хирама, наши жизни Д сломанные колонны, кристаллизация есть гроб и разложение Д открытая могила. Но надо всем этим находится вечнозелёная ветка, обещающая жизнь тем, которые поднимают змеиную силу и показывают, что под развалинами храма лежит тело строителя, которое воскресает в с е г д а, когда мы живём так, что даём вы- ражение божественной жизни внутри нас. Существует много чудесных масонских символов, которые дошли до нас из забытого прошлого, символов, чьё давно утерянное значение было погребено под покровом материализма. Истинный масон Д дитя света Д всё ещё тоскует вырваться на свободу и пустой трон Египта всё ещё ждёт Царя Солнца, который был убит. Весь мир всё ещё ждёт Бальдера Прекрасного, чтобы он опять вернулся к жизни; ждёт распя- того Христа, который отвалит камень и воскреснет из могилы материи, неся своё собственную могилу с собой. Когда человек так жил, что он может понять эту удивительную проблему, тогда великое Око или центр сознания становится способным смотреть через вычищенное стекло очищенного тела. Мистерии истинно- го Масонства, долгое время закрытые от профана, тогда могут быть поняты; и новый Мастер, надевая свои голубые с золотом одежды, сле- дует по стопам тех бессмертных, которые ступень за ступенью подни- маются по лестнице, которая ведёт вверх к семи Звёздам. Далеко в выси радуга Д источник жизни Д парит над водами забвения; и высыла- ет своё провозвестие вниз низшему человеку при помощи "каната". Когда эта точка достигнута, то двери в "G" навеки закрываются, по- тому что точка возвратилась к окружности: тройной Дух и тройное те- ло соединены вместе в вечной печати Соломона. Тогда краеугольный камень, отброшенный строителем, вновь станет главою угла, а человек Д давно недостающий краеугольный камень Всемирного Храма Д станет вновь на своё место. Ежедневные события обостряют наши чувства и развивают наши способности. Это и есть инструменты Ремесла Д моло- ток, долото и линейка, и с этими нами самими развитыми инструмента- ми мы медленно превращаем неотёсанный камень в законченный Куб для Всемирного Храма. Только тогда становимся мы посвящёнными Огня, по- тому что только тогда свет заменяет тьму. Когда мы путешествуем че- рез сводчатые камеры нашего собственного существа, мы тогда пости- гаем значение сводчатых камер Храма; и по мере того, как посвяти- тельный ритуал развёртывается перед нашими глазами, мы должны при- знать в нём повторение нашего собственного существования, развёрты- ванте нашего собственного сознания и историю нашей собственной жиз- ни. С этой мыслью в уме мы способны понять не только то, почему древние атланты поклонялись восходящему Солнцу, но также и то, по- чему современный Масон символизирует солнце как Хирама, высокорож- дённого, который, поднявшись на верхушку храма, ставит на него зо- лотой камень и всё в человеке воздвигает к жизни. Перевод с английского Л. Брезинской.