Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
>Скачать | Вернуться к списку рефератов
Антон Павлович Чехов – великий русский
писатель и драматург, чьи пьесы неизменно вызывают восхищение у
зрителей во всём мире. Своеобразие пьес Чехова в новом
соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее
действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами
повседневного быта. Однако значение всего, что происходит на
сцене, раскрывается в глубине, во внутреннем, как бы скрытом
действии.
Лебединая песня Чехова, пьеса «Вишнёвый сад» была написана на
закате жизни писателя, в 1904 году. Основной конфликт пьесы
заключается в вынужденной продаже родового имения,
принадлежащего обедневшим дворянам. Действие разворачивается в
доме главной героини, Любови Андреевны Раневской.
Чехов, являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей пьесе «Вишнёвый сад» проблему гибели дворянских гнёзд. Основной темой его произведения является тема уходящего мира.
В пьесе три героя принадлежат к дворянскому
сословию. Это Любовь Андреевна Раневская, её брат Леонид
Андреевич Гаев и помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик. В этих
образах представлена Россия прошлого, отживающего.
В начале пьесы Любовь Андреевна предстаёт перед нами по-детски
радостной всему окружающему: родственникам, дому, саду: «Я не
переживу этой радости… Шкафчик мой родной… Столик мой». Она
возвращается из Франции в ностальгическом, сентиментальном
настроении. Вишнёвый сад дорог ей как воспоминание о молодости,
благополучии, лёгкой и изящной жизни: «О моё детство, чистота
моя!», «глядела на сад…счастье просыпалось вместе со мною…весь,
весь белый! О, сад мой!».
Всё счастливое детство, юность и молодые годы Любови Андреевны протекали в этом имении, в этом саду. Она выходит замуж по любви за присяжного поверенного, человека, не принадлежащего к дворянскому сословию. Потом в её жизни чередой проходят несчастья: умирает от пьянства муж, семилетний сын Гриша тонет в реке. Не выдержав испытаний судьбы, Любовь Андреевна уезжает в Париж, бросив и двух дочерей, и брата, и своё имение. Аня вспоминает об этом: «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… Как я её понимаю…».
Если в начале произведения Раневская
привлекает читателя своей открытостью, добротой, то в дальнейшем
наше отношение к ней резко меняется. Теперь перед нами
равнодушная эгоистка, которой чужды проблемы её родных. В самом
деле, уезжая в Париж, она не задумывалась над судьбой своих
дочерей, хотя Ане было только 12 лет. Находясь во Франции, она
сорила деньгами, не понимая того, что в её имении еле сводят
концы с концами и «дома людям есть нечего». С другой стороны
смысл её жизни – любовь, именно поэтому Чехов даёт ей это имя.
Оставив родных, она едет в Париж, к своему любовнику, «мелкому
негодяю, ничтожеству», которого интересуют только деньги, и
когда они закончатся, он бросит Раневскую, и она останется в
одиночестве.
Гаев, брат Раневской, в сущности такой же эгоист, как и сестра.
Оставшись на пять лет хозяином в доме, он не только не
приумножил состояние семьи, но и довёл имение до полного
разорения. Самое страшное то, что он абсолютно не понимал этого.
Гаев радостно встречает сестру после возвращения из Парижа и,
пытаясь быть во всём на неё похожим, в глазах читателя
становится ещё более смешным. В его пафосном обращении к шкафу
больше трагического, чем комического, он обращается к нему, как
к человеку: «Дорогой, многоуважаемый шкаф!». Аня любит его, но,
несмотря на это, иногда просит его «не говорить лишнего»: «Милый
дядя, тебе надо молчать, только молчать». Гаев - это
карикатурный образ дворянина в пьесе. Его постоянные реплики с
бильярдными терминами, вопрос «Кого?» и слухи, что он «состояние
проел на леденцах» вызывают у читателя смех. За всеми его
красивыми фразами стоит внутренняя пустота, которую он пытается
закрыть. Чехов сознательно занижает образ Гаева, чтобы создать
впечатление его несамостоятельности и безответственности.
Гаев и Раневская одинаково отрицательно относятся к предложению Лопахина вырубить сад: «Извините, какая чепуха», «Милый мой, простите, вы ничего не понимаете», но их можно понять, потому что они выросли, наслаждаясь красотой этого сада. С другой стороны, они уже должны понимать, что вишнёвый сад на их ответственности и то, что Лопахин предлагает решительные меры к спасению семьи и имения. Беда Раневской и Гаева как хозяев сада в том, что они не привыкли к ответственности, а то, что они не понимают этого – их вина. Горький так говорит о них: «Эгоистичны, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимают».
Не менее интересен нам ещё один персонаж
пьесы – Борис Борисович Симеонов-Пищик. На протяжении всего
повествования проявляются его комические черты: он съел целую
ладонь пилюль, «на святой полведра огурцов скушал». Если
Раневская мечтает лишь о Париже, а Гаев говорит только о
бильярде и ни тот, ни другой не думают об улучшении
благосостояния семьи, то Симеонов-Пищик занят именно этой
проблемой. Для него главная ценность в жизни – это деньги, он
уверен, что за них всё покупается и продаётся. Пищик всё время
пытается выпросить их в долг, хотя, вероятно, сам не знает, как
будет его возвращать. Симеонов-Пищик настолько же
несамостоятелен, как и Раневская с Гаевым, сам он не имеет
представления о том, как зарабатываются деньги, ему просто
повезло: по его земле прошла железная дорога, англичане нашли на
его участке белую глину.
Все представители дворянского сословия показаны Чеховым в пьесе
неспособными к самостоятельному существованию. Гаев, клявшийся
своей честью не допустить потери сада, в итоге ничего не смог
сделать, Раневская вообще равнодушно отнеслась к продаже. В
конце произведения мы видим, что для Гаева и Раневской особой
трагедии в продаже вишнёвого сада нет. Леонид Андреевич
отправляется на службу в банк, хотя мы не уверены, что он
надолго там останется: «Где тебе! Сиди уж…», а Любовь Андреевна
уезжает в Париж к своей нелепой «любви». Дворяне не знают, что
такое труд, живут в мире воспоминаний и иллюзий. Петя Трофимов
говорит: «Громадное большинство той интеллигенции, которую я
знаю…к труду пока не способно». Чехов доказывает, что только
люди, посвятившие себя труду, имеют право на счастье, а потому
дворянство неизбежно уходит в прошлое.