Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
>Скачать | Вернуться к списку рефератов
Антон Павлович Чехов – великий русский 
				писатель и драматург, чьи пьесы неизменно вызывают восхищение у 
				зрителей во всём мире. Своеобразие пьес Чехова в новом 
				соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее 
				действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами 
				повседневного быта. Однако значение всего, что происходит на 
				сцене, раскрывается в глубине, во внутреннем, как бы скрытом 
				действии.
				Лебединая песня Чехова, пьеса «Вишнёвый сад» была написана на 
				закате жизни писателя, в 1904 году. Основной конфликт пьесы 
				заключается в вынужденной продаже родового имения, 
				принадлежащего обедневшим дворянам. Действие разворачивается в 
				доме главной героини, Любови Андреевны Раневской.
Чехов, являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей пьесе «Вишнёвый сад» проблему гибели дворянских гнёзд. Основной темой его произведения является тема уходящего мира.
В пьесе три героя принадлежат к дворянскому 
				сословию. Это Любовь Андреевна Раневская, её брат Леонид 
				Андреевич Гаев и помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик. В этих 
				образах представлена Россия прошлого, отживающего.
				В начале пьесы Любовь Андреевна предстаёт перед нами по-детски 
				радостной всему окружающему: родственникам, дому, саду: «Я не 
				переживу этой радости… Шкафчик мой родной… Столик мой». Она 
				возвращается из Франции в ностальгическом, сентиментальном 
				настроении. Вишнёвый сад дорог ей как воспоминание о молодости, 
				благополучии, лёгкой и изящной жизни: «О моё детство, чистота 
				моя!», «глядела на сад…счастье просыпалось вместе со мною…весь, 
				весь белый! О, сад мой!».
Всё счастливое детство, юность и молодые годы Любови Андреевны протекали в этом имении, в этом саду. Она выходит замуж по любви за присяжного поверенного, человека, не принадлежащего к дворянскому сословию. Потом в её жизни чередой проходят несчастья: умирает от пьянства муж, семилетний сын Гриша тонет в реке. Не выдержав испытаний судьбы, Любовь Андреевна уезжает в Париж, бросив и двух дочерей, и брата, и своё имение. Аня вспоминает об этом: «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… Как я её понимаю…».
Если в начале произведения Раневская 
				привлекает читателя своей открытостью, добротой, то в дальнейшем 
				наше отношение к ней резко меняется. Теперь перед нами 
				равнодушная эгоистка, которой чужды проблемы её родных. В самом 
				деле, уезжая в Париж, она не задумывалась над судьбой своих 
				дочерей, хотя Ане было только 12 лет. Находясь во Франции, она 
				сорила деньгами, не понимая того, что в её имении еле сводят 
				концы с концами и «дома людям есть нечего». С другой стороны 
				смысл её жизни – любовь, именно поэтому Чехов даёт ей это имя. 
				Оставив родных, она едет в Париж, к своему любовнику, «мелкому 
				негодяю, ничтожеству», которого интересуют только деньги, и 
				когда они закончатся, он бросит Раневскую, и она останется в 
				одиночестве.
				Гаев, брат Раневской, в сущности такой же эгоист, как и сестра. 
				Оставшись на пять лет хозяином в доме, он не только не 
				приумножил состояние семьи, но и довёл имение до полного 
				разорения. Самое страшное то, что он абсолютно не понимал этого. 
				Гаев радостно встречает сестру после возвращения из Парижа и, 
				пытаясь быть во всём на неё похожим, в глазах читателя 
				становится ещё более смешным. В его пафосном обращении к шкафу 
				больше трагического, чем комического, он обращается к нему, как 
				к человеку: «Дорогой, многоуважаемый шкаф!». Аня любит его, но, 
				несмотря на это, иногда просит его «не говорить лишнего»: «Милый 
				дядя, тебе надо молчать, только молчать». Гаев - это 
				карикатурный образ дворянина в пьесе. Его постоянные реплики с 
				бильярдными терминами, вопрос «Кого?» и слухи, что он «состояние 
				проел на леденцах» вызывают у читателя смех. За всеми его 
				красивыми фразами стоит внутренняя пустота, которую он пытается 
				закрыть. Чехов сознательно занижает образ Гаева, чтобы создать 
				впечатление его несамостоятельности и безответственности.
Гаев и Раневская одинаково отрицательно относятся к предложению Лопахина вырубить сад: «Извините, какая чепуха», «Милый мой, простите, вы ничего не понимаете», но их можно понять, потому что они выросли, наслаждаясь красотой этого сада. С другой стороны, они уже должны понимать, что вишнёвый сад на их ответственности и то, что Лопахин предлагает решительные меры к спасению семьи и имения. Беда Раневской и Гаева как хозяев сада в том, что они не привыкли к ответственности, а то, что они не понимают этого – их вина. Горький так говорит о них: «Эгоистичны, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимают».
Не менее интересен нам ещё один персонаж 
				пьесы – Борис Борисович Симеонов-Пищик. На протяжении всего 
				повествования проявляются его комические черты: он съел целую 
				ладонь пилюль, «на святой полведра огурцов скушал». Если 
				Раневская мечтает лишь о Париже, а Гаев говорит только о 
				бильярде и ни тот, ни другой не думают об улучшении 
				благосостояния семьи, то Симеонов-Пищик занят именно этой 
				проблемой. Для него главная ценность в жизни – это деньги, он 
				уверен, что за них всё покупается и продаётся. Пищик всё время 
				пытается выпросить их в долг, хотя, вероятно, сам не знает, как 
				будет его возвращать. Симеонов-Пищик настолько же 
				несамостоятелен, как и Раневская с Гаевым, сам он не имеет 
				представления о том, как зарабатываются деньги, ему просто 
				повезло: по его земле прошла железная дорога, англичане нашли на 
				его участке белую глину.
				Все представители дворянского сословия показаны Чеховым в пьесе 
				неспособными к самостоятельному существованию. Гаев, клявшийся 
				своей честью не допустить потери сада, в итоге ничего не смог 
				сделать, Раневская вообще равнодушно отнеслась к продаже. В 
				конце произведения мы видим, что для Гаева и Раневской особой 
				трагедии в продаже вишнёвого сада нет. Леонид Андреевич 
				отправляется на службу в банк, хотя мы не уверены, что он 
				надолго там останется: «Где тебе! Сиди уж…», а Любовь Андреевна 
				уезжает в Париж к своей нелепой «любви». Дворяне не знают, что 
				такое труд, живут в мире воспоминаний и иллюзий. Петя Трофимов 
				говорит: «Громадное большинство той интеллигенции, которую я 
				знаю…к труду пока не способно». Чехов доказывает, что только 
				люди, посвятившие себя труду, имеют право на счастье, а потому 
				дворянство неизбежно уходит в прошлое.