Курсовая по Чехову: Заключение
>Скачать | Вернуться к содержанию | Вернуться к списку рефератов
В умении напомнить современнику об уникальной ценности земного заключается секрет покоряющего обаяния писательского дара Рэя Брэдбери и А.П.Чехова. Глубоко национальные по складу таланта, эти писатели адресуют произведения не только своему народу, но и людям других этносов, культур, вероисповеданий. Роднящее, связующее, объединяющее чувство уникальности и неповторимости каждого человека на Земле в их глазах неизмеримо существенней всего рознящего, разграничивающего, разделяющего. К основам истинно гуманного жизнеустройства американский фантаст и русский реалист приходят по разному, однако главным кредо для них обоих остается твердая убежденность, что «на свете нет ничего важнее Человека с большой буквы». Именно этот великий постулат гуманизма объединил в нашем исследовании два таких, на первый взгляд, несовместимых имени и нашел точки их соприкосновения. Именно он остается едва ли не наиглавнейшей первоценностью бытия, что возобновляется с каждой новой человеческой жизнью.
Подводя итоги проведенному нами исследованию,
мы пришли к следующим выводам.
1. Большинство рассказов Рэя Брэдбери и А.П.Чехова глубоко
психологичны и основаны на аксиомах философии гуманизма. Главным
носителем гуманистических идей является сам писатель, или, как
назвали его литературоведы (М.М.Бахтин, А.Н.Веселовский,
В.Е.Хализев), «собственно автор» – человек, «обуянный духом
строительства», для которого то или иное мироощущение – всего
лишь «орудие и средство, как молоток в руках каменщика». Для Рэя
Брэдбери и А.П.Чехова такое «орудие» – это гуманистическая
концепция.
Философию гуманизма Рэя Брэдбери и А.П.Чехова можно свести к
трем основополагающим моментам:
1) Человек должен быть духовным.
2) Человек должен быть свободным.
3) Человек должен быть счастливым.
Несмотря на безусловную взаимосвязь этих императивов, для собственно автора Рэя Брэдбери залогом и второго, и третьего является первое. Собственно автору А.П.Чехова же свойственно считать свободу и счастье человека качествами, проявляющимися в зависимости от его (человека) желания. Святость и духовность у русского писателя зиждутся на радостях и разочарованиях обычной жизни, подлинной человеческой судьбы, в которой отсутствуют слова «надо» или «обязанность» (отсюда – свобода, а, соответственно, и счастье).
На разных этапах своего творчества Рэй
Брэдбери и А.П.Чехов отражали постулаты гуманизма способами,
сугубо индивидуальными, не тождественными друг другу.
Нравственное уродство, косность человеческого мировоззрения были
окрашены А.П. Чеховым в сатирический, Рэем Брэдбери – в открыто
трагический тона. Однако подобное наблюдается на ранних этапах
творчества этих писателей. Трагизм практически исчезает в
поздних рассказах американского фантаста (новеллы «Земляничное
окошко», «Берег на закате» и др.). «Зрелый» Чехов, с одной
стороны, отказываясь от приема сатиры, рисует нравственную
пошлость людей, их удаленность от общечеловеческих норм как
результат омертвления их души (и в этом проявляется трагизм
повествования), с другой – одним из главных (и, по–видимому,
основным) писатель выделяет мотив очищения от обывательской
скверны и напряженные раздумья таких оступившихся людей над
подлинными ценностями жизни (рассказы «Невеста», «Черный монах»
и др.).
Тем не менее мы наблюдаем сходство в развитии формирований
этапов творчества Рэя Брэдбери и А.П.Чехова. Если их ранние
произведения, в основном, отражают «темные» стороны
мировоззрения человека, то поздние рассказы окрашены в светлые
тона. По–видимому, подобное явление произошло из–за того, что за
время своего творческого (и жизненного) пути Рэй Брэдбери
осознал и рассмотрел все антигуманистические черты человека и
общества, а А.П.Чехов на позднем этапе обратился к раздумьям о
будущем своей страны.
2. Образ автора–повествователя играет центральную роль в
произведении: он задает общий тон, атмосферу, настроение
восприятия читателем художественных строк. Подобно любому
рассказчику, автор–повествователь так или иначе вносит
субъективную оценку в происходящее. Однако, в рассказах Рэя
Брэдбери наблюдается отсутствие непосредственного комментария
событий; его читатель волен выбирать, как ему следует относиться
к описываемому. Чеховский автор–повествователь более
субъективен. Например, в рассказе А.П.Чехова «Иван Матвеевич»
налицо явная доброжелательная юмористическая характеристика
главного героя: «…молодой человек лет восемнадцати, с овальным
как яйцо, безусым лицом, в поношенном, облезлом пальто и без
калош… Он… старательно вытирает свои… неуклюжие сапоги… И
улыбается той продолжительной, широкой, немножко глуповатой
улыбкой, какая бывает на лицах только у детей и очень
простодушных людей».
Автор–повествователь Рэя Брэдбери, в основном, отказывается от непосредственной оценки. Герои сами раскрывают себя с положительной или отрицательной стороны, доказывая причастность к гуманизму собственными поступками. Так, описание Венди и Питера (героев рассказа «Вельд»), на первый взгляд, отражает позитивную авторскую оценку («…щеки – мятный леденец, глаза – ярко голубые озера, от джемперов так и веет озоном, в котором они купались, летя на вертолете» ). Однако, дальнейшие события раскрывают всю жестокость и черствость внутреннего мира этих персонажей.
3. Герои Рэя Брэдбери и А.П.Чехова с активным отношением к действительности являются прямыми выразителями авторской гуманистической мысли. Они иллюстрируют основные постулаты концепции гуманизма и своим поведением, мировосприятием, жизненными установками доказывают важность и состоятельность гуманистических принципов, исповедуемых ими самими и собственно авторами.
Но если герои Рэя Брэдбери, причисляемые им к «лучшим представителям человеческой расы», стремятся к истинно гуманному жизнеустройству, вступая в открытый конфликт с попранием такового (Эйми из рассказа «Карлик», бабушка в новелле «Электрическое тело пою!» и др.), то в рассказах А.П.Чехова мы не наблюдаем борьбы его лучших персонажей со злом. Активный тип героя А.П.Чехова– «в пути», в стремлении к осознанию смысла жизни, цели своего существования, духовному самовыпрямлению (Надя из рассказа «Невеста», Иван Великопольский из рассказа «Студент»).
4. Главной чертой персонажей с пассивным отношением к канонам гуманизма является превалирование псевдоценностей над истинными. В ходе исследования мы пришли к выводу, что для героев пассивного типа Рэя Брэдбери характерно исключительно агрессивное поведение, активные действия, направленные на попрание общечеловеческих законов и ценностей. Поведение же чеховских героев можно условно разделить на инертное и активное. При инертном поведении человек, замкнутый в своей пассивности, покоряется без духовной жизни (Петр Михайлыч Ивашин из рассказа «Соседи»). Пассивный тип героя с активным поведением проявляет активную обывательскую психологию, причиняющую боль и моральные страдания окружающим (господин Назарьев в рассказе «Перед свадьбой», Георгий Иванович Орлов из «Рассказа неизвестного человека»).
5. Мы выявили интересную закономерность
рассказов Рэя Брэдбери и А.П.Чехова, которую весьма точно
охарактеризовал К.С.Станиславский: «Как темная краска нужна для
усиления светлой, так точно темные стороны действительности и
быта изображаемой писателем жизни нужны ему для выделения
светлых надежд и чаяний.»
Данная аксиома, тем не менее, по–разному проявляется в типах
героев русского реалиста и американского фантаста. Для
А.П.Чехова характерен своеобразный синтез взаимоконтрастирующих
черт в одном изображаемом персонаже (Агафья и Савка из рассказа
«Агафья», Иван Великопольский из рассказа «Студент»). Герои же
Рэя Брэдбери, преимущественно, не соединяют в одном лице
положительные и отрицательные стороны характера – они либо
выступают явными выразителями авторской гуманистической мысли
(Том из рассказа «Улыбка»), либо иллюстрируют картину царящих на
Земле невежества, косности и разобщенности (Экельс из рассказа
«И грянул гром»).
Таким образом, если чеховский герой сочетает в собственном
характере темные и светлые стороны человеческой натуры, то герой
Рэя Брэдбери концентрирует в своем лице или черты
гуманистического, или постулаты антигуманистического
мировоззрения и является примером либо резко отрицательным, либо
положительным.