Мелихово в творческой и повседневной жизни А. П. Чехова
Скачать | Вернуться к содержанию | Вернуться к списку рефератов
Гости Мелихова
Живя в Мелихове, А. П. Чехов был неразрывно
связан с Москвой, и поэтому мелиховский период жизни писателя
был в известной мере и московским.
Чехов принимает участие в литературной жизни Москвы, встречается
здесь с писателями, артистами, художниками, посещает спектакли
московских театров, художественные выставки и концерты, бывает в
редакциях газет и журналов.
В 90-е годы Москва переживает бурный расцвет культуры и
искусства. Музыкальная Москва увлекалась в эти годы П. И.
Чайковским, в Частной опере С. И. Мамонтова начинал петь Ф. И.
Шаляпин, на выставках появлялись картины И. Е. Репина и И. И.
Левитана.
В произведениях Чехова 90-х годов неоднократно встречается
описание Москвы, говорится о концертах Чайковского и об опере
«Евгений Онегин», о выставках Левитана. Так, в повести «Три
года», написанной в Мелихове в 1894 г., Антон Павлович, не
упоминая имени художника и названия картины, передает глубокую
лирическую настроенность и поэтичность картины Левитана «Тихая
обитель».
Живя в Мелихове, Чехов неоднократно ездил в Петербург, где также
встречался с писателями, артистами, художниками. В августе 1895
г. он около двух дней пробыл в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого.
Это было началом личного знакомства великих писателей.
Летом этого же года Чехов едет к больному Левитану,
находившемуся в тверской губернии.
Так в мелиховский период расширялись и крепли связи Чехова с
современниками.
Семья Чеховых всегда отличалась исключительным гостеприимством.
К. И. Чуковский в своей книге «Чехов» писал, что ни одна усадьба
и за десять лет не видала под своими древними липами такого
нашествия гостей, как скромное чеховское Мелихово.
«…наезжало столько гостей, что их негде было разместить, и
приходилось иной раз устраивать постели в прихожей и даже в
сенях».
Одними из первых навестили Чехова в Мелихове И. И. Левитан и В.
А. Гиляровский.
Мелихово стало родным гнездом для всей большой чеховской семьи.
Здесь неоднократно гостили братья Антона Павловича со своими
семьями, приезжали родственники из Таганрога, праздновали свои
свадьбы Иван Павлович и Михаил Павлович.
В Мелихове бывали писатели И. Н. Потапенко, В. А. Гиляровский,
И. Л. Щеглов, Т. Л. Щепкина-Куперник, художники И. И. Левитан и
И. Э. Браз, артист П. М. Свободин, Вл. И. Немирович-Данченко.
В последние годы жизни А. П. Чехова в Мелихове сюда приезжала О.
Л. Книппер, ставшая впоследствии женой писателя.
Подолгу гостили в Мелихове ставшие близкими всей чеховской семье
виолончелист М. Р. Семашко и флейтист А. И. Иваненко. Частой
гостьей Мелихова и своим человеком в чеховской семье была Л. С.
Мизинова.
Много талантливых, творчески одаренных людей бывало в
мелиховской усадьбе Чехова.
Обаяние Антона Павловича создавало ту атмосферу свободы и
непринужденности, которая составляла особенность чеховского
Мелихова и, естественно, привлекала сюда различных людей.
«Много раз бывал в Мелихове И. И. Левитан. Антон Павлович любил
приезды Левитана и охотно бродил с ним по окрестностям Мелихова,
ходил на охоту. В дневнике П. Е. Чехова от 30 апреля 1895 г.
записано: «Антоша, Левитан и Маша пошли в лес, гуляли до 10
часов вечера».
C Левитаном связан один эпизод, использованный Чеховым в пьесе
«Чайка». Писатель так сообщает о нем в письме: «У меня гостит
художник Левитан. Вчера вечером был с ним на тяге. Он выстрелил
в вальдшнепа; сей, подстреленный в крыло, упал в лужу. Я поднял
его: длинный нос, большие черные глаза и прекрасная одежда.
Смотрит с удивлением. Что с ним делать? Левитан морщится,
закрывает глаза и просит с дрожью в голосе: «Голубчик, ударь его
головой по ложу…» Я говорю: не могу. Он продолжает нервно
пожимать плечами, вздрагивать головой и просить. А вальдшнеп
продолжает смотреть с удивлением. Пришлось послушать Левитана и
убить его. Одним красивым, влюбленным созданием меньше, а два
дурака вернулись домой и сели ужинать».
Чехова и Левитана по-прежнему сближала любовь к природе,
способность находить поэтическую красоту в скромных и неказистых
на первый взгляд пейзажах Мелихова.
Любили бывать в Мелихове подруги М. П. Чеховой – Л. С. Мизинова,
писательница Т. Л. Щепкина-Куперник, художницы А. А. Хотянцева и
М. Т. Дроздова. Неоднократно гостила Н. М. Линтварева, с которой
Чеховы подружились еще в Сумах, приезжала и жила подолгу
«астрономка» О. П. Кундасова. Все они стали близкими друзьями А.
П. Чехова и его семьи, в Мелихове всегда были рады их приезду.
С приездом гостей дом Чехова наполнялся неистощимым весельем и
шутками, остроумными выдумками. Гости совершали прогулки по
окрестностям Мелихова, собирали грибы, ездили большой компанией
в Давыдову пустынь – одно из самых красивых мест вблизи
Мелихова.
Как вспоминает Михаил Павлович: «В Мелихове у нас постоянно жил
привязавшийся к нашей семье А. И. Иваненко, гостили по долгу
многие другие и приезжали третьи, им же несть числа. Целый месяц
прогостил художник И. Э. Браз, писавший для Третяковской галереи
портрет Антона Павловича, заезжали местные деятели. С особенном
радушием Антон Павлович относился к земскому врачу серпуховской
лечебницы И. Г. Витте и к милейшему санитарному врачу П. И.
Куркину, впоследствии знаменитому ученому, оставившему ряд
трудов в медицинской литературе. Антон Павлович очень любил его,
долго переписывался с ним потом из-за границы и из Ялты, и это
именно он, доктор Куркин, исполнил картограмму, которую доктор
Астров показывает Елене Андреевне в «Дяде Ване».
«Писатели, девицы – почитательницы таланта, земские деятели,
местные врачи, какие-то дальние родственники с сынишками – все
эти люди, как в калейдоскопе, проходили сквозь Мелихово чередой.
Антон Павлович при этом был центром, вокруг которого
сосредоточивалось внимание всех: его искали, интервьюировали,
каждое его слово ловилось на лету».
Иногда приезжали в Мелихово люди, которые были им мало приятны
семье Чеховых. Одним из таких гостей был сотрудник «Недели», а
позднее «Нового времени», публицист, реакционер М. О. Меньшиков.
«…и вдруг к нам приехал в полном смысле человек в футляре:
штатский, в больших калошах, в теплом ватном пальто с
приподнятым воротником и с громадным дождевым зонтиком, несмотря
на сухую летнюю погоду.
В Мелихове вздохнули с облегчением, когда он уехал», -
вспоминает брат Чехова.
«Из-за постоянного многолюдства в доме уже не стал хватать
места. Антон Павлович и раньше помышлял о постройке хутора у
выкопанного им пруда или подальше, на другом участке, но это не
осуществилось. Вместо хутора начались постройки в самой усадьбе.
Одни хозяйственные постройки были сломаны и перенесены на новое
место, другие возведены вновь. Появились новый скотный двор, при
нем изба с колодцем и плетнем на украинский манер, баня, амбар
и, наконец, мечта Антона Павловича – флигель. Это был маленький
домик в две крошечные комнатки, в одной из которых с трудом
вмещалась кровать, а в другой – письменный стол. Сперва этот
флигелек предназначался только для гостей, а затем Антон Павлович переселился в него сам и там впоследствии написал свою
«Чайку». Флигелек этот был расположен среди ягодных кустарников,
и, чтобы попасть в него, нужно было пройти через яблоневый сад.
Весной, когда цвели вишни и яблони, в этом флигельке было
приятно пожить, а зимой его так заносило снегом, что к нему
прокапывались целые траншеи в рост человека».
Для многих чеховских гостей дни, проведенные в Мелихове,
оставили неизгладимое впечатление.
«Когда в 1898 г. Л. С. Мизинова узнала, что А. П. Чехов покидает
Мелихово, она с грустью писала ему: «Если бы я уже была великой
певицей, я купила бы у вас Мелихово! Я подумать не могу, что не
увижу его, так много там хороших воспоминаний, вся лучшая
молодость соединена с ним!»