Теория решения изобретательских задач ----------------------------------------------------------------- СПРАВКА "ТРИЗ-88" СОДЕРЖАНИЕ 1. НАУКА ИЗОБРЕТАТЬ ................................ 1.1. Метод проб и ошибок - катастрофически плохая технология творчества ................ 1.2. Методы активизации перебора вариантов - путь в тупик .............................. 1.3. Что такое ТРИЗ? ............................. 2. ТРИЗ УСПЕШНО РАБОТАЕТ .......................... 2.1. Эффективность ............................... 2.2. Информация к размышлению (I) ................ 2.3. ТРИЗ и ФСА .................................. 3. КУЛЬТУРА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ .................. 3.1. ТРИЗ и ТРТЛ ................................. 3.2. ТРИЗ - рабочий инструмент диалектики ........ 4. ПРИЗНАНИЕ ТРИЗ .................................. 4.1. ТРИЗ глазами ученых ......................... 4.2. Международное признание ТРИЗ ................ 4.3. Информация к размышлению (II) ............... 4.4. Информация к размышлению (III) .............. 5. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ТРИЗ .......................... 5.1. Как обучать ТРИЗ? ........................... 5.2. Где получить консультацию? .................. 5.3. Литература .................................. 5.4. Фонд материалов по ТРИЗ ..................... 6. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: Учить всех? Да! .............. 1. НАУКА ИЗОБРЕТАТЬ 1.1. МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - КАТАСТРОФИЧЕСКИ ПЛОХАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА Изобретательство - древнейшее занятие человека. С изобрете- нием первых орудий труда и начинается история человека. За многие тысячи лет, прошедшие с тех пор, все изменилось, неизменной оста- лась только технология создания новых изобретений - МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК: "А что, если сделать так? Ах, не получается? Ну, тог- да можно попробовать сделать вот так..." ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТ- ВА ПРЕДЕЛЬНО НЕЭФФЕКТИВНА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НТР. В СССР ежегодно выполняется около 150 000 научно-исследова- тельских разработок. Приблизительно две трети их прерываются на стадии эксперимента или испытания нового образца. Огромные средс- тва оказываются затраченными впустую. Из 50 000 разработок, что доходят до стадии внедрения, лишь тысяча находит более или менее широкое внедрение ("Социалистическая индустрия" от 26.06.82г.). Таким образом, из 150 000 разработок жизненными оказываются толь- - 2 - ко 1 000, т.е. менее 7% ! Представьте себе аэропорт, в котором из 150 ежедневно взле- тающих самолетов поднимается только один, а остальные разбиваются при разбеге и взлете. Или же представьте строительную организа- цию, у которой из 150 домов обваливаются в процессе постройки 100, а в 49-ти домах пригодны только отдельные квартиры, и лишь один (!) дом может быть полностью заселен. Таков по эффективности метод проб и ошибок - самая расточительная из всех технологий. Применение этого метода в современном промышленном обществе неиз- бежно приводит к разорению общества, к упадку темпов его прогрес- са, к застою экономики и производства. М.С.Горбачев в докладе на пленуме ЦК КПСС 25 июня 1987г. сказал: "Нельзя успешно двигаться вперед методом проб и ошибок, это дорого обходится обществу. Искусство политического руководства требует умения выявлять и эффективно разрешать противоречия..." Конечно, речь в докладе идет о политике, но политика базиру- ется на экономике, а экономика - на творческом решении задач. К методу проб и ошибок привыкли, слова "творчество" и "пере- бор вариантов" стали синонимами. Упорство в переборе вариантов рассматривают как доблесть. Вот строки из обычного очерка об изобретателях: "Шли к решению проблемы почти на ощупь, перебрали множество теорий, в конце каждой из которых стояло: нуждается в практической проверке. Поставили тысячи экспериментов только для того, чтобы убедиться: пошли не туда. Испытали десятки конструк- ций приборов, перепаяли сотни метров проволоки и извели не подда- ющееся учету количество кинопленки" (Е.Марголин. Как падают ябло- ки. Изд. "Лиесма", Рига, 1976, с.8). За нерешенные вовремя изобретательские задачи расплачиваться приходится не только недополученными прибылями, но и жизнями лю- дей. ПОТЕРИ ВРЕМЕНИ, СИЛ И ЖИЗНЕЙ ИЗ-ЗА НЕСОВЕРШЕНСТВА МЕТОДА ПРОБ И ОШИБОК СТРАШНЕЕ ПОТЕРЬ ОТ ЧУМЫ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ И НАВОДНЕ- НИЙ. 1.2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПЕРЕБОРА ВАРИАНТОВ - ПУТЬ В ТУПИК Иногда пытаются модернизировать метод проб и ошибок или ин- тенсивнее его использовать. Такова, например, японская практика. Ее сущность: в с е служащие в с е в р е м я должны перебирать всевозможные варианты решений. На прогулке, дома, во время еды - всегда! Тосабуро Наката приучил себя перебирать варианты в туале- те (чтобы не пропадало время) и через два года изобрел шариковую ручку, став национальным героем... Главный недостаток метода проб и ошибок - это, во-первых, медленное генерирование новых идей, а во-вторых, отсутствие защи- ты от психологической инерции (т.е. выдвижение идей тривиальных, обыденных, неоригинальных). С 20-х годов нашего столетия в разных странах стали появляться методы активизации перебора вариантов. Один из наиболее распространенных методов такого рода - мозговой штурм. Решение задачи проходит в два этапа. На первом этапе (ге- нерирование идей) запрещена всякая критика, поощряются "дикие", явно неосуществимые, даже фантастические предложения (чтобы по возможности устранить психологическую инерцию). На втором этапе эксперты критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи. Другой метод - морфологический анализ. Суть его состоит в построении таблиц, которые должны охватить все мыслимые варианты. Например, требуется предложить новую упаковку для изделий. Если - 3 - на одной оси записать, скажем, двадцать видов материала (металл, дерево, картон и т. д.), а на другой - двадцать видов формы (сплошная жесткая упаковка, сплошная гибкая упаковка, рейчатая упаковка, сетчатая и т. д.), получится таблица, включающая 400 сочетаний, каждое из которых соответствует одному варианту. Можно ввести и другие оси, неограниченно наращивая число полученных ва- риантов. А затем в безграничном море этих вариантов - в основном, "пустых" - надо найти несколько разумных идей. Есть и другие методы активизации перебора вариантов, напри- мер, синектика, метод фокальных об'ектов, метод контрольных воп- росов и пр. Все эти методы обладают общими, принципиально непрео- долимыми, недостатками: а) нет механизма для составления списка в с е х возможных вариантов (а значит, нет гарантии выхода на самые выгод- ные, экономичные решения), б) нет о б ' е к т и в н ы х критериев отбора лучших ва- риантов: предложения оцениваются специалистами, и выбира- ют они, естественно, то, что подсказывает им здравый смысл (т.е. психологическая инерция): генерирование нет- ривиальных идей сводится на нет тривиальным отбором. Причина неэффективности подобных методов в том, что они не меняют сути старой технологии перебора вариантов, сам этот пере- бор. Нужен принципиально новый инструмент творчества, а не "кос- метический" ремонт старого. Методы активизации хороши при решении простых задач и не- эффективны для задач сложных, - а таких задач в современной изоб- ретательской практике большинство. Именно от решения сложных за- дач зависят темпы прогресса. Со времени своего появления эти методы активизации не прете- рпели существенных изменений, это означает, что выбран неверный путь, ведущий в тупик. Нужна иная - более эффективная - техноло- гия решения изобретательских задач. 1.3. ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? В 1946 году в СССР началась работа над созданием научной технологии творчества. Новая технология получила название ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Первая публикация по ТРИЗ относится к 1956 году (7). Дальнейшее развитие отражено в книгах (8-12, 14-16) и в материалах, регулярно публиковавшихся журналом "Техника и наука" В 1979-1983 г.г. (13). Отечественная теория решения изобретательских задач принци- пиально отличается от метода проб и ошибок и всех его модифика- ций, основная идея ТРИЗ: технические системы возникают и развива- ются не "как попало", а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества "пустых" проб - решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производ- ство новых технических идей в точную науку. Решение изобретатель- ских задач - вместо поисков вслепую - строится на системе логиче- ских операций. Теоретической основой ТРИЗ являются законы развития техничес- ких систем. Прежде всего это законы материалистической диалекти- ки. Используются также некоторые аналоги биологических законов, ряд законов выявлен изучением исторических тенденций развития те- хники, широко применяются общие законы развития систем. Законы проверены, уточнены, детализированы, а иногда и выяв- лены путем анализа больших массивов патентной информации по - 4 - сильным решениям (десятки и сотни тысяч отобранных патентов и авторских свидетельств). Весь инструментарий ТРИЗ, включая фонды физических, химических, геометрических эффектов, также выявлялся и развивался на основе изучения больших массивов патентной инфор- мации, вообще, каждое нововведение в ТРИЗ проходит тщательную проверку и корректировку на патентных и историко-технических ма- териалах. В этом смысле ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей: отбира- ются и исследуются сильные решения, критически изучаются решения слабые и ошибочные. Главный закон развития технических систем - стремление к увеличению степени идеальности: идеальная техническая система ко- гда системы нет, а ее функция выполняется. Пытаясь обычными (уже известными) путями повысить идеальность технической системы, мы улучшаем один показатель (например, уменьшаем вес транспортного средства) за счет ухудшения других показателей (например, снижа- ется прочность). Конструктор ищет компромиссное решение оптималь- ное в каждом конкретном случае. Изобретатель должен сломать ком- промисс: улучшить один показатель, не ухудшая других. Поэтому в наиболее распространенном случае процесс решения изобретательских задач можно рассматривать как выявление, анализ и разрешение тех- нического противоречия . Основным рабочим механизмом совершенствования ТС и синтеза новых ТС в ТРИЗ служат алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система изобретательских стандартов . Решение задач по АРИЗ идет без множества "пустых" проб, пла- номерно, шаг за шагом по четким правилам корректируют первона- чальную формулировку задачи, строят модель задачи , определяют имеющиеся вещественно-полевые ресурсы (ВПР), составляют идеальный конечный результат (ИКР), выявляют и анализируют физические про- тиворечия , прилагают к задаче операторы необычных, смелых, дер- зких преобразований, специальными приемами гасят психологическую инерцию и форсируют воображение. Сходные противоречия разрешают однотипными приемами, наибо- лее сильные приемы - комплексные (сочетания нескольких приемов, часто - сочетания приемов с физ- хим- геомэффектами). Самые сильные комплексные приемы образуют систему стандартов - аппарат ТРИЗ для решения типовых изобретательских задач. Следует подчерк- нуть, что стандартные задачи стандартны только с позиций ТРИЗ; изобретатель, незнакомый с ТРИЗ, воспринимает такие задачи как нетипичные, сложные. Стандарты могут быть использованы для реше- ния задач, сложных даже с позиций ТРИЗ; такие задачи решаются со- четанием нескольких стандартов. Важное значение имеет в ТРИЗ упорядоченный и постоянно по- полняемый информационный фонд: указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устра- нения технических и физических противоречий. Этот фонд - операци- онная основа всех инструментов ТРИЗ. Особый раздел ТРИЗ - курс развития творческого воображения (РТВ). В этом курсе, в основном, на нетехнических примерах отра- батывается умение применять операторы ТРИЗ. Курс РТВ расшатывает привычные представления об об'ектах, ломает жесткие стереотипы. Знание законов развития ТС позволяет решать не только имею- щиеся изобретательские задачи, но и прогнозировать появление но- вых задач. Результаты такого прогнозирования значительно точнее, чем полученные с помощью суб'ективных методов, например, эксперт- ными оценками. ТРИЗ стремится к планомерной эволюции ТС. Таким образом, современная ТРИЗ превращается в ТРТС - теорию развития технических систем . - 5 - ТРИЗ возникла в технике, потому что здесь был мощный па- тентный фонд, послуживший фундаментом теории. Но помимо техничес- ких существуют и другие системы: научные, художественные, соци- альные и т. д. Развитие всех систем подчинено сходным закономер- ностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использо- ваны при построении теорий решения нетехнических творческих за- дач. Такая работа ведется (23). В частности, с помощью механиз- мов, используемых в ТРИЗ, была открыта ветроэнергетика растений (24) и об'яснены парадоксы, связанные с эффектом Рассела (25). Аппарат теории решения изобретательских задач постоянно про- веряется, корректируется и совершенствуется в ходе практического применения. Ежегодно в сотнях школ и курсов ТРИЗ слушатели решают множество учебных и не учебных (новых производственных) задач. Анализ письменных работ позволяет об'ективно определять причины ошибок: совершены ли они по вине преподавателя, по вине слушателя или имеет место сбой того или иного инструмента ТРИЗ. Накопленная информация тщательно изучается, это позволяет быстро развивать методику обучения ТРИЗ и саму теорию. 2. ТРИЗ УСПЕШНО РАБОТАЕТ 2.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ До 70-х годов обучение ТРИЗ велось преимущественно на экспе- риментальных семинарах, с 1970 года обучение сосредоточивается в постоянно действующих учебных центрах: народных университетах на- учно-технического творчества (Ленинград, Днепропетровск, Петроза- водск), общественных институтах и школах изобретательского твор- чества (Кишинев, Минск, Новосибирск, Ангарск, Владивосток), учебу организуют также центры НТТМ, различные министерства, ведомства, предприятия. Занятия ведутся в институтах патентоведения, в ряде отраслевых институтов повышения квалификации (ИПК). В 1980 году в ИПК Минэлектротехпрома впервые начата подготовка специалистов по ТРИЗ для постоянной работы в подразделениях функционально-стои- мостного анализа (ФСА). Об эффективности обучения ТРИЗ можно судить на примере Днеп- ропетровского народного университета научно-технического творчес- тва: с 1972 года по 1982 год университет сделал 9 выпусков, слу- шатели получили - к 1982 году - 350 авторских свидетельств на изобретения, экономия от внедрения новых технических решений сос- тавляет десятки миллионов рублей (см. В.Некрылов, В.Каленик. 9 выпусков, 500 слушателей. - Журнал "Техника и наука", 1982, N 1, с. 24. Еще пример: "За период обучения (два года) 30 выпускников, используя при решении своих практических задач полученные в школе знания, подали 103 заявки на предполагаемые изобретения, получили 65 положительных решений и 38 авторских свидетельств. По предва- рительным данным, некоторые из внедренных изобретений и 99 рацп- редложений дали экономический эффект почти в полмиллиона рублей, но самое главное достижение - формирование специалиста с активной творческой позицией, понимающего шире и глубже стоящие перед ним задачи, такого специалиста, который сейчас остро необходим для выполнения планов, намеченных в постановлении "О мерах по ускоре- нию научно-технического прогресса в народном хозяйстве" (Калужс- кая газета "Знамя" за 26.10.83 - О школе ТРИЗ в научном городке Обнинске). Из статьи "Изобретайте, вы талантливы" В.Митрофанова, С.Лит- вина, А.Сушанского в газете "Вечерний Ленинград" за 11.10.80: - 6 - "Вот несколько конкретных примеров. Ведущий конструктор ВПТИЭНЕР- ГОМАШ Ю.Г.Ермаков до обучения ТРИЗ подал около 40 заявок и полу- чил только 5 авторских свидетельств, после обучения он подал в течение двух лет 42 заявки и получил 24 свидетельства на изобре- тения; заместитель заведующего кафедрой высшего инженерного морс- кого училища им. Адмирала С.О.Макарова А.В.Смыков до знакомства с методикой технического творчества подал 2 заявки и получил 2 по- ложительных ответа, после окончания нашего университета подал 11 заявок и получил 11 авторских свидетельств, два из которых патен- туются за рубежом и еще два внедрены с большим экономическим эф- фектом". Из письма одесского преподавателя ТРИЗ, к.т.н. С.Д.Тетельба- ума (май 1982 г.): "В течение 9 выпусков ОИП подготовлено по ТРИЗ 190 человек, из них процесс обучения завершили подачей реальных заявок на изобретения по задачам, решенным с помощью ТРИЗ, более 170 человек". Из письма В.М.Жабина, руководителя школы научно-технического творчества на Красногорском оптико-механическом заводе (январь, 1986 г.): "Информация по эффективности ТРИЗ: - изобретения Эфроимсона В.Г. внедрены в киноаппарате "Кварц -8Х", поступившего в розничную продажу в 1985 г.: А.с. 475591 - экономический эффект - 63.000 р. А.с. 476536 - экономический эффект - 45.000 р. А.с. 890351 - экономический эффект - 67.500 р . Всего: 175.500 р. - изобретения Полиновского В.А, которые он сделал с соавто- рами, внедрены: А.с. 733302 - экономический эффект - 71.000 р. А.с. 733303 - экономический эффект - 54.000 р. А.с. 733320 - экономический эффект - 11.000 р. А.с.1013892 - экономический эффект - 50.000 р . Всего: 182.250 р. - внедрено изобретение Мейтина В.А.: А.с. 693110 - экономический эффект - 70.000 р. Всего по школе: 431.750 р." Из справки Сибирского филиала "Оргстройпроект" (Ангарск, 20.01.83 г.): "О влиянии учебного семинара по ТРИЗ на творческую активность сотрудников. Сотрудниками предприятия в течение 1982 года оформлено 80 заявок на предполагаемые изобретения, динамика следующая: с января по октябрь - в среднем 5 заявок в месяц. Пос- ле проведения учебного семинара по ТРИЗ (с 4 по 22 октября, пре- подаватель т. Г.С. Альтшуллер), количество подаваемых заявок со- ставило 15 штук в месяц, количество изобретений увеличилось в 1,9 раза". Из статьи "ТРИЗ и фантастика" В.К.Гребнева, токаря-инструк- тора об'единения "Турбомоторный завод", председателя заводского совета новаторов, заместителя председателя областного совета но- ваторов (в сборнике "Истоки новаторства: очерки о психологии по- иска", выпуск второй, Свердловск, Сред.-Урал. книжн. изд, 1986 г.): "Признаюсь... решение рационализаторских задач в последние годы отнимает у меня куда меньше времени, чем прежде, во-первых, потому что ТРИЗ, которую я раньше не знал, дает достаточно надеж- ные способы решения технических задач, и что особенно важно, спо- собы индивидуальные, в отличие от коллективных приемов мозгового штурма, синектики и других, во-вторых, в памяти накапливается не- малое число хорошо отработанных комбинаций, которые позволяют быстро решать новые задачи уже старыми для меня способами". Из письма изобретателя В.Е.Лукьяненко (Москва) в редакцию - 7 - журнала "Техника и наука" (от 21.05.82): "Я работаю инженером, до знакомства с АРИЗ и ТРИЗ имел одно авторское свидетельство, сей- час, после обучения ТРИЗ, получил 10 авторских свидетельств; все они внедрены, среди них есть изобретения (а.с. 569782) с суммар- ным экономическим эффектом более 97 тыс. р." Из статьи заместителя председателя совета молодых ученых и специалистов Львовского обкома ЛКСМУ Ю. Мариловцева (газета "Ком- сомольское знамя", Львов, 11.11.79 г.): "... Лучший молодой изоб- ретатель Украины 1978 года и города Львова 1979 года Олег Копыл убежден, что своими лучшими результатами в изобретательстве он обязан знанию теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)". Из письма изобретателя (Ленинград, февраль 1986 г.): "Я - Энглин Роберт Кальманович, старший научный сотрудник НПО "Ритм", кандидат технических наук, изучал ТРИЗ в Ленинградском народном университете научно-технического творчества в 1978-79 гг. До пос- тупления в университет имел 46 авторских свидетельств, которые получил за 16 предыдущих лет. После окончания университета и изу- чения ТРИЗ за 6 последующих лет стал автором еще 88 изобретений. Все мои 136 изобретений являются служебными и созданы по тематике выполняемых мною НИР". В статье полковника В.Колбенкова "Изобретатель лейтенант Фе- доров" (журнал "Тыл вооруженных сил" N 10-1987 г, с. 72-73) рас- сказывается о молодом военном инженере, имеющем более двадцати авторских свидетельств. Некоторые из них зарегистрированы не только у нас в стране, но и за рубежом, в самых технически разви- тых государствах. Автор статьи, анализируя обстоятельства станов- ления изобретателя, пишет: "Первое - это то, что его отец - кора- бел, работающий инженером-конструктором и имеющий на своем счету более полусотни изобретений. Он часто рассказывал сыну о том, как вставали перед ним неразрешимые проблемы - неразрешимые традици- онными способами, как ставил себе задачи, вел поиск и, наконец, находил оригинальное решение, по сути дела он учил сына алгоритму решения изобретательских задач - дисциплине, которая ныне уже введена в некоторых вузах". 2.2. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ (I) В декабре 1968 года впервые были организованы занятия с бу- дущими преподавателями ТРИЗ. Стоили эти занятия около 6000 руб- лей. В апреле 1969 года один из слушателей М. И. Шарапов расска- зывал в газете "Магнитогорский металл" об изобретении, сделанном по ТРИЗ. Позже была подсчитана экономия - 42.000 р. в год только на Магнитогорском комбинате. Это перекрыло расходы на обучение во всех школах ТРИЗ в течение следующих пяти лет. Между тем у того же Шарапова к 1977 году было уже свыше 30 авторских свидетельств (см. журнал "Техника и наука" N 4-1980 г, с. 27). У другого слу- шателя курсов 1968 года Ю. В. Чиннова через 10 лет число автор- ских свидетельств превысило 100. М. И. Шарапов и Ю. В. Чиннов ныне - заслуженные изобретатели. Мы не собирали статистику по всем изобретениям, созданным с помощью ТРИЗ. Систематически издаются книги, методические посо- бия, публикуются статьи, рассказывающие о новейших разработках в ТРИЗ. Сегодня элементы ТРИЗ используются очень многими изобрета- телями и рационализаторами, общую отдачу определить практически невозможно, если же суммировать сведения только по нескольким главным школам, получится примерно такая картина. За 1972-81 гг. через эти школы ТРИЗ прошло примерно 7000 слушателей, поданы поч- ти 11000 заявок, получено свыше 4000 авторских свидетельств (бо- лее половины заявок еще на рассмотрении), экономия от внедрения - 8 - составляет миллионы рублей, общие расходы на обучение не превыша- ют ста тысяч. 2.3. ТРИЗ и ФСА По Постановлению ЦК КПСС ("Правда", 1982 г, N 153) идет ин- тенсивная работа по внедрению функционально-стоимостного анализа (ФСА). На ряде предприятий ТРИЗ принята в качестве основного ин- струмента для решения задач, выявленных в ходе ФСА (19,20). Это существенно ускоряет процесс распространения и внедрения ТРИЗ: подразделения ФСА в КБ, НИИ и на заводах становятся школами ТРИЗ и постоянными "потребителями" теории. Из статьи зам. министра электротехнической промышленности Ю.Никитина (журнал "Коммунист", 1982 г, N 11, с. 71): "В Ленинг- радском производственном об'единении "Электросила" при прове- дении ФСА используют созданную в нашей стране теорию решения изобретательских задач... В результате анализа изделия низковоль- тной аппаратуры - контактора серии КП-2000 - было сформулировано около пятидесяти предложений. Их реализация даст годовую экономию в размере 250 тысяч рублей, позволит сберечь до 450 килограммов серебра". Ленинградский ЦНТИ выпустил информационный листок (N 217-86, УДК 608.1:658.511:005) "Метод проведения функционально-стоимост- ного анализа с применением теории решения изобретательских задач" (внедрено в июле 1985 г.). Материал поступил в ЦНТИ 14 февраля 1986 г. Составители: преподаватели и разработчики ТРИЗ и ФСА В.М.Герасимов и С.С.Литвин. В информационном листке, в частности, отмечено: "Внедрение метода ФСА с применением ТРИЗ в ЛПЭО "Элект- росила" при производстве электрокипятильников позволило получить годовой экономический эффект 80 тыс.р. на 2,5 млн. штук". Зам. пред. Госплана Латвии В.А.Лейтан и специалист по ФСА и ТРИЗ И.Б.Бухман в своей брошюре "Применение ФСА и теории решения изобретательских задач в промышленности Латвийской ССР" (ЛатНИИН- ТИ, Рига, 1985 г.) пишут: "Опыт использования ФСА и ТРИЗ в про- мышленности Латвийской ССР позволяет констатировать следующее: достигнут определенный прогресс в эффективности использования ФСА и ТРИЗ. В 1984 году экономический эффект составил 1,5 миллиона рублей..." В конце ноября 1987 года в Москве состоялся международный семинар: "Функционально-стоимостный анализ и повышение техни- ко-экономического уровня изделий". Профессор кафедры конструкций судов А.Л.Васильев опубликовал отчет об этом семинаре в газете Ленинградского кораблестроительного института "За кадры верфям" (от 12 января 1988 г.). В отчете, в частности, сказано следующее: "... ФСА обеспечивает гармоничное сочетание между техникой и эко- номическим осмыслением ее функционирования, а ТРИЗ помогает нахо- дить именно новые, нетривиальные решения. Думаю, что такой подход позволит значительно усилить мощь человеческого интеллекта и обеспечит прорыв на стратегическом направлении повышения эффек- тивности судостроения". 3. КУЛЬТУРА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 3.1. ТРИЗ и ТРТЛ Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, - 9 - использующего этот инструмент. ТРИЗ - инструмент для тонких, дер- зких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной за- дачи еще не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются де- сятки, сотни задач, постепенно мышление перестраивается: стано- вится более гибким и управляемым. Вот портрет изобретателя, овладевшего ТРИЗ: "Тесное знаком- ство с Просяником и его работой ломает привычное представление о типичных чертах изобретателя (сколько таких "чудаков" видели мы в кино, литературе, встречали в жизни!) - упорство, самоуверен- ность, некоммуникабельность, непрактичность в обычных житейских делах... Просяник совсем иной. Типичный изобретатель новой форма- ции, высококвалифицированный специалист по теории изобретательст- ва, по направленному поиску - необходимую уверенность он получает от знания закономерностей развития техники. А вместо тех самых традиционных "изобретательских качеств" ТРИЗ воспитывает иное - диалектическое мышление, способность видеть в любых технических (да и не только технических) системах противоречия, мешающие раз- витию, умение устранять эти противоречия, разрешать на основе системного мышления, способности воспринимать любой предмет, лю- бую проблему всесторонне, во всем многообразии их связей" ("Соци- алистическая индустрия", 18 декабря 1984 г.). ТРИЗ обеспечивает выход на решение, близкое к идеальному, но творческий процесс не сводится к одному лишь поиску решения. Не- обходимо довести найденную идею до уровня работоспособной и тех- нологичной конструкции, "обжелезить" ее, добиться как можно более широкого внедрения. А затем - взяться за решение новой проблемы. Из практики известно, что средний срок внедрения среднего по уровню изобретения составляет 7-10 лет. Это значительный отрезок времени в жизни человека. Борьба за внедрение часто связана с большими личными потерями, с колоссальными затратами сил и време- ни, непониманием окружающих, необходимостью "пробивать" идею. Но- ватору порой приходится терпеть и материальные лишения, и отчуж- дение от родного коллектива. Гораздо спокойнее жить без творчест- ва, быть "как все", не "фантазировать"... Как заставить человека выйти из болота обыденности, презреть отчетливо видимые трудности и вступить в схватку с косностью и консерватизмом? Общие призывы и лозунги здесь бессильны. Необходимо тщатель- но, шаг за шагом готовить человека к предстоящим творческим бит- вам, к возможным временным поражениям и неизбежным трудностям. Человек, знающий о подстерегающих в пути опасностях, сумеет про- ложить верный, наиболее разумный маршрут. Для формирования активной творческой позиции нужны как мини- мум шесть качеств: 1) Наличие достойной цели - новой (или недостигнутой), зна- чительной, общественно-полезной. 2) Умение программировать достижение поставленной цели. 3) Большая работоспособность по выполнению намеченных пла- нов. 4) Умение решать творческие задачи в выбранной области, вла- дение техникой преодоления противоречий на пути к цели. 5) Готовность "держать удар": отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание. 6) Результативность: на пути к конечной цели должны регуляр- но вырабатываться промежуточные результаты. Воспитание комплекса творческих качеств - главная цель жиз- ненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Метод построения ЖСТЛ обычный для всех исследований в ТРИЗ: анализ больших инфор- - 10 - мационных массивов (с целью выявления общих закономерностей). Изучено свыше тысячи биографий творческих личностей. Удалось проследить становление и развитие творческой личнос- ти на протяжении всей жизни. На историко-биографических примерах убедительно доказано: творческий образ жизни доступен каждому, для этого не нужны особые прирожденные способности или сверхбла- гоприятные условия. В силах любого человека выбрать достойную цель и начать планомерную борьбу за ее достижение. Подробно рассматривая путь к цели, ЖСТЛ дает человеку сумми- рованный жизненный опыт поколений творцов: предупреждает о типич- ных опасностях, рекомендует конкретные методы их преодоления, предсказывает наиболее сильные ходы. Систематические исследования по ЖСТЛ постепенно формируют новую область знания - теорию развития творческой личности (ТРТЛ). 3.2. ТРИЗ - РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ ДИАЛЕКТИКИ ТРИЗ использует законы материалистической диалектики для организации творческой деятельности. Механизмы ТРИЗ позволяют инструментализировать эти глобальные законы развития в применении к частным задачам изобретательского творчества. Поэтому теорию решения изобретаведется у нас в русле так называемой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методологический анализ этих разработок должен способст- вовать реализации инструментальной функции естествознания и его сближению с массовым изобретательством... ТРИЗ формализует наибо- лее ответственную стадию научно-технических разработок, на кото- рой происходит диалектическое взаимодействие фундаментальных и прикладных исследований. Если раньше вычленение практически по- лезных фрагментов естественно-научного знания осуществлялось в каждом конкретном случае стихийно, то ТРИЗ программирует ряд мыс- лительных и информационно-знаковых операций, гарантирующих внед- рение науки в конструкторскую практику". В журнале "Вопросы философии", N 5, 1986г. опубликованы ма- териалы "круглого стола", организованного редакцией журнала по проблеме "инженерная деятельность и наука". Среди высказываний, приводимых в журнальной статье, можно отметить слова Ф.П.Тарасен- ко, д.т.н, профессора, зав. кафедрой теоретической кибернетики Томского Госуниверситета (с. 83): "Блестящим примером "бескомпь- ютерной кибернетизации" инженерного творчества является известный АРИЗ - алгоритм изобретений Г.С.Альтшуллера, представляющий собой систему эвристик из изобретательской практики". В газете "Восход" (г. Арсеньев Приморского края) от 9 января 1988г. помещена статья "Научить творчеству" - о скорейшем внедре- нии ТРИЗ в городскую систему образования и производства. Любопы- тен комментарий секретаря горкома КПСС В.Г.Беспалова: "Мы намере- ны заниматься пропагандой и внедрением обучения ТРИЗ. В этих це- лях проведены специальные занятия в школах партийно-хозяйственно- го актива и резерва при горкоме КПСС... Больше того, сейчас раз- рабатывается комплексная программа "Алгоритм" по созданию в Ар- сеньеве системы непрерывного управленческого образования и компь- ютерного всеобуча на 1988-90 и до 2000 года, в которых ТРИЗ отво- дится достойное место... В передовые центры ТРИЗ в стране будут направлены в ближайшее время инженеры ведущих предприятий и учи- теля школ города для стажировки. Уже сейчас размножаются пособия и материалы по ТРИЗ..." - 11 - 4. ПРИЗНАНИЕ ТРИЗ 4.1. ТРИЗ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ Приведем несколько мнений. Из статьи "Как учить творчеству?" А.Дюнина, заслуженного де- ятеля науки и техники РСФСР, профессора (в газете Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта "Кадра - транс- порту" от 12 июля 1986г.): "Основные идеи ТРИЗ - стратегия выхода на задачу, строгий анализ задачи, выявление противоречий, мешаю- щих ее решению, поиск путей их снятия и выход на сильное решение. Эти идеи плодотворны не только в чисто изобретательской, но и в широкой научно-исследовательской практике инженеров... Необходи- мость обучения студентов методологии научно-технического твор- чества становится неотложной". Из письма В.И.Тихомирова, заслуженного деятеля науки и тех- ники РСФСР, д-ра экон. наук, профессора (Москва, октябрь 1985г.): "...ТРИЗ вошла в учебный план ВТУЗов и одобрена НТ советом Минву- за СССР. Мы, в частности, излагаем ее в МАИ на всех технических факультетах и пропагандируем ее". В 1985 году в издательстве "Машиностроение" под редакцией В. И. Тихомирова выпущено учебное пособие для студентов авиационных специальностей - "Организация, планирование и управление авиаци- онными научно-производственными организациями". Пособие содержит (с. 47-55) раздел "Методы организации творческого поиска", напи- санный проф. В. И. Тихомировым. Несколько строчек отведено упоми- нанию о не-ТРИЗных методах; фактически весь раздел посвящен ТРИЗ. Из письма в газету "Известия" В. Н. Шмигальского, д-ра техн. наук, проф, зав. кафедрой Симферопольского филиала Днепропетров- ского инженерно-строительного института (Симферополь, апрель 1985г.): "АРИЗ направляет творческого работника к решению задачи по кратчайшему пути, резко уменьшая количество перебираемых вари- антов и, нацеливая на ИКР, позволяет находить решения задач на очень высоком уровне. Регулярное применение АРИЗ развивает диале- ктическое мышление, помогает преодолевать психологические барьеры при создании новой техники и разработке более совершенной техно- логии, обогащает человека пониманием закономерностей развития те- хнических систем. Основные идеи ТРИЗ могут быть перенесены на другие виды творчества (искусство, наука), поскольку они также развиваются, преодолевая противоречия". Из обзора писем в журнале "Техника и наука" N 10, 1982г, с. 15: "В Курганском НИИ экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии закончена научно-исследовательская работа "Выявле- ние перспективных направлений развития и разработки новых техни- ческих средств остеосинтеза". Руководил работой лауреат Ленинской премии Герой социалистического труда проф. Г. А. Илизаров. В ка- честве основного методологического инструмента был использован аппарат ТРИЗ. Это позволило четко выявить перспективное направле- ние развития технических задач, часть из которых защищена автор- скими свидетельствами на изобретения. По нашему мнению, ТРИЗ яв- ляется наиболее перспективной основой для прогнозирования разви- тия технических систем..." Из заметки "ТРИЗ в Уфимском авиационном" Ю.Гусева, д-ра техн. наук, заведующего кафедрой промэлектроники, и И.Алексеева, к.т.н. (в журнале "Техника и наука" N 4, 1983 г, с. 14): "Освоив основы ТРИЗ, студенты, как мы убедились, начали более осмысленно оценивать закономерности развития техники, приобрели начальные навыки научно обоснованного решения задач на основе выявления и - 12 - разрешения технических противоречий... Когда группа студентов, прослушавшая 20-ти часовой курс "Основы ТРИЗ", находилась на кон- структорско-технологической практике, каждый внес как минимум од- но рационализаторское предложение. Сейчас у нас нет никаких сом- нений в целесообразности и несомненной пользе обучения студентов основам ТРИЗ". Из интервью с А.П. Достанко, член-корр. АН БССР, лауреатом премии Минвуза СССР и Государственной премии БССР, заслуженным изобретателем СССР, проректором Минского радиотехнического инсти- тута (статья "Кто, как не автор?" в газете "Советская Белорус- сия" от 24 октября 1987г.): "Творчеству, как это ни покажется па- радоксальным, можно учить. С 1976 г. в нашем институте работает школа молодого изобретателя, в которой изучается теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Второй год в Минске под эгидой горкома комсомола действует молодежная изобретательская школа, занятия в которой ведут наши выпускники. Опыт показывает, что при достаточном терпении научиться изобретательству может каждый мо- лодой специалист, студент и даже школьник. Сейчас более 200 сту- дентов нашего института являются изобретателями". В журнале "Вопросы изобретательства" N 11, 1987г, с. 28-29 А.П.Достанко привел любопытные цифры: "Десятилетний опыт школы молодого изобретателя при институте показывает, что примерно лишь 10% студентов считают себя способными к созданию нового. Однако после освоения курса теории решения изобретательских задач каждый слушатель школы подготовлен к сложным проблемам". В издательстве "Экономика" в 1985г. вышло второе издание двухтомного "Справочного пособия директору производственного об'единения, предприятия" под редакцией д-ра экон. наук Д.А.Егиа- заряна и д-ра экон. наук А.Д.Шеремета. В первом томе раздел 13 - об изобретательстве. Подраздел 13.4.3 - "технология изобретатель- ства" - посвящен ТРИЗ (с. 530-533). Авторы этого раздела д.т.н. А.В.Проскуряков и д. экон. наук Н.К.Моисеева, кратко упомянув о зарубежных методах (мозговой штурм и пр.) и отметив, что эти ме- тоды не всегда эффективны при решении задач, пишут: "В СССР раз- работано и используется другое методическое направление". Далее изложены основные принципы ТРИЗ. Отмечена практическая эффектив- ность теории. Заключительный абзац: "ТРИЗ создает основу для пе- рехода к подлинно коллективному творчеству, способствует повыше- нию уровня организации творческой деятельности и может рассматри- ваться как один из эффективных методов изобретательства" (с.531). 4.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ ТРИЗ В статье "Без учета уроков прошлого" В. Манихина ("Книжное обозрение", 27 марта 1987 г.) рассказывается о ходе подготовки к Московской международной книжной выставке-ярмарке ММКВЯ-87. В ча- стности, говорится о книгах "Бакинского автора Г. Альтшуллера по изобретательству, чьими произведениями заинтересовались издатели из социалистических стран". Действительно, книги и статьи по ТРИЗ неоднократно издавались в ГДР, Польше, Болгарии, ЧССР, Вьетнаме, Венгрии. Например, в ГДР только за последнее время вышли переводы двух книг: "Творчество как точная наука" и "Крылья для Икара". В органе ЦК СЕПГ журнале "Единство" N 2, 1985 г. - рецензии на эти книги. В 1986 г. в ГДР опубликовано второе издание книги "Творче- ство как точная наука". Не обошли вниманием ТРИЗ и издатели из капиталистических стран: США, Англии, Франции, Японии, Швейцарии, Финляндии инига "Творчество как точная наука" издана международным издательством - 13 - "ГОРДОН ЭНД БРИЧ" на английском языке в серии по кибернетике (1984 г.). Всесоюзное агентство по охране авторских прав (ВААП) ведет переговоры с книгоиздателями из ФРГ о переводе на немецкий язык трех книг по ТРИЗ. За рубежом не только переводят литературу по ТРИЗ, но и ве- дут обучение. Так, например, в Болгарии в 1984 году через курсы ТРИЗ прошло 2000 человек. А в 1985 - уже 6000. В ГДР ТРИЗ исполь- зуют в группах ФСА. С 1986 года начато систематическое обучение ТРИЗ на различных фирмах Финляндии. С 1987 года начались занятия на курсах ТРИЗ во Вьетнаме. Вот выдержка из письма одного из вье- тнамских специалистов по ТРИЗ Зыонг Суан Бао (г. Ханой, август 1987 г.): "В течение трех месяцев (апрель, май, июнь) мы с Чаном занимались преподаванием АРИЗ и ТРИЗ на одном курсе, открытом "Управлением по делам изобретений Социалистической республики Вьетнам". Это был первый курс по ТРИЗ в Ханое". 4.3. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ (II) У читателя этой справки может сложиться неверное представле- ние о спокойном, беспрепятственном развитии ТРИЗ. Может показать- ся, что внедрение идет полным ходом. На самом деле положение дос- таточно тревожное. Вот характерный пример: в СССР систематическое обучение начато в середине 60-х годов, в Болгарии - с начала 80-х. Обладая почти двадцатилетним заделом, мы до сегодняшнего времени не имеем постоянно действующего государственного центра обучения и исследований по ТРИЗ. В Болгарии такой центр существу- ет уже несколько лет! Другой пример. В журнале ГДР "Военная техника" N 6 - 1984 (журнал выходит раз в два месяца) было об'явлено о публикации в 1985 году серии статей по ТРИЗ. Статья заканчивалась так: "Редак- ция убеждена, что систематическая популяризация постоянно разви- вающихся идей Г.С.Альтшуллера будет способствовать новаторской и изобретательской деятельности в вооруженных органах". Весь 1985 год шла серия публикаций по ТРИЗ. А в Советском Союзе до сих пор нет журнала с постоянной рубрикой по ТРИЗ ... Разумеется, это журнал союзнической армии. Но интерес к ТРИЗ, как уже отмечалось, проявляется не только в социалистичес- ких странах. Вот что пишет специалист по ТРИЗ из Финляндии Калеви Рантенен (г. Турку, апрель 1987 г.): "Мы начали новый курс в фир- ме "ПАРТЕК". Осенью начинаем большой курс в химической компании "КЕМИРА". Кроме того начинается большой курс в центре повышения квалификации инженеров и в государственном центре технических исследований... Хочу еще сообщить, что я получил из Дании письмо от преподавателя Датского технического высшего учебного заведе- ния. Он занимается методами разработки новой продукции и хочет наладить контакты с коллегами, занимающимися ТРИЗ в СССР". По до- полнительным сведениям, в процесс обучения своих специалистов ТРИЗ подключилось еще несколько финских компаний: "ФАЦЕР", "НО- КИА", "ЭЛЕКТРОЛЮКС". Конечно, Финляндия и Дания - маленькие и неагрессивные страны, но вот экономический журнал на английском языке (28-я страница журнала за январь-февраль 1987 г.): короткая заметка, пересказывающая большую статью о ТРИЗ в специальном журнале "Тех- нология". В заметке говорится, что 70 инженеров и групп людей разных специальностей... используют этот метод для решения нетри- виальных задач по развитию систем. На военных и авиационных пред- приятиях, "пользуясь методом проф. Альтшуллера, они точно опреде- ляют общие для существующих двигателей недостатки. Применяя алго- - 14 - ритмы, созданные проф. Альтшуллером, они затем проводят анализ этих недостатков и применяют соответствующие законы развития сис- тем для их исправления". С 1985 года в нашей стране начато государственное (а не об- щественное, как раньше) обучение методам технического творчества. В программе, разработанной Госкомизобретений СССР и ЦС ВОИР, ТРИЗ отведено всего несколько учебных часов. Вместо глубокого изучения теории решения изобретательских задач слушателей бегло знакомят с осколками одной из старых модификаций АРИЗ, преподают люди, не прошедшие качественного обучения ТРИЗ, не имеющие даже представ- ления о современном состоянии теории, и, естественно, не исполь- зующие новых разработок. Между тем, хорошо поставленное преподавание ТРИЗ могло бы дать стране многое, в том числе - валюту. Вот строки из письма консультанта фирмы "КОДАК" Кеннета Лампорта, прочитавшего книгу "Творчество как точная наука" (Нью-Йорк, декабрь 1987 г.): "...Есть ли печатные материалы на эту тему, переведенные на анг- лийский? Как я могу получить их? Я также хотел бы узнать, ведется ли в Советском Союзе или где-либо еще обучение ТРИЗ на английском языке, доступное жителю США, если да, то было бы очень полезно получить информацию о курсах: сроки, место, стоимость, обязатель- ные формальности и т.д..." Разумеется, возникает спасительная мысль: засекретить ТРИЗ. Но ТРИЗ - наука. Можно на какое-то время засекретить отдельные разработки, всю ТРИЗ засекретить невозможно, как нельзя засекре- тить физику, химию, генетику, кибернетику .. Напротив, нормаль- ное развитие науки требует международных контактов, международно- го научного обмена. За рубежом систематически проводятся научные конференции, семинары по проблемам методологии технического твор- чества - ни разу еще ни один специалист по ТРИЗ не участвовал в этих мероприятиях . Новое мышление заключается в том, чтобы жить и работать в открытом, общем мире. А для этого необходимо научиться работать, не халтуря, научиться выдерживать любую конкуренцию и всегда быть впереди. 4.4. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ (III) В статье "Механизмы перестройки изобретательского дела" В.Г.Лебедева, д-ра экон. наук, проф. Академии общественных наук при ЦК КПСС, и Г.К.Леванова ("Вопросы изобретательства" N 12-1987 г, с. 3) отмечено: "Эра поиска рациональных технических решений методом проб и ошибок себя исчерпала, нужны методы и методики оп- тимизации выбора окончательных вариантов технических решений. В нашей стране уже для этого немало сделано, причем на уровне, опе- режающем зарубежные страны. Стоит хотя бы напомнить о вкладе в разработку теории изобретательства таких авторов, как Г.С.Альт- шуллер... Однако ни алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), ни теория решения изобретательских задач, разработанные Г.С.Альтшуллером... пока еще не получили заметного, а тем более массового использования, несмотря на все их достоинства и преиму- щества". Еще одна выдержка - из книги В. А. Сидорова "Прорыв в буду- щее" (изд. "Молодая гвардия", М, с. 209-210): "Созданная в нашей стране ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - общепризна- на уникальной, наиболее эффективной из существующих в мире. Как и многое новое, методология изобретательства рождалась в схватках с консервативными взглядами. Конечно, ушли в прошлое дискуссии о том, что склонность к изобретательству - это природный дар, "бо- - 15 - жья искра", удел немногих. Но и дальше отрицания этой теории во многих местах не ушли". Год за годом, преодолевая недоверие скептиков, организовыва- лись новые школы ТРИЗ, готовились преподаватели, накапливался опыт обучения, составлялись наглядные и учебные пособия. Эта ко- лоссальная работа позволяет теперь в течение короткого времени развернуть массовую и практически эффективную систему обучения ТРИЗ. Вопрос стоит так: либо использовать огромный потенциал сис- темы обучения ТРИЗ, либо игнорировать ТРИЗ и работать предельно неэффективным методом проб и ошибок. Книги и статьи по ТРИЗ мгновенно и регулярно переводятся за рубежом. Пройдет 5-7 лет и ТРИЗ получит широкое распространение во многих дружественных и не очень дружественных странах. Необхо- димо не потерять время! Не утратить авангардное положение, кото- рое занимает пока Советский Союз в этой области . Новая технология творчества - самая важная из технологий, национальное богатство страны. 5. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ТРИЗ 5.1. КАК ОБУЧАЮТ ТРИЗ? ТРИЗ - новая отрасль знания, быстро формирующаяся в отдель- ную науку. У ТРИЗ своя область изучения (законы развития техниче- ских систем, законы развития творческой личности), свой метод (анализ больших массивов патентной, историко-технической и исто- рико-биографической информации), свой язык (вепольный анализ: те- хнические "реакции" можно записывать так, как реакции химические) свой информационный фонд (принципы, методы и приемы разрешения противоречий, указатели применения эффектов). По идее, обучать ТРИЗ надо с детства. С 1976 года в "Пионер- ской правде" начат эксперимент: отрабатывается методика обучения детей. Оформлено это в виде страницы "Изобретать ? Это так прос- то! Это так сложно!" Вышло более 50-ти страниц. Первые давали ма- ло откликов - 300-500 писем. Теперь на каждую страницу приходит около 10.000 писем. Постепенно мы учимся работать с детьми: изла- гаем "кусочки" теории, подбираем интересные задачи и т.д. По ма- териалам "Пионерской правды" написана книга: Г.Альтов "И тут поя- вился изобретатель". Аналогичная работа ведется сейчас на страницах кишиневских газет "Юный ленинец" и "Молодежь Молдавии" преподавателями и раз- работчиками ТРИЗ Б.Злотиным и А.Зусман. По материалам этих выпус- ков и очных занятий со школьниками ими подготовлена книга "Месяц под звездами фантазии". Подобные материалы публикуются и в ленинградской газете "Ле- нинские искры" преподавателем и разработчиком ТРИЗ И.Викентьевым. Им вместе с соавтором составлено пособие для "детских" преподава- телей ТРИЗ. Успешно идут занятия с детьми и в других городах: Риге, Но- рильске, Одессе и др. С 1988 года начата работа по ТРИЗ со старшеклассниками и учащимися ПТУ на страницах журнала "Парус". Занятия по ТРИЗ идут и в ряде вузов. И все же основной контингент наших слушателей - инженеры от 30 до 50 лет. Для них разработана и испытана гамма учебных прог- рамм: 1) До 40 учебных часов. Такой краткий курс имеет ознакомите- льно-информационный характер. Цель курса - показать круг вопро- - 16 - сов, которыми занимается современная ТРИЗ, и привлечь слушателей к дальнейшей систематической серьезной учебе. Занятия обычно про- ходят с частичным отрывом от работы по 4-8 часов в неделю. Прак- тикуются и недельные семинары с полным отрывом от работы. Органи- заторам семинара необходимо размножить до 100 страниц раздаточных учебных материалов (здесь и далее - из расчета на каждого слуша- теля ). Желательно снабдить каждого слушателя одной книгой по ТРИЗ. 2) 60-90 учебных часов. Полгода при занятиях раз в неделю или двухнедельный семинар с отрывом от работы. Цель - освоение главных рабочих инструментов ТРИЗ. Введение в ТРТЛ. Раздаточные материалы - об'емом до 200 страниц. Кроме того - 1-2 книги по ТРИЗ. 3) 120-150 учебных часов. Год при занятиях раз в неделю или месячный семинар с отрывом от работы. В последнее время такие программы осуществляют в два этапа: Организуют двухнедельный се- минар, преподаватели оставляют слушателям задание на период само- подготовки, а через несколько месяцев с той же аудиторией прово- дят семинар второго цикла. Завершаются занятия выпускной работой - решение производственной задачи. Цель - прочное освоение ос- новных рабочих инструментов ТРИЗ и решение с их помощью хотя бы одной практической задачи (с последующим оформлением заявки). Выработка навыков творческого мышления, начальная подготовка к преподавательской деятельности в ТРИЗ, практика применения элеме- нтов ТРТЛ. К занятиям необходимо размножить раздаточные материалы об'емом до 400 страниц. Плюс две-три книги по ТРИЗ. 4) 220-280 учебных часов. Два года занятий раз в неделю или два месячных семинара с отрывом от производства. Цель углубленное освоение современной ТРИЗ и решение нескольких производственных задач (с обязательным оформлением заявок), приобретение навыков системного творческого мышления, подготовка преподавателей и раз- работчиков ТРИЗ и ТРТЛ, минимальная преподавательская и исследо- вательская практика по ТРИЗ и ТРТЛ. Об'ем раздаточных материалов - около 500 машинописных страниц. Плюс три-четыре книги по ТРИЗ. Какова отдача от обучения ТРИЗ ? Если вынести за скобки повышение интереса к жизни, расцвет творческой активности, "омоложение" человека и подсчитать только экономическую эффективность, то получится примерно следующее. Опыт свидетельствует, что можно гарантировать - при обучении группы в 30 человек по программе об'емом 150 часов - как минимум: Сразу по окончании обучения - 20 технических решений на уровне предполагаемых изобре- тений. Через год после обучения - 15 заявок на изобретения. Через два года - 30 заявок, 5 авт. свид, одно внедренное изобретение. Через три года - 40 заявок, 12 авт. свид, 3 внедренных изобретения. Подчеркнем еще раз: подсчет эффективности ведется по гаран- тированному минимуму. В стране создана развитая единая общественная система обуче- ния и разработки ТРИЗ и ТРТЛ: курсы, семинары, народные универси- теты, общественные институты, заводские, городские и областные школы. Намечается переход этой общественной структуры в государс- твенную, причем на основе полного хозрасчета, самоокупаемости. На таких принципах уже работают школы в ряде городов страны: в Ан- гарске, Владивостоке, Кишиневе и др. - 17 - 5.2. ГДЕ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ? По какой бы программе ни велись занятия, необходимо - прежде всего - обеспечить качественный уровень семинара. Сегодня препо- давание методологии технического творчества становится матери- ально прибыльным. Это привлекает к преподаванию немало случайных для ТРИЗ людей. Спекулируя на возросшем интересе к техническому творчеству, эти люди лишь создают у слушателей искаженное пред- ставление о предмете, фальсифицируя учебу. Понятно, что ТРИЗ не несет ответственность за результаты обучения, если преподавателя- ми оказываются случайные люди . Во избежание некачественного обучения рекомендуем обращаться в консультационные центры ТРИЗ по следующим адресам: 1) 370119 Баку, пр. Нефтепереработчиков, 108, бл. 4, кв. 57 Альтшуллер Генрих Саулович 2) 226057 Рига, ул. Локомотивес, 46, кв. 113 Бухман Исак Бейнцевич 3) 370010 Баку, ул. 28 апреля, 13, кв. 48 Верткин Игорь Михайлович 4) 107497 Москва, Новосибирская, 1, корп. 2, кв. 4 Гасанов Александр Искандерович 5) 277060 Кишинев-60, а. я. 3468 Злотин Борис Львович 6) 665825 Ангарск, квартал 94, дом 3-а/3-б, кв. 72 Иванов Геннадий Иванович 7) 454000 Челябинск, пр. Ленина, 60, ЧОУНБ, Отдел технической литературы, Кожевникова Любовь Анатольевна 8) 630027 Новосибирск-27, а. я. 308 Ладошкин Виктор Селиверстович 9) 198147 Ленинград, М. Детскосельский пр, 38, кв. 81 Литвин Семен Соломонович 10) 194021 Ленинград, пр. Шверника, 30, кв. 43 Митрофанов Волюслав Владимирович 11) 428015 Чебоксары-15, а. я. 16 Михайлов Валерий Алексеевич 12) 620055 Свердловск, ул. С. Морозовой, 175, кв. 46 Певзнер Лев Хатевич 13) 195269 Ленинград К-269, Светлановский пр, 101, кв. 308 Петров Владимир Михайлович 14) 660028 Красноярск, ул. Толстого, 49, кв. 6 Саламатов Юрий Петрович 15) 185000 Петрозаводск, ул. Энгельса, 13, кв. 36 Селюцкий Александр Борисович 16) 320108 Днепропетровск, а. я. 1050 Ступникер Юрий Иосифович 17) 220020 Минск, ул. Радужная, 6, кв. 218 Хоменко Николай Николаевич 18) 630129 Новосибирск, ул. Рассветная, 10, кв. 122 Цапко Сергей Михайлович 19) 220119 Минск, ул. Тикоцкого, 24, кв. 79 Цуриков Валерий Михайлович Все вопросы, связанные с семинарами, надо решать заранее. С просьбой о проведении занятий необходимо обращаться не позднее, чем за полгода до предполагаемого срока. Организаторам приходится вести большую подготовительную работу. У опытных преподавателей, как правило, программа семинаров расписана на полгода-год вперед. - 18 - 5.3. ЛИТЕРАТУРА Диалектический материализм - основа ТРИЗ 1. Материалистическая диалектика. В 5-ти томах. Под общей редакцией Ф.В.Константинова и В.Г.Махарова. Изд. "Мысль", т. 1 (1981), т. 3 (1983) 2. В. И. Ленин. Об изобретательстве и внедрении научно-тех- нических достижений в производство. Политиздат, 1973. 3. Институт истории, филологии и философии СО АН СССР. Фило- софское отделение СССР. Методология и методы технического твор- чества. Тезисы докладов и сообщений к научно-практической конфе- ренции 30 июня - 2 июля 1984 года. Изд. СО АН СССР. Новосибирск, 1984 г. 4. П. С. Дышлевый, Л. В. Яценко. Пути сближения научного и технического творчества. - В сборнике "Фундаментальные исследова- ния и технический прогресс", Сиб. отд. изд. "Наука", Новосибирск, 1985 г, с. 93-98. К истории развития ТРИЗ 5. Журнал "Парус" N 1 - 1988, с. 16-21 (В. Цуриков. Дорога во вселенную идей. А.Росин. Как изобрести... себя). 6. Д.Биленкин. Путь "через невозможное", Тамбовское книжное изд, 1964. 7. Г.С.Альтшуллер, Р.Б.Шапиро. О психологии изобретательско- го творчества. "Вопросы психологии" N 6 - 1956 г, с. 37-49. 8. Г.С.Альтшуллер. Как научиться изобретать. Тамбовское книжное изд, 1961 г. 9. Г.С.Альтшуллер. Основы изобретательства. Центрально-Чер- ноземное книжное изд, 1964 г. 10. Г.С.Альтшуллер. Алгоритм изобретений. Изд. "Московский рабочий". 1-е издание - 1969 г, 2-е издание - 1973 г. Основы современной ТРИЗ 11. Г.С.Альтшуллер. Творчество как точная наука. Изд. "Совет- ское радио", Москва, 1979 г. 12. Г.С.Альтшуллер, А.Б.Селюцкий. Крылья для Икара. Изд. "Ка- релия", Петрозаводск, 1980 г. 13. С 1979 по 1983 г. материалы по ТРИЗ регулярно публикова- лись в журнале "Техника и наука": а) Изложение и обсуждение основ ТРИЗ: NN 3-6 и 9-10 за 1979 год, NN 10 и 12 за 1980 год. б) Развитие фантазии при обучении ТРИЗ: NN 5-7 за 1980 год. в) Примеры использования ТРИЗ при решении конкретных задач: N 10 за 1979 г. NN 4 и 9 за 1980 г.; NN 2 и 10 за 1980 г. г) "Практикум по ТРИЗ": начиная с N 1 за 1980 г. д) Фрагменты указателя применения физэффектов: NN 1-9 за 1981 г.; NN 3-5 за 1982 г. е) Применение химэффектов: N 6 за 1982 г. ж) Применение геомэффектов: N 7 за 1982 г. 14. Г.С.Альтшуллер. Найти идею. Сиб. отд. изд. "Наука", Ново- сибирск, 1986. 15. Сборник "Дерзкие формулы творчества", изд. "Карелия", Петрозаводск, 1987 г. 16. Сборник "Нить в лабиринте". Изд. "Карелия", Петрозаводск, 1988 г. 17. Г.И.Иванов. ..И начинайте изобретать! Восточно-Сибирское - 19 - книжное изд, Иркутск, 1987 г. 18. Н.Т.Петрович, В.М.Цуриков. Путь к изобретению. Изд. "Мо- лодая гвардия", Москва, 1986 г. ТРИЗ и ФСА 19. Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, В.И.Филатов. Профессия - по- иск нового. Изд. "Картя Молдовеняскэ", Кишинев, 1985 г. 20. В.М.Герасимов, С.С.Литвин. Учет закономерностей развития техники при проведении функционально-стоимостного анализа техно- логических процессов. - В сборнике "Практика проведения функцио- нально-стоимостного анализа в электротехнической промышленности". Энергоатомиздат, Москва, 1987 г, с. 193-210. Приложение ТРИЗ к решению правовых и научных задач 21. Р.Б.Шапиро, Г.С.Альтшуллер. О некоторых вопросах советс- кого изобретательского права. "Советское государство и право", N 2, 1958 г, с. 35-44. 22. Г.Альтов, В.Журавлева. Путешествие к эпицентру полемики. "Звезда", N 2 - 1964 г, с. 130-138. 23. И.М.Кондраков. Алгоритм открытий? - "Техника и наука", N 11 - 1979 г. 24. Г. Г. Головченко. О ветроэнергетике растений. "Физиоло- гия растений", 1974 г, т. 21, вып.4. c.861-863. 25. В.В.Митрофанов, В.И.Соколов. О природе эффекта Рассела. "Физика твердого тела", 1974 г, т. 16, N 8, с. 24-35. Развитие творческих способностей учащихся 26. Г.Альтов. И тут появился изобретатель. Изд. "Детская ли- тература". М, 1984. Второе издание - 1987. 27. Б.Злотин, А.Зусман. Месяц под звездами фантазии. Изд. "Лумина", Кишинев, 1988 г. Развитие творческого воображения 28. Г. Альтов. Фантастика и читатель. Сборник "Проблемы со- циологии печати". Выпуск 2. 1970 г, Сиб. отдел. изд. "Наука" Но- восибирск. 29. Б.Шевченко. Развитие творческого воображения. Методичес- кое руководство. Фрунзенский политехнический институт. 1987 г. 30. П.Амнуэль. Звездные корабли воображения. Изд. "Знание", М, 1988 г. 5.4. ФОНД МАТЕРИАЛОВ ПО ТРИЗ В 1987 году Г.Альтшуллером и Л.Кожевниковой в Челябинской областной универсальной научной библиотеке (ЧОУНБ) основан фонд материалов по ТРИЗ. Создание фонда вызвано несколькими причинами. Во-первых, начинается массовое применение ТРИЗ. В стране действу- ет около трехсот школ ТРИЗ (курсов, семинаров, институтов, групп по изучению ТРИЗ и т.д.). Число новых школ и преподавателей быст- ро растет. Конечно, в своих местных библиотеках преподаватели смогут проработать несколько книг по теории решения изобретатель- ских задач, но современные знания не исчерпываются этим. Есть ряд материалов, неизданных большими тиражами: методические пособия, программы занятий, задачники, сводные картотеки технических реше- - 20 - ний, картотеки биографий, исследования по законам развития техни- ческих систем и их механизмам, фотографии с занятий, учебные и информационные плакаты и т.п. Квалифицированному преподавателю необходимо знать и использовать эти материалы, собранные в ЧОУНБ, они становятся общедоступными. Вторая важная причина - сбор всех разработанных ранее (и создаваемых сейчас) материалов по ТРИЗ. За долгие годы работы на- копился большой массив печатных и рукописных работ, разрозненных по школам и личным фондам преподавателей и исследователей. Для учета и классификации материала их следовало собрать в одном цен- тре. Это позволяет эффективнее идти вперед и в обучении ТРИЗ, и в развитии теории. И третье: единый, зарегистрированный фонд необходим для сох- ранения национального приоритета и гарантии авторских прав иссле- дователей ТРИЗ. Более подробную информацию о фонде и правилах работы с его материалами можно узнать у Л.Кожевниковой (адрес см. в разделе 5.2). 6. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: УЧИТЬ ВСЕХ? ДА ! ТРИЗ предназначена для решения конкретных технических задач, но не менее важна другая функция ТРИЗ: обеспечение такой техноло- гии мышления, которую в старых терминах мы называем талантом. Се- годня, когда накопился опыт работ многих школ ТРИЗ, можно уверен- но сказать: каждый инженер способен и должен "по науке" (по ТРИЗ) решать задачи, которые принято считать творческими . Реально ли каждого научить бегать со скоростью 50 км/час? Да, если "бег" заменить ездой на автомобиле. Можно ли каждого на- учить работать быстрее самого талантливого землекопа? Да, если заменить лопату экскаватором. ТРИЗ дает инженеру экскаватор - в этом смысл ТРИЗ, нового инструмента творческой деятельности. Неразумно и расточительно решать творческие задачи методом "осенения" в то время, когда создана научная технология, как не- разумно и расточительно перетаскивать на себе грузы, когда есть поезда, автомобили, самолеты. Сегодня против ТРИЗ возражают лишь люди, плохо знакомые с современной ТРИЗ. Эти возражения чаще всего строятся по формуле: "Я ничего не читал про вашу ТРИЗ, но думаю, что..." и далее сле- дуют "мысли", суть которых сводится к тому, что надо пользоваться здравым смыслом, смекалкой, народными поговорками, пословицами, анекдотами... Что же касается ТРИЗ, то изучать ее не следует, считают "мыслители". Во-первых, говорят они, потому, что ТРИЗ слишком сложна. Следуя этой логике, не надо заниматься физикой, химией, математикой, биологией и т.д. (не надо даже учиться раз- говаривать: по утверждению иностранцев, русский язык очень сложен в изучении). Если бы человечество слушалось таких советов, оно бы до сих пор сидело на деревьях, придерживаясь хвостами за ветви. Второй аргумент выглядит так: "А кто будет выполнять черно- вую, нетворческую работу? Зачем миру столько людей, занимающихся творчеством? Достаточно и тех, что талантливы от рождения". Как многое в истории повторяется! Когда-то точно так же возражали против обучения грамоте: считалось, что быть грамотным удел избранных, сегодня у нас в стране всех учат читать и писать: разве это привело к катастрофе, к перепроизводству грамотных? ТРИЗ - азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным . "Вы утверждаете, - говорят скептики, - что каждого можно на- - 21 - учить изобретать? Но этого не может быть! А врожденные способнос- ти? А гении: ведь они - от рождения гении, разве не так?" Эта позиция обусловлена простыми причинами: а) С древнейших времен изменилось все, кроме технологии ре- шения творческих задач. К методу проб и ошибок настолько привык- ли, что само творчество стало отождествляться с решением задач путем перебора вариантов. б) ТРИЗ отрицает монополию на творчество, якобы обеспечивае- мую прирожденными способностями. А за такие монополии и привиле- гии (родовые, имущественные, расовые и т.п.) держатся крепко, от- стаивая их всеми средствами, включая силу. В бурях великих революций рухнули предрассудки о превосход- стве родовитых людей, об особых способностях людей богатых, но устояло и, пожалуй, даже стало прочнее представление об исключи- тельности людей, наделенных творческими способностями. Уже не го- ворят: он лучше, потому, что богаче. Теперь говорят иначе: он лучше, потому что у него творческие способности. Только это не причина неравенства, а следствие. Миф, обосновывающий неравенство ссылкой на способности, исключительно крепок, но и он неизбежно рухнет. Люди имеют одинаковое право на счастье, а право это включа- ет, прежде всего, возможность творчества, развитие - для творчес- тва, - соответствующих способностей. Г.Альтшуллер г. Баку апрель, 1988 г.