Большое Вознесение - Александр Сергеевич Пушкин на Пресне

Содержание

Ул. Малая Никитская, дом 5
Летом 1811 Пушкин уехал из Москвы в Лицей и вернулся лишь спустя 15 лет. Пушкин бывал в Москве почти ежегодно. В декабре 1828 года он познакомился с Натальей Гончаровой на балу танцмейстера Иогеля в доме Кологривовых на Тверском бульваре (дом 22, не сохранился). Ей было тогда 16 лет, это был один из первых в ее жизни балов.
А жили Гончаровы на Пресне, на Большой Никитской улице (дом 48-50) в одноэтажном доме с антресолями (дом не сохранился). Вскоре после знакомства с Натальей Гончаровой Пушкин сделал ей предложение и получил неопределенный ответ. Получив ответ матери Натальи Николаевны, Пушкин в ту же ночь 1 мая 1829 года, выехал из Москвы на Кавказ в действовавшую против турок армию.
В апреле 1830 г. Пушкин вновь сделал предложение Наталье Николаевне и на этот раз получил ее согласие, 6 мая состоялась помолвка. Пушкин писал: «Участь моя решена. Я женюсь...». Однако, из-за отсутствия денег на приданое невесты свадьба откладывалась.
Наконец, в феврале 1830 г. в церкви Большого Вознесения на Никитской (ул. Малая Никитская, дом 5) состоялось венчание Пушкина с Гончаровой. Происходило все в приделе. При венчании свеча потухла в руке поэта, он, неуклюже повернувшись, уронил распятие, а обручальное кольцо упало на ковер. Зловещие приметы. Но все равно та церковь считается святынею первопрестольной.
Зимний день 1831 года. Среди предстоящих - первый поэт России и первая красавица Москвы. В метрической книге «Большого Вознесения» была сделана запись: «Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского ассесора Николая Афанасьевича Гончарова женился 10 класса Александр Сергеевич Пушкин 1ым браком, понял за себя коллежского ассесора Николая Афанасьевича Гончарова девицу Наталью Николаевну Гончарову...»
В то время церковь Большого Вознесения не была еще достроена; ее сооружение завершилось лишь в 1840 годах. Интересна история церкви, где венчались Пушкин и Наталья Николаевна.
Рядом с церковью, сохранившейся до нашего времени. Была прежде небольшая пятиглавая церковь с 2 приделами, с шатровой колокольней над входом. Построенная еще в 1685 году, и называлась она «Вознесение в Сторожах» (т.е. в Слободе, где жили дворцовые сторожа).
По плану Москвы 1775 года, здесь была запроектирована полуциркульная площадь. Центр ее должен был занять новый грандиозный храм Вознесения, заказчиком которого был князь Г.А.Потемкин-Таврический.
Строительство нового здания, начавшееся в 1797 году, продвигалось медленно. К 1816 году была отстроена лишь западная часть - трапезная, куда из старого здания перенесли приделы. Окончание строительства и освящение церкви относится к 1840-м годам. Именно с этого времени с этого времени церковь стала называться Большим Вознесением.
Церковь была построена по проекту академика архитектуры Ф.М. Шестакова. После его смерти в 1835 г. работы завершил архитектор А.Г. Григорьев.
В феврале 1831 г., когда венчался Пушкин, продолжалось строительство подкупольной части новой церкви; но существовала еще и старая церковь (она была разобрана в конце 1831 г., а колокольня снесена в 1833 г.)
По мнению одного из знатоков истории Москвы пушкинской эпохи - В.С. Попова, венчание Пушкина и Гончаровой происходило в старинной церкви. Но есть и другое мнение 1850 г. П.И. Бартенева «венчались в приходе невесты, у Большого Вознесения».
День рождения поэта был, как известно, в самый праздник Вознесения Господня. Пушкин имел твердое намерение выстроить со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня.
Храм, стоявший у перекрестка оживленных московских улиц, незримыми узами связывал судьбы выдающихся людей - государственных деятелей, творцов отечественной культуры: М.С. Щепкина, Ф.И. Шаляпина, М.И. Ермоловой и многих писателей, художников, артистов.
Храм был свидетелем трагических событий октября-ноября 1917 г. Ожесточенные бои между отрядами боевиков и юнкеров проходили на Никитском бульваре. В 1931 г. храм закрыли, вскоре снесли колокольню, в самой же церкви размещались гаражи и всевозможные мелкие производства.
Не так давно храм передали под концертный зал. Здание недолго прослужило в новом качестве - здесь провели лишь несколько концертов камерной музыки и хорового пения. В сентябре 1990 г. его, одним из первых в городе, вернули верующим. Возобновили службы. До сих пор реставрация здания пока не окончена.
Главная ценность храма - уникальная настенная живопись. Она относится к 30-м годам прошлого столетия и носит отчасти светский характер.