Мелихово в творческой и повседневной жизни А. П. Чехова
Скачать | Вернуться к содержанию | Вернуться к списку рефератов
Творчество
Мне кажется, что он весь был – творчество.
Каждое мгновение, с той минуты, как он,
проснувшись утром, открывал глаза, и до того
момента, как ночью смыкались его веки, он
творил непрестанно. Может быть, это была
подсознательная работа, но она была, и он
это чувствовал.
И.Н. Потапенко
Мелиховский период творческой деятельности Чехова является, на
мой взгляд, одним из самых плодотворных в жизни писателя. Именно
в Мелихове возникли образы и сюжеты таких известных
драматических произведений А. П. Чехова, как «Чайка», «Дядя
Ваня», «Три сестры», а также целый ряд рассказов о тяжелой
крестьянской жизни, в которых, безусловно, отразились чеховские
наблюдения за жизнью мелиховских крестьян.
Как подлинно великий художник Чехов не мог не отразить в своем
творчестве общественный подъем, которым отмечено начало 90-х
годов. Произведения Чехова несли в себе протест против
мертвящих, казенных форм жизни. Таковы произведения, над
которыми Чехов работал в первый год своей мелиховской жизни:
«Остров Сахалин» – итог наблюдений Чехова над бытом
ссыльнокаторжных на Сахалине – и рассказ «Палата № 6»,
законченной Мелихове. В этом рассказе образ провинциального
города с тюрьмой и больницей становится обобщенной картиной
русской революционной действительности, зажатой тисками
самодержавия, а больничная палата психиатрического отделения –
символом самодержавно-бюрократического строя.
Рассказ «Палата № 6» знаменуют начало того нового этапа в
творческом пути Чехова, который связан с мелиховским периодом.
Однако в эти годы круг наблюдений Чехова не ограничивается
только мелиховскими впечатлениями. Он, как и прежде, живет
большой творческой жизнью, часто бывает в Москве и Петербурге,
путешествует. Писатель получает множество газет и журналов,
интересуется всеми злободневными проблемами русской жизни,
находится в курсе важнейших событий.
Мелиховские впечатления в творчестве Чехова сказались в острой
постановке социальных, морально-эстетических и философских
проблем, в художественной разработке темы народа и в первую
очередь в изображении русской дореволюционной деревни.
Чехов и раньше изображал отдельные эпизоды из деревенской жизни,
давал образы крестьян, картины природы. Но жизнь в Мелихове
заставила его по-новому подойти к изображению деревни. В
Мелихове он узнал жизнь крестьянства во всем ее многообразии и
противоречиях, вплотную столкнулся с процессом классового
расслоения в деревне.
Тема деревни, тема народа стала одной из ведущих в творчестве
Чехова 90-х и 900-х годов.
«В Мелихове А. П. Чехов много писал. Старожилы Мелихова
вспоминают о том, что ежедневно до глубокой ночи горел свет в
кабинете Антона Павловича. Говоря о беллетрическом значении
Мелихова, сам писатель прежде всего связывал его с повестью
«Мужики». О том, что многие картины деревенской жизни,
изображенные в «Мужиках», выросли из мелиховских впечатлений,
свидетельствует записная книжка Чехова.
Факты, взятые из действительности, помогли писателю увидеть ту
большую правду крестьянской жизни, которая и составляла
содержание «Мужиков». Интересно, что А. П. Чехов заканчивает
свою повесть во время работы по переписи населения, когда он
ходил по избам в Мелихове и «стукался головой о потолки».
Жители Мелихова легко узнают в повести «Мужики» свою деревню,
вспоминают описанные в ней события. В Мелихове действительно
существовали и трактир и слобода Холуевка. Можно думать, что в
«Мужиках» отразилась и зима неурожайного 1892 г.».
В жизни крестьян «в течение лета и зимы бывали такие часы и дни,
когда казалось, что эти люди живут хуже скотов, жить с ними было
страшно; они грубы, нечестны, грязны, нетрезвы, живут не
согласно, постоянно ссорятся, потому что не уважают, боятся и
подозревают друг друга». Но в этих «страшных мужиков» Чехов
сумел увидеть людей, почувствовать их большую, искалеченную
социальным строем душу и встал на защиту человеческих прав и
человеческого достоинства: «…все же они люди, они страдают и
плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя
было бы найти оправдания».
Появление повести «Мужики» вызвало большую тревогу в цензуре.
Цензурный комитет постановил исключить одну страницу из
рассказа, а Чехова при несогласии арестовать.
«Мужики» произвели огромное впечатление на современников А. П.
Чехова. Этой повестью писатель нанес сокрушительный удар
народническим представлением о русской деревне.
Мелиховские впечатления послужили материалом для повести «Моя
жизнь» и рассказа «Дом с мезонином», написанных в 1896 г., хотя
тема деревни и не является основной в этих произведениях. Чехов
и здесь с позиций писателя-демократа вскрывает всю
несостоятельность попыток улучшения жизни полумерами. В рассказе
«Дом с мезонином» Чехов ясно говорит, что помощь народу «малыми
делами», ставшая в то время для многих самоцелью, уводит от
решения коренных социальных вопросов.
В повести «Моя жизнь» отразились многие мотивы мелиховской жизни
писателя: переезд ранней весной в запущенную усадьбу и
устройство в ней, взволнованное отношение к природе, сложность
взаимоотношений с крестьянами, постройка деревенской школы и т.
д. Можно предполагать, что, давая в повести глубоко
проницательную характеристику русского крестьянина, Чехов
опирался на свои мелиховские впечатления».
По всей видимости, наблюдения над жизнью фабрик в соседних селах
Крюкове и Угрюмове дали Чехову материал для рассказов «Бабье
царство» (1894 г.), «Случай из практики» (1898 г.).
Однажды Чехову пришлось лечить молодую женщину, владелицу
фабрики, заболевшую нервным расстройством. Эта ситуация,
возможно, и легла в основу рассказа «Случай из практики».
Мелиховские впечатления настолько глубоко вошли в творческое
сознание писателя, что продолжали жить и в произведениях,
написанных после отъезда из Мелихова.
«По воспоминаниям мелиховских старожилов, в рассказе «В овраге»
(1900 г.) описаны соседние с Мелиховом фабричные села – Угрюмово
и Крюково. Это подтверждает и современник Антона Павловича
Чехова С. И. Щукин, который приводит слова писателя о том, что в
рассказе он описывает ту жизнь, «какая встречается в соседних
губерниях», и что «купцы Хрымины есть в действительности, только
на самом деле они еще хуже». Мелиховские мотивы повести узнал и
доктор П. И. Куркин: «Не могу, не считаю нужным скрывать от Вас,
дорогой наш Антон Павлович, того очарования, которое испытывают
все при ознакомлении с вашим последним очерком «В овраге». Мне
кроме того все время чуялся местный колорит Крюкова и всего того
уклада жизни…»
Жизнь в Мелихове в непосредственной близости к народу внесла
новые мотивы в чеховскую тему разоблачения пошлости. Чехов во
многих своих произведениях показал ее страшную силу, ее
разлагающее влияние на человека.
В рассказе «На святках» (1899 г.) Чехов с большим драматизмом
описывает это столкновение пошлости с душевной красотой.
Неграмотные старики-крестьяне просят трактирщика написать письмо
их единственной дочери Ефимье, уехавшей с мужем в Петербург. Они
не умеют писать и передать словами письма свои мысли и чувства.
Поэтому, кроме традиционных деревенских поклонов, они полагаются
в остальном на трактирщика. А тот, не имея ни мыслей, ни чувств,
не находит ни единого живого слова и заполняет письмо выписками
из воинского устава».
Рассказ написан А. П. Чеховым в 1899 г., в Ялте, но
социально-психологическая острота сюжета, жизненность
художественных образов, глубина раскрытия противоречий жизни и
большая правда позволяют думать, что в основе его лежало близкое
знакомство с русской деревней, какое дали писателю годы
пребывания в Мелихове.
В Мелихове же в творческом сознании Чехова, для которого понятие
труда и понятие культуры сливались в одно неразрывное целое,
оформилась известная чеховская мысль: «Праздная жизнь не может
быть чистой».
Жизнь в деревне и непосредственное участие в работе сельской
интеллигенции позволили Чехову поставить в своих произведениях
один из самых волнующих вопросов современной ему
действительности – вопрос об интеллигенции и народе.
Из мелиховских впечатлений выросла глубоко правдивая, полная
трагизма пьеса Чехова о русской уездной интеллигенции – «Дядя
Ваня (сцены из деревенской жизни)». Связь ее с жизнью одними из
первых поняли и почувствовали те, кто прямо или косвенно дал
писателю материал для пьесы. Так, доктор П. И. Куркин после
первого представления «Дяди Вани» писал Чехову: «Перед нами с
чрезвычайной живостью встала деревенская глушь с туземным и
пришлым элементами, с тоской и скукой».
Близкие к Антону Павловичу и его семье люди узнавали в некоторых
образах пьесы членов чеховской семьи. Так, в образе Сони
угадывалась трудолюбивая, деятельная хозяйка Мелихова Мария
Павловна, посвятившая всю свою жизнь заботам о Чехове.
Подтверждает это и письмо Михаила Павловича: «Видел «Дядю Ваню»!
Ах, какая это превосходная пьеса! Какой великолепный конец! И
как в этой пьесе я увидел нашу бедную самоотверженную
Машеньку!...»
В Мелихове Чехов написал и свой известный рассказ «Черный
монах». Историю создания этого рассказа описывает в своей книге
воспоминаний брат Антона Павловича, Михаил Павлович:
«В Мелихове у Антона Павловича, вероятно, от переутомления
расходились нервы – он почти совсем не спал. Стоило ему начать
забываться сном, как его «дергало». Он вдруг пробуждался,
какая-то странная сила подбрасывала его на постели, внутри у
него что-то обрывалось «с корнем», он вскакивал и уже долго не
мог уснуть. Но, как бы ни было, приезд Лики и Потапенко сильно
развлекал его.»
Обыкновенно случалось так, что когда он и Лика приезжали в
Мелихово, то Лика садилась за рояль и начинала петь входившую
тогда в моду «Валахскую легенду» Брага.»
В этой легенде больная девушка слышит в бреду доносящуюся до нее
с неба песнь ангелов, просит мать выйти на балкон и узнать,
откуда несутся эти звуки, но мать не слышит их, не понимает ее,
и девушка в разочаровании засыпает снова.»
Антон Павлович находил в этом романе что-то мистическое, полное
красивого романтизма. Я упоминаю об этом потому, что романс имел
большое отношение к происхождению его рассказа «Черный монах».»
Сижу я как-то после обеда у самого дома на лавочке, и вдруг
выбегает брат Антон, как-то странно начинает ходить и тереть
себе лоб и глаза. Мы все уже привыкли к его «дерганьям» во сне,
и я понял так, что это его «дернуло» и он выскочил в сад, не
успев еще хорошенько прийти в себя.
- Что, опять дернуло? – спросил я.
- Нет, - ответил он. – Я видел сейчас страшный сон. Мне
приснился черный монах.
Впечатление черного монаха было настолько сильное, что брат
Антон еще долго не мог успокоиться и долго потом говорил о
монахе, пока, наконец, не написал о нем свой известный рассказ.»
В Мелихове была написана пьеса «Чайка» – программное,
новаторское произведение Чехова-драматурга, посвященное
проблемам искусства. Чехов борется в «Чайке» за идейную
направленность искусства. Всякое художественное произведение, по
словам Чехова, непременно должно выражать какую-нибудь мысль.
Этой идейной направленности не хватает героям пьесы – ни
писателю реалисту Тригорину, который пишет жизнь только такой,
какая она есть, ни декаденту Треплеву, ушедшему от
действительности в мир прозрачных образов и символов. Только
Нина Заречная находит путь к настоящему искусству. Ценою тяжелых
жертв и разочарований, неустанно работая над собой, она
становится настоящей актрисой.
Пьеса «Чайка» очень тесно связана с Мелиховым и сюжетом, и
прообразами своих героев, и местом действия, и пейзажем, и целым
рядом других более мелких деталей.
«Бывавший в Мелихове Вл.И.Немирович-Данченко писал: «Благодаря
озеру и саду, в лунные ночи и закатные вечера Мелихово было
очень красиво и волновало фантазию. Здесь Чехов писал «Чайку», и
много подробностей в «Чайке» навеяно обстановкой Мелихова. По
крайней мере я не могу отделаться от впечатления, что сцена,
которую устраивает Треплев, прошла на этой аллее, идущей к
озеру, и «в доме играют», и «красная луна», и лото в четвертом
действии».
Воспоминания М.П. Чеховой, М. П. Чехова и письма Л. С. Мизиновой
подтверждают, что сюжетом пьесы Чехов взял неудачный роман Л. С.
Мизиновой и И.Н. Потапенко. Сходство главных действующих лиц с
их реальными прототипами было подчеркнуто писателем так
прозрачно, что для всех близких Чехову было совершенно ясно, о
ком идет речь. Очевидно, это было сделано писателем сознательно.
Своей пьесой он высказал отношение к роману, который не только
проходил у него на глазах, но и глубоко волновал его.
Чехов с большой душевной болью и сочувствием рассказал в «Чайке»
печальную историю неудачной любви Л. С. Мизиновой и через образ
Тригорина сурово осудил И. Н. Потапенко. Это сходство судьбы
главных героев пьесы с судьбой их прототипов особенно ясно
почувствовали прежде всего, те кто так или иначе послужили
прообразами героев.
Из мелиховских впечатлений вырос в пьесе «Чайка» и
трогательно-смешной образ Медведенко. А. П. Чехов, посетивший в
1894 г. Талежскую школу, пишет: «Учитель получает 23 рубля в
месяц, имеет жену, четырех детей, и уже сед, несмотря на свои 30
лет. До такой степени забит нуждой, что о чем бы вы ни
заговорили с ним, он все сводит к вопросу о жаловании. По его
мнению, поэты и прозаики должны писать только и прибавке
жалованья».
Из писем и записных книжек А. П. Чехова видно, что сюжеты многих
других его произведений также непосредственно связаны с жизнью в
Мелихове.
Возможно, что в повести «Моя жизнь» Чехов по талежским
впечатлениям описал картину постройки школы в Дубечне, торжество
ее открытия и т. д.
«Из живых мелиховских впечатлений вырос и рассказ «На подводе»,
написанный в 1897 г. О жизни сельской школы рассказывают письма
учительницы А. И. Анисимовой к Антону Павловичу. В этих письмах
говорится о тяжелых условиях работы сельского учителя, о тяге
деревенских детей к учебе, о том, как искусственно тормозилось
народное просвещение».
В рассказе «На подводе» перед нами проходят однообразная, серая
жизнь сельской учительницы, работающей без любви к делу, живущей
без семьи, без близких, в полном одиночестве, морозы и метели,
непролазная грязь на дорогах, безысходная деревенская нужда.
Записная книжка Чехова свидетельствует о том, что многие факты
из жизни самого писателя послужили сюжетами для его произведений
этого периода. Так, в записной книжке Чехова описан случай из
его земской врачебной деятельности, давший материал для рассказа
«По делам службы»: «Земец растратил и застрелился. Я со становым
поехал вскрывать его. Приезжаем. Лежит на столе. Поздно.
Отложили вскрытие до завтра. Становой уехал к соседу играть в
карты. Я лег спать. Дверь то открывалась, то закрывалась опять.
Казалось, что мертвец ходит».
Мелиховские впечатления завершили круг наблюдений Чехова над
оскуднением русского дворянства, которое он показал в своих
произведениях 90-х и 900-х годов.
Разорение дворянских гнезд с их отжившими формами
полукрепостнического уклада становилось бытовым явлением в 80-х
и 90-х годах. В произведениях мелиховского периода писатель
уделяет этой теме большое внимание, изображая различные стороны
этого процесса.
Печать запустения лежит на старой помещичьей усадьбе в рассказе
«Дом с мезонином», где от былого богатства сохранились только
дом с мезонином да темные аллеи в парке. Жизнь владельцев
усадьбы стоится по-новому: навсегда уходит отсюда прелестная
Мисюсь; ее старшая сестра Лида становится учительницей и
гордится тем, что «живет на собственные деньги».
Живя в Мелихове, Чехов вплотную столкнулся и с другой стороной
процесса капитализации деревни. Писатель видел и показал в своих
произведениях, как в разорившиеся дворянские усадьбы входил
новый хозяин – купец, предприниматель, для которого имение было
уже не родовым углом, а прежде всего собственностью.
Приобретение усадеб было самоцелью, собственная усадьба,
«собственный крыжовник» заслоняли от человека весь остальной
мир, делали его рабом собственности.
В рассказе «Крыжовник» мы видим, как жажда собственности
подменила живое участие в жизни убогой мечтой о собственном
крыжовнике и превратила обыкновенного труженика в
самодовольного, скотоподобного владельца усадьбы.
Вряд ли стоит вне мелиховских впечатлений и последняя пьеса
Чехова «Вишневый сад», представляющая собой идейное и
художественное завершение всего творческого пути писателя.
В Мелихове и по соседству с Мелиховым было много дворянских
усадеб, которые, переходя из рук в руки, постепенно на глазах
Чехова приходили в упадок. Эти конкретные факты мелиховской
жизни во многом дополнили и углубили прежние наблюдения писателя
над этим явлением русской дореволюционной жизни.
Пьеса «Вишневый сад» была создана А. П. Чеховым в 1903 г.,
спустя четыре года после отъезда из Мелихова. Однако
чувствуется, что основные социальные мотивы пьесы – банкротство
дворянско-помещичьей России, разорение дворянских гнезд и
переход их в руки представителей промышленного капитала –
связаны в творческом сознании писателя и с мелиховскими
впечатлениями.
На страницах многих чеховских произведений живет мало
примечательный на первый взгляд мелиховский пейзаж. Часто он
играет большую роль в раскрытии идейного и художественного
замысла произведений.
Примером того, как органически вошел мелиховский пейзаж в
произведения Чехова, может служить задуманная им в Мелихове
трилогия, в которую Чехов включил три рассказа 1898 г. –
«Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Пейзаж объединяет
в одно целое эти рассказы, внешне между собой не связанные, и
определяет место каждого из них в развитии общей темы. Пейзаж
играет здесь роль своеобразных лирических отступлений, которые
помогают раскрыть основную идею трилогии – протест против
мертвящих форм жизни, мечту о прекрасном будущем и горячую веру
в то, что оно настанет.
Через большинство произведений Чехова 90-х и 900-х годов
проходит поэтический образ природы, образ сада. Надо думать, что
многие описания природы навеяны писателю жизнью в Мелихове,
увлечением садами, посадками деревьев и цветов.
Вспомним вдохновенные слова Астрова в пьесе «Дядя Ваня»: «…Когда
я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я
сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что, если через
тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду
виноват и я».
Или, например, описание чудесного сада Песоцких в рассказе
«Черный монах»: «Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких
тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая
черным, как сажа, вообще такого богатства цветов, как у
Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте».
«В Мелихове возник самый сильный и поэтический у Чехова образ
природы – образ вишневого сада, как символа новой жизни. На
обложке третьей записной книжки Чехова, датированной 1897-1904
гг., имеется запись: «Вишневый сад». Затем следует дневниковые
записи, относящиеся к мелиховскому периоду».