§2. - "Капитанская дочка" А.С.Пушкин
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пушкин в течение всей своей сознательной жизни изучал историю русского XVIII века – политический и социальный строй самодержавного государства, быт, культуру народа и образованного общества, литературу, искусство, театр. Естественно, что на творчество Пушкина, а в частности на создание «Капитанской дочки», не могла не повлиять русская сентиментальная повесть.
В 60-е годы XVIII века в русской литературе начинает складываться новое литературное направление, в то время еще безымянное и получившее впоследствии название «сентиментализм».
Популярное среди современников, в дальнейшем у многих критиков и литературоведов XIX-XX веков оно вызывало по отношению к себе ироническое, и даже враждебное отношение. Сентименталистов обвиняли в манерности, жеманности, в нарочитой аффектации чувств и даже в реакционности.
Классицизм хорошо оформлял гражданское, государственное начало, воплощал одическую интонацию. Романтизм был неприемлем из-за крайнего индивидуализма, но привлекал возвышением выдающихся личностей. «От сентиментализма же несло кисейными занавесками, мещанскими радостями в замкнутом, отгороженном от мира гигантских строек уголком и канарейками, к которым так и тянулась рука громогласного поэта, чтобы их придушить».23 Сентиментализм культивировал целую гамму чувств, хотя и наблюдался «спектральный сдвиг» в сторону позитивных эмоций. И уж какое чувство точно отсутствовало в «сентиментальной палитре», так это ненависть. В условиях существования «литературных фронтов» миролюбивый и сострадательный сентиментализм был обречен: он нес на себе печать «неполноценности».
Так как крупные русские писатели-сентименталисты были дворянами, над сентиментализмом висел дамоклов меч: он мог быть представлен как направление консервативное. Отсюда и идея неоднородности сентиментализма в России, которую стали разрабатывать некоторые ученые. П.Н. Сакулин выделил три течения: «Чувствительный сентиментализм» (карамзинская линия), «дидактический» (Ф. Эмин, П. Львов) и «социальный» (Радищев).24
Гуковский Г.А. писал так: «Психологизм, культ чувства, эмоции, умиление становятся для многих дворянских интеллигентов на место культа разума, рационалистического решения проблем жизни. Разуверившись в силе «разумной» деятельности, эти напуганные бунтами и революциями люди замыкаются в себя самих, ищут утешения в своих личных переживаниях, уходят в интимный мир лирики. Разуверившись в объективной действительности, страшной и не сулящей им никаких надежд, они обретают некую тень спокойствия, допустив, что эта объективная действительность – мираж, что истина – их собственное чувство, которого никто у них не отнимет…. Сентиментализм разрушал эстетику классицизма. Нормы, правила, образцы, авторитеты – все это были для него сковывающие путы…Сентименталистов интересует прежде всего человек. Их искусство в высшей степени человечно. Человек, со всеми его психологическими переживаниями для них высшая ценность. Сентиментализм поднимает как свое знамя свободное человеческое признанное классицизмом незаконной «страстью», подлежащей подавлению».25
Таким образом появляются еще два пути развития сентиментализма: дворянский и демократический, или, так называемые, два течения в сентиментализме: революционное и консервативное. Консервативный сентиментализм произвел на свет романтизм, а революционный сентиментализм стал отцом раннего реализма. Во главе первого стоял Карамзин, во главе второго – Радищев. «Радищевский путь – это путь подъема, дерзновенного восхождения на неизведанные высоты человеческой свободы. Карамзин – это уход от жизни, увядающая воля, воспоминание о благородных традициях и скорбь об утере жизненных идеалов».
Фундаментальным принципом сентиментализма Гуковский считает субъективизм, изображение контакта личности с действительностью как цепь внутренних, психических состояний. Разница лишь в том, какие мысли возникают в сознании человека.
М.В.Иванов полагает, что «в русской культуре сентиментализм художественно оформил бытие малой группы».26 Сентиментализм был в России первой культурной моделью, которая определила жизнь малой группы на уровне высшего культурного бытия. И до появления «чувствительной литературы» жизнь семьи или общины не находилась вне культурного влияния, но если взять слой «серьезной», «высокой! Литературы средних веков, то сразу станет видно, что она не обслуживала жизнь древнерусской семьи. Идущие издревле ритуалы и фольклор выполняли функцию окультуривания свадьбы или похорон, посиделок или гуляний; христианская же культура только частично определяла частный быт. Классицизм же «высокое» бытие изображал как гражданское, то есть относящееся к области жизни большой группы. Частному окультуренному бытию отводилась «средняя область», да и то в узкой и часто «декорированной» зоне (либо дружеские послания, либо эклоги с аркадскими пастушками). Идеальный герой классицизма – это человек большой группы: государственный муж, мужчина, обладающий храбростью и разумом. Сфера его деятельности – государственное поприще; в быту муж сей отдыхает.
А вот в сентиментальной литературе человек обретает в частной жизни высшую форму бытия. И до Карамзина существовали формы словесности, которые обслуживали быт. Слушали волшебные сказки и читали волшебно-фантастические повести, собирались записи фольклора, христианские песнопения перемежались плачами. Но литература, которая была бы соотносима с жизнью малой группы, семьи, дружеского кружка,- такая литература только зарождалась в России.
В больших группах человек тяготеет к исполнению так называемых конвенциональных социальных ролей, сдвигающих поведение в сторону ритуала. Иная функция у малой группы. В ней человек появляется и чаще всего вырастает (семья, деревня). Это контактная группа, где все участники друг друга знают. Очень часто малая группа является реальной эталонной группой, ценность которой разделяет человек принадлежащий к ней, и ставит их выше всего. В малой группе личность исполняет прежде всего межличностные социальные роли, хотя они и могут быть оформлены в терминах большой группы: роли в структуре родства, роли друзей, возлюбленных, соперников и т.п. Главное, что в больших группах требуется безличное исполнение ролей, а в малой группе значительно важнее учитывать именно индивидуальные особенности ее членов. Поэтому личные привычки, симпатии или антипатии, особенности характера и поведения часто играют более существенную роль, чем абстрактные требования этикета.
Важнейшие для социальной жизни понятия в жизни конкретного человека через малую группу становятся носителями уникального, неповторимого и даже полностью не переводимого для других опыта отдельного человека: «мать» из словарной единицы превращается в ту самую, единственную, которая «лучше всех»; в наборе понятий существуют такие, которые заранее ориентированы на индивидуальность и непереводимость (первая любовь, последний поцелуй). Через малую группу человек входит в большой мир.
Малая группа, а в историческое время прежде всего семья, - это источник тепла, спокойствия, защиты, уюта. Социальные системы не могли обеспечить счастье всем, да и не стремились. В малой группе не выбирают, а принимают, ценят именно за то, что ты таков, каков есть, за твою незаменимость и конкретность. Взаимодействие больших и малых групп – процесс очень сложный, связанный с механизмом перекодировки информации с одного языка на другой. Здесь нет механического отношения частей и целого. Обретение культурных моделей малой группы – важный момент развития больших групп, особенно общества и государства.
Сентиментализм разработал такие художественные формы воплощения частного бытия, что они стали устойчивым кодом эстетического освоения жизни. Сентиментализм произвел «трансплантацию» мировой культуры на почву русской культуры в зоне частной жизни.
Опоэтизированная частная жизнь могла стать произведением искусства только в рамках некоторой художественной системы. Речь идет о некоем художественном мире, который можно воссоздавать в конкретных произведениях, если пользоваться определенным методом построения образа. Должна существовать как бы порождающая грамматика, которая бы обеспечивала отбор художественных реалий и их организацию в символической форме – в поэтическом или прозаическом тексте. Вот такую порождающую грамматику и создавал русский сентиментализм.
Сентиментализм не только разработал новое представление о жизненном пути героя, ни и изменил круг героев, что повлекло за собой и модификацию в системе персонажей. Коль скоро была выдвинута «естественность» как критерий оценки бытия, а наиболее полном ее воплощением выступала семья, то для «высокой» литературы были обретены новые герои – женщины и дети; мало того, женщина стала в центре художественного мира «чувствительной» словесности. Любовный роман и повесть сосредоточился преимущественно на женской судьбе. Для классицизма дети были не достаточно разумны и зрелы, чтобы вообще стать предметом описания «высоким штилем», а женщины слишком эмоциональны и далеки от государственной деятельности чтобы занимать равноправное с мужчиной положение в эпосе, оде или трагедии, тем более, что и в них женщина выступала как подруга или спутница мужчины-героя. Исключение, конечно, составляли императрицы как адресаты торжественных од. В литературе же сентиментализма женский образ занял доминирующее положение.
Сентиментальные тексты дают идеальный облик мужчины в исчерпывающем варианте. И ориентация на женский эталон налицо
Итак, герой сентиментализма – это прежде всего член малой группы, принадлежность к которой он рассматривает как важнейшую в сети социальных отношений; он дитя природы, он непосредственен в поведении, эмоционален, искренен в чувствах и склонен к позитивному эмоциональному контакту; он носитель прежде всего межличностных, а не конвенциональных ролей. По природе своей он не стремится быть модным. Женские образы сентиментализма, будучи доминантными и эталонными, демонстрируют в высшей степени личностную активность и ответственность за сделанный жизненный выбор.
Основной сюжет русской сентиментальной повести – это ситуация любви прекрасной сельской девушки и юноши. Но странные обстоятельства помешают счастью влюбленных: либо внезапная смерть (Г.П. Каменев «Инна», Н.М. Карамзин «Евгений и Юлия», П.Ю. Львов «Даша, деревенская девушка»), либо людская или родительская несправедливость (В.В. Измайлов «Прекрасная Татьяна, живущая у подножия Воробьевых Гор», П.И. Шаликов «Темная роща, или памятник нежности», Н.П. Милонов «История бедной Марьи»), или измена («Колин и Лиза», Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.Е. Измайлов «Бедная Маша»). Часто повторяющимся мотивом сентиментальной повести является самоубийство героя или героини, что в большинстве случаев усиливает драматизм сюжета. В повести конца 18 века на месте враждебных человеку социальных сил оказывается слепой случай, например: непредвиденная и ничем не мотивированная смерть героя или героини. Повесть заканчивается либо смертью, либо, благодаря помощи доброго человека, свадьбой.
Динамика литературы в целом, интенсивное художественное развитие в контакте с меняющимся миром возможны лишь тогда, когда ведущие концепции действительности, касающиеся ее основных сторон, способны вступить во взаимодействие. По отношению к новому времени речь идет о светских концепциях действительности. Они составляют костяк художественного словаря. И такие глобальные светские концепции в России XVIII – начала XIX века были созданы. Классицизм воплотил в себе концепцию большой группы – нации, государства. Сентиментализм «освоил» малую группу (семью, зону дружеского и неформального контакта, связь людей с землей и природой). Романтизм создал художественный космос индивидуальности, выразил богатство внутреннего бытия личности. Классицизм обеспечил создание общенационального культурного словаря – хотя и абстрактного, но богатого потенциями. Классицизм дал человеку чувство принадлежности к большой группе, что означало возможность приобщения к накопленным социумом историко-культурным ценностям. Сентиментализм обеспечил перевод абстрактных ценностей большой группы в смыслы личного бытия – через общение и взаимодействие в малой группе. Принципиальное равенство и эмоциональное сходство людей в этом уютном малом мире утверждали духовную сплоченность, надежду быть понятым и принятым другим; возникла малая благостная сфера, в которой появляется и растет человек, из которой он входит в большой мир.
Все три области (большая группа – малая группа – личность) имеют свою правду, свою логику и свои права. Ни одна из них не может успешно существовать, подавив две остальные. Разработка в русской литературе XVIII – начала XIX века трех важнейших культурных систем создала основу для формирования реализма как универсальной художественной системы, способной к эстетическому освоению неограниченной сферы национального бытия, причем в контексте человеческой истории в целом. Появление в России реализма проходило в условиях культурного взрыва. Творчество А.С. Пушкина не просто эталонно по уровню художественного совершенства, но и представляет собой один из вариантов мировой культуры (по богатству тем, стилей, образов, национальных и культурных «колоритов», по историческому и географическому охвату, по проблематике и корпусу идей). Предшествующая Пушкину русская литература и составила ту «критическую массу», которая обеспечила этот «взрыв».