Пьеса А. П. Чехова « Дядя Ваня»

Скачать      |     Вернуться к содержанию     |     Вернуться к списку рефератов

Важное место в творчестве А П Чехова занимает его пьеса " Дядя Ваня ".В основу "Дяди Вани" положена пьеса 1889 г. " Леший ", от которой остались "основния линия и несколько сцен", в целом же "Дядя Ваня " - пьеса совершенно самостоятельная ". В октябре 1896 г. Чехов передал "Дядю Ваню" издательству А В Суворина для сборника " Пьесы", причем в письме к Суворину ( 2 декабря ) назвал ее " не известный никому в мире " Дядя Ваня".
После появления сборника чеховских пьес "Дядю Ваню" успешно поставили сразу несколько провинциальных театров. " Мой " Дядя Ваня " ходит по всей провинции, и всюду успех. Вот не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Совсем я не рассчитывал на сию пьесу ", - писал Чехов 26 октября 1898 г. М.П. Чехову. Посмотрев спектакль в Нижегородском театре, М Горький прислал Чехову восхищенное письмо : " На днях смотрел " Дядю Ваню", смотрел и - плакал, как баба, хотя я человек далеко не нервный.... я чувствовал, глядя на ее героев: как будто меня перепиливают тупой пилой. Ходят зубцы ее прямо по сердцу, и сердце сжимается под ними, стонет, рвется... В последнем акте " Вани", когда доктор, после долгой паузы, говорит о жаре в Африке, - я задрожал от восхищения перед вашим талантом и от страха за людей, за нашу бесцветную нищенскую жизнь " (" Горький и Чехов", стр. 24-25). И в скором времени опять пишет : "... " Дядя Ваня " и " Чайка"- новый род драматического искусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа. Я нахожу, что это очень верно говорят. Слушая вашу пьесу, думал я о жизни, принесенной в жертву идолу, о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей и о многом другом, коренном и важном. Другие драмы не отвлекают человека от реальности до философских обобщений - ваши делают это"( там же, с.28 ).
Веной 1899 г. Чехов передал пьесу Художественному театру. Писателю довелось присутствовать на первых репетициях, которыми он остался доволен: " Я видел на репетиции два акта, идет замечательно", - писал он 2 июня брату.
На премьере спектакля, состявщейся 26 октября, Чехов не был, он жил в Ялте. Спектакль прошел удачно. Вечером 27-го к Чехову стали поступать поздравительные телеграммы. " В телеграммах только и было что о вызовах и блестящем успехе, но чувствовалось в них что-то тонкое, едва уловимое, из чего я мог заключить,что настроение у вас всех не так чтобы уж очень хорошее", - писал он О Л Книппер 30 октября. Чехов не обманулся в своих предположениях. Артисты Художественного театра подходили к работе с самой высокой требовательностью. С их точки зрения, действительно, " с " Дядей Ваней " не так было благополучно. Первое представление похоже было почти на неуспех, - писала позднее О Л Книппер. - В чем же причина? Думаю, что в нас. Играть пьесы Чехова очень трудно: мало быть хорошим актером и с мастерством играть свою роль. Надо любить, чувствовать Чехова, надо уметь проникнуться всей атмосферой данной полосы жизни, а главное - надо любить человека, как любил его Чехов, и жить жизнью его людей... В " Дяде Ване " не все мы сразу овладели образами, но чем дальше, тем сильнее и глубже вживались в суть пьесы, и "Дядя Ваня" на многие - многие годы сделался любимой пьесой репертуара". Искушенный зритель принял "Дядю Ваню" с первого спектакля, о чем свидетельствовали восторженные телеграммы Чехову.