§1. - "Капитанская дочка" А.С.Пушкин
ОГЛАВЛЕНИЕ
  В «Капитанской дочке» не все сомнения удалось рассеять — время  не   способствовало  раскрытию  тайны будущего.   Написать   же   роман   «Капитанская   дочка», в  котором  на  историческом  материале  прояснялась  бы судьба   России   и  судьба   русского   человека,   оказалось возможным, потому что окончательно был решен Пушкиным вопрос о единственной социальной силе, способной уничтожить  рабство   и   восстановить  в   России   свободу и справедливость. Этой силой являлся угнетенный народ. «Капитанская дочка» была задумана и писалась как исторический   роман.   Именно   эта   жанровая   структура определила его глубокое философско-историческое и нравственное   содержание,   общественно-актуальный   смысл. к  сожалению,   давнее   изучение   «Капитанской   дочки» отмечено произвольным толкованием жанра, недоверием к прямым пушкинским высказываниям о своем романе.20 В середине XIX века родилась концепция «Капитанской дочки»   как  «семейного  романа»   (история  двух   патриархальных    семейств — Гриневых    и    Мироновых).    Ее создали Ап. Григорьев и Н. Страхов.
  Не принимая пушкинского определения своего произведения как романа, некоторые исследователи именуют «Капитанскую дочку» повестью. Основанием для этого является ее небольшой размер...
  Другие предпочитают подчеркивать форму «Капитанской дочки» — «мемуар Гринева», его воспоминания, издателем   которых   выступает   Пушкин.   Рассмотрение  мемуарной   формы   романа   не   столько помогло,    сколько    осложнило    его    изучение.    Камнем преткновения оказался вопрос о взаимоотношениях автора и мемуариста. Если повествование ведет Гринев, то какова позиция   Пушкина?   Как  он   выражает   свое   отношение к событиям и самому мемуаристу? Не является ли Гринев фикцией? Пушкинисты противоречиво решают эти вопросы — оттого существует множество интерпретаций образа мемуариста,  взаимоотношений  рассказчика  и  Пушкина. Наиболее  плодотворной   была   точка   зрения   ученых, которые усматривали генетическую связь между жанром «Капитанской   дочки»   и    романами    Вальтера    Скотта. Пушкин   высоко   ценил   творчество   и   художественные достижения    английского    писателя,    создателя    жанра исторического романа. 
  Социологизм  мышления  Пушкина  не  мог  не  внести кардинальных   изменений   в   структуру  художественного произведения   и,   прежде   всего,   в   понимание   сущности и функции сюжета. Сюжет, как и характеры, необходимо обнаруживать в самой конкретно-исторической, исполненной   социальных   противоречий   действительности.   Любовный же сюжет привносился в произведения различных жанров, посвященных отличным друг от друга историческим   эпохам. Художественное   исследование   грозного времени народной войны за  свободу открыло Пушкину иные силы, которые определяли и поступки героев, и их жизнь, поэтому любовный сюжет не мог быть организатором   и   демиургом   судеб   героев   исторического   романа «Капитанская дочка».
  Но внесение в произведение открытого в самой действительности сюжета вовсе не означало отрицания в романе или повести, в драме или комедии роли (иногда очень значительной) любовных отношений. Все дело в том, что сами эти отношения, как и частные судьбы людей, оказывались зависимыми от обстоятельств их социального бытия. Программная   новизна   «Капитанской   дочки»   в   том и   состоит,   что   не   любовь,   а   народная   борьба   стала «двигательницей событий» этого романа. Рвавшийся из родного гнезда Гринев, прибыв на службу в Белогорскую крепость, знакомится с дочкой капитана Миронова Машей и влюбляется в нее. Девушка отвечает взаимностью, рождается любовь — все происходит в духе традиции.    Оттого   и    центральная    глава    этой    части соответственно  называется  «Любовь».  Читатель,   воспитанный на традиции, и в частности на романах Вальтера Скотта,    быстро   догадывался,    как   будут   развиваться события.   И   вдруг — неожиданность:   любовный   сюжет обрывается, все рушится. Петруша Гринев написал письмо родителям,   прося   благословения   на   брак   с   Марьей Ивановной Мироновой.  Но  получает исполненное угроз письмо отца:  отказывая в благословении, тот обещает: «...  Собираюсь до тебя добраться да за  проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря  на твой офицерский чин...». 
  В момент крушения любовного сюжета вторгается в повествование неведомая читателю объективная сила, которая и определяет дальнейшее движение сюжета романа и судьбы героев. Гринев откровенно пишет, что не любовь станет направлять его в дальнейших «странных обстоятельствах жизни»: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». «Неожиданным происшествием» явилась «пугачевщина»! 
  Пугачевщина и имела решающее влияние на жизнь героев. Она обусловливала не только ход дальнейших событий, но и судьбы Гринева и Маши Мироновой. Более того, она способствовала (в этом с удивительной наглядностью проявилось новаторство Пушкина) благоприятному разрешению любовной коллизии (Гринев — Маша Миронова), грубо разрушенной старшим Гриневым. Пугачев «благословил» любящих.
  Сюжет, являясь и историей характеров, полнее всего раскрывает духовный мир героев.
  Гринев-мемуарист — один из главных героев романа. Он написал историю своей жизни за два года. Не любовь, но события восстания стали школой воспитания семнадцатилетнего офицера: он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом — и прежде всего о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачевым.
  Что   же   определило   решение   Пушкина придать своему историческому роману мемуарную форму? Ему нужен был свидетель событий крестьянского восстания — свидетель,    не    только    наблюдавший    восстание (штурм крепости, осаду Оренбурга, установление новых порядков, заседание «военного совета» Пугачева и т. д.), но и знакомый с фактами жизни Пугачева и его товарищей, взаимоотношениями    руководителей    восстаниям. Этому свидетелю   в   ходе   «происшествия»   следовало   попадать в ситуации прямой зависимости от мятежников и благодаря вмешательству Пугачева выходить невредимым, да еще и облагодетельствованным (плен и помилование, помощь в спасении Маши от притязаний Швабрина).
  Вот почему так важен был «выбор» мемуариста. Мемуарист должен был отвечать многим требованиям, которые ставил перед ним его создатель Пушкин. Рассказчиком-свидетелем избирался дворянин. Для него было естественным неприятие и осуждение восстания и всех мятежников. В этом проявлялся социально обусловленный дворянский характер убеждений рассказчика. Конечно, данное обстоятельство обеспечивало цензурное прохождение «Капитанской дочки» — Гринев не принимал восстания, называл его руководителей, в том числе и Пугачева, в духе официальных документов «злодеями».   Подобные   оценки   звучали   совершенно   искренне.
  Но дело не только в цензуре. Пушкин ставил более важную задачу — показать двойственность позиции Гринева: осуждая, не принимая восстания, он принужден был свидетельствовать не только о кровавых расправах Пугачева, но и о его человечности, справедливости и великодушии. Ценность таких показаний Гринева увеличивалась именно оттого, что их давал противник мятежников.
  Огромную роль при выборе рассказчика играли его нравственные качества. Гринев добр, честен, благороден — это признаки и его личности, и его дворянского положения. Пушкин подчеркивал данное обстоятельство эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду». При этом он уточнял происхождение афоризма. Это пословица, в которой аккумулировалась народная мудрость.
  Честь    (независимость,    храбрость,   благородство) — основа     нравственного    кодекса    людей     всех классов,   ибо   она   носит   «природный»   характер.21 Честь свойственна и дворянству, и «трудолюбивому классу» — оттого народ и сформулировал в пословице свое понимание «природной»   морали.   Но   социальные   условия   жизни мешают   и   дворянам,   и   крестьянам   воспитывать   эти качества («образ жизни может их развить, усилить — или задушить»). Крестьянам, находящимся в рабской зависимости, нет времени воспитывать эти качества. Социальная практика  дворян — их помещичья,  военная  и чиновная деятельность — душит эти качества. И дворяне слишком часто не исполняют своего долга — беречь честь. Значит, «природные»  качества менее всего «задушены»  в  юном возрасте, когда социальная практика еще не растоптала добрые начала личности только еще вступающего в жизнь дворянина.
  Любовь к литературе обусловила решение Гринева заняться написанием мемуаров.22 Избрание мемуарной формы романа – еще одно свидетельство необыкновенной исторической зоркости и исторической чуткости Пушкина. Дело в том, что характерной особенностью духовного развития людей XVIII века было их стремление вести автобиографические записки, писать мемуары, желание рассказать о своей жизни и своем времени.