Ажажа В.Г.

         Неопознанные летающие объекты: новые подходы

     I. Уфология.
        Под этим термином сегодня понимается комплексное научное
направление, охватывающее проблематику, называемую "неопознанные 
летающие объекты". Трудности становления этой проблематики в на-
учном мире известны-это и отсутствие устойчивой научной парадиг-
мы, и рабочей гипотезы, и экспериментальная невоспроизводимость,
и вариабельность объекта исследования и многое другое.
       Как известно, любая наука должна развиваться на фундамен-
тальных основаниях. Сегодня кроме оставленных нам диалектическим
материализмом истин, составлявших пъедестал любой научной дисцип-
лины,  полезно  учитывать  и  некоторые концепции, способствующие
продвижению и в области уфологии.
       Первое. Это развитие представлений о материальности мира.
Уфологическая практика заставляет полагать, что материален не
только мир вещей, но разновидностями Материи являются также Энер-
гия, Информация, Разум и Время. Такой подход вынуждает по-новому
оценить сложившиеся приоритеты. Еще Ф.Энгельс полагал, что Разум,
затухая на одном небесном теле, неизбежно возрождается на другом.
В этом пастулате заложена не только идея перманентного существо-
вания и распространения Разума в Космосе, но и мысль о том, что
Разум(сознание) всегда присутствовал во Вселенной наряду с Мате-
рией и неизвестно, что из них первично, а что вторично.
       Даже мы с вами, доморощенные философы несравнимо более 
низкого ранга, воспитанные на ленинской теории отражения, понима-
ем сегодня, что искра разума может привести в движение массив ма-
терии, а искусственно сконструированная в голове идея, не диктуе-
мая бытием, природой, может изуродовать это самое бытие.
       Второе. Это концепция о многомерности мира и недоступности
для нас предела его мерности. Об этом убедительно говорят в своих
работах ветеран Советской уфологии москвич Ю.А.Фомин и особенно
кроснодарец Е.В.Порфирьев. Мир представляется как качественно-ко-
личественная бесконечность бесконечностей материальноразумной ре-
альности. Это интегрально распространяется как на Иерархию форм
разума во Вселенной, где нам, трехмерным, по-видимому, в силу ог-
раниченных возможностей восприятия отведен один из нижних уровней,
так и на неисчерпаемость энергоиниформационных "разумных", а, мо-
жет быть, и каких-то иных связей. Кстати, такой подход дает воз-
можность допустить существование Сверхматериально разумного.
       Отсюда вытекает, что Вселенная представляет собой единое 
взаимосвязанное целое, где возможны быстрые переходы из одного 
плана в другой с использованием высших измерений, а также сущест-
вование параллельных и взаимопроникающих миров.
       Третье-это постижение сути Времени и обращение к исследова-
ниям А.Козырева и А.Вейника. Вырисовывается, что время-это физичес-
кий фактор, обладающий свойствами, которые позволяют ему активно
участвовать во всех природных процессах, обеспечивая причинно-след-
ственную связь явлений. Время не распространяется во Вселенной, как
свет, а присутствует в ней постоянно, а это означает, что его взаи-
модействие с процессами и объектами происходит мгновенно. Говоря
проще, используя свойство времени, можно получать информацию из лю-
бой точки Вселенной или передавать ее в любую точку. Козырев А. ут-
верждает, что звезды живут, излучают тепло и свет не за счет своих
запасов, а за счет прихода энергии извне. Энергия эта-время.
       И, наконец, четвертое. Это идея о существовании внеклеточ-
ных информационных структур, которая вытекает из нашего первого 
постулата об информации, как одной из форм существования материи.
       Ю.А.Фомин, в частности, показал, что кроме биологической 
структуры человек(особь) обладает и так называемой информационно-
распорядительной структурой(ИРС), существование которой угадыва-
лось под условным наименованием "душа". ИРС содержит огромный объ-
ем информации; накапливает информацию при жизни особи и сохраняет
ее после смерти; выполняет распорядительные функции, необходимые
для формирования и функционирования живого организма; получает 
информацию о состоянии организма, его деятельности и взаимодейст-
вии с окружающей средой; обладает способностью обмениваться ин-
формацией с другими биологическими структурами и их информацион-
ными комплексами, как при жизни, так и после смерти; выполняет
все связи вне зависимости от расстояний.
       Биологическая структура(БС) не может функционировать без
ИРС. При нарушении связи между ИРС и БС последняя погибает и рас-
падается(смерть), а ИРС продолжает существовать, сохраняя весь
комплекс информации и программ и, подчеркиваю, самосознание. По-
этому смерть следует рассматривать не как прекращение существо-
вания субъекта, а как переход его в новое качественное состояние.
       На этой основе объясняется телепатия-передача информации
на расстояние без применения технических средств. Она рассматрива-
ется как контакт ИРС на высшем уровне, что исключает зависимость
от возможного экранирования и расстояний. Разновидностями теле-
патии являются экстрасенсорные диагностика и лечение, телевизи-
онные сеансы экстрасенсорного лечения, а также спиритизм. Под 
этим понятием предполагается общение одного человека или группы 
людей с каким-то духом или духами с помощью блюдца, планшентки,
маятника, рамки или без них.
       Таковы некоторые концепции, учет которых, на наш взгляд,
способствовал бы развитию уфологии. Нет сомнения, что элементы
приведенных идей или близкие к ним рассуждения высказывались в
разные времена различными авторами с использованием другой тер-
минологии и понятийного аппарата. Упомянуть всех всех в корот-
ком докладе невозможно. Во всяком случае изложенное можно рас-
сматривать как попытку формирования нового естественно-научно-
го подхода к уфологии.
       Ну а что же сама уфология ?-Несмотря на сотни тысяч заре-
гистрированных случаев появления НЛО, сегодня мы не можем конс-
татировать, что сбор и обобщение фактов привели к переходу ко-
личества в качество. И сегодня наши знания о генезисе НЛО, мо-
тивации их действий практически не пополнились. Почему ? Можно,
конечно, уповать на отказ официальной науки серьезно заниматься
этим явлением или говорить о засекречивании информации, чтобы
она не волновала широкую общественность. Но здесь, видимо, надо
искать более глубокие причины.
       Одна из них, по терминологии Ж.Валле-это многоликость 
объекта(его вариабельность, полиморфизм). Описание НЛО показы-
вают, что мы имеем дело с широким спектром явлений, по-видимому,
самого различного происхождения. Отсюда-представляющиеся беспо-
лезными попытки классификации НЛО без понимания существа этих
явлений. Внешнее сходство здесь не может выступать критерием.
       Во-вторых, если допустить, что какая-то часть НЛО есть
проявление деятельности инопланетных цивилизаций, то мы неиз-
бежно столкнемся с качественно новыми категориями, требующими
нового миропонимания. Не познав их мы вряд ли разберемся в при-
роде непонятного явления.
       К сожалению, многие работы на уфологическую тему не выво-
дят нас за рамки вчерашних, скажем так, знаний и представлений.
Это касается не только технических, но и других аспектов пробле-
мы НЛО.
       Расхожая концепция обычно сводится к следующему. Некая 
инопланетная цивилизация(цивилизации) достигнув превосходящего
наш уровень развития, посылает на Землю обитаемый космический 
корабль(корабли) или зонды для автоматического сбора информации.
Прямые контакты с нами заказаны до момента нашего "повзросле-
ния". Отдельным землянам все же "выпадает счастье" вступить в 
личный контакт с пришельцами(контакт третьего рода) или спири-
тическим путем. Совершенные корабли пришельцев все же имеют мно-
го общего с земной техникой, нуждаются в профилактике и ремонте
и даже подвержены авариям.
       Такая концепция представляется логичной и понятной. Она 
не противоречит нашему миропониманию и, главное, объясняет яв-
ление НЛО. Как говорит в работе "Анатомия чудес" Ю.А.Фомин:"От-
рицать возможность такой концепции пока нет оснований, но и для
ее утверждения явно недостает фактов. Она строится на спекуля-
тивных предположениях, не подтверждающихся объективными данны-
ми. Мир, в котором мы живем, значительно сложнее, чем мы пред-
полагаем, и происходящее в нем далеко не всегда соответствует
нашим логическим представлениям".
       В то же время, гипотеза о многомерности пространства и 
времени, предполагающая возможность существования параллельных
миров, реальность осуществления связи с ними, снимает вопрос о
расстояниях и времени перемещения на дальние расстояния и в 
корне изменяет все наше миропонимание. Признание существования
ИРС живых организмов и возможности осуществления контактов меж-
ду особями для получения и обмена информацией также существенно
изменяет представление о возможных формах и целях контактов.
       И, наконец, еще раз возникает вопрос о правомерности ис-
пользования понятий "инопланетная цивилизация","инопланетянин".
       При относительности расстояний и реальности существова-
ния параллельных миров, взаимопроникающих и пронизывающих миров
такие понятия теряют свой первоначальный смысл и превращается в
абсурд.
       Можно также полагать, что часть случаев, которые мы отно-
сим к НЛО, являются неизвестными нам формами проявления ИРС. По-
ка об этих образованиях мы знаем недостаточно.
       Завершая эту часть сообщения, хочу обратить внимание еще 
на два обстоятельства.
       Формируя уфологическую парадигму, некоторые иссследовате-
ли теряют самое уфологию как научную дисциплину в потоке обще-
философских, экологических и социальных проблем. Известны попыт-
ки представить уфологию в качестве универсальной панацеи для че-
ловечества. Это неверно. Не умаляя значения уфологии как науки
не нужно забывать, что главное в ней-комплексное раскрытие всех
сущностей феномена НЛО и его влияния на человеческую деятель-
ность.
       Наблюдается смешение научных подходов с религиозными. В
данном случае одна загадка(НЛО) заменяется другой(богом). Мож-
но использовать исторические церковные документы, но предавать
науку во имя слепой веры недопустимо.
       И небольшая ремарка о соотношении уфологии и эниологии-
науки об энергоинформационном обмене. На наш взгляд здесь все
очень просто: уфология должна использовать методы и достижения
эниологии наряду с методами и достижениями других наук(физики,
философии, биологии и т.д.).
       В последнее время в уфологию мощным клином стал вторгать-
ся спиритизм-мысленное, т.е. телепатическое общение с неизвест-
ным корреспондентом или контрагентом. Зачастую люди, то есть
спириты, безгранично доверяют получаемой информации, теряют спо-
собность к самостоятельности и, выполняя советы контрагентов,
поневоле превращаются в биороботов. Были случаи, когда такое по-
ведение приводило к трагедиям, вплоть до гибели спирита. Иногда
сеанс дополнялся зрительными образами и даже полтергейстом.
       Полученная информация иногда носит наукообразный характер
и может трактоваться по-разному, содержит множество намеков и 
недомолвок, исключающих возможность проверки. Там, где проверка
все-таки удавалась, выяснилось, что у разных спиритов, контакти-
ровавших с одним и тем же источником, сообщенные им концепции,
как правило, противоречили друг другу. В большинстве случаев пос-
тупает либо известная людям информация, либо непроверяемая, либо
дезинформация. Только 5-10 % телепатической информации подтверж-
дается. Поэтому такой способ не может рассматриваться как источ-
ник информации.
       Можно предположить, что контрагентами выступают ИРС умер-
ших людей, активизирующиеся за счет энергии, заимствованной у лю-
дей, участвующих в сеансе связи.
       Любопытно, что в XIX веке в России контрагентами в спири-
тических сеансах выступали души умерших или кто-либо из семейства
Дьявола. Инопланетяне и космический разум не фигурировали. Все 
это возникло с началом космической эры и наиболее ярко отразилось
в книгах Г.Адамского, установившего, по его утверждению, постоян-
ные контакты с инопланетянами.
       Спиритические контакты продолжаются и в наше время. Напри-
мер, бюллетень "М-ский треугольник" специализируется, в основном,
на публикации спиритической информации. Как указывает Ю.А.Фомин
информация "М-ского треугольника" противоречит материалам другой
спиритической группы, изложенная в брошюре М.Ельцина и Н.Лебедева
"Смерть пилотов НЛО".
       Иногда у спиритов, попавших в полную зависимость от конт-
рагентов, и находящихся в постоянном контакте, создается уверен-
ность, что они являются посланцами другого мира или инопланетяна-
ми, а их тело - это временная оболочка, позволяющая общаться с 
землянами.Наверное к этому разряду можно отнести и Мзию Левашову,
и безусловно, итальянца Еуженио Сирагуза, которого уфоманы Аппе-
нинского полуострова канонизировали еще при жизни.
       И еще к тому же. По статистике "Союзуфоцентра" выявляется
интересная тенденция: способность к спиритизму у многих переходит
по наследству.
       Следует ли включать в уфологию спиритизм? Только, как го-
ворят бюрократы, в части касающейся с учетом выше изложенного.                               
       Для продвижения вперед в уфологии не хватает традиционных
знаний и методов, поэтому обращение к нетрадиционным способам по-
знания можно рассматривать как необходимость. Но здесь возникает 
проблема доказательности, на которой зиждется наука.
       Многоликость проявлений НЛО велика. В первую очередь нас
должно интересовать воздействие их на людей, выявление факторов,
провоцирующих его отрицательные эффекты. Надо принять во внимание
результаты Ж.Вале по радиационному воздействию НЛО на туземцев в
Южной Америке, оставление узоров на коже (случаи в Средней Азии
и Прибалтике), поражение зрения, многочисленные случаи вивисекции
и, наконец,попытки похищения и сами похищения людей без возврата.
       А вот новые данные другого плана. В Японии мне передали 
видеофильм, о наблюдении НЛО на Луне, снятый через восьмисоткрат-
ный телескоп. Объекты размерами до 20 км летели над Луной со ско-
ростью около 200 км/сек.

       II. Медико-психологическое обследование контактантов

       Медико-психологическое обследование контактантов- это ре-
зультат работы сотрудников медико-психологического отдела "Союз-
уфоцентра" во главе с доктором мед. наук Р.В.Рожанцом, включающе-
го врачей-психотерапевтов и психиатров, а так же медицинских пси-
хологов, в задачу которых входила охрана психического здоровья
контактантов и их медико-психологическая реабилитация. То есть,
 мы хотели бы обратить Ваше внимание на личность самих контактан-
тов, на их личностные особенности, их психологический статус и 
и состояние их психического здоровья. Тем более, что в доступной 
нам литературе, во всяком случае в нашей стране, мы не встретили 
аналогичных работ по данной проблеме.
       Вся популяция контактантов может быть типологически разде-
лена на 3 группы: здоровые неакцентрированные личности, здоровые
акцентированные личности и "проблемные". Это континуум, из одной
группы люди могут мигрировать в другую в зависимости от микросо-
циальных условий, влияния среды, но внутри каждой группы сущест-
вует классификация, на которой за неимением времени останавлива-
ться не будем.
       Хотелось бы обратить внимание, что группа "проблемные"
вовсе не означает, что все они душевнобольные. Эта группа включа-
ет в себя и пограничные нервно-психические расстройства /психопа-
тий, неврозы/, относящиеся не к "большой" психиатрии /психозов/,
а к так называемой "малой психиатрии".
       Было проведено клиническое и экспериментально-психологи-
ческое исследование 106 контактантов, обратившихся в "Союзуфо-
центр", из них 56 человек были обследованы только клинически, а
50 человек - комплексно, клинически и с применением батареи, ком-
плекса объективных психологических методик. Следует сказать, что
обследование в секторе контактантов - это довольно трудоемкий 
процесс. Клиническое обследование проводили независимо друг от
друга, как правило, два врача-психотерапевта /как независимые
эксперты, случаев несовпадения диагностики не было/. Время обсле-
дования /комплексного/ каждого контактера в среднем 3-4 часа. Был
использован следующий набор тестовых психологических методик /что
такое объективность?/:
1. Методика многостороннего исследования личности - русский моди-
фицированный и нестандартизованный вариант американского теста 
ММPI, предназначенный для исследования как нормальной, так и па-
тологической личности, а так же актуального психического состоя-
ния - этот психодиагностический тест количественно оценивает пси-
хическое состояние, но не диагносцирует болезни.
2. Методика "16 личностных факторов" - модификация теста "16 PI"
- Р.Кэттэлла для выявления ведущих личностных характеристик, де-
терминирующих поведение.
3. Методика "Прогрессивные матрицы" Равена для оценки интеллекту-
альных функций, количественного определения способности человека 
к обучаемости, анализу, синтезу, абстрагированию.
       Предварительная клиническая характеристика обследованных:
Здоровые-неакцентированные личности - не выявленно
Здоровые акцентированные личности - 4 человека
"Проблемные" - 102 человека, из них:
       шизофрения - 47 человек
из них парафренный этап параноидной шизофрении 16, периодические
формы - 9, дефектное состояние с выраженными дефицитарными расст-
ройствами - 10, дифференциально-диагностическими сомнениями о фо-
рме хронического душевного состояния - 10 человек;
       психопатии - 40 человек, из них
параноидные формы - 24, истерические - 12, гипертимные - 6 чело-
век;
       интеллектуальная недостаточность - 5 человек /"индуцирова-
ный бред"/;
       органические поражения ЦНС - 80 человек /церебральный ате-
росклероз, последствия травмы головы с потерей сознания и т.п./;
       циклотимия - /маниакальная фаза/ - 2 человека.
       В этих случаях больным была предложена альтернативная по-
мощь /особенно, если речь шла о защите от отрицательного влияния
космических сил/: терапия психотропными препаратами и их сочета-
ниями. Более половины обследованных проявили готовность продол-
жать контакты с врачом и принимать лекарства /иногородние!/. То
есть, эта часть контактантов и работа с ними может рассматрива-
ться как альтернативный вариант, уфологический вариант психонев-
рологического диспансера. Сама по себе гуманная цель, это позво-
ляет больным не обращаться к официальным психиатрам с вытекающими
отсюда для них возможными последствиями.
       Психологические особенности контактантов усредненный про-
филь личности контактантов, полученный с помощью психологических 
тестовых методик, характеризуется: склонностью контактантов к фо-
рмированию своеобразных, необычных концепций, суждений, умозаклю-
чений, носящих сверхценный характер и мало поддающихся коррекции,
в сочетании с нарушением социальной адаптации, импульсивностью,
взрывчатостью. Замкнутость, избирательная общительность этих лю-
дей причудливо и парадоксально сочетаются с демонстративностью,
артистизмом, богатством воображения и широкими контактами, нося-
щими формальный характер и лишенных адекватной эмоциональной ок-
раски и глубины. Высокая способность к абстрагированию сочетается
у этих лиц с эмоциональной выразительностью, пессимистической 
оценкой перспективы. Богатое творческое воображение,субъективизм,
стремление следовать за своими мыслями, куда бы они их ни заводи-
ли. В целом для группы контактантов высокий социальный и волевой
контроль поведения, дисциплина эмоций и общего поведения, прояв-
ление заботы о своей социальной репутации и реноме.
       Анализируя полученные результаты, хотелось бы предостеречь
от всевозможной дискредитации уфологических исследований группой
больных людей,на которых нередко ссылаются наши средства массовой
информации, некритично используя их, в том числе и бредовые выс-
казывания. Это серьезные вопросы этики. Представляется продолжить
научно-исследовательскую работу по медико-психологическим аспек-
там уфологии, особенно, в отношении лиц, где речь не идет о кли-
нических случаях душевных заболеваний, /особенно же далеко зашед-
ших/, сосредоточив научное исследование на здоровых или лицах с
пограничными функциональными расстройствами. Представляется, что
полученные результаты нецелесообразно, особенно в их клинической 
части, публиковать в научно-популярных изданиях.