Жанровое своеобразие Чеховских пьес
Скачать | Вернуться к списку рефератов
Чехову не суждено было написать роман, но 
				жанром, синтезирующим все мотивы его повестей и рассказов, стала 
				«новая драма». Именно в ней наиболее полно реализовалась 
				чеховская концепция жизни, особое ее ощущение и понимание.
				На первый взгляд, драматургия Чехова представляет собою какой-то 
				исторический парадокс.
				И в самом деле, на рубеже веков, в период наступления нового 
				общественного подъема, когда в обществе назревало предчувствие 
				«здоровой и сильной бури», Чехов создает пьесы, в которых 
				отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие 
				страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к 
				последовательной и бескомпромиссной борьбе.
				Почему же так? Я думаю потому, что, если Горький пишет в это 
				время о людях активного действия, знающих, по их мнению, как и 
				что нужно делать, то Чехов пишет о людях растерявшихся, которые 
				чувствуют, что разрушен прежний уклад жизни, а новое, что 
				приходит на смену страшней, как всё неизвестное.
				Томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом 
				повседневного существования людей. Именно на этой исторической 
				почве и вырастает «новая чеховская драма» со своими 
				особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и 
				западноевропейской драмы.
				Прежде всего, Чехов разрушает «сквозное действие», ключевое 
				событие, организующее сюжетное единство классической драмы. 
				Однако, драма при этом не рассыпается, а собирается на основе 
				иного, внутреннего единства. Судьбы героев, при всем их 
				различии, при всей их сюжетной самостоятельности, «рифмуются», 
				перекликаются друг с другом и сливаются в общем «оркестровом 
				звучании».
				С исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и 
				классическая одногеройность, сосредоточенность драматургического 
				сюжета вокруг главного, 
				ведущего персонажа. Уничтожается привычное деление героев на 
				положительных и отрицательных, главных и второстепенных, каждый 
				ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в 
				созвучии множества равноправных голосов и подголосков.
				Темы чеховских пьес перекликаются с многогранными темами романа 
				Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он писал о 
				господстве в жизни тупости, откровенного эгоизма, об «униженных 
				и оскорблённых», о человеческих отношениях, о любви, о 
				становлении личности в обществе, о нравственных переживаниях. 
				Начиная с Гоголя, в литературе Х1Х века утвердился «смех сквозь 
				слёзы», смех сочувствующий, быстро сменяющийся грустью. Смех 
				Чехова в пьесах именно такой.
				Стремясь к жизненной правде, к естественности, он создавал пьесы 
				не чисто драматического или комедийного, а весьма сложного 
				формообразования. В них драматическое осуществляется в 
				органическом смешении с комическим, а комическое проявляется в 
				органическом сплетении с драматическим. убедительным примером 
				тому служит пьеса «Вишнёвый сад». « Вышла у меня не драма, а 
				комедия, местами даже фарс», -- писал сам Чехов.
				Действительно, мы должны признать, что в основе пьесы лежит 
				отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, 
				положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, 
				показываются совсем не драматически, по внутренней своей 
				сущности они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада 
				Гаев изображён тоже преимущественно комически. Комическая основа 
				пьесы отчетливо видна, в-третьих, и в комическо-сотирическом 
				изображении почти всех второстепенных действующих лиц: 
				Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши. «Вишнёвый сад» включает явные 
				мотивы Водевиля, выражающиеся в шутках, фокусах, прыжках, 
				переодеваниях Шарлоты.
				Но современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. 
				Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не 
				комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил 
				«Вишневый сад» именно в таком драматическом ключе.
				Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он 
				раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании 
				противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. 
				Возникает неведомый классической драме чеховский «подтекст», или 
				«подводное течение». Герои Островского целиком и полностью 
				реализуются в слове, и слово это лишено двусмысленности, твердо 
				и прочно, как гранит. У героев Чехова, напротив, смыслы слова 
				размыты, люди никак в слово не умещаются и словом исчерпаться
				не могут. Здесь важно другое: тот скрытый душевный подтекст, 
				который герои вкладывают в слова. Поэтому призыв трех сестер «В 
				Москву! В Москву!» отнюдь не означал Москву с ее конкретным 
				адресом. Это тщетные, но настойчивые попытки героинь прорваться 
				в иную жизнь с иными отношениями между людьми. То же в «Вишневом 
				саде».
				Во втором акте пьесы в глубине сцены проходит Епиходов — живое 
				воплощение нескладицы и несчастья. Возникает такой диалог:
				Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов идет...
				Аня (задумчиво). Епиходов идет...
				Гаев. Солнце село, господа.
				Трофимов. Да.
				Говорят формально об Епиходове и о заходе солнца, а по существу 
				о другом. Души героев через обрывки слов поют о неустроенности и 
				нелепости всей своей несложившейся, обреченной жизни. При 
				внешнем
				разнобое и нескладице диалога есть душевное внутреннее 
				сближение, на которое откликается в драме какой-то космический 
				звук: «Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо 
				бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, 
				звук лопнувшей струны, замирающий печальный».
				Островский для изображения драмы своих героев берёт не ровное 
				течение обычной жизни, а как бы выламывает из него событие. 
				Например, история гибели Катерины - событие, потрясшее жителей 
				Калинова, раскрывшее трагическую обречённость её положения.
				У Чехова же драматизм заключается не только в событиях, но и в 
				обычном будничном однообразии повседневного быта. В пьесе «Дядя 
				Ваня» изображен быт деревенской усадьбы Серебрякова во всей 
				своей повседневности: люди пьют чай, гуляют, говорят о текущих 
				делах, заботах, мечтах и разочарованиях, играют на гитаре… 
				События – сора Войницкова с Серебряковым, отъезд Серебряковых – 
				ничего не меняют в жизни дяди Вани и Сони и, следовательно, не 
				имеют решающего значения для содержания драмы, хотя на сцене и 
				прозвучал выстрел. Драматичность положения героев не в этих 
				случайных эпизодах, а в однообразии и безысходном для них образе 
				жизни, в бесполезной трате своих сил и способностей.
				Важное событие, меняющее жизнь героев, происходит редко, а те, 
				что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, 
				самоубийство Треплева в пьесе «Чайка», или дуэль в «Трёх 
				сёстрах». В неизменной жизни люди редко находят счастье – им 
				трудно это сделать, т.к. для этого нужно преодолеть неизменность 
				и обыденность. Не все могут сделать это. Но счастье всегда 
				соседствует с разлукой, смертью, с «чем-то», мешающим ему во 
				всех чеховских пьесах.
				Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего не благополучия. 
				В них нет счастливых людей. Героям их, как правило, не везет ни 
				в большом, ни в малом: все они в той или иной мере оказываются 
				неудачниками. В «Чайке», например, пять историй неудачной любви, 
				в «Вишневом саде» Епиходов с его несчастьями — олицетворение 
				общей нескладицы жизни, от которой страдают все герои.
				За редким исключением - это люди самых распространённых 
				профессий: учителя, чиновники, врачи и т.д.. То, что эти люди не 
				выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, 
				позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живёт 
				большинство его современников.
				Новаторство Чехова – драматурга заключается в том, что он 
				отходит от принципов классической драмы и отражает 
				драматическими средствами не только проблемы, но и показывает 
				психологические переживания героев. Чеховская драматургия 
				покорила театральную сцену почти всех стран мира. И в нашей 
				стране нет крупного художника театра, кино, который не называл 
				Чехова в числе своих учителей. И в подтверждение этому на 
				занавесях МХТа изображена Чеховская “Чайка”.